kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия и презентация на тему "Тип текста. Текст-повествование"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия использован из пособия Андреевой Н.Г. "Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников". В 3-х ч. Ч. 2: Предложение. Текст.

К данному конспекту разработана презентация для использования на занятиях.

Тема: Тип текста. Текст-повествование. Характерные признаки текста-повествования. Схема построения повествовательного текста. (Слайд 1)

ЦЕЛИ:

•  ознакомить с текстом типа «повествование», схемой построения повествовательного текста;

•  формировать умения определять особенности текста-повествования, последовательность частей в тексте;

•  формировать умение пересказывать повествовательный текст по плану и опорным словам;

•  развивать слоговой синтез.

ОБОРУДОВАНИЕ: серия сюжетных картинок «Репка», набор опорных таблиц «Текст-повествование», карточки с текстом, презентация.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.         Организационный момент (Слайд 2)

Замок откроется тогда,

Когда составишь ты слова.

Попробуй разгадать быстрее всех!

Уверена, что ждет тебя успех!

- Сядет тот, кто из слогов составит слово:

ка, кош са, по, дил ка, внуч ка, баб ка, мыш

- Назовите все слова. (Кошка, посадил, внучка, бабка, мышка.)

- Вы узнали эту сказку? Как она называется? («Репка»)

- Как называются слова, по которым можно определить тему текста, узнать сказку? (Опорные слова.)

2. Анализ текста русской народной сказки «Репка» (Слайд 3)

- Послушайте отрывок из сказки «Репка».

«Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут — вытащили репку!»

- Кто написал эту сказку? Почему она называется русской народной сказкой?

Давайте вспомним эту сказку. Вы ее знали еще до школы, когда были совсем маленькие.

Логопед выставляет серию сюжетных картинок «Репка», предлагает ученикам рассмотреть их.

- Расположите данные картинки в правильной последовательности. (Слайд 4)

- Как вы думаете, что мы составили с помощью этих картинок? (План.)

- Расскажите сказку (по серии сюжетных картинок).

- О чем эта сказка? Определите тему сказки.

- Прочитайте пословицы, подумайте, подходят ли они к сказке?

На доске - Слайд 5:

1.  Берись дружно, не будет грузно.

2.  Сообща и гору своротишь.

3.  Работай дружней, так будет верней.

4.   

- Определите основную мысль сказки. (В трудном деле даже малая помощь много значит.) (Слайд 5).

- С какого момента начинают развиваться события? (Посадил дед репку.)

- Что было дальше? (Выросла репка большая-пребольшая.)

- Для этой сказки важно не то, как росла репка, а то, как ее тянули. Дальше рассказывается именно об этом.

- Перечислите героев сказки, которые вытягивали репку?

- Как они появились? (Бабку и внучку позвали, Жучку и кошку кликнули.) Назовите слова-синонимы. (Позвали-кликнули.)

- Назовите слова-действия, которые предпринимали герои этой сказки. (Тянет, тянут-потянут, вытянуть не могут.) Какое слово постоянно повторяется в тексте?

- Какое слово-действие используется для того, чтобы показать результат совместных усилий героев сказки? (Вытащили.)

 

Вывод. Текст русской народной сказки «Репка» — повествовательный текст, так как в нем говорится о случае, о событии, о действиях, которые происходили друг за другом, а затем закончились.

Главная особенность повествовательного текста — это сообщение о развивающихся событиях и о завершении действия. Поэтому в повествовательном тексте много слов, называющих действия предметов (глаголов). Порядок таких слов в тексте соответствует порядку самих действий, тому, как развивались события.

3. Физкультминутка

- Расскажите русскую народную сказку «Репка», докажите, как все происходило. Один ученик пересказывает сказку (по серии сюжетных картинок), дети инсценируют.

4.         Текст-повествование. Схема построения повествовательного текста

• Знакомство с текстом.

Учитель-логопед выдает каждому ребенку карточку с текстом. Вывести на слайд. (Слайд 6)

Папа принес домой птенца. Лена насыпала ему крошек. Но бедняга даже не посмотрел на еду.

Девочка вынесла клетку на улицу и поставила у порога.

Слетелись воробьи. Вдруг одна воробьиха взяла в клюв крошку и подлетела к птенцу. На другой день Лена бежала из школы. Она спе­шила накормить воробушка. Воробьиха уже сидела на форточке'.

Когда птенец подрос, Лена открыла клетку. Воробьиха позвала птенца. Он выпорхнул в форточку и улетел.

