kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект факультативного занятия по развитию речи во 2 классе "Типы текстов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект раскрывает совместную деятельность учащихся 2 класса на факультативном занятии по развитию речи. Учащиеся знакомятся с типами текста:описание, повествование и рассуждение. Учитель помогает ученикам узнать характерные особенности каждого типа текста. Учащиеся на практике учатся различать типы текста, основываясь на их характерных особенностях.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект факультативного занятия по развитию речи во 2 классе "Типы текстов"»

Конспект факультативного занятия

по развитию речи во втором классе

Тема: Виды текстов. Текст-описание, текст-повествование, текст рассуждение и их особенности.

Цель: Научить различать виды текстов.

Задачи:

  1. Актуализировать знания учащихся о тексте

  2. Познакомить с видами текстов и с их характерными особенностями,

  3. Формировать умение создавать устные и письменные тексты различных типов на основе взаимосвязи содержания, структуры и речевого оформления

  4. Развивать речь учащихся, как устную, так и письменную.
    Ход занятия.

Учитель

Ученики

І. Этап постановки темы занятия.

Ребята посмотрите на экран. Прочитайте все предложения.

Пушистый снег покрыл землю.

Они несут крошки хлеба и семена.

Дети будут кормить птиц.

Вот и глодает зайчик зимой кору осины.

Ольга и Яша идут в сад.

Вот и настала зима.


Можем мы назвать это текстом?

Почему?

Нет.

Предложения перепутаны. Стоят не в том порядке.

Давайте поставим предложения по порядку.

  1. Вот и настала зима.

  2. Пушистый снег покрыл землю.

  3. Ольга и Яша идут в сад.

  4. Они несут крошки хлеба и семена.

  5. Дети будут кормить птиц.


А почему осталось одно предложение?

Но в нем же тоже говорится о зиме.

Оно не подходит по смыслу к остальным предложениям.

Остальные предложения о птицах, о том, что им надо помогать зимой. А это предложение о зайчике.

Молодцы. Теперь на новом слайде прочитайте еще раз предложения в том порядке, который предложили вы.

Читает вслух 1 человек:

Вот и настала зима. Пушистый снег покрыл землю. Ольга и Яша идут в сад. Они несут крошки хлеба и семена. Дети будут кормить птиц.

Теперь это текст?

А почему?

Да.

Все предложения стоят в нужном порядке. Они связаны по смыслу.

О чем говорится в этом тексте? какая у него тема?

Ребята хотят покормить птиц зимой.

Какая главная мысль текста?

Птицам зимой голодно. Им надо помогать. Подкармливать их.

Можно этому тексту дать заголовок?

Да.

( дети предлагают варианты)


Друзья птиц.

Молодцы. Кто догадался, о чем пойдет речь на нашем занятии?

О тексте.

Правильно. Сегодня мы узнаем о тексте новые сведения.


ІІ. Основная часть

Первый вариант, прочитайте про себя текст на листочке.

Однажды побывал я на удивительных скачках. Было это в жарких странах. Позвали меня на экскурсию на ферму. А там как раз и скачки начались.

Подошли наездники к своим скакунам, одели упряжь, закрепили седла, устроились сверху. Все как обычно, только вместо лошади под наездником….. птица, страус! Характер у страуса строптивый, и оседлать его довольно сложно. Раздался сигнал, и побежали страусы вперед. Наездники управляли ими, как и лошадьми, с помощью упряжи. То один страус вырывался вперед, то другой! Тяжело наездникам было управлять необычными скакунами. А еще тяжелее удержаться на нем, не упасть. Ведь бежали страусы не по прямой, а зигзагами.

Закончился забег. Наградили победителя. И экскурсия моя к концу подошла. Уехал я, но еще долго вспоминал необыкновенные скачки, чудо-скакунов и удивлялся, какая же все-таки птица поразительная – страус! Не летает, хоть и птица, зато бегает не хуже лошади!

Второй вариант, прочитайте про себя свой текст

Африканский страус – самая крупная из современных птиц: его рост достигает 250 см, масса до 150 кг. Страус имеет плотное телосложение, длинную шею и небольшую уплощённую голову. Клюв прямой, плоский. Глаза большие, с густыми ресницами на верхнем веке. Каждый глаз размером с мозг. Страусы – нелетающие птицы. Крылья у страусов недоразвитые; два пальца на них заканчиваются когтями, или шпорами. Задние конечности длинные и сильные, всего с двумя пальцами. Один из пальцев заканчивается подобием рогового копыта – на него птица опирается при беге. Обычной пищей страусов являются растения – побеги, цветы, семена, плоды, но при случае они поедают и мелких животных – насекомых (саранчу, рептилий, грызунов и остатки от трапез хищников.) Молодые птицы питаются только животной пищей. В неволе страусу требуется около 3,5 кг пищи в день. Благодаря своему росту и прекрасному зрению, страусы первые замечают опасность. В случае опасности они бросаются в бегство, развивая скорость до 60–70 км/ч и делая шаги в 3,5–4 м длиной, и при необходимости круто меняют направление бега, не снижая скорости. Молодые страусы уже в месячном возрасте могут бегать со скоростью до 50 км/ч. Сейчас страусов разводят более чем в 50 странах мира. В настоящее время страусов разводят преимущественно ради дорогой кожи и мяса. На страусах можно ездить верхом. Взрослый самец везёт человека без труда

Ребята, о ком говорится в вашем тексте? Скажите одним словом.

1 вариант – о страусах.

2 вариант – о страусе.

В ваших текстах действительно говорится о страусе. Можем мы подумать, что тексты одинаковые?

Да можем.

Давайте сравним наши тексты.

Чтение текста 1 варианта одним учеником.

Чтение текста 2 варианта одним учеником.

Тексты одинаковые?

Нет. Тексты разные.

Чем они похожи?

Оба текста о страусах.

А чем отличаются?

Они написаны по - разному, разными словами.

Где мы можем встретить похожие тексты?

Как у первого варианта – в рассказах про животных, а как у второго- в справочниках, в энциклопедиях.

Правильно, молодцы.

Тексты хоть и рассказывают нам об одной и той же птице, но по-разному. Что вы узнали из первого текста?



Автор попал на скачки на страусах. Это очень необычно. Нам рассказали, как проходят скачки, как запрягают страусов, как управляют ими.

Такой тип текста называется ПОВЕСТВОВАНИЕ.

Прочитайте на слайде, чем отличается такой тип текста.

Текст-повествование

  1. В текстах данного типа события следуют друг за другом, последовательно.

  2. Можно проследить развитие описываемых событий.

  3. Каждый текст-повествование имеет следующую структуру:

  • завязка (начало действия, события);

  • развитие действия;

  • развязка (окончание события, завершение повествования).

  1. Можно задать вопросы: а что было дальше, а потом? Кто? Когда? Что? Где? Как?

  2. В текстах такого типа в большом количестве используются глаголы.

Возьмите в руки лист с текстом и по пунктам найдите характерные особенности текста-повествования.

  1. Сначала рассказывается о том, куда попал автор. Потом – описываются сами скачки, и в конце рассказа – что чувствовал автор.

  2. События все описываются по очереди, друг за другом.

  3. Завязка – автор попал на скачки, развитие – как проходили скачки, развязка – что чувствовал автор.

  4. Можно задать вопрос: а что было дальше, а потом?

  5. Много глаголов (зачитываются глаголы, заранее выделенные в тексте курсивом)

Все пункты совпали. Как мы назовем этот текст?

Текст- повествование.

Правильно, молодцы.

Что вы узнали из второго текста?

Мы узнали, как выглядит страус, какого он размера, чем питается, где живет.

Хорошо. Можем мы сказать, что второй текст описывает нам внешние признаки и повадки страуса?

Да, можем.

Такой тип текста называется ОПИСАНИЕ.

Прочитайте на слайде, чем отличается такой тип текста.

Текст-описание

  1. В текстах данного типа описываются существенные признаки предмета.

  2. Все эти признаки можно увидеть одновременно.

  3. Текст - описание имеет следующую структуру:

  • Представление объекта описания;

  • Признаки объекта описания;

  • Для чего нужен (или чем питается, где обитает)

  1. Можно задать вопросы: какой? какая? какое?

  2. В текстах такого типа в большом количестве используются прилагательные.

Возьмите в руки лист с текстом и по пунктам найдите характерные особенности текста-описания.

  1. В тексте описывается страус

  2. Все признаки – рост, внешние особенности можно увидеть сразу, как на фото

  3. Вначале называется объект, потом описывается, потом говорится, как используется человеком.

  4. Можно задать вопросы: какой? какая? какое?

  5. Много имен прилагательных.

Все пункты совпали. Как мы назовем этот текст?

Текст – описание.

Правильно. Посмотрите на экран и прочитайте следующий текст.

Оказывается, не все птицы могут летать! Например, страус - птица, а не летает. Почему?

Страус имеет два крыла. А вот мышцы, необходимые для полета, у него слабые и неразвитые. Так как нет у страуса крепких и сильных мышц, не могут крылья поднять птицу в воздух для полета.

Таким образом, страус-птица, крылья есть, а пользоваться ими для полета он не может. Поэтому от врага убегает, а не улетает!


Как вы думаете, какой это тип текста? Почему?

Не описание – не получается увидеть признаки все сразу, в один момент. Не повествование – нет развития сюжета, действия.

Правильно. Это еще один тип текста - текст рассуждение. Он тоже имеет отличительные признаки. Вот они:

Текст-рассуждение

  1. В текстах данного типа дается объяснение чему-либо.

  2. Текст – рассуждение имеет следующую структуру:

  • Тезис, то есть утверждение, которое нужно доказать (или вопрос)

  • Доказательство, (рассуждение для ответа на вопрос);

  • Вывод

  1. Можно задать вопрос: почему это так?

  2. Обычно тезис и рассуждение – доказательство связываются словами потому что, так как. Вывод присоединяется к доказательству – рассуждению словами поэтому, таким образом, итак, следовательно.


Возьмите в руки лист с текстом и по пунктам найдите характерные особенности текста-рассуждения.

  1. Объясняется, почему не все птицы умеют летать.

  • Тезис, то есть утверждение, которое нужно доказать

  • Доказательство

  • Вывод

  1. Можно задать вопрос: почему это так?

  2. Есть слова-связки - Так как и таким образом.

Как мы назовем последний тип текста?


Текст – рассуждение.

ІІІ. Рефлексия

С какими типами текста мы с вами познакомились?

  1. Текст-повествование

  2. Текст-описание

  3. Текст – рассуждение

Давайте все, что мы узнали об этих типах текста, соберем в одну таблицу.

Дети заполняют таблицу:


Тип

текста

Особенности текста

Структура

Вопросы к тексту

Слова-помощники

1. Текст-повествование

События следуют друг за другом, последовательно.

Можно проследить развитие описываемых событий.

  • завязка;

  • развитие действия;

  • развязка

А что было дальше, а потом? Кто? Когда? Что? Где? Как?


Много глаголов

2. Текст-описание

В тексте описываются существенные признаки предмета.

Все эти признаки можно увидеть одновременно, как на фото.

  • Представление объекта описания;

  • Признаки объекта описания;

  • Для чего нужен, как используется человеком

какой? какая? какое?

Много прилагательных

3. Текст – рассуждение

В текстах данного типа дается объяснение чему-либо

  • Тезис, (или вопрос)

  • Доказательство, (рассуждение для ответа на вопрос);

  • Вывод


почему это так?

потому что, так как; поэтому, таким образом, итак, следовательно.


Молодцы.

А на следующих занятиях мы подробнее поговорим о каждом типе текста.



4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект факультативного занятия по развитию речи во 2 классе "Типы текстов"

Автор: Тимошенкова Елена Борисовна

Дата: 23.02.2016

Номер свидетельства: 297765

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект факультативного занятия по развитию речи во 2 классе.  "Виды текстов""
    ["seo_title"] => string(72) "konspiektfakultativnoghozaniatiiaporazvitiiuriechivo2klassievidytiekstov"
    ["file_id"] => string(6) "305383"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457935707"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "Программа факультативного курса «Сочинение-рассуждение как жанр  и вид задания повышенной сложности  на ЕГЭ по русскому языку» "
    ["seo_title"] => string(137) "proghramma-fakul-tativnogho-kursa-sochinieniie-rassuzhdieniie-kak-zhanr-i-vid-zadaniia-povyshiennoi-slozhnosti-na-iege-po-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "198590"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1428422044"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства