kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Как научить работать с текстом?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как научить работать с текстом?

Чтение – вот лучшее учение

А.С.Пушкин

            Работа с текстом – залог успешного обучения в школе. Работа с текстом – залог интеллектуального развития ребёнка. Это аксиома и в то же время проблема  современного общества.

             Почему? Ответов много:  низкий читательский уровень, нет должной мотивации учебной деятельности, компьютерная зависимость, соответствующее семейное воспитание и т.д.

            Вопрос в другом: что с этим всем делать  и как помочь ребёнку преодолеть все трудности на пути к цели? Ясно, что нужно обратить ребёнка к книге. Но как? В этом может помочь данная технология.

Технология  «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

Задача этой технологии – воспитание иного ученика, ученика, умеющего работать самостоятельно. Эту технологию можно широко применять при работе с текстом, когда обязательно предусмотрено чтение и письмо. Работу по этой технологии можно разбить на три этапа.

1-й этап – это «Вызов» (мотивация). Учитель должен постараться вызвать интерес ученика.  О чём текст?

2-й этап – это «Осмысление», т.е. заинтересованный ребенок самостоятельно читает текст, пытаясь изобразить его схематично.

3-й этап – это «Рефлексия», т.е. переработка информации при обсуждении с одноклассниками; и здесь же может быть закрепление в виде пересказа устного или письменного.

Традиционный способ.

  1. Проверка усвоения  фактического содержания текста, его сюжета и основных героев через вопросы.
  2. Словарная работа.
  3. Оценка поступков, понимание чувств героев через план текста, характеристику образов героев.
  4. Выяснение главной мысли  текста.

Второй способ. Прогрессивный.

1. Внимание к слову.

2.Развитие логики.

А) Работа с деформированным или незаконченным текстом.

Б) Выполнение логических заданий.

1) Игра «Составь новое  слово»  ( из данных слов)

2) Подбери слово на заданную тему : «Дождь» (ветер, облака, гром, ливен), «Берёза» (кудрявая, тоненькая, стройная, милая), «Степь» (раздолье, простор, ковыль, ветер)

3) «Найди четвёртое лишнее»: кино-сеанс, самолёт - …;

 или  дом – кирпич, дорога- …;

или

зима-лето, радость- ….

4) Ребусы и шарады.

Упражнения при работе с текстом:

  1. Расположите задания или вопросы по порядку.
  2. Придумайте вопросы к тексту.
  3. Перескажите текст по данным вопросам.
  4. Игра «Следопыт». (Быстро найди ответ на вопрос учителя).
  5. Составь план.
  6. Найди ключевые слова.

Вот  некоторые приемы работы с текстом.

  1. Комплексный анализ текста. Интерес к этому приему работы с текстом продиктован необходимостью подготовки учащихся к выпускным экзаменам в 9, 11 классах. Работа над анализом текста начинается в 5 классе на уроках русского языка и продолжается до 11 с учетом возраста и полученных знаний. Ученики приучаются к первичным основам лингвистического комплексного анализа текста.
  2. Реконструкция текста. Один из продуктивных приемов работы с текстом на уроке русского языка является «ПИСЬМО С ДЫРКАМИ».  Этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении  нового материала.
  3. Сложение целого текста из частей. 
  4. Эффективен при изучении, например,  в 5 классе тем: “Текст”, “ Тема текста”, “Темы широкие и узкие”.
  5. Верные-неверные утверждения. Этот приём заставляет думать. Учащимся предлагаются утверждения,  с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.
  6. Синквейн. (стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам).
  7. Поэтическая разминка. Этот прием использую на уроках изучения лирики. Он активизирует мысль, учит узнавать поэта по его слову, оживляет урок.
  8. Вторичное чтение текста. Остановка на интересном месте и вопрос.
  9. 8.»Диалог с автором». Задайте вопрос автору.
  10. Чтение с комментированием. Обсуждаются  мнения и ассоциации детей. Дети анализируют, пересказывают эпизоды, обобщают информацию.
  11.  11.Разные виды пересказа.

12. Рисование словами и на рисунках.

13.Анализ иллюстраций.

14.Дидактические игры.

15.Эксперименты стилистические.

     16.Составление диафильма.

17.Чтение по ролям.

18.Инсценировка.

19.Придумывание небольшого рассказа о герое.

20.Сочинение от лица героя.

      21.Музыкальная иллюстрация произведения.

Этот прием можно использовать в начале урока и/или в конце урока как обобщение. Данный прием называется «синквейн» – от французского слова «пять». «Синквейн» включает в себя пять строк, первая строка состоит из одного слова, а каждая последующая увеличивается на одно.

Например,  возьмем для обобщения тему «Чтение» и в виде разминки по заданной теме составим «синквейн». Итак,

1-я строка – Чтение. (Тема)

2-я строка – Увлекательное занятие. (Что это?)

3-я строка –  Чтение- интеллектуальное развитие ( Что свойственно?)

4-я строка – Чтение- вот лучшее учение!( Эмоции)

5-я строка –  Читайте всегда хорошие, полезные книги! (Вывод)

Например,  вам нужно основательно проработать материал, чтобы использовать знания в работе. С чего начать? 
1. Прочитайте  введение.

2.Просмотрите  оглавление.

3. Работайте с карандашом, делайте закладки.

4. Внимательно читайте  выделенное жирным шрифтом.

5. Составьте  тезисы.

6.Повторите главное.

7.Если есть задачи, решите  их.

8.Придумайте  собственные примеры

9. Составьте план книги.

Образец текста. В.Г.Распутин «Прощание с Матёрой»

               И  опять наступила весна, своя в своем нескончаемом  ряду, но последняя для Матеры, для острова и деревни, носящих одно название. Опять с грохотом и страстью  пронесло  лед, нагромоздив на берега торосы, и Ангара освобожденнo открылась,  вытянувшись  в  могучую  сверкающую течь. Опять на верхнем  мысу бойко зашумела вода, скатываясь  по рёлке  на две стороны; опять  запылала по земле и деревьям зелень, пролились первые дожди, прилетели стрижи и ласточки и  любовно к жизни заквакали по вечерам в болотце проснувшиеся  лягушки. Все это бывало много раз, и много раз  Матера была внутри происходящих в природе перемен, не отставая и не забегая вперед каждого дня. Вот и  теперь посадили огороды -  да не все:  три  семьи снялись еще с осени, разъехались по разным городам, а еще  три семьи вышли из деревни и того раньше, в первые  же годы, когда стало  ясно,  что  слухи верные. Как всегда,  посеяли хлеба - да не на всех  полях:  за  рекой  пашню  не  трогали, а только здесь, на острову, где поближе. И картошку, моркошку в огородах тыкали нынче не в одни сроки, а как пришлось,  кто когда  смог: многие жили теперь на два  дома,  между которыми добрых пятнадцать километров водой и горой, и разрывались пополам. Та Матера и не та: постройки стоят на месте,  только одну избенку да баню разобрали на дрова,  все  пока  в жизни,  в действии,  по-прежнему голосят  петухи, ревут коровы, трезвонят  собаки, а  уж повяла  деревня,  видно,  что  повяла,  как подрубленное дерево, откоренилась, сошла с привычного хода. Все на месте, да не  все  так:  гуще  и  нахальней  полезла  крапива,  мертво застыли  окна в опустевших избах и растворились  ворота во дворы - их для порядка закрывали, но какая-то  нечистая сила снова и снова открывала,  чтоб сильнее  сквозило, скрипело  да  хлопало; покосились  заборы  и прясла,  почернели и похилились стайки,  амбары, навесы, без пользы валялись  жерди и доски  - поправляющая, подлаживающая для долгой  службы хозяйская рука больше не прикасалась к ним. Во  многих  избах  было  не белено,  не  прибрано и ополовинено,  что-то уже увезено в новое жилье,  обнажив угрюмые пошарпанные углы, и что-то оставлено для  нужды, потому что и сюда еще наезжать, и здесь  колупаться. А постоянно оставались теперь  в  Матере  только  старики  и  старухи,  они  смотрели за огородом и  домом, ходили  за скотиной, возились  с ребятишками, сохраняя во всем жилой дух  и оберегая деревню от  излишнего запустения. По  вечерам они сходились вместе, негромко разговаривали - и все об одном, о том, что будет, часто и тяжело  вздыхали, опасливо поглядывая  в  сторону  правого берега за Ангару, где строился большой новый поселок. Слухи оттуда доходили…

рёлка

более или менее обширные вытянутые участки, возвышающиесянад общей низменной заболоченной равниной и покрытые лесами. Поверхность рёлок неровная,кочковатая, частично заболоченная, на ней много ложбин и бугороков (Присаяье); невысокая гряда наболоте, на широкой заболоченной пойме; в некоторых районах рёлки - это леса островного характера.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Как научить работать с текстом?»

Как научить работать с текстом? Использование методики критического мышления

Как научить работать с текстом?

Использование методики критического мышления

Этапы работы

Этапы работы

  • Вызов
  • Осмысление
  • Рефлексия
Традиционный метод

Традиционный метод

  • Проверка усвоения фактического содержания текста, его сюжета и основных героев через вопросы.
  • Словарная работа.
  • Оценка поступков, понимание чувств героев через план текста, характеристику образов героев.
  • Выяснение главной мысли  текста.
Прогрессивный метод

Прогрессивный метод

  • 1. Внимание к слову.
  • 2.Развитие логики.
  • А) Работа с деформированным или незаконченным текстом.
  • Б) Выполнение логических заданий.
  • 1) Игра «Составь новое слово» ( из данных слов)
  • 2) Подбери слово на заданную тему : «Дождь» (ветер, облака, гром, ливень),
  • «Берёза» (кудрявая, тоненькая, стройная, милая),
  • «Степь» (раздолье, простор, ковыль, ветер)
  • 3) «Найди четвёртое лишнее»: кино-сеанс, самолёт - …;
  • или дом – кирпич, дорога- …;
  • или
  • зима-лето, радость- ….
  • 4) Ребусы и шарады.
Упражнения при работе с текстом

Упражнения при работе с текстом

  • Расположите задания или вопросы по порядку.
  • Придумайте вопросы к тексту.
  • Перескажите текст по данным вопросам.
  • Игра «Следопыт». (Быстро найди ответ на вопрос учителя).
  • Составь план.
  • Найди ключевые слова.
Приёмы работы с текстом

Приёмы работы с текстом

  • Комплексный анализ текста
  • Реконструкция текста
  • Сложение целого из частей
  • Верные-неверные утверждения
  • Синквейн
  • Поэтическая разминка
  • «Диалог с автором»
  • Чтение с комментированием


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Как научить работать с текстом?

Автор: Евтушенко Наталия Васильевна

Дата: 07.01.2016

Номер свидетельства: 273334

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Как научить работать с текстом?"
    ["seo_title"] => string(32) "kak-nauchit-rabotat-s-tiekstom-1"
    ["file_id"] => string(6) "273335"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452186328"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Как помочь школьникам научиться пересказывать текст "
    ["seo_title"] => string(56) "kak-pomoch-shkol-nikam-nauchit-sia-pierieskazyvat-tiekst"
    ["file_id"] => string(6) "134266"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1416725839"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Технология продуктивного чтения как один из механизмов достижения предметных и метапредметных результатов"
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologiia_produktivnogo_chteniia_kak_odin_iz_mekhanizmov_dostizheniia_predmet"
    ["file_id"] => string(6) "572643"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1612864465"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(256) "Методическая разработка урока в 5 классе «Назначение буфера обмена.  Действия с фрагментами текста: вставка, замена, удаление, перемещение» "
    ["seo_title"] => string(157) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-v-5-klassie-naznachieniie-bufiera-obmiena-dieistviia-s-fraghmientami-tieksta-vstavka-zamiena-udalieniie-pieriemieshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "214126"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432215970"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Сложное синтаксическое целое. Языковой анализ текста (к постановке проблемы) "
    ["seo_title"] => string(85) "slozhnoie-sintaksichieskoie-tsieloie-iazykovoi-analiz-tieksta-k-postanovkie-probliemy"
    ["file_id"] => string(6) "222116"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435855609"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства