Тема урока: СОСТАВ ЧИСЛА 5
Цели урока: показать учащимся, как можно получить число 5; учить детей различать понятия «число» и «цифра» и правильно пользоваться данными терминами; продолжать работу по соотнесению числа с соответствующей цифрой.
Задачи урока: организовать работу по закреплению умений правильно соотносить число и цифру 5; в ходе практической деятельности и наблюдений познакомить с составом числа 5.
Планируемые результаты
Предметные УУД: в результате практических действий определять состав числа 5.Осознавать принцип построения натурального ряда чисел, образовывать последующее (предыдущее) число путем прибавления (вычитания) 1. Воспроизводить последовательность натурального ряда чисел в прямом и обратном порядке от 1 до 10, начиная с любого числа.
Метапредметные: Понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Планировать деятельность на уроке под руководством учителя. Сравнивать предметы групп, искать разные способы решения задачи.
Личностные: проявлять интерес к математике, осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке, осваивать математический язык.
Ресурсы урока:
Рабочая программа УМК «Школа России»
Математика 1 часть 1 класс
Рабочая тетрадь 1 часть 1 класс
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение пройденного о числах 1–5. Соотнесение чисел с цифрами, их обозначающими.
1. Игра «Покажи соседей»
- На улице стоят дома. Почтальону Печкину надо разнести письма. Давайте ему поможем.
*4*
*3*
*2*
Игра «Заселяем домики» 4
3
2
1
3
1
2
- Ребята, давайте заселим числа в домик.
2.«Веселые задачки»
Я рисую кошкин дом,
Три окошка, дверь с крыльцом.
Наверху еще окошко,
Чтобы не было темно.
Посчитай окошки,
В домке у кошки. (4)
Как-то ночью под кусточком
Грибы выросли опять.
Два грибочка, три грибочка.
Сколько будет?
Ровно…5.
III. Изучение нового материала.
1. Формирование восприятия состава числа 5.
Работу можно провести по рисунку 1 (с. 34 учебника, часть 1) или с использованием наборного полотна.
– Рассмотрите внимательно рисунок.
– Что заметили? (На двух лавочках сидят пять девочек.)
– Как девочки расположились на лавочках? (Сначала на одной лавочке сидели четыре девочки, а на другой – одна девочка.)
Параллельно на наборном полотне или магнитной д о с к е «записывается»: 4 1.
Потом на одной лавочке осталось три девочки, а на другой стало – две.
З а п и с ь на наборном полотне (магнитной доске): 3 2.
Потом на первой лавочке осталось сидеть две девочки, а на второй стало три девочки.
З а п и с ь на наборном полотне (магнитной доске): 2 3 .
Затем ещё одна девочка пересела на вторую лавочку, и на первой лавочке осталась одна девочка, а на второй их стало четыре.
З а п и с ь на наборном полотне (магнитной доске): 1 4.
– Посмотрите на записи, сделанные на доске.
– Пользуясь записями, расскажите, как можно получить число 5.
Игра «Засели домик»
Учащиеся проговаривают хором:
Пять – это четыре и один.
Пять – это три и два.
Пять – это два и три.
Пять – это один и четыре.
IV. Закрепление знаний учащихся о составе числа 5.
Подготовка к восприятию темы «Связь сложения и вычитания».
- Ребята, рассмотрите рисунок. С помощью картинок нам показан состав числа 5.
– Что хотите сказать? (С помощью бусинок показан состав числа 5.)
Далее дети записывают на доске или на наборном полотне: 4 + 1 = 5.
– Если от 5 бусинок убрать одну, сколько бусинок останется? (Четыре).
З а п и с ь: 5 – 1 = 4.
В итоге на д о с к е (наборном полотне) появляется следующая запись:
4 + 1 = 5 5 – 1 = 4
3 + 2 = 5 5 – 2 = 3
2 + 3 = 5 5 – 3 = 2
1 + 4 = 5 5 – 4 = 1
– Какой вывод можно сделать?
-Можно сделать вывод о том, что число 5 состоит из
V. Итог урока.
– Что нового узнали?
– Чему научились?
– Оцените свою работу.