kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Конспект урока литературы «Чтение – это разгадывание, толкование, сотворчество». (Лингвистический анализ стихотворения М. Цветаевой «Август-астры…»)"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология проблемного обучения и воспитания.

Тема: «Чтение – это разгадывание, толкование, сотворчество».

(Лингвистический анализ стихотворения М. Цветаевой «Август-астры…»)

Проблема: ребята не умеют читать стихи М.Цветаевой, не понимают её поэзии.

Проблемный вопрос: Что есть чтение? Как научиться читать и понимать стихи М.Цветаевой?

Цели: через лингвистический анализ текста показать силу и красоту слова в передаче чувств лирического героя, проанализировать языковые и стилистические средства языка, помогающие понять идейно-художественное своеобразие стихотворения М.Цветаевой

Задачи: конкретный анализ поэтического синтаксиса (роль анафоры, анжанбемана, роль тире и восклицательных предложений) в определении идеи стихотворения, конкретный анализ и роль изобразительно-художественных средств: метафоры, сравнения, эпитетов, оксюморона, значение аллитерации и ассонанса, увлечь и заинтересовать школьников поэзией М.Цветаевой, показать индивидуальность, мощь и силу ее творчества, развивать мышление, речь, художественное чутьё

Что есть чтение, - как не разгадывание,

толкование, извлечение тайного,

оставшегося за строками, за пределом слов.

чтение – прежде всего – сотворчество.

М.Цветаева.

Учитель называет тему урока, просит ребят определить цели и задачи урока, дополняет сказанное. Читается эпиграф.

Она и есть тот самый гений, мощью своего творчества показавший по словам Е.Евтушенко, что «женская любящая душа – это не только хрупкая свечка, не только прозрачный ручеек, созданный для того, чтобы в нем отражался мужчина, но и пожар, перекидывающий огонь с одного дома на другой». Жизнь Цветаевой сложна и неповторима, интересна и трудна.

Звучит рассказ о судьбе, биографии М.Цветаевой (выступление ученика)

Учитель: Е.Евтушенко сказал: «Цветаевский характер был крепким орешком, в нем была пугающая воинственность, дразнящая, задиристая агрессивность». Так женщина – поэт боролась за право иметь сильный характер. Но другой литературовед Е. Тагер отмечает не только силу в характере, творчестве поэтессы, но и слабость. Эти противоречия он определил так: «С одной стороны, невероятная, бурная, взрывающаяся эмоциональность, с другой – столь же невероятно острая, всепроникающая, пронзительная мысль – все сплелось в Цветаевой в неразрывное целое».

Е. Тагер отмечает, что это не только черта ее творчества, но и всего ее духовного строя и даже внешнего облика(см.портрет) «Никаких парижских туалетов – суровый свитер и перетянутая широким поясом длинная серая шерстяная юбка. Не изящная хрупкость – строгость, очерченность, сила. И удивительная прямизна стана, слегка наклоненного вперед, точно таящего в себе всю стремительность ее натуры».

Стремительность, бурная, взрывающаяся эмоциональность видна в стихах М.Цветаевой.

Обратимся к стихотворению «Август - астры». Звучит выразительное чтение стихотворения подготовленным учеником. Итак, ключевое слово – это…(Август – что оно означает?). Август – финал лета, изобилие, щедрой рукой создателя даруемое миру и людям.

-Какие возникают ассоциации, когда читаем первую строчку «Август-астры». (Астра – красивый цветок, с яркими пышными соцветиями. Астра в переводе с греческого означает «звезда». Астра – красота, богатство, щедрость)

Читаем дальше. «Август - звезды».

-С чем ассоциируются звезды? (Тайна, необычность, яркость). Далее следует очень интересная строфа:

Август – грозди

Винограда и рябины

Ржавой – август!

-Раскройте смысл метафоры – «грозди рябины ржавой»

(Ржавой – желто-бурый и рыже-бурый (по В.Далю) – цвет неспелой рябины здесь обещает не тлен, а расцвет и очарование любимой М.Цветаевой рябины.

-Какие еще литературные приемы здесь использованы? (Инверсия – рябины ржавой, аллитерация {р}, {ж}, анжанбеман – перенос части синтаксически целой фразы из единой стихотворной строки в другую, вызванной несовпадением заканчивающей строку постоянной ритмической паузы с паузой смысловой; передает повышенную эмоциональную напряженность речи, способствуя созданию разговорной интонации, подчеркивающийся лейтмотивом «август»). Сильная интонационная пауза выделяет это слово.

-С какой интонацией читается первая строфа?

Евтушенко писал: «Цветаева резка, порывиста, дисгармонична: строку, повинуясь интонации, рвет на отдельные слова и слоги, а слоги переносит из одного стихотворного строчного ряда в другой. Ей, прежде всего, важен смысл, речь. Не жалея стиха, поэтесса резала строку цезурой и резко с помощью тире выделяла, «отбрасывая» слово вниз. А если надо, отрезав слог, переносила его в следующую строку, нередко снабжая восклицательным знаком, подобно музыканту, «изнемогающему в буре звуков и едва справляющемуся со стихией».

-Какие особенности поэтического синтаксиса вы заметили в первой строфе? (Анафора подчеркивает, усиливает значимость, щедрость этого месяца, выделяет его среди других, показывая превосходство. Логическое ударение с каждой строчкой усиливается. Тире выделяет главные ключевые слова). Объяснить постановку тире:

Август – астры,

Август – звезды

Август – грозди.

Читаем вторую строфу.

Назовите эпитет. Объясните эпитет «полновесным». А далее удивительная метафора «благосклонным яблоком» - поясните её. (Добро, любовь, благо).

В словаре В. Даля слово «благосклонный» означает расположенный, милостивый, снисходительный. Поистине подарок в сочетании с существительным яблоко, ибо это не просто символ щедрого урожая богатейшего летнего месяца, это награда.

- Какие возникают ассоциации, когда мы читаем эпитет «яблоко имперское»?

(Римский император Октавиан Август)

-Что передает символ имперский? (Величавость, царственность, это слово вынесено логическим ударением, оно последнее в этих двух строчках). -Назовите сравнение и объясните его.

«Как дитя, играешь, август» подчеркивает «царский» характер месяца: своенравность, всевластие и беззаботность, упоение радостью жизни.

-Какой художественный прием использует Цветаева в следующих двух строчках:

Как ладонью, гладишь сердце

Именем своим имперским.

(Оксюморон: гладишь имперским – становиться близким, понятным, милым сердцу. Август одаривает всех)

-Подберите синонимы к слову «гладишь» (ласкаешь, жалеешь), обратимся к звуковому строю этих строчек: [л], [м], [н] – плавные контрастные звуки. И заканчивается вторая строфа:

Август! – Сердце!

Слово «сердце» выделяется тире и восклицательным знаком. Почему? Далее читаем о жизни сердца.

Третья строфа.

Эпитет «поздний» повторяется три раза. Почему? Раскрываем, поясняем первый «месяц поздних поцелуев» - (торопитесь, ловите каждое мгновение, ничто не повторится), «поздних роз» - (все последнее, позднее – самое дорогое и прекрасное, роза – символ цветка любви), «молний поздних» (озарение, вспышка, просветление, рубеж).

-Что подчеркивает метафора «ливней звездных» (живописная картина вечного, высокого, недоступного неба, указывает на народную примету: август – месяц обильного звездопада, когда можно загадать желание и оно исполнится).

-Для чего используется тире? (Мажорный, финальный аккорд, объединяем три заключительные строки).

-Обратите внимание на аллитерацию: [з], [д], [ц]. Какие чувства она передает? (восклицание, радость, открытие мира, восхищение им).

Прочитайте ещё раз стихотворение.

- В чем выражается его своеобразие, индивидуальность?

Определите основные мысли стихотворения. Красота и сила слова передают чувства лирического героя: его восхищение, любовь к природе, к окружающей среде, миру, чувство понимания красоты, щедрости, богатство природы показывает богатство души человека. Любовь в обобщенном значении: любовь к природе, конкретно к звездам, цветам, небу, к августу. Любовь к человеку.

Лирический герой – человек с открытой душой, понимающий, любящий. Лирический герой похож на автора. Поэтесса М. Цветаева – гений.

-Что есть чтение? (Объяснение, рассуждение, размышление, комментарии, воспитание личности, искусство, разговор с поэтом, творчество и сотворчество)

«Что есть чтение – как не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределом слов. (Не говоря уже о трудностях синтаксиса). Чтение – прежде всего – сотворчество. Устал от моей вещи – значит хорошо читал и – хорошее читал. Усталость читателя – усталость не опустошительная, а творческая. Сотворческая. Делает честь и читателю и мне». М.И.Цветаева.

Учитель предлагает написать творческую письменную работу на тему: «Читая стихотворение М.Цветаевой «Август – астры»

Сочинение ученицы М. Екатерины

Август – астры! Какое интересное сочетание, удивительное и красивое. Август – мой любимый месяц. Август – это тепло, солнце, урожай, какое –то умиротворение, тишина и…астры. Именно в августе они цветут во всей своей красе: и махровые, и игольчатые, и красные, и жёлтые, и белые, неповторимые, чудесные цветы!

Август – звёзды. Они в августе ярче, красивее. Они как будто предчувствуют зимнюю стужу, длинные, холодные ночи.

Август – рябина. Как же М.И.Цветаева не вспомнит про своё любимое дерево!? Рябина пышно плодоносит в августе. И восторг, и удивление испытывает человек. Да, всё это происходит в августе, он главный, значимый. Поэтому и выделяется тире. Как меняется интонация дальше? Если в первой строфе – существительные, то во второй – эпитеты. Да какие! «Полновесным», «благосклонным», и читаются они нараспев, представляется мне что-то доброе, большое, благостное.

А дальше читаю: «яблоко имперское». Что за чудо?! «Как ладонью гладишь сердце именем своим имперским». «Играешь, гладишь» - как нежно и ласково звучат эти слова. Оксюморон и сравнение наводят меня на мысль, что автор – какой-то удивительный человек, дарящий любовь.

Август – сердце. Да, именно! Сердце - это жизнь, любовь. Пусть поздняя и «поздних поцелуев», и «поздних роз», и «поздних молний». Август – последний месяц лета. Ах, как не хочется, чтобы он уходил. И розы, и молнии, чтобы были всегда. Вера в лучшее, надежда на будущее, радость и любовь к жизни, к миру, к людям, к лету, к августу…Вот какие чувства я испытала, читая стихотворение М.Цветаевой, удивляясь её слогу, слову, щедрости необыкновенной русской души…

Просмотр содержимого документа
«╨г╤А╨╛╨║ ╨Ы╨╕╨╜╨│╨▓╨╕╤Б╤В╨╕╤З»

Урок литературы в 11 классе

Технология проблемного обучения и воспитания.

Тема: «Чтение – это разгадывание, толкование, сотворчество».

(Лингвистический анализ стихотворения М. Цветаевой «Август-астры…»)

Проблема: ребята не умеют читать стихи М.Цветаевой, не понимают её поэзии.

Проблемный вопрос: Что есть чтение? Как научиться читать и понимать стихи М.Цветаевой?

Цели: через лингвистический анализ текста показать силу и красоту слова в передаче чувств лирического героя, проанализировать языковые и стилистические средства языка, помогающие понять идейно-художественное своеобразие стихотворения М.Цветаевой

Задачи: конкретный анализ поэтического синтаксиса (роль анафоры, анжанбемана, роль тире и восклицательных предложений) в определении идеи стихотворения, конкретный анализ и роль изобразительно-художественных средств: метафоры, сравнения, эпитетов, оксюморона, значение аллитерации и ассонанса, увлечь и заинтересовать школьников поэзией М.Цветаевой, показать индивидуальность, мощь и силу ее творчества, развивать мышление, речь, художественное чутьё

Что есть чтение, - как не разгадывание,

толкование, извлечение тайного,

оставшегося за строками, за пределом слов.

чтение – прежде всего – сотворчество.

М.Цветаева.

Учитель называет тему урока, просит ребят определить цели и задачи урока, дополняет сказанное. Читается эпиграф.

Она и есть тот самый гений, мощью своего творчества показавший по словам Е.Евтушенко, что «женская любящая душа – это не только хрупкая свечка, не только прозрачный ручеек, созданный для того, чтобы в нем отражался мужчина, но и пожар, перекидывающий огонь с одного дома на другой». Жизнь Цветаевой сложна и неповторима, интересна и трудна.

Звучит рассказ о судьбе, биографии М.Цветаевой (выступление ученика)

Учитель: Е.Евтушенко сказал: «Цветаевский характер был крепким орешком, в нем была пугающая воинственность, дразнящая, задиристая агрессивность». Так женщина – поэт боролась за право иметь сильный характер. Но другой литературовед Е. Тагер отмечает не только силу в характере, творчестве поэтессы, но и слабость. Эти противоречия он определил так: «С одной стороны, невероятная, бурная, взрывающаяся эмоциональность, с другой – столь же невероятно острая, всепроникающая, пронзительная мысль – все сплелось в Цветаевой в неразрывное целое».

Е. Тагер отмечает, что это не только черта ее творчества, но и всего ее духовного строя и даже внешнего облика(см.портрет) «Никаких парижских туалетов – суровый свитер и перетянутая широким поясом длинная серая шерстяная юбка. Не изящная хрупкость – строгость, очерченность, сила. И удивительная прямизна стана, слегка наклоненного вперед, точно таящего в себе всю стремительность ее натуры».

Стремительность, бурная, взрывающаяся эмоциональность видна в стихах М.Цветаевой.

Обратимся к стихотворению «Август - астры». Звучит выразительное чтение стихотворения подготовленным учеником. Итак, ключевое слово – это…(Август – что оно означает?). Август – финал лета, изобилие, щедрой рукой создателя даруемое миру и людям.

-Какие возникают ассоциации, когда читаем первую строчку «Август-астры». (Астра – красивый цветок, с яркими пышными соцветиями. Астра в переводе с греческого означает «звезда». Астра – красота, богатство, щедрость)

Читаем дальше. «Август - звезды».

-С чем ассоциируются звезды? (Тайна, необычность, яркость). Далее следует очень интересная строфа:

Август – грозди

Винограда и рябины

Ржавой – август!

-Раскройте смысл метафоры – «грозди рябины ржавой»

(Ржавой – желто-бурый и рыже-бурый (по В.Далю) – цвет неспелой рябины здесь обещает не тлен, а расцвет и очарование любимой М.Цветаевой рябины.

-Какие еще литературные приемы здесь использованы? (Инверсия – рябины ржавой, аллитерация {р}, {ж}, анжанбеман – перенос части синтаксически целой фразы из единой стихотворной строки в другую, вызванной несовпадением заканчивающей строку постоянной ритмической паузы с паузой смысловой; передает повышенную эмоциональную напряженность речи, способствуя созданию разговорной интонации, подчеркивающийся лейтмотивом «август»). Сильная интонационная пауза выделяет это слово.

-С какой интонацией читается первая строфа?

Евтушенко писал: «Цветаева резка, порывиста, дисгармонична: строку, повинуясь интонации, рвет на отдельные слова и слоги, а слоги переносит из одного стихотворного строчного ряда в другой. Ей, прежде всего, важен смысл, речь. Не жалея стиха, поэтесса резала строку цезурой и резко с помощью тире выделяла, «отбрасывая» слово вниз. А если надо, отрезав слог, переносила его в следующую строку, нередко снабжая восклицательным знаком, подобно музыканту, «изнемогающему в буре звуков и едва справляющемуся со стихией».

-Какие особенности поэтического синтаксиса вы заметили в первой строфе? (Анафора подчеркивает, усиливает значимость, щедрость этого месяца, выделяет его среди других, показывая превосходство. Логическое ударение с каждой строчкой усиливается. Тире выделяет главные ключевые слова). Объяснить постановку тире:

Август – астры,

Август – звезды

Август – грозди.


Читаем вторую строфу.

Назовите эпитет. Объясните эпитет «полновесным». А далее удивительная метафора «благосклонным яблоком» - поясните её. (Добро, любовь, благо).

В словаре В. Даля слово «благосклонный» означает расположенный, милостивый, снисходительный. Поистине подарок в сочетании с существительным яблоко, ибо это не просто символ щедрого урожая богатейшего летнего месяца, это награда.

- Какие возникают ассоциации, когда мы читаем эпитет «яблоко имперское»?

(Римский император Октавиан Август)

-Что передает символ имперский? (Величавость, царственность, это слово вынесено логическим ударением, оно последнее в этих двух строчках). -Назовите сравнение и объясните его.

«Как дитя, играешь, август» подчеркивает «царский» характер месяца: своенравность, всевластие и беззаботность, упоение радостью жизни.

-Какой художественный прием использует Цветаева в следующих двух строчках:

Как ладонью, гладишь сердце

Именем своим имперским.

(Оксюморон: гладишь имперским – становиться близким, понятным, милым сердцу. Август одаривает всех)

-Подберите синонимы к слову «гладишь» (ласкаешь, жалеешь), обратимся к звуковому строю этих строчек: [л], [м], [н] – плавные контрастные звуки. И заканчивается вторая строфа:

Август! – Сердце!

Слово «сердце» выделяется тире и восклицательным знаком. Почему? Далее читаем о жизни сердца.

Третья строфа.

Эпитет «поздний» повторяется три раза. Почему? Раскрываем, поясняем первый «месяц поздних поцелуев» - (торопитесь, ловите каждое мгновение, ничто не повторится), «поздних роз» - (все последнее, позднее – самое дорогое и прекрасное, роза – символ цветка любви), «молний поздних» (озарение, вспышка, просветление, рубеж).

-Что подчеркивает метафора «ливней звездных» (живописная картина вечного, высокого, недоступного неба, указывает на народную примету: август – месяц обильного звездопада, когда можно загадать желание и оно исполнится).

-Для чего используется тире? (Мажорный, финальный аккорд, объединяем три заключительные строки).

-Обратите внимание на аллитерацию: [з], [д], [ц]. Какие чувства она передает? (восклицание, радость, открытие мира, восхищение им).

Прочитайте ещё раз стихотворение.

- В чем выражается его своеобразие, индивидуальность?

Определите основные мысли стихотворения. Красота и сила слова передают чувства лирического героя: его восхищение, любовь к природе, к окружающей среде, миру, чувство понимания красоты, щедрости, богатство природы показывает богатство души человека. Любовь в обобщенном значении: любовь к природе, конкретно к звездам, цветам, небу, к августу. Любовь к человеку.

Лирический герой – человек с открытой душой, понимающий, любящий. Лирический герой похож на автора. Поэтесса М. Цветаева – гений.

-Что есть чтение? (Объяснение, рассуждение, размышление, комментарии, воспитание личности, искусство, разговор с поэтом, творчество и сотворчество)

«Что есть чтение – как не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределом слов. (Не говоря уже о трудностях синтаксиса). Чтение – прежде всего – сотворчество. Устал от моей вещи – значит хорошо читал и – хорошее читал. Усталость читателя – усталость не опустошительная, а творческая. Сотворческая. Делает честь и читателю и мне». М.И.Цветаева.

Учитель предлагает написать творческую письменную работу на тему: «Читая стихотворение М.Цветаевой «Август – астры»

Сочинение ученицы М. Екатерины

Август – астры! Какое интересное сочетание, удивительное и красивое. Август – мой любимый месяц. Август – это тепло, солнце, урожай, какое –то умиротворение, тишина и…астры. Именно в августе они цветут во всей своей красе: и махровые, и игольчатые, и красные, и жёлтые, и белые, неповторимые, чудесные цветы!

Август – звёзды. Они в августе ярче, красивее. Они как будто предчувствуют зимнюю стужу, длинные, холодные ночи.

Август – рябина. Как же М.И.Цветаева не вспомнит про своё любимое дерево!? Рябина пышно плодоносит в августе. И восторг, и удивление испытывает человек. Да, всё это происходит в августе, он главный, значимый. Поэтому и выделяется тире. Как меняется интонация дальше? Если в первой строфе – существительные, то во второй – эпитеты. Да какие! «Полновесным», «благосклонным», и читаются они нараспев, представляется мне что-то доброе, большое, благостное.

А дальше читаю: «яблоко имперское». Что за чудо?! «Как ладонью гладишь сердце именем своим имперским». «Играешь, гладишь» - как нежно и ласково звучат эти слова. Оксюморон и сравнение наводят меня на мысль, что автор – какой-то удивительный человек, дарящий любовь.

Август – сердце. Да, именно! Сердце - это жизнь, любовь. Пусть поздняя и «поздних поцелуев», и «поздних роз», и «поздних молний». Август – последний месяц лета. Ах, как не хочется, чтобы он уходил. И розы, и молнии, чтобы были всегда. Вера в лучшее, надежда на будущее, радость и любовь к жизни, к миру, к людям, к лету, к августу…Вот какие чувства я испытала, читая стихотворение М.Цветаевой, удивляясь её слогу, слову, щедрости необыкновенной русской души…


Нажмите, чтобы подать заявку на олимпиады проекта Интолимп


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Борискина Галина Георгиевна

Дата: 22.03.2015

Номер свидетельства: 189639

Личный сайт учителя и сертификат бесплатно!!!
Получите в подарок сайт учителя




ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Комплекты
Удобный поиск материалов для учителей




Нажмите, чтобы узнать подробности


Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства