Предмет: Русский язык
Класс: 3
Тема: Тип текста: повествование
Цель: ознакомление с особенностями повествовательного текста; развивать устную и письменную речь и коммуникативные умения школьников.
Задачи: познакомить с особенностями текста- повествования и формировать умение распознавать текст повествование; учить выражать собственное мнение; способствовать использованию в монологическом высказывании разные типы речи.
Оборудование: учебник «Русского языка», 3 класс авторы В. К. Павленко, Г.В.Клыпа. Ноутбук, электронный учебник (тест), mp3 сказка «Лиса и Козел». Таблички с надписями «Сообразительные», «Догадливые», «Внимательные». Раздаточный материал: памятка для каждого ученика. Деформированная сказка «Лиса и Козел».
Ход урока
1.Создание атмосферы сотрудничества
Игра «Передай привет»
- Что почувствовали?
- Какие ощущения у вас возникли?
Деление на группы «Сообразительные», «Догадливые», «Внимательные».
Распределение ролей.
Лидер
Секретарь
Таймер
(учащиеся должны уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроках и следовать им)
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Чистописание
Ученик работает по электронному учебнику (тест)
Каждая группа составляет по три вопроса. Синтаксис. Предложение и текст. Типы текстов.
Синтаксический разбор предложения.
1 группа
На деревьях и кустах распустились клейкие листочки.
2 группа
Над цветами порхали белые, голубые и желтые бабочки.
3 группа
С севера подул слабый ветерок.
(планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)
3.Физминутка
Игра «Камень, ножницы, бумага»
Класс делится на две группы. Игра продолжается до трех очков. Победитель определяется по следующим правилам: камень побеждает ножницы («камень затупляет или ломает ножницы») Ножницы побеждают бумагу («ножницы разрезают бумагу») Бумага побеждает камень («бумага накрывает или заворачивает камень») Если игроки показали одинаковый знак, то засчитывается ничья и игра переигрывается.
(умение договариваться и приходить к общему решению в игре)
4. Постановка учебной задачи
Определение темы и цели урока
ПТАЕКСТ- АПОВТЕСОТВОЬВАЯНИЕ
ТЕКСТ- ПОВЕСТВОВАНИЕ
- Что мы знаем о тексте повествования?
- Какие цели вы поставите на урок?
- Послушаем сказку «Лиса и Козел»
- Восстановите последовательность предложений в сказке- повествование «Лиса и Козел»
1. Не может лиса выбраться из колодца.
2. Сидит лиса в колодце, нос повесила.
3. Козел и скок в колодец.
4. Захотела лиса пить.
5. Села лиса в ведро.
6. Спустилась в колодец.
7. Шел мимо козел.
8. Позвала лиса козла.
9. А лиса прыг козлу на спину.
- Какая пословица отражает главную мысль текста?
У семи нянек дитя без глазу.
Утром вечером мудренее.
На свою глупость жалобы не подашь.
(проявить учебно-познавательный интерес к новому материалу, уметь высказывать свое предположение, умение оформлять свои мысли в устной форме)
5. Построение выхода из затруднения.
Памятка
Текст- повествование
(Что? Где? Когда? С кем? Произошло)
- В заголовке названо (или подразумевается действие).
- В первом предложении происходит завязка действия, хочется узнать, что было дальше.
- Далее перечисляются действия, события.
- В текст можно вставить слово «потом», «затем».
- К тексту можно нарисовать несколько картинок.
- Текст заканчивается выводом.
Делимся знаниями «Мозаика»
- Что нового вы узнали о тексте повествование?
Образуются группы нового состава, обмен информацией.
(учащиеся должны анализировать, синтезировать, сравнивать информацию)
6.Закрепление
Упражнение 235 страница 101
Работа по заданию учебника
- О каких событиях говорится в тексте?
- Что произошло?
- Что было сначала, что потом?
- Чем закончилась история про мышку?
Сравните с памяткой, сделайте вывод.
(саморегуляция)
7.Рефлексия деятельности.
- О чем мы сегодня говорили на уроке?
- Что нового вы узнали на уроке?
- Как вы считаете, достигли поставленной цели?
- Оцените работу группы.
- Оцените свою роль на уроке.
(способность адекватно судить о причинах своего успеха / неуспеха)