Учитель | Ученики |
І. Этап постановки темы занятия. |
Ребята посмотрите на экран. Прочитайте все предложения. | Пушистый снег покрыл землю. Они несут крошки хлеба и семена. Дети будут кормить птиц. Вот и глодает зайчик зимой кору осины. Ольга и Яша идут в сад. Вот и настала зима. |
Можем мы назвать это текстом? Почему? | Нет. Предложения перепутаны. Стоят не в том порядке. |
Давайте поставим предложения по порядку. | Вот и настала зима. Пушистый снег покрыл землю. Ольга и Яша идут в сад. Они несут крошки хлеба и семена. Дети будут кормить птиц. |
А почему осталось одно предложение? Но в нем же тоже говорится о зиме. | Оно не подходит по смыслу к остальным предложениям. Остальные предложения о птицах, о том, что им надо помогать зимой. А это предложение о зайчике. |
Молодцы. Теперь на новом слайде прочитайте еще раз предложения в том порядке, который предложили вы. | Читает вслух 1 человек: Вот и настала зима. Пушистый снег покрыл землю. Ольга и Яша идут в сад. Они несут крошки хлеба и семена. Дети будут кормить птиц. |
Теперь это текст? А почему? | Да. Все предложения стоят в нужном порядке. Они связаны по смыслу. |
О чем говорится в этом тексте? какая у него тема? | Ребята хотят покормить птиц зимой. |
Какая главная мысль текста? | Птицам зимой голодно. Им надо помогать. Подкармливать их. |
Можно этому тексту дать заголовок? | Да. ( дети предлагают варианты) Друзья птиц. |
Молодцы. Кто догадался, о чем пойдет речь на нашем занятии? | О тексте. |
Правильно. Сегодня мы узнаем о тексте новые сведения. | |
ІІ. Основная часть |
Первый вариант, прочитайте про себя текст на листочке. | Однажды побывал я на удивительных скачках. Было это в жарких странах. Позвали меня на экскурсию на ферму. А там как раз и скачки начались. Подошли наездники к своим скакунам, одели упряжь, закрепили седла, устроились сверху. Все как обычно, только вместо лошади под наездником….. птица, страус! Характер у страуса строптивый, и оседлать его довольно сложно. Раздался сигнал, и побежали страусы вперед. Наездники управляли ими, как и лошадьми, с помощью упряжи. То один страус вырывался вперед, то другой! Тяжело наездникам было управлять необычными скакунами. А еще тяжелее удержаться на нем, не упасть. Ведь бежали страусы не по прямой, а зигзагами. Закончился забег. Наградили победителя. И экскурсия моя к концу подошла. Уехал я, но еще долго вспоминал необыкновенные скачки, чудо-скакунов и удивлялся, какая же все-таки птица поразительная – страус! Не летает, хоть и птица, зато бегает не хуже лошади! |
Второй вариант, прочитайте про себя свой текст | Африканский страус – самая крупная из современных птиц: его рост достигает 250 см, масса до 150 кг. Страус имеет плотное телосложение, длинную шею и небольшую уплощённую голову. Клюв прямой, плоский. Глаза большие, с густыми ресницами на верхнем веке. Каждый глаз размером с мозг. Страусы – нелетающие птицы. Крылья у страусов недоразвитые; два пальца на них заканчиваются когтями, или шпорами. Задние конечности длинные и сильные, всего с двумя пальцами. Один из пальцев заканчивается подобием рогового копыта – на него птица опирается при беге. Обычной пищей страусов являются растения – побеги, цветы, семена, плоды, но при случае они поедают и мелких животных – насекомых (саранчу, рептилий, грызунов и остатки от трапез хищников.) Молодые птицы питаются только животной пищей. В неволе страусу требуется около 3,5 кг пищи в день. Благодаря своему росту и прекрасному зрению, страусы первые замечают опасность. В случае опасности они бросаются в бегство, развивая скорость до 60–70 км/ч и делая шаги в 3,5–4 м длиной, и при необходимости круто меняют направление бега, не снижая скорости. Молодые страусы уже в месячном возрасте могут бегать со скоростью до 50 км/ч. Сейчас страусов разводят более чем в 50 странах мира. В настоящее время страусов разводят преимущественно ради дорогой кожи и мяса. На страусах можно ездить верхом. Взрослый самец везёт человека без труда |
Ребята, о ком говорится в вашем тексте? Скажите одним словом. | 1 вариант – о страусах. 2 вариант – о страусе. |
В ваших текстах действительно говорится о страусе. Можем мы подумать, что тексты одинаковые? | Да можем. |
Давайте сравним наши тексты. | Чтение текста 1 варианта одним учеником. Чтение текста 2 варианта одним учеником. |
Тексты одинаковые? | Нет. Тексты разные. |
Чем они похожи? | Оба текста о страусах. |
А чем отличаются? | Они написаны по - разному, разными словами. |
Где мы можем встретить похожие тексты? | Как у первого варианта – в рассказах про животных, а как у второго- в справочниках, в энциклопедиях. |
Правильно, молодцы. Тексты хоть и рассказывают нам об одной и той же птице, но по-разному. Что вы узнали из первого текста? | Автор попал на скачки на страусах. Это очень необычно. Нам рассказали, как проходят скачки, как запрягают страусов, как управляют ими. |
Такой тип текста называется ПОВЕСТВОВАНИЕ. Прочитайте на слайде, чем отличается такой тип текста. | Текст-повествование В текстах данного типа события следуют друг за другом, последовательно. Можно проследить развитие описываемых событий. Каждый текст-повествование имеет следующую структуру: завязка (начало действия, события); развитие действия; развязка (окончание события, завершение повествования). Можно задать вопросы: а что было дальше, а потом? Кто? Когда? Что? Где? Как? В текстах такого типа в большом количестве используются глаголы. |
Возьмите в руки лист с текстом и по пунктам найдите характерные особенности текста-повествования. | Сначала рассказывается о том, куда попал автор. Потом – описываются сами скачки, и в конце рассказа – что чувствовал автор. События все описываются по очереди, друг за другом. Завязка – автор попал на скачки, развитие – как проходили скачки, развязка – что чувствовал автор. Можно задать вопрос: а что было дальше, а потом? Много глаголов (зачитываются глаголы, заранее выделенные в тексте курсивом) |
Все пункты совпали. Как мы назовем этот текст? | Текст- повествование. |
Правильно, молодцы. Что вы узнали из второго текста? | Мы узнали, как выглядит страус, какого он размера, чем питается, где живет. |
Хорошо. Можем мы сказать, что второй текст описывает нам внешние признаки и повадки страуса? | Да, можем. |
Такой тип текста называется ОПИСАНИЕ. Прочитайте на слайде, чем отличается такой тип текста. | Текст-описание В текстах данного типа описываются существенные признаки предмета. Все эти признаки можно увидеть одновременно. Текст - описание имеет следующую структуру: Представление объекта описания; Признаки объекта описания; Для чего нужен (или чем питается, где обитает) Можно задать вопросы: какой? какая? какое? В текстах такого типа в большом количестве используются прилагательные. |
Возьмите в руки лист с текстом и по пунктам найдите характерные особенности текста-описания. | В тексте описывается страус Все признаки – рост, внешние особенности можно увидеть сразу, как на фото Вначале называется объект, потом описывается, потом говорится, как используется человеком. Можно задать вопросы: какой? какая? какое? Много имен прилагательных. |
Все пункты совпали. Как мы назовем этот текст? | Текст – описание. |
Правильно. Посмотрите на экран и прочитайте следующий текст. | Оказывается, не все птицы могут летать! Например, страус - птица, а не летает. Почему? Страус имеет два крыла. А вот мышцы, необходимые для полета, у него слабые и неразвитые. Так как нет у страуса крепких и сильных мышц, не могут крылья поднять птицу в воздух для полета. Таким образом, страус-птица, крылья есть, а пользоваться ими для полета он не может. Поэтому от врага убегает, а не улетает! |
Как вы думаете, какой это тип текста? Почему? | Не описание – не получается увидеть признаки все сразу, в один момент. Не повествование – нет развития сюжета, действия. |
Правильно. Это еще один тип текста - текст рассуждение. Он тоже имеет отличительные признаки. Вот они: | Текст-рассуждение В текстах данного типа дается объяснение чему-либо. Текст – рассуждение имеет следующую структуру: Тезис, то есть утверждение, которое нужно доказать (или вопрос) Доказательство, (рассуждение для ответа на вопрос); Вывод Можно задать вопрос: почему это так? Обычно тезис и рассуждение – доказательство связываются словами потому что, так как. Вывод присоединяется к доказательству – рассуждению словами поэтому, таким образом, итак, следовательно. |
Возьмите в руки лист с текстом и по пунктам найдите характерные особенности текста-рассуждения. | Объясняется, почему не все птицы умеют летать. -
Можно задать вопрос: почему это так? Есть слова-связки - Так как и таким образом. |
Как мы назовем последний тип текста? | Текст – рассуждение. |
ІІІ. Рефлексия |
С какими типами текста мы с вами познакомились? | Текст-повествование Текст-описание Текст – рассуждение |
Давайте все, что мы узнали об этих типах текста, соберем в одну таблицу. | Дети заполняют таблицу: |
Тип текста | Особенности текста | Структура | Вопросы к тексту | Слова-помощники | 1. Текст-повествование | События следуют друг за другом, последовательно. Можно проследить развитие описываемых событий. | завязка; развитие действия; развязка | А что было дальше, а потом? Кто? Когда? Что? Где? Как? | Много глаголов | 2. Текст-описание | В тексте описываются существенные признаки предмета. Все эти признаки можно увидеть одновременно, как на фото. | Представление объекта описания; Признаки объекта описания; Для чего нужен, как используется человеком | какой? какая? какое? | Много прилагательных | 3. Текст – рассуждение | В текстах данного типа дается объяснение чему-либо | | почему это так? | потому что, так как; поэтому, таким образом, итак, следовательно. | | Молодцы. А на следующих занятиях мы подробнее поговорим о каждом типе текста. |