Просмотр содержимого документа
«Технология обучения анализу поэтического текста»
Технология обучения анализу поэтического текста
Урок литературного чтеия в 4 классе
М.Ю. Лермонтов «Утёс»
М.Ю.Лермонтов «Утёс»
Ночевала тучка золотая
На груди утёса-великана,
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утёса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
Находим в стихотворении два эмоциональных полюса (ключевых образа)
Утёс
Тучка
Заполняя таблицу, находим в тексте лексичекие цепочки, связанные с каждым из ключевых образов (полюсов)
Тучка
Лексическая цепочка с указанием изобразит.ср-в
утёс
Тучка (уменьш.суф.)
Золотая (эпитет)
Утром умчалась (олицетв.)
По лазури весело (эпитет)
Играя (олицетв.)
Лексическая цепочка с указанием изобразит.ср-в
Утёс-великан (эпитет)
Влажный след (эпитет)
Старый, одиноко (эпитет)
Задумался, плачет (олицетв.)
Придумываем ассоциации к каждому из ключевых образов
(ассоциативный анализ)
Молодость, радость бытия
легкая
светлая
Легкомыс-
ленная
тучка
Подви-
жная
Беззабот-
ная
Старость, одиночество
темный
Несчаст-
ный
тяжелый
утес
Страдаю-
щий
плачущий
Заполняя таблицу, находим в тексте лексичекие цепочки, связанные с каждым из ключевых образов (полюсов)
Тучка
Лексическая цепочка с указанием изобразит.ср-в
ассоциации
Утёс
Тучка (уменьш.суф.)
Золотая (эпитет)
Утром умчалась (олицетв.)
По лазури весело (эпитет)
Играя (олицетв.)
Лексическая цепочка с указанием изобразит.ср-в
Лёгкая
Подвижная
Легкомысленная
Светлая
Молодость
Беззаботность
Солнце
Чистое небо
Радость бытия
(и т.д.)
ассоциации
Утёс-великан (эпитет)
Влажный след (эпитет)
Старый, одиноко (эпитет)
Задумался, плачет (олицетв.)
Тяжёлый
Тёмный
Неподвижный
Несчастный
Старость
Разлука
Одиночество
Слёзы (и т.д.)
Ищем художественные средства, проясняющие, уточняющие мысль поэта, и определяем их функцию в стихотворении :
Тропы
Синтаксические фигуры и приёмы
Особенности строфики, звукописи и т.д.
Антитеза (основа всей художественной системы)
тучКа (уменьш.) – утёс-великан
Умчалась – стоит
Весело – одиноко
Играя – плачет
Союз «НО» между 1-й и 2-й строфой
Эпитеты (делают образы более яркими)
Тучка золотая
Весело
Утёс-великан
Влажный след
Старый
одиноко
Олицетворения (переводят действие в символический план)
Ночевала тучка … на груди утёса
Умчалась … весело играя
… в морщине старого утёса
Одиноко он стоит … плачет
Синтаксический приём переноса во второй строфе (выделяет особо значимые слова)
Но остался влажный след в морщине //
Старого утёса. Одиноко //
Он стоит…
О чём стихи? (интерпретация)
Об одиночестве.
О весне и осени человеческой жизни
Алгоритм анализа 1. Семантический анализ
Выявить ключевые образы (обычно их два), противоположные по эмоциональному звучанию , взаимодействие и «борьба» которых в произведении создают его динамику, энергию, эмоциональное напряжение. Иногда они прямо названы, иногда подразумеваются, возникают в ассоциациях, в подтексте. Попытаться сформулировать своё восприятие содержания стихотворения на уровне первого впечатления.
Выписать лексические цепочки, соотносимые с каждым из этих ключевых образов и тем самым –
Выявить сопутствующие образы , позволяющие расширить, углубить или конкретизировать значение основных.
Выстроить все возможные ассоциативные ряды, уводящие в глубину содержания, позволяющие охватить разные уровни и оттенки смысла.
Дать интерпретацию произведения, вытекающую из первого этапа анализа
2. Анализ изобразительных средств
Выявить, какие изобразительные средства способствуют созданию и расширению значения ключевых образов : эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы, контрастные сопоставления и т.д.
Выявить «вспомогательные» художественные средства и приёмы , определяющие именно такое звучание стиха: строфика, рифмовка, особенности ритма и интонации ( в свою очередь зависящие от размера – ямб, хорей и др., длины строк, рифмовки – мужской или женской, особенностей синтаксиса, наличия инверсий, повторов, переносов и т.п.). Обратить внимание на звукопись, её влияние на смысл и художественное оформление образа.
Уточнить интерпретацию текста, сформулировать авторскую позицию и своё к ней отношение.