kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Имя существительное-как часть речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Тема «Имя существительное - часть речи»

Цели урока:

Учебно-познавательные: закрепить  и обобщить  сведения об имени существительном.

Интеллектуально-развивающие: развивать мышление, умение сравнивать, классифицировать, развитие  самооценки. 
     Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения, формировать  навыки сотрудничества.
     Формы учебной деятельности:  учебное сотрудничество,  индивидуальная и совместная учебная работа,  учебно – исследовательская деятельность,  контрольно – оценочная и рефлексивная деятельность.
    Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний и умений
    Технология: элементы технологии развивающего, проблемного, опережающего, игрового, здоровьесберегающего  обучения, ИКТ. 
     Методы и приемы, способствующие успешному формированию УУД: 
· Метод конкретизации целей обучения 
· Метод решения и обсуждения проблемных задач и ситуаций, соразмерных опыту школьников, защита творческой работы,  работа в группах, анализ поэтического текста, упражнения на развитие логического мышления, игра.
· Прием рефлексивной деятельности 

Планируемые образовательные результаты:

умение выступать перед аудиторией сверстников, умение взаимодействовать с другими учениками во время выполнения общего задания;

умение определять цели предстоящей работы, умение оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной форме;

умение создавать устный и письменный текст с учётом замысла и ситуации  общения;

умение проводить морфологический разбор имени существительного;

воспитание уважительного отношения к русскому языку.

Оборудование: мини-проекты учащихся, презентация

Ход урока:

I. Организационная часть (создается атмосфера  доброжелательности и творческой активности).

  Добрый день, ребята! Давайте, посмотрим друг на друга и улыбнемся, ведь «от улыбки станет всем теплей», как пел Крошка Енот. Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

         На наших уроках мы не только учимся грамотно писать, но и открываем для себя тайны русской грамматики. Именно этим мы сегодня будем заниматься. А сначала давайте запишем сегодняшнее число ( ), классная работа.

        Запись числа, классной работы.

        О чём пойдёт сегодня речь? 

Слайд  Стихотворение об имени существительном.

Всему название дано-

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным- полно,

А безымянных нету.

И всё, что может видеть глаз,-

Над нами и под нами,

И всё, что в памяти у нас,-

Означено словами.                          

 (А.Шибаев)

(об имени существительном)

II. Мотивирование к учебной деятельности (на экран проецируется изображение сказочного государства).

- Ребята,  вот уже несколько уроков мы с вами путешествуем по удивительной стране, которая называется  Морфология. В самой древней части этой страны живут имена существительные. В гости к существительным мы сегодня и отправимся. Запишите тему нашего урока: «Имя существительное – часть речи удивительная».

- Кто поможет  объяснить цель нашего урока? Предположите, какие задания мы будем сегодня выполнять?

- А с какими трудностями мы можем встретиться в гостях у имени существительного?

- Я надеюсь, что на уроке вы будете внимательными и активными, потому что все задания, которые вы выполните, помогут вам сделать домашнюю работу: написать сочинение-миниатюру на тему: «Чем меня удивило имя существительное?»

ІІІ. Актуализация знаний учащихся. Проверка домашнего задания (защита мини-проектов).

- Того, к кому мы идем в гости, нужно обязательно знать в лицо. В качестве домашнего задания вам было предложено представить себе имя существительное и нарисовать его портрет. У кого получилось? Предлагаю вам сформулировать требования к защите творческой работы, которые помогут оценить работу.

1. Речь должна быть….(понятной, связной, грамотной, убедительной, аргументированной, эмоциональной).

2. Рисунок должен быть….(яркий, соответствующий теме, креативный, интересный).

Ребята защищают свои проекты-рисунки. Выявляют лучшие работы на основе требований к защите творческой работы,  аргументируют ответы.

IV. Организация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Практикум.

- В ходе выполнения заданий в тетради я прошу каждого из вас, ребята, на полях фиксировать особыми знаками свои достижения и недочёты:

+ я дал правильный ответ,

? я почти верно ответил,

- мне не удалось верно ответить

Такая работа поможет вам в  конце урока проанализировать эти знаки, оценить свои знания по данной теме.

1) Определение роли существительных в речи (на экран проецируется изображение морского пейзажа).

- Прочитайте данный текст:

Море. Солнце.

Песок. Ветерок.

Чайка летает.

Волна играет.

Купанье. Веселье.

Смех. Умиротворенье.

- Выпишите имена существительные, определив их склонение. Для чего они необходимы в данном стихотворении?

- Какое средство языковой выразительности вы встретили в тексте? Какое из записанных вами имён существительных можно исключить, по какому признаку?

 - А что еще помогает разграничить одушевленные и неодушевленные существительные?  

( Проверка ответов по образцу).

2) Упражнение «Докажи»: как различить одушевленные и неодушевленные существительные?

Три ученика работают у доски, определяют, какими являются существительные: снеговик, кукла, мертвец – одушевленными или неодушевленными, остальные обучающиеся работают в тетради, выбирают способ, на котором будет основано решение учебной задачи. Формулируют все «за» и «против».

3)  Игра «Четвертый лишний».

- Объясните, по каким морфологическим признакам объединены существительные? Что можно исключить?

а) О смелост., о храброст., о неустрашимост., о трусост..

Общее: это существительные женского рода, 3 склонения, предложного падежа, в словах – окончание – и.

Тема – качества человека. Исключить – трусость – антоним, все остальные – синонимы.

б) Умница, работяга, молодчина, зараза.

Общее: существительные общего рода.

Исключить: слово «зараза» характеризует отрицательное качество человека.

в) Осло, кофе, кенгуру, пони.

Общее: неизменяемые существительные мужского рода. Исключить: кофе – современный словарь допускает употребление слова кофе и как существительное среднего рода.

г) Песни, ножницы, кони, бури.

Общее: все слова во множественном числе.

Исключить: ножницы – употребляется только во множественном числе, кони – одушевленное существительное.

д) Грач., печ., ноч., доч..

Общее: существительные с шипящей на конце.

Исключить: грач – существительное 2 склонения, мужского рода; печь – может быть существительным и глаголом.

- С какой целью мы выполняли данное задание?

4) Лингвофизминутка

- Предлагаю снять напряжение и  заодно повторить изученное.

Каждому грамматическому явлению соответствует определённое движение.

1 склонение существительного – сесть, подняв руки вверх, 2 склонение -  встать, руки в стороны, 3 склонение – сесть, руки на парту,  разносклоняемые существительные -  встать, хлопок руками над головой, несклоняемые  существительные – встать и присесть (на экране проецируется порядок движений).

 Слова для лингвофизминутки:  меню, мудрость, возле дач, бандероль,  лосось, ковыль, пламя, кенгуру, путь, молодёжь.

5) Творческая работа: работа в группах. Определение синтаксической роли существительных

 Синтаксическая пятиминутка. Составьте предложение.

- Из предложения  «Весной перелетные    птицы возвращаются на Родину» возьмите обстоятельство места и  поставьте его в форме Им.п. ед.ч.

- Из предложения  «У меня есть  любимые  книги» возьмите определение, поставьте его в форму ед.ч. ж.р.

- Из предложения  «Мама-главное слово   в каждой судьбе» возьмите подлежащее,  подберите синонимы.

- Из предложения  «Сторона родимая,  как ты мне мила!»  возьмите прилагательное, относящееся к обращению.

      Родина любимая - мать родимая.

- Как вы понимаете смысл пословицы.

- Объясните постановку тире.

- Произведите синтаксический разбор.

- Произведите морфемный разбор слова   «Родина».

- Подберите синонимы к слову «Родина».

  Слово учителя.

      Хлеб, которым человек кормится, земля, на которой человек живет, мать, которая дает

 жизнь … Без всего этого человеку жить просто невозможно, но среди самого заветного есть у человека Родина.

- Что же такое Родина?

     «Родина – это очень много. Это и тропинка с бродом через реку, и птицы, летящие на север. Это и Москва, и мой родной город Улан-Удэ. Это имена людей, названия рек и, конечно же, наши родители.

      Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет ему сил.

    Работа по учебнику.   ……

6).  Определение падежа и склонений существительных.

 А как отражена тема Родины в пословицах и поговорках. Спишите пословицы, вставляя пропущенные буквы.

- Родину, как и родителя, на чужбин…   не найдешь.

- Нет в мир… краше Родины нашей.

- Человек без Родины, что соловей без песн…

- Живешь на сторон…, а свое село на ум…

- Главное в жизн… - служить Отчизн…

- Чужая земля радост… не прибавит.

7) Закрепление умения выполнять морфологический разбор (самостоятельная работа).

- Ребята, поскольку существительные являются жителями страны Морфология, предлагаю вам составить паспорт  этой части речи, взяв за основу  план морфологического разбора. Слово вы можете взять из предложения творческой работы.

На экран проецируется слайд:

Морфологический разбор имени существительного на основе паспорта.

Я, ____________, - имя существительное, так как обозначаю ___________ и отвечаю на вопрос _________________.

1. Моя начальная форма: ____________________.

2. Мои морфологические признаки:

а) постоянные: по разряду я существительное - _______________, ______________ (одушевленное - неодушевленное), ____________ (рода), ______________ (склонения);

б) непостоянные: стою в форме______________ (числа), ______________ (падежа).

3. Работаю в соседнем государстве Синтаксисе.

Сегодня я играю роль_____________________.

V. Проверка полученных результатов. Ученики фиксируют результаты своей деятельности в соответствии с поставленными задачами, оценивают свою деятельность и деятельность товарищей.

VI. Рефлексия

Продолжите предложения:

Сегодня на уроке я убедился в том, что существительные….

Я вспомнил(а) о том, что существительные…

Мне необходимо повторить материал о…

Я доволен(довольна) своей работой на уроке, потому что…

VII. Домашнее задание. Сочинение-миниатюра на тему: «Чем меня удивило имя существительное?»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Имя существительное-как часть речи" »

Тема «Имя существительное - часть речи»


Цели урока:

Учебно-познавательные: закрепить  и обобщить  сведения об имени существительном.

Интеллектуально-развивающие: развивать мышление, умение сравнивать, классифицировать, развитие  самооценки. 
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения, формировать  навыки сотрудничества.
Формы учебной деятельности:  учебное сотрудничество,  индивидуальная и совместная учебная работа,  учебно – исследовательская деятельность,  контрольно – оценочная и рефлексивная деятельность.
Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний и умений
Технология: элементы технологии развивающего, проблемного, опережающего, игрового, здоровьесберегающего  обучения, ИКТ. 
Методы и приемы, способствующие успешному формированию УУД: 
· Метод конкретизации целей обучения 
· Метод решения и обсуждения проблемных задач и ситуаций, соразмерных опыту школьников, защита творческой работы,  работа в группах, анализ поэтического текста, упражнения на развитие логического мышления, игра.
· Прием рефлексивной деятельности 

Планируемые образовательные результаты:

умение выступать перед аудиторией сверстников, умение взаимодействовать с другими учениками во время выполнения общего задания;

умение определять цели предстоящей работы, умение оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной форме;

умение создавать устный и письменный текст с учётом замысла и ситуации  общения;

умение проводить морфологический разбор имени существительного;

воспитание уважительного отношения к русскому языку.

Оборудование: мини-проекты учащихся, презентация

Ход урока:

I. Организационная часть (создается атмосфера  доброжелательности и творческой активности).

Добрый день, ребята! Давайте, посмотрим друг на друга и улыбнемся, ведь «от улыбки станет всем теплей», как пел Крошка Енот. Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

На наших уроках мы не только учимся грамотно писать, но и открываем для себя тайны русской грамматики. Именно этим мы сегодня будем заниматься. А сначала давайте запишем сегодняшнее число ( ), классная работа.

Запись числа, классной работы.

О чём пойдёт сегодня речь?

Слайд Стихотворение об имени существительном.

Всему название дано-

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным- полно,

А безымянных нету.

И всё, что может видеть глаз,-

Над нами и под нами,

И всё, что в памяти у нас,-

Означено словами.

(А.Шибаев)

(об имени существительном)


II. Мотивирование к учебной деятельности (на экран проецируется изображение сказочного государства).

- Ребята,  вот уже несколько уроков мы с вами путешествуем по удивительной стране, которая называется  Морфология. В самой древней части этой страны живут имена существительные. В гости к существительным мы сегодня и отправимся. Запишите тему нашего урока: «Имя существительное – часть речи удивительная».

- Кто поможет объяснить цель нашего урока? Предположите, какие задания мы будем сегодня выполнять?

- А с какими трудностями мы можем встретиться в гостях у имени существительного?

- Я надеюсь, что на уроке вы будете внимательными и активными, потому что все задания, которые вы выполните, помогут вам сделать домашнюю работу: написать сочинение-миниатюру на тему: «Чем меня удивило имя существительное?»

ІІІ. Актуализация знаний учащихся. Проверка домашнего задания (защита мини-проектов).

- Того, к кому мы идем в гости, нужно обязательно знать в лицо. В качестве домашнего задания вам было предложено представить себе имя существительное и нарисовать его портрет. У кого получилось? Предлагаю вам сформулировать требования к защите творческой работы, которые помогут оценить работу.

1. Речь должна быть….(понятной, связной, грамотной, убедительной, аргументированной, эмоциональной).

2. Рисунок должен быть….(яркий, соответствующий теме, креативный, интересный).

Ребята защищают свои проекты-рисунки. Выявляют лучшие работы на основе требований к защите творческой работы,  аргументируют ответы.

IV. Организация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Практикум.

- В ходе выполнения заданий в тетради я прошу каждого из вас, ребята, на полях фиксировать особыми знаками свои достижения и недочёты:

+ я дал правильный ответ,

? я почти верно ответил,

- мне не удалось верно ответить

Такая работа поможет вам в  конце урока проанализировать эти знаки, оценить свои знания по данной теме.

1) Определение роли существительных в речи (на экран проецируется изображение морского пейзажа).

- Прочитайте данный текст:

Море. Солнце.

Песок. Ветерок.

Чайка летает.

Волна играет.

Купанье. Веселье.

Смех. Умиротворенье.

- Выпишите имена существительные, определив их склонение. Для чего они необходимы в данном стихотворении?

- Какое средство языковой выразительности вы встретили в тексте? Какое из записанных вами имён существительных можно исключить, по какому признаку?

 - А что еще помогает разграничить одушевленные и неодушевленные существительные?  

( Проверка ответов по образцу).

2) Упражнение «Докажи»: как различить одушевленные и неодушевленные существительные?

Три ученика работают у доски, определяют, какими являются существительные: снеговик, кукла, мертвец – одушевленными или неодушевленными, остальные обучающиеся работают в тетради, выбирают способ, на котором будет основано решение учебной задачи. Формулируют все «за» и «против».

3)  Игра «Четвертый лишний».

- Объясните, по каким морфологическим признакам объединены существительные? Что можно исключить?

а) О смелост..., о храброст..., о неустрашимост..., о трусост... .

Общее: это существительные женского рода, 3 склонения, предложного падежа, в словах – окончание – и.

Тема – качества человека. Исключить – трусость – антоним, все остальные – синонимы.

б) Умница, работяга, молодчина, зараза.

Общее: существительные общего рода.

Исключить: слово «зараза» характеризует отрицательное качество человека.

в) Осло, кофе, кенгуру, пони.

Общее: неизменяемые существительные мужского рода. Исключить: кофе – современный словарь допускает употребление слова кофе и как существительное среднего рода.

г) Песни, ножницы, кони, бури.

Общее: все слова во множественном числе.

Исключить: ножницы – употребляется только во множественном числе, кони – одушевленное существительное.

д) Грач..., печ..., ноч..., доч... .

Общее: существительные с шипящей на конце.

Исключить: грач – существительное 2 склонения, мужского рода; печь – может быть существительным и глаголом.

- С какой целью мы выполняли данное задание?

4) Лингвофизминутка

- Предлагаю снять напряжение и  заодно повторить изученное.

Каждому грамматическому явлению соответствует определённое движение.

1 склонение существительного – сесть, подняв руки вверх, 2 склонение -  встать, руки в стороны, 3 склонение – сесть, руки на парту,  разносклоняемые существительные -  встать, хлопок руками над головой, несклоняемые  существительные – встать и присесть (на экране проецируется порядок движений).

 Слова для лингвофизминутки:  меню, мудрость, возле дач, бандероль,  лосось, ковыль, пламя, кенгуру, путь, молодёжь.

5) Творческая работа: работа в группах. Определение синтаксической роли существительных

Синтаксическая пятиминутка. Составьте предложение.

- Из предложения «Весной перелетные птицы возвращаются на Родину» возьмите обстоятельство места и поставьте его в форме Им.п. ед.ч.

- Из предложения «У меня есть любимые книги» возьмите определение, поставьте его в форму ед.ч. ж.р.

- Из предложения «Мама-главное слово в каждой судьбе» возьмите подлежащее, подберите синонимы.

- Из предложения «Сторона родимая, как ты мне мила!» возьмите прилагательное, относящееся к обращению.

Родина любимая - мать родимая.

- Как вы понимаете смысл пословицы.

- Объясните постановку тире.

- Произведите синтаксический разбор.

- Произведите морфемный разбор слова «Родина».

- Подберите синонимы к слову «Родина».

Слово учителя.

Хлеб, которым человек кормится, земля, на которой человек живет, мать, которая дает

жизнь … Без всего этого человеку жить просто невозможно, но среди самого заветного есть у человека Родина.

- Что же такое Родина?

«Родина – это очень много. Это и тропинка с бродом через реку, и птицы, летящие на север. Это и Москва, и мой родной город Улан-Удэ. Это имена людей, названия рек и, конечно же, наши родители.

Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет ему сил.

Работа по учебнику. ……

6). Определение падежа и склонений существительных.

А как отражена тема Родины в пословицах и поговорках. Спишите пословицы, вставляя пропущенные буквы.

- Родину, как и родителя, на чужбин… не найдешь.

- Нет в мир… краше Родины нашей.

- Человек без Родины, что соловей без песн…

- Живешь на сторон…, а свое село на ум…

- Главное в жизн… - служить Отчизн…

- Чужая земля радост… не прибавит.

7) Закрепление умения выполнять морфологический разбор (самостоятельная работа).

- Ребята, поскольку существительные являются жителями страны Морфология, предлагаю вам составить паспорт  этой части речи, взяв за основу  план морфологического разбора. Слово вы можете взять из предложения творческой работы.

На экран проецируется слайд:

Морфологический разбор имени существительного на основе паспорта.

Я, ____________, - имя существительное, так как обозначаю ___________ и отвечаю на вопрос _________________.

1. Моя начальная форма: ____________________.

2. Мои морфологические признаки:

а) постоянные: по разряду я существительное - _______________, ______________ (одушевленное - неодушевленное), ____________ (рода), ______________ (склонения);

б) непостоянные: стою в форме______________ (числа), ______________ (падежа).

3. Работаю в соседнем государстве Синтаксисе.

Сегодня я играю роль_____________________.


V. Проверка полученных результатов. Ученики фиксируют результаты своей деятельности в соответствии с поставленными задачами, оценивают свою деятельность и деятельность товарищей.

VI. Рефлексия

Продолжите предложения:

Сегодня на уроке я убедился в том, что существительные….

Я вспомнил(а) о том, что существительные…

Мне необходимо повторить материал о…

Я доволен(довольна) своей работой на уроке, потому что…

VII. Домашнее задание. Сочинение-миниатюра на тему: «Чем меня удивило имя существительное?»





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Имя существительное-как часть речи"

Автор: Бубеева Долгорма Максимовна

Дата: 03.04.2015

Номер свидетельства: 196571


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства