Просмотр содержимого документа
«Типы текстов и их особенности»
1. Текст- Заголовок. Основная мысль. Тема.
2. Предложения связаны по смыслу. Каждое новое предложение начинаем писать с заглавной буквы, в конце ставим либо точку, либо вопросительный знак, либо восклицательный знак.
3. Текст делится на смысловые части: начало, основную часть и концовку.
4. Текст может делиться на абзацы. Каждый абзац пишется с красной строки.
Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца.
И.Бунин
1.Как называется текст, в котором о чём-нибудь или о ком-нибудь рассказывается?
2. Как называется текст, в котором что-либо или кто-либо описывается?
3. Как называется текст, в котором даётся ответ на вопрос «почему?»?
Определите тип текста.
Жарким летним днём Оля и Коля гуляли по лугу. Они собирали цветы, разглядывали насекомых. Вдруг набежала туча, начался проливной дождь. Дети бросились под дерево. Не успели они добежать до ближайшего дерева, как дождь закончился, и солнце снова ласково засветило.
Определите тип текста.
Дети увидели, как над широкой рекой раскинулась красивая радуга. Она сияла и переливалась разноцветными красками: красными, оранжевыми, жёлтыми, зелёными и другими. Радостно было смотреть на неё.
Придумайте сами текст-рассуждение. Восстановите текст.
Дети задумались.
_______________________________
Они смотрели на красоту радуги, пока она не исчезла.
Радуга – это атмосферное оптическое явление, которое наблюдается при освещении Солнцем множества водяных капелек во время дождя или тумана, или после дождя. В результате преломления солнечных лучей в каплях воды во время дождя на небе появляется разноцветная дуга.
Текст – повествование
Что? Когда? Где произошло? Случилось?
Сообщается о последовательных действиях.
Обилие глаголов.
Слова-связки:однажды, потом, наконец.
1. Когда, где, с кем …
2. Что произошло, как развивались события.
3. Чем все закончилось.
Текст-описание
Какой? какая? какое? какие?
Использование образных выражений, ярких сравнений.
Описание предмета, состояния, явления, места.
Изображение «замерло».
Обилие имен прилагательных.
Текст-рассуждение
Почему? Зачем?
Содержит объяснение свойств, явлений, доказательство чего-либо.
Слова-связки:потому что, поэтому, значит, не случайно, во-первых, так как
1. Утверждение.
2. Доказательство, объяснение.
3. Вывод, итог, результат.
Чтобы определить тип текста, надо:
- определить общий вопрос текста,- определить основную мысль текста,- определить структуру текста.
Ура, пришли каникулы! Ребята отдыхают! Резвятся на полянке, На пляже загорают!
Выпишите имена существительные. Определите их падеж.
Долгожданное времяканикул- Это радость и отдых для всех! Кто за партой все время хихикал, И кого вызывали к доске! Можно бегать весь день на природе! Или ехать с друзьями в поход! При любой даже грустной погоде – Это время улыбку несет!
Составьте по иллюстрации
повествовательный текст и
текст описание.
Определите типы текстов на листочках.
Какие типы текстов вы знаете?
На какие вопросы отвечает каждый из типов текстов?