Цель урока: обобщить знания учащихся о дифференциации текстов по их значению (речевой задаче), организовать наблюдение над особенностями текстов разных типов, их структурой. К тексту приложены файлы-приложения, которые используются на уроке.
Задачи урока:
- систематизировать знания учащихся о тексте;
- закрепить умение анализировать тексты различных типов (описание, повествование, рассуждение) по заданному алгоритму;
- закрепить умение составлять тексты разных типов для решения речевых задач;
- формировать универсальные регулятивные действия самоконтроля;
- воспитывать уважение друг к другу;
- прививать любовь к природе.
Планируемые результаты:
предметные:
учащиеся научатся различать основные типы текстов: описание, рассуждение, повествование.
личностные:
- проявят учебно-познавательный интерес к учебному материалу;
- получат возможность расширить границы знаний по теме «Текст»;
- научатся давать самооценку своей деятельности на уроке.
Универсальные учебные действия:
регулятивные:
- совместно с учителем определят тему и задачи урока;
- будут учиться работать по предложенному плану.
познавательные:
- в ходе наблюдений научатся отличать тексты по их речевой задаче;
- научатся различать особенности разных типов текстов, их структуру.
коммуникативные:
- будут учиться умению слушать и слышать учителя, мнение других учащихся;
- сотрудничать в ходе совместной работы;
- грамотно и четко выражать свои мысли по теме урока.
Тип урока:
- обобщение и систематизация знаний, решение конкретных практических задач.
Используемая технология:
Работа в группах.
Оборудование урока:
1. Телевизор, компьютер, презентация;
2. Демонстрационные схемы на доске (плакаты);
3. Раздаточный материал, в том числе:
- тексты разных типов;
- деформированные тексты;
- тексты для редактирования;
- творческое задание (составление текста);
- справочный материал;
- сигнальные карточки.
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Я вижу вы все приготовились к уроку и настроились на работу. Пожелаем друг другу успехов!
Сегодня вы будете работать в группах. Вспомним правила работы в группах.
1. В группе должен быть ответственный.
2. Работать должен каждый на общий результат.
3. Один говорит, другие слушают.
4. Если не понял, переспроси.
5. Свое несогласие высказывай вежливо.
2. Определение темы урока
На доске схема
Слово – предложение – … (текст)
– Ребята, перед вами схема, но она не закончена. Закончите её и узнаете тему сегодняшнего урока.
Вспомните, что вы знаете о тексте.
Признаки текста:
1.Текст – это 2 или несколько предложений.
2. Предложения связаны по смыслу.
3. Предложения стоят в определённом порядке.)
Тема текста -это то, о чём или о ком говорится в тексте.
Основная мысль – это мысль, которую хочет сообщить автор, это мысль, которой он хочет поделиться с читателем. Это то, к чему призывает текст, чему учит, ради чего написан.
Озаглавить текст - это значит кратко назвать его тему или основную мысль.
Какие типы текстов вам известны? типов (описание, повествование, рассуждение).
Где в жизни мы встречаемся с этой единицей языка?
В жизни каждому человеку приходится наблюдать за каким-либо явлением, узнавать о новых событиях. То, о чем мы узнали, прочитали или услышали хочется кому-то рассказать. Нужно уметь это делать.
На уроках чтения, окружающего мира и других мы учимся читать и пересказывать тексты. На уроках русского языка учимся писать изложения и сочинения. Для того, чтобы правильно это делать, нужно знать основные особенности разных текстов, уметь их различать и использовать для решения речевых задач.
3. Работа по теме урока
Предлагаю вам решить речевые задачи (Какой тип текста ты используешь в данной ситуации?):
1. Твои родители спрашивают, какой подарок ты хотел бы ко дню своего рождения. Ты подробно описываешь подарок.
2. Ты только что был свидетелем смешного происшествия и звонишь другу, чтобы рассказать об этом.
3. Друг спрашивает тебя почему ты не пришел на занятия кружка.
(Дети работают в группах и отвечают на вопрос, используя сигнальные карточки заранее определенного цвета).
Какие учебные задачи мы поставим перед собой? Чему будем учиться?
1. Учиться определять типы тестов.
2. Учиться составлять и редактировать тексты.
3. Учиться использовать разные типы текстов для решения речевых задач.
Приступаем к решению учебных задач.
Проверим, умеем ли мы определять тип текста. Вспомним алгоритм действий.
1. Прочитать текст.
2. Определить на какой вопрос дается ответ в тексте.
3. По вопросу и содержанию определить тип текста.
Я вам прочитаю тексты. Ваша задача – определить тип текста.
1.
Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
(текст – повествование)
2.
Наступила зима. Птицам стало холодно и голодно, потому что снег покрыл землю, насекомые спрятались. Ребята, помогайте птицам зимой!
(текст – рассуждение)
3.
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфиком. (синица)
(текст – описание)
(Дети работают в группах и отвечают на вопрос, используя сигнальные карточки заранее определенного цвета. На доске выстраивается демонстрационная схема с названиями типов тестов.)
Теперь, работая в группах найдите в конверте № 1:
- текст – повествование. Докажите свой выбор.
- текст – описание. Докажите свой выбор.
- текст – рассуждение. Докажите свой выбор.
(Оценивая ответы, учитель использует демонстрационную схему на доске, где указаны вопросы, на которые отвечает тот или иной тип текста.)
С нашей первой учебной задачей мы с правились. Мы умеем определять типы тестов.
Физкультминутка.
Приступаем к решению второй задачи - Учиться составлять и редактировать тексты.
Работаем с заданиями из конверта № 2.
Первое задание – работа с деформированным текстом:
- из слов каждой строчки составьте предложение;
- запишите текст, озаглавьте его;
- определите тип текста.
Второе задание – редактирование текста:
- отредактировать текст;
- определите тип текста.
(Дети работают в группах, используют задания из раздаточного материала, зачитывают тексты, сообщают о результатах своей работы.)
Вы показали свое умение работать с текстом. Это значит, что и со второй нашей учебной задачей (Учиться составлять и редактировать тексты) мы справились.
Сегодня на уроке мы работаем дружно, помогаем друг другу. Это потому, что наш 3 «Б» - самый замечательный класс. Вы со мной согласны?
Я предлагаю вам составить текст о нашем классе. Обратите особое внимание на последнее предложение. В нем вам нужно будет доказать, что мы не случайно называем себя «Лучики».
Итак, перед вами творческая задача: составить текст о нашем классе.
Работаем с заданием из конверта № 3.
(Дети работают в группах, используя задания из раздаточного материала. Зачитывают тексты. Определяют самый интересный рассказ.)
К какому типу можно отнести ваш текст? Кто из вас заметил особенность этого текста? (описание + рассуждение).
Дело в том, что вам была предложена очень сложная задача, в которой от вас требовалось составить смешанный текст. У вас получился текст, в котором есть и описание, и рассуждение. Вы успешно справились с заданием, а это значит, что и с третьей нашей учебной задачей (Учиться использовать разные типы текстов для решения речевых задач) мы справились.
Предлагаю вам рассказ о нашем классе записать в тетрадь.
(Дети работают в тетрадях.)
4. Итог урока. Рефлексия.
Какие учебные задачи стояли перед нами на уроке? Смогли мы их решить?
Чему мы учились? (определять типы тестов, составлять и редактировать тексты, использовать разные типы текстов для решения речевых задач).
Какая форма работы применялась в ходе урока? (работать в группах)
Что помогало вам в работе?
Оцените свою работу на уроке, закончив следующие предложения:
Сегодня на уроке
- я узнал …
- я научился…
- мне понравилось…
- мне показалось важным…
- мне было трудно…
Я могу использовать эти знания…
(По ходу урока учащиеся заполняли листы самооценки. Качество работы всей группы устно оценивает один представитель).
В конце урока учитель собирает заполненные листы самооценки для выставления отметок ученикам.
Домашнее задание (по выбору).
1. Составить текст на тему «Мой любимый предмет в школе».
2. Составить текст на тему «Памятный день школьных каникул».
3. Составить текст на тему «Мой четвероногий друг».
Просмотр содержимого документа
«00 konspekt»
user_file_57886e32c3895_0.doc | Стр 10 из 10 |
Автор: Крамаренко Марина Вениаминовна.
Место работы:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска «Средняя школа № 57».
Должность: Учитель начальных классов
------------------------------------------------------------------
Урок русского языка в 3 классе.
Тема: Текст. Типы текстов.
Цель урока:
Обобщить знания учащихся о дифференциации текстов по их значению (речевой задаче), организовать наблюдение над особенностями текстов разных типов, их структурой.
Задачи урока:
- систематизировать знания учащихся о тексте;
- закрепить умение анализировать тексты различных типов (описание, повествование, рассуждение) по заданному алгоритму;
- закрепить умение составлять тексты разных типов для решения речевых задач;
- формировать универсальные регулятивные действия самоконтроля;
- воспитывать уважение друг к другу;
- прививать любовь к природе.
Планируемые результаты:
предметные:
учащиеся научатся различать основные типы текстов: описание, рассуждение, повествование.
личностные:
- проявят учебно-познавательный интерес к учебному материалу;
- получат возможность расширить границы знаний по теме «Текст»;
- научатся давать самооценку своей деятельности на уроке.
Универсальные учебные действия:
регулятивные:
- совместно с учителем определят тему и задачи урока;
- будут учиться работать по предложенному плану.
познавательные:
- в ходе наблюдений научатся отличать тексты по их речевой задаче;
- научатся различать особенности разных типов текстов, их структуру.
коммуникативные:
- будут учиться умению слушать и слышать учителя, мнение других учащихся;
- сотрудничать в ходе совместной работы;
- грамотно и четко выражать свои мысли по теме урока.
Тип урока:
- обобщение и систематизация знаний, решение конкретных практических задач.
Используемая технология:
Работа в группах.
Оборудование урока:
1. Телевизор, компьютер, презентация;
2. Демонстрационные схемы на доске (плакаты);
3. Раздаточный материал, в том числе:
- тексты разных типов;
- деформированные тексты;
- тексты для редактирования;
- творческое задание (составление текста);
- справочный материал;
- сигнальные карточки.
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Я вижу вы все приготовились к уроку и настроились на работу. Пожелаем друг другу успехов!
Сегодня вы будете работать в группах. Вспомним правила работы в группах.
1. В группе должен быть ответственный.
2. Работать должен каждый на общий результат.
3. Один говорит, другие слушают.
4. Если не понял, переспроси.
5. Свое несогласие высказывай вежливо.
2. Определение темы урока
На доске схема
Слово – предложение – … (текст)
– Ребята, перед вами схема, но она не закончена. Закончите её и узнаете тему сегодняшнего урока.
Вспомните, что вы знаете о тексте.
Признаки текста:
1.Текст – это 2 или несколько предложений.
2. Предложения связаны по смыслу.
3. Предложения стоят в определённом порядке.)
Тема текста -это то, о чём или о ком говорится в тексте.
Основная мысль – это мысль, которую хочет сообщить автор, это мысль, которой он хочет поделиться с читателем. Это то, к чему призывает текст, чему учит, ради чего написан.
Озаглавить текст - это значит кратко назвать его тему или основную мысль.
Какие типы текстов вам известны? типов (описание, повествование, рассуждение).
Где в жизни мы встречаемся с этой единицей языка?
В жизни каждому человеку приходится наблюдать за каким-либо явлением, узнавать о новых событиях. То, о чем мы узнали, прочитали или услышали хочется кому-то рассказать. Нужно уметь это делать.
На уроках чтения, окружающего мира и других мы учимся читать и пересказывать тексты. На уроках русского языка учимся писать изложения и сочинения. Для того, чтобы правильно это делать, нужно знать основные особенности разных текстов, уметь их различать и использовать для решения речевых задач.
3. Работа по теме урока
Предлагаю вам решить речевые задачи (Какой тип текста ты используешь в данной ситуации?):
1. Твои родители спрашивают, какой подарок ты хотел бы ко дню своего рождения. Ты подробно описываешь подарок.
2. Ты только что был свидетелем смешного происшествия и звонишь другу, чтобы рассказать об этом.
3. Друг спрашивает тебя почему ты не пришел на занятия кружка.
(Дети работают в группах и отвечают на вопрос, используя сигнальные карточки заранее определенного цвета).
Какие учебные задачи мы поставим перед собой? Чему будем учиться?
1. Учиться определять типы тестов.
2. Учиться составлять и редактировать тексты.
3. Учиться использовать разные типы текстов для решения речевых задач.
Приступаем к решению учебных задач.
Проверим, умеем ли мы определять тип текста. Вспомним алгоритм действий.
1. Прочитать текст.
2. Определить на какой вопрос дается ответ в тексте.
3. По вопросу и содержанию определить тип текста.
Я вам прочитаю тексты. Ваша задача – определить тип текста.
1.
Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
(текст – повествование)
2.
Наступила зима. Птицам стало холодно и голодно, потому что снег покрыл землю, насекомые спрятались. Ребята, помогайте птицам зимой!
(текст – рассуждение)
3.
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфиком. (синица)
(текст – описание)
(Дети работают в группах и отвечают на вопрос, используя сигнальные карточки заранее определенного цвета. На доске выстраивается демонстрационная схема с названиями типов тестов.)
Теперь, работая в группах найдите в конверте № 1:
- текст – повествование. Докажите свой выбор.
- текст – описание. Докажите свой выбор.
- текст – рассуждение. Докажите свой выбор.
(Оценивая ответы, учитель использует демонстрационную схему на доске, где указаны вопросы, на которые отвечает тот или иной тип текста.)
С нашей первой учебной задачей мы с правились. Мы умеем определять типы тестов.
Физкультминутка.
Приступаем к решению второй задачи - Учиться составлять и редактировать тексты.
Работаем с заданиями из конверта № 2.
Первое задание – работа с деформированным текстом:
- из слов каждой строчки составьте предложение;
- запишите текст, озаглавьте его;
- определите тип текста.
Второе задание – редактирование текста:
- отредактировать текст;
- определите тип текста.
(Дети работают в группах, используют задания из раздаточного материала, зачитывают тексты, сообщают о результатах своей работы.)
Вы показали свое умение работать с текстом. Это значит, что и со второй нашей учебной задачей (Учиться составлять и редактировать тексты) мы справились.
Сегодня на уроке мы работаем дружно, помогаем друг другу. Это потому, что наш 3 «Б» - самый замечательный класс. Вы со мной согласны?
Я предлагаю вам составить текст о нашем классе. Обратите особое внимание на последнее предложение. В нем вам нужно будет доказать, что мы не случайно называем себя «Лучики».
Итак, перед вами творческая задача: составить текст о нашем классе.
Работаем с заданием из конверта № 3.
(Дети работают в группах, используя задания из раздаточного материала. Зачитывают тексты. Определяют самый интересный рассказ.)
К какому типу можно отнести ваш текст? Кто из вас заметил особенность этого текста? (описание + рассуждение).
Дело в том, что вам была предложена очень сложная задача, в которой от вас требовалось составить смешанный текст. У вас получился текст, в котором есть и описание, и рассуждение. Вы успешно справились с заданием, а это значит, что и с третьей нашей учебной задачей (Учиться использовать разные типы текстов для решения речевых задач) мы справились.
Предлагаю вам рассказ о нашем классе записать в тетрадь.
(Дети работают в тетрадях.)
4. Итог урока. Рефлексия.
Какие учебные задачи стояли перед нами на уроке? Смогли мы их решить?
Чему мы учились? (определять типы тестов, составлять и редактировать тексты, использовать разные типы текстов для решения речевых задач).
Какая форма работы применялась в ходе урока? (работать в группах)
Что помогало вам в работе?
Оцените свою работу на уроке, закончив следующие предложения:
Сегодня на уроке
- я узнал …
- я научился…
- мне понравилось…
- мне показалось важным…
- мне было трудно…
Я могу использовать эти знания…
(По ходу урока учащиеся заполняли листы самооценки. Качество работы всей группы устно оценивает один представитель).
В конце урока учитель собирает заполненные листы самооценки для выставления отметок ученикам.
Домашнее задание (по выбору).
1. Составить текст на тему «Мой любимый предмет в школе».
2. Составить текст на тему «Памятный день школьных каникул».
3. Составить текст на тему «Мой четвероногий друг».
_______________________________