- Прочитайте текст. (Чтение текста вслух 2—3 учениками.) Уточнение лексического значения слова:

ПОРОГ — поперечный брусок, закрывающий проем между дверью и полом.

• Анализ текста

-       О чем рассказывается в тексте?

-       Определите тему текста. (Текст о птенце.)

  • Определите основную мысль текста. (Как воробьиха кормила птенца.)

-       Озаглавьте. (Воробьиха спасла птенца.) (Запись заголовка текста в тетрадь, на доске.)

-       Сколько в этом тексте частей? Объясните свой ответ.

-       Составим план.

• Беседа по содержанию. Составление плана текста. Языковые средства связи.

-       Прочитайте первую часть текста.

-       Откуда взялся воробей?

-       Как он вел себя у людей?

-       Это начало действия. (Учитель-логопед прикрепляет на доске опорную таблицу НАЧАЛО]

-       Предложите название этой части. (Папа принес птенца.) (Запись в тетрадь, на доске.)

-       Назовите опорные слова этой части. (Насыпала, бедняга, не посмотрел.). (Учитель-логопед записывает опорные слова на доске.)

-       Прочитайте вторую часть рассказа.

-       Что сделала девочка?

-       Это развитие действия. (Учитель-логопед прикрепляет на доске опорную таблицу РАЗВИТИЕ).

-       Предложите название этой части. (Девочка вынесла клетку.) (Запись в тетрадь, на доске.)

-       Назовите опорные слова этой части. (Вынесла, на улицу, поставила.) (Учитель-логопед записывает опорные слова на доске.)

-       Прочитайте третью часть текста.

-       Что произошло на улице?

-       Кто же кормил птенца?

-       Этот момент самый важный, главный — это кульминация. (Учитель-логопед прикрепляет на доску опорную таблицу [КУЛЬМИНАЦИЯ].

-       Предложите название этой части. (Воробьиха кормит птенца.) (Запись в тетрадь, на доске.)

-       Назовите опорные слова этой части. (Вдруг, взяла, клюв, подлетела, бежала, спешила покормить, сидела на форточке.) (Учитель-логопед записывает опорные слова на доске.)

-       Прочитайте четвертую часть рассказа.

-       Почему Лена не сразу выпустила птенца из клетки?

-       Это конец действия, итог. (Учитель-логопед прикрепляет на доске опорную таблицу ИТОГ)

Получается полная опорная таблица «Текст-повествование» (Слайд 7)

НАЧАЛО

РАЗВИТИЕ

КУЛЬМИНАЦИЯ

ИТОГ

  • Предложите название этой части. (Птенец улетел.) (Запись в тетрадь, на доске.)

-       Назовите опорные слова этой части. (Когда подрос, открыла, позвала, выпорхнул, улетел.) (Учитель-логопед записывает опорные слова на доске.)

-       Прочитайте текст еще раз, посмотрите, как писатель обходит повторы.

-       Как связаны предложения в тексте? (Птенец ему, бедняга, воробушек.) (Логопед записывает слова на доске.)

Образец записи на доске или слайде (Слайд 8):

ВОРОБЬИХА СПАСЛА ПТЕНЦА.

План

НАЧАЛО Папа принес птенца.  Насыпала, бедняга, не посмотрел

РАЗВИТИЕ Девочка вынесла клетку. Вынесла, на улицу, поставила

КУЛЬМИНАЦИЯ Воробьиха кормит птенца. Вдруг, взяла, клюв, подлетела, бежала, спешила покормить, сидела на форточке

ИТОГ Птенец улетел. Когда подрос, открыла, позвала, выпорхнул, улетел

•     Устный пересказ текста по плану, опорным словам.

«Очень часто пересказ

Вы твердите много раз.

Это трудно — много раз.

Это нудно — много раз.

И поэтому у нас

Есть другой совет для вас.

Что рассказано? О чем?

Что за чем произошло И к чему все привело?

Прочитайте еще раз — И запомнится рассказ». (Из книги В.В. Волиной «Веселая грамматика».)

-       Прочитайте текст. (Учащиеся читают про себя.)

-       По плану, опорным словам перескажите текст. Учащиеся пересказывают. Логопед указывает на пункты плана, опорные слова, редактирует высказывания учащихся.

•     Обобщение

-       Прочитайте опорные слова кульминации текста. Определите часть речи. (Коллективная работа.)

-       Слова какой части речи являются опорными в текстах-повествованиях? (Глаголы.)

-       Запомните!

Повествованием называется текст, в котором рассказывается, повествуется о последовательных событиях. Поэтому в повествовательном тексте опорными словами являются глаголы.

6. Итог занятия

-       О чем рассказывается в повествовательных текстах?

-       Из каких частей состоит текст-повествование?

-       Что такое кульминация текста? (Кульминация текста — это самый важный, главный момент рассказа.)

-       Как составить план текста? (Сначала прочитать текст 2—3 раза, разделить на смысловые части. Определить, что в каждой части самое важное. Озаглавить каждую часть, записать пункты плана.)

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия - Тип текста»

Конспект занятия использован из пособия Андреевой Н.Г. "Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников". В 3-х ч. Ч. 2: Предложение. Текст.

К данному конспекту разработана презентация для использования на занятиях.


Занятие 9. Тип текста. Текст-повествование. Характерные признаки текста-повествования. Схема построения повествовательного текста. (Слайд 1)

ЦЕЛИ:

  • ознакомить с текстом типа «повествование», схемой построения повествовательного текста;

  • формировать умения определять особенности текста-повествования, последовательность частей в тексте;

  • формировать умение пересказывать повествовательный текст по плану и опорным словам;

  • развивать слоговой синтез.

ОБОРУДОВАНИЕ: серия сюжетных картинок «Репка», набор опорных таблиц «Текст-повествование», карточки с текстом, презентация.


ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент (Слайд 2)

Замок откроется тогда,

Когда составишь ты слова.

Попробуй разгадать быстрее всех!

Уверена, что ждет тебя успех!

- Сядет тот, кто из слогов составит слово:

ка, кош са, по, дил ка, внуч ка, баб ка, мыш

- Назовите все слова. (Кошка, посадил, внучка, бабка, мышка.)

- Вы узнали эту сказку? Как она называется? («Репка»)

- Как называются слова, по которым можно определить тему текста, узнать сказку? (Опорные слова.)


2. Анализ текста русской народной сказки «Репка» (Слайд 3)

- Послушайте отрывок из сказки «Репка».

«Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут — вытащили репку!»

- Кто написал эту сказку? Почему она называется русской народной сказкой?

Давайте вспомним эту сказку. Вы ее знали еще до школы, когда были совсем маленькие.

Логопед выставляет серию сюжетных картинок «Репка», предлагает ученикам рассмотреть их.


- Расположите данные картинки в правильной последовательности. (Слайд 4)

- Как вы думаете, что мы составили с помощью этих картинок? (План.)

- Расскажите сказку (по серии сюжетных картинок).

- О чем эта сказка? Определите тему сказки.

- Прочитайте пословицы, подумайте, подходят ли они к сказке?

На доске - Слайд 5:

  1. Берись дружно, не будет грузно.

  2. Сообща и гору своротишь.

  3. Работай дружней, так будет верней.

- Определите основную мысль сказки. (В трудном деле даже малая помощь много значит.) (Слайд 5).

- С какого момента начинают развиваться события? (Посадил дед репку.)

- Что было дальше? (Выросла репка большая-пребольшая.)

- Для этой сказки важно не то, как росла репка, а то, как ее тянули. Дальше рассказывается именно об этом.

- Перечислите героев сказки, которые вытягивали репку?

- Как они появились? (Бабку и внучку позвали, Жучку и кошку кликнули.) Назовите слова-синонимы. (Позвали-кликнули.)

- Назовите слова-действия, которые предпринимали герои этой сказки. (Тянет, тянут-потянут, вытянуть не могут.) Какое слово постоянно повторяется в тексте?

- Какое слово-действие используется для того, чтобы показать результат совместных усилий героев сказки? (Вытащили.)


Вывод. Текст русской народной сказки «Репка» — повествовательный текст, так как в нем говорится о случае, о событии, о действиях, которые происходили друг за другом, а затем закончились.

Главная особенность повествовательного текста — это сообщение о развивающихся событиях и о завершении действия. Поэтому в повествовательном тексте много слов, называющих действия предметов (глаголов). Порядок таких слов в тексте соответствует порядку самих действий, тому, как развивались события.


3. Физкультминутка

- Расскажите русскую народную сказку «Репка», докажите, как все происходило. Один ученик пересказывает сказку (по серии сюжетных картинок), дети инсценируют.




4. Текст-повествование. Схема построения повествовательного текста

Знакомство с текстом.

Учитель-логопед выдает каждому ребенку карточку с текстом. Вывести на слайд. (Слайд 6)

Папа принес домой птенца. Лена насыпала ему крошек. Но бедняга даже не посмотрел на еду.

Девочка вынесла клетку на улицу и поставила у порога.

Слетелись воробьи. Вдруг одна воробьиха взяла в клюв крошку и подлетела к птенцу. На другой день Лена бежала из школы. Она спе­шила накормить воробушка. Воробьиха уже сидела на форточке'.

Когда птенец подрос, Лена открыла клетку. Воробьиха позвала птенца. Он выпорхнул в форточку и улетел.


- Прочитайте текст. (Чтение текста вслух 2—3 учениками.) Уточнение лексического значения слова:

ПОРОГ — поперечный брусок, закрывающий проем между дверью и полом.

• Анализ текста

  • О чем рассказывается в тексте?

  • Определите тему текста. (Текст о птенце.)

  • Определите основную мысль текста. (Как воробьиха кормила птенца.)

  • Озаглавьте. (Воробьиха спасла птенца.) (Запись заголовка текста в тетрадь, на доске.)

  • Сколько в этом тексте частей? Объясните свой ответ.

  • Составим план.

• Беседа по содержанию. Составление плана текста. Языковые средства связи.

  • Прочитайте первую часть текста.

  • Откуда взялся воробей?

  • Как он вел себя у людей?

  • Это начало действия. (Учитель-логопед прикрепляет на доске опорную таблицу НАЧАЛО]

  • Предложите название этой части. (Папа принес птенца.) (Запись в тетрадь, на доске.)

  • Назовите опорные слова этой части. (Насыпала, бедняга, не посмотрел.). (Учитель-логопед записывает опорные слова на доске.)

  • Прочитайте вторую часть рассказа.

  • Что сделала девочка?

  • Это развитие действия. (Учитель-логопед прикрепляет на доске опорную таблицу РАЗВИТИЕ).

  • Предложите название этой части. (Девочка вынесла клетку.) (Запись в тетрадь, на доске.)

  • Назовите опорные слова этой части. (Вынесла, на улицу, поставила.) (Учитель-логопед записывает опорные слова на доске.)

  • Прочитайте третью часть текста.

  • Что произошло на улице?

  • Кто же кормил птенца?

  • Этот момент самый важный, главный — это кульминация. (Учитель-логопед прикрепляет на доску опорную таблицу [КУЛЬМИНАЦИЯ].

  • Предложите название этой части. (Воробьиха кормит птенца.) (Запись в тетрадь, на доске.)

  • Назовите опорные слова этой части. (Вдруг, взяла, клюв, подлетела, бежала, спешила покормить, сидела на форточке.) (Учитель-логопед записывает опорные слова на доске.)

  • Прочитайте четвертую часть рассказа.

  • Почему Лена не сразу выпустила птенца из клетки?

  • Это конец действия, итог. (Учитель-логопед прикрепляет на доске опорную таблицу ИТОГ)

Получается полная опорная таблица «Текст-повествование» (Слайд 7)

НАЧАЛО

РАЗВИТИЕ

КУЛЬМИНАЦИЯ

ИТОГ

  • Предложите название этой части. (Птенец улетел.) (Запись в тетрадь, на доске.)

  • Назовите опорные слова этой части. (Когда подрос, открыла, позвала, выпорхнул, улетел.) (Учитель-логопед записывает опорные слова на доске.)

  • Прочитайте текст еще раз, посмотрите, как писатель обходит повторы.

  • Как связаны предложения в тексте? (Птенец ему, бедняга, воробушек.) (Логопед записывает слова на доске.)

Образец записи на доске или слайде (Слайд 8):

ВОРОБЬИХА СПАСЛА ПТЕНЦА.

План

НАЧАЛО

Папа принес птенца.


Насыпала, бедняга, не посмотрел


РАЗВИТИЕ


Девочка вынесла клетку.

Вынесла, на улицу, поставила


КУЛЬМИНАЦИЯ

Воробьиха кормит птенца.

Вдруг, взяла, клюв, подлетела, бежала, спешила покормить, сидела на форточке


ИТОГ

Птенец улетел.


Когда подрос, открыла, позвала, выпорхнул, улетел



Устный пересказ текста по плану, опорным словам.

«Очень часто пересказ

Вы твердите много раз.

Это трудно — много раз.

Это нудно — много раз.

И поэтому у нас

Есть другой совет для вас.

Что рассказано? О чем?

Что за чем произошло И к чему все привело?

Прочитайте еще раз — И запомнится рассказ». (Из книги В.В. Волиной «Веселая грамматика».)

  • Прочитайте текст. (Учащиеся читают про себя.)

  • По плану, опорным словам перескажите текст. Учащиеся пересказывают. Логопед указывает на пункты плана, опорные слова, редактирует высказывания учащихся.


Обобщение

  • Прочитайте опорные слова кульминации текста. Определите часть речи. (Коллективная работа.)

  • Слова какой части речи являются опорными в текстах-повествованиях? (Глаголы.)

  • Запомните!

Повествованием называется текст, в котором рассказывается, повествуется о последовательных событиях. Поэтому в повествовательном тексте опорными словами являются глаголы.



6. Итог занятия

  • О чем рассказывается в повествовательных текстах?

  • Из каких частей состоит текст-повествование?

  • Что такое кульминация текста? (Кульминация текста — это самый важный, главный момент рассказа.)

  • Как составить план текста? (Сначала прочитать текст 2—3 раза, разделить на смысловые части. Определить, что в каждой части самое важное. Озаглавить каждую часть, записать пункты плана.)


7

Просмотр содержимого презентации
«Конспект 9. Текст-повествование»

Тип текста.  Текст-повествование.

Тип текста. Текст-повествование.

Замок откроется тогда, Когда составишь ты слова. Попробуй разгадать быстрее всех! Уверена, что ждет тебя успех! ка, кош, са, по, дил ка, внуч, ка, баб, ка, мыш Кошка, посадил, внучка, бабка, мышка «Репка»

Замок откроется тогда,

Когда составишь ты слова.

Попробуй разгадать быстрее всех!

Уверена, что ждет тебя успех!

ка, кош, са, по, дил ка, внуч, ка, баб, ка, мыш

Кошка, посадил, внучка, бабка, мышка

«Репка»

Берись дружно, не будет грузно. Сообща и гору своротишь. Работай дружней, так будет верней. Главная мысль:
  • Берись дружно, не будет грузно.
  • Сообща и гору своротишь.
  • Работай дружней, так будет верней.

Главная мысль:

В трудном деле даже малая помощь много значит.

Папа принес домой птенца. Лена насыпала ему крошек. Но бедняга даже не посмотрел на еду. Девочка вынесла клетку на улицу и поставила у порога. Слетелись воробьи. Вдруг одна воробьиха взяла в клюв крошку и подлетела к птенцу. На другой день Лена бежала из школы. Она спе­шила накормить воробушка. Воробьиха уже сидела на форточке'. Когда птенец подрос, Лена открыла клетку. Воробьиха позвала птенца. Он выпорхнул в форточку и улетел.

Папа принес домой птенца. Лена насыпала ему крошек. Но бедняга даже не посмотрел на еду.

Девочка вынесла клетку на улицу и поставила у порога.

Слетелись воробьи. Вдруг одна воробьиха взяла в клюв крошку и подлетела к птенцу. На другой день Лена бежала из школы. Она спе­шила накормить воробушка. Воробьиха уже сидела на форточке'.

Когда птенец подрос, Лена открыла клетку. Воробьиха позвала птенца. Он выпорхнул в форточку и улетел.

НАЧАЛО РАЗВИТИЕ КУЛЬМИНАЦИЯ ИТОГ

НАЧАЛО

РАЗВИТИЕ

КУЛЬМИНАЦИЯ

ИТОГ

НАЧАЛО Папа принес птенца. Насыпала, бедняга, не посмотрел РАЗВИТИЕ Девочка вынесла клетку. Вынесла, на улицу, поставила КУЛЬМИНАЦИЯ Воробьиха кормит птенца. Вдруг, взяла, клюв, подлетела, бежала, спешила покормить, сидела на форточке ИТОГ Птенец улетел. Когда подрос, открыла, позвала, выпорхнул, улетел

НАЧАЛО

Папа принес птенца.

Насыпала, бедняга, не посмотрел

РАЗВИТИЕ

Девочка вынесла клетку.

Вынесла, на улицу, поставила

КУЛЬМИНАЦИЯ

Воробьиха кормит птенца.

Вдруг, взяла, клюв, подлетела, бежала, спешила покормить, сидела на форточке

ИТОГ

Птенец улетел.

Когда подрос, открыла, позвала, выпорхнул, улетел


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Конспект занятия и презентация на тему "Тип текста. Текст-повествование"

Автор: Войтюк Лэйсэн Минехатовна

Дата: 07.11.2014

Номер свидетельства: 127928

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства