kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технология обучения анализу поэтического текста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содержит информацию, которая позволит научиться анализировать поэтические произведения

Просмотр содержимого документа
«Технология обучения анализу поэтического текста»

Технология обучения анализу поэтического текста Урок литературного чтеия в 4 классе М.Ю. Лермонтов «Утёс»

Технология обучения анализу поэтического текста

Урок литературного чтеия в 4 классе

М.Ю. Лермонтов «Утёс»

М.Ю.Лермонтов «Утёс» Ночевала тучка золотая На груди утёса-великана, Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утёса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне.

М.Ю.Лермонтов «Утёс»

Ночевала тучка золотая

На груди утёса-великана,

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине

Старого утёса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне.

Находим в стихотворении два эмоциональных полюса (ключевых образа) Утёс  Тучка

Находим в стихотворении два эмоциональных полюса (ключевых образа)

  • Утёс

Тучка

Заполняя таблицу, находим в тексте лексичекие цепочки, связанные с каждым из ключевых образов (полюсов) Тучка Лексическая цепочка с указанием изобразит.ср-в утёс Тучка (уменьш.суф.) Золотая (эпитет) Утром умчалась (олицетв.) По лазури весело (эпитет) Играя (олицетв.) Лексическая цепочка с указанием изобразит.ср-в Утёс-великан (эпитет) Влажный след (эпитет) Старый, одиноко (эпитет) Задумался, плачет (олицетв.)

Заполняя таблицу, находим в тексте лексичекие цепочки, связанные с каждым из ключевых образов (полюсов)

Тучка

Лексическая цепочка с указанием изобразит.ср-в

утёс

Тучка (уменьш.суф.)

Золотая (эпитет)

Утром умчалась (олицетв.)

По лазури весело (эпитет)

Играя (олицетв.)

Лексическая цепочка с указанием изобразит.ср-в

Утёс-великан (эпитет)

Влажный след (эпитет)

Старый, одиноко (эпитет)

Задумался, плачет (олицетв.)

Придумываем ассоциации к каждому из ключевых образов
  • Придумываем ассоциации к каждому из ключевых образов

(ассоциативный анализ)

Молодость, радость бытия легкая светлая Легкомыс- ленная тучка Подви- жная Беззабот- ная

Молодость, радость бытия

легкая

светлая

Легкомыс-

ленная

тучка

Подви-

жная

Беззабот-

ная

Старость, одиночество темный Несчаст- ный  тяжелый  утес  Страдаю- щий  плачущий

Старость, одиночество

темный

Несчаст-

ный

тяжелый

утес

Страдаю-

щий

плачущий

Заполняя таблицу, находим в тексте лексичекие цепочки, связанные с каждым из ключевых образов (полюсов) Тучка Лексическая цепочка с указанием изобразит.ср-в ассоциации Утёс Тучка (уменьш.суф.) Золотая (эпитет) Утром умчалась (олицетв.) По лазури весело (эпитет) Играя (олицетв.) Лексическая цепочка с указанием изобразит.ср-в Лёгкая Подвижная Легкомысленная Светлая Молодость  Беззаботность Солнце Чистое небо Радость бытия (и т.д.) ассоциации Утёс-великан (эпитет) Влажный след (эпитет) Старый, одиноко (эпитет) Задумался, плачет (олицетв.) Тяжёлый Тёмный Неподвижный Несчастный Старость Разлука Одиночество Слёзы (и т.д.)

Заполняя таблицу, находим в тексте лексичекие цепочки, связанные с каждым из ключевых образов (полюсов)

Тучка

Лексическая цепочка с указанием изобразит.ср-в

ассоциации

Утёс

Тучка (уменьш.суф.)

Золотая (эпитет)

Утром умчалась (олицетв.)

По лазури весело (эпитет)

Играя (олицетв.)

Лексическая цепочка с указанием изобразит.ср-в

Лёгкая

Подвижная

Легкомысленная

Светлая

Молодость

Беззаботность

Солнце

Чистое небо

Радость бытия

(и т.д.)

ассоциации

Утёс-великан (эпитет)

Влажный след (эпитет)

Старый, одиноко (эпитет)

Задумался, плачет (олицетв.)

Тяжёлый

Тёмный

Неподвижный

Несчастный

Старость

Разлука

Одиночество

Слёзы (и т.д.)

Ищем художественные средства, проясняющие, уточняющие мысль поэта, и определяем их функцию в стихотворении :

Ищем художественные средства, проясняющие, уточняющие мысль поэта, и определяем их функцию в стихотворении :

  • Тропы
  • Синтаксические фигуры и приёмы
  • Особенности строфики, звукописи и т.д.
Антитеза  (основа всей художественной системы)

Антитеза (основа всей художественной системы)

  • тучКа (уменьш.) – утёс-великан
  • Умчалась – стоит
  • Весело – одиноко
  • Играя – плачет
  • Союз «НО» между 1-й и 2-й строфой
Эпитеты  (делают образы более яркими)

Эпитеты (делают образы более яркими)

  • Тучка золотая
  • Весело
  • Утёс-великан
  • Влажный след
  • Старый
  • одиноко
Олицетворения  (переводят действие в символический план)

Олицетворения (переводят действие в символический план)

  • Ночевала тучка … на груди утёса
  • Умчалась … весело играя
  • … в морщине старого утёса
  • Одиноко он стоит … плачет
Синтаксический приём переноса во второй строфе  (выделяет особо значимые слова) Но остался влажный след в морщине // Старого утёса. Одиноко // Он стоит…

Синтаксический приём переноса во второй строфе (выделяет особо значимые слова)

Но остался влажный след в морщине //

Старого утёса. Одиноко //

Он стоит…

О чём стихи?  (интерпретация) Об одиночестве. О весне и осени человеческой жизни

О чём стихи? (интерпретация)

Об одиночестве.

О весне и осени человеческой жизни

Алгоритм анализа   1. Семантический анализ Выявить ключевые образы (обычно их два), противоположные по эмоциональному звучанию , взаимодействие и «борьба» которых в произведении создают его динамику, энергию, эмоциональное напряжение. Иногда они прямо названы, иногда подразумеваются, возникают в ассоциациях, в подтексте. Попытаться сформулировать своё восприятие содержания стихотворения на уровне первого впечатления.  Выписать лексические цепочки, соотносимые с каждым из этих ключевых образов и тем самым –  Выявить сопутствующие образы , позволяющие расширить, углубить или конкретизировать значение основных.  Выстроить все возможные ассоциативные ряды, уводящие в глубину содержания, позволяющие охватить разные уровни и оттенки смысла.  Дать интерпретацию произведения, вытекающую из первого этапа анализа

Алгоритм анализа 1. Семантический анализ

  • Выявить ключевые образы (обычно их два), противоположные по эмоциональному звучанию , взаимодействие и «борьба» которых в произведении создают его динамику, энергию, эмоциональное напряжение. Иногда они прямо названы, иногда подразумеваются, возникают в ассоциациях, в подтексте. Попытаться сформулировать своё восприятие содержания стихотворения на уровне первого впечатления.
  • Выписать лексические цепочки, соотносимые с каждым из этих ключевых образов и тем самым –
  • Выявить сопутствующие образы , позволяющие расширить, углубить или конкретизировать значение основных.
  • Выстроить все возможные ассоциативные ряды, уводящие в глубину содержания, позволяющие охватить разные уровни и оттенки смысла.
  • Дать интерпретацию произведения, вытекающую из первого этапа анализа

2. Анализ изобразительных средств Выявить, какие изобразительные средства способствуют созданию и расширению значения ключевых образов : эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы, контрастные сопоставления и т.д.  Выявить «вспомогательные» художественные средства и приёмы , определяющие именно такое звучание стиха: строфика, рифмовка, особенности ритма и интонации ( в свою очередь зависящие от размера – ямб, хорей и др., длины строк, рифмовки – мужской или женской, особенностей синтаксиса, наличия инверсий, повторов, переносов и т.п.). Обратить внимание на звукопись, её влияние на смысл и художественное оформление образа.  Уточнить интерпретацию текста, сформулировать авторскую позицию и своё к ней отношение.

2. Анализ изобразительных средств

Выявить, какие изобразительные средства способствуют созданию и расширению значения ключевых образов : эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы, контрастные сопоставления и т.д.

Выявить «вспомогательные» художественные средства и приёмы , определяющие именно такое звучание стиха: строфика, рифмовка, особенности ритма и интонации ( в свою очередь зависящие от размера – ямб, хорей и др., длины строк, рифмовки – мужской или женской, особенностей синтаксиса, наличия инверсий, повторов, переносов и т.п.). Обратить внимание на звукопись, её влияние на смысл и художественное оформление образа.

Уточнить интерпретацию текста, сформулировать авторскую позицию и своё к ней отношение.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технология обучения анализу поэтического текста

Автор: Сюрина Марина Петровна

Дата: 15.02.2019

Номер свидетельства: 499937

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(280) "Конспект урока литературы «Чтение – это разгадывание, толкование, сотворчество». (Лингвистический анализ стихотворения  М. Цветаевой «Август-астры…»)" "
    ["seo_title"] => string(155) "konspiekt-uroka-litieratury-chtieniie-eto-razghadyvaniie-tolkovaniie-sotvorchiestvo-linghvistichieskii-analiz-stikhotvorieniia-m-tsvietaievoi-avghust-astry"
    ["file_id"] => string(6) "189639"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426994928"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Конспект урока "Имя существительное-как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-imia-sushchiestvitiel-noie-kak-chast-riechi-1"
    ["file_id"] => string(6) "196571"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428070402"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(34) "Урок на тему Eсенин"
    ["seo_title"] => string(18) "uroknatiemuesienin"
    ["file_id"] => string(6) "310170"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458964613"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Конспект урока литературы "Поэзия сердца" "
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt-uroka-litieratury-poeziia-sierdtsa"
    ["file_id"] => string(6) "223414"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1437653144"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(246) "Технологическая карта открытого урока по музыке с использованием новых образовательных технологий на тему:"Романса трепетные звуки" "
    ["seo_title"] => string(148) "tiekhnologhichieskaia-karta-otkrytogho-uroka-po-muzykie-s-ispol-zovaniiem-novykh-obrazovatiel-nykh-tiekhnologhii-na-tiemu-romansa-triepietnyie-zvuki"
    ["file_id"] => string(6) "129289"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415654380"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства