Как научить работать с текстом?
Чтение – вот лучшее учение
А.С.Пушкин
Работа с текстом – залог успешного обучения в школе. Работа с текстом – залог интеллектуального развития ребёнка. Это аксиома и в то же время проблема современного общества.
Почему? Ответов много: низкий читательский уровень, нет должной мотивации учебной деятельности, компьютерная зависимость, соответствующее семейное воспитание и т.д.
Вопрос в другом: что с этим всем делать и как помочь ребёнку преодолеть все трудности на пути к цели? Ясно, что нужно обратить ребёнка к книге. Но как? В этом может помочь данная технология.
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо».
Задача этой технологии – воспитание иного ученика, ученика, умеющего работать самостоятельно. Эту технологию можно широко применять при работе с текстом, когда обязательно предусмотрено чтение и письмо. Работу по этой технологии можно разбить на три этапа.
1-й этап – это «Вызов» (мотивация). Учитель должен постараться вызвать интерес ученика. О чём текст?
2-й этап – это «Осмысление», т.е. заинтересованный ребенок самостоятельно читает текст, пытаясь изобразить его схематично.
3-й этап – это «Рефлексия», т.е. переработка информации при обсуждении с одноклассниками; и здесь же может быть закрепление в виде пересказа устного или письменного.
Традиционный способ.
- Проверка усвоения фактического содержания текста, его сюжета и основных героев через вопросы.
- Словарная работа.
- Оценка поступков, понимание чувств героев через план текста, характеристику образов героев.
- Выяснение главной мысли текста.
Второй способ. Прогрессивный.
1. Внимание к слову.
2.Развитие логики.
А) Работа с деформированным или незаконченным текстом.
Б) Выполнение логических заданий.
1) Игра «Составь новое слово» ( из данных слов)
2) Подбери слово на заданную тему : «Дождь» (ветер, облака, гром, ливен), «Берёза» (кудрявая, тоненькая, стройная, милая), «Степь» (раздолье, простор, ковыль, ветер)
3) «Найди четвёртое лишнее»: кино-сеанс, самолёт - …;
или дом – кирпич, дорога- …;
или
зима-лето, радость- ….
4) Ребусы и шарады.
Упражнения при работе с текстом:
- Расположите задания или вопросы по порядку.
- Придумайте вопросы к тексту.
- Перескажите текст по данным вопросам.
- Игра «Следопыт». (Быстро найди ответ на вопрос учителя).
- Составь план.
- Найди ключевые слова.
Вот некоторые приемы работы с текстом.
- Комплексный анализ текста. Интерес к этому приему работы с текстом продиктован необходимостью подготовки учащихся к выпускным экзаменам в 9, 11 классах. Работа над анализом текста начинается в 5 классе на уроках русского языка и продолжается до 11 с учетом возраста и полученных знаний. Ученики приучаются к первичным основам лингвистического комплексного анализа текста.
- Реконструкция текста. Один из продуктивных приемов работы с текстом на уроке русского языка является «ПИСЬМО С ДЫРКАМИ». Этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала.
- Сложение целого текста из частей.
- Эффективен при изучении, например, в 5 классе тем: “Текст”, “ Тема текста”, “Темы широкие и узкие”.
- Верные-неверные утверждения. Этот приём заставляет думать. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.
- Синквейн. (стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам).
- Поэтическая разминка. Этот прием использую на уроках изучения лирики. Он активизирует мысль, учит узнавать поэта по его слову, оживляет урок.
- Вторичное чтение текста. Остановка на интересном месте и вопрос.
- 8.»Диалог с автором». Задайте вопрос автору.
- Чтение с комментированием. Обсуждаются мнения и ассоциации детей. Дети анализируют, пересказывают эпизоды, обобщают информацию.
- 11.Разные виды пересказа.
12. Рисование словами и на рисунках.
13.Анализ иллюстраций.
14.Дидактические игры.
15.Эксперименты стилистические.
16.Составление диафильма.
17.Чтение по ролям.
18.Инсценировка.
19.Придумывание небольшого рассказа о герое.
20.Сочинение от лица героя.
21.Музыкальная иллюстрация произведения.
Этот прием можно использовать в начале урока и/или в конце урока как обобщение. Данный прием называется «синквейн» – от французского слова «пять». «Синквейн» включает в себя пять строк, первая строка состоит из одного слова, а каждая последующая увеличивается на одно.
Например, возьмем для обобщения тему «Чтение» и в виде разминки по заданной теме составим «синквейн». Итак,
1-я строка – Чтение. (Тема)
2-я строка – Увлекательное занятие. (Что это?)
3-я строка – Чтение- интеллектуальное развитие ( Что свойственно?)
4-я строка – Чтение- вот лучшее учение!( Эмоции)
5-я строка – Читайте всегда хорошие, полезные книги! (Вывод)
Например, вам нужно основательно проработать материал, чтобы использовать знания в работе. С чего начать?
1. Прочитайте введение.
2.Просмотрите оглавление.
3. Работайте с карандашом, делайте закладки.
4. Внимательно читайте выделенное жирным шрифтом.
5. Составьте тезисы.
6.Повторите главное.
7.Если есть задачи, решите их.
8.Придумайте собственные примеры
9. Составьте план книги.
Образец текста. В.Г.Распутин «Прощание с Матёрой»
И опять наступила весна, своя в своем нескончаемом ряду, но последняя для Матеры, для острова и деревни, носящих одно название. Опять с грохотом и страстью пронесло лед, нагромоздив на берега торосы, и Ангара освобожденнo открылась, вытянувшись в могучую сверкающую течь. Опять на верхнем мысу бойко зашумела вода, скатываясь по рёлке на две стороны; опять запылала по земле и деревьям зелень, пролились первые дожди, прилетели стрижи и ласточки и любовно к жизни заквакали по вечерам в болотце проснувшиеся лягушки. Все это бывало много раз, и много раз Матера была внутри происходящих в природе перемен, не отставая и не забегая вперед каждого дня. Вот и теперь посадили огороды - да не все: три семьи снялись еще с осени, разъехались по разным городам, а еще три семьи вышли из деревни и того раньше, в первые же годы, когда стало ясно, что слухи верные. Как всегда, посеяли хлеба - да не на всех полях: за рекой пашню не трогали, а только здесь, на острову, где поближе. И картошку, моркошку в огородах тыкали нынче не в одни сроки, а как пришлось, кто когда смог: многие жили теперь на два дома, между которыми добрых пятнадцать километров водой и горой, и разрывались пополам. Та Матера и не та: постройки стоят на месте, только одну избенку да баню разобрали на дрова, все пока в жизни, в действии, по-прежнему голосят петухи, ревут коровы, трезвонят собаки, а уж повяла деревня, видно, что повяла, как подрубленное дерево, откоренилась, сошла с привычного хода. Все на месте, да не все так: гуще и нахальней полезла крапива, мертво застыли окна в опустевших избах и растворились ворота во дворы - их для порядка закрывали, но какая-то нечистая сила снова и снова открывала, чтоб сильнее сквозило, скрипело да хлопало; покосились заборы и прясла, почернели и похилились стайки, амбары, навесы, без пользы валялись жерди и доски - поправляющая, подлаживающая для долгой службы хозяйская рука больше не прикасалась к ним. Во многих избах было не белено, не прибрано и ополовинено, что-то уже увезено в новое жилье, обнажив угрюмые пошарпанные углы, и что-то оставлено для нужды, потому что и сюда еще наезжать, и здесь колупаться. А постоянно оставались теперь в Матере только старики и старухи, они смотрели за огородом и домом, ходили за скотиной, возились с ребятишками, сохраняя во всем жилой дух и оберегая деревню от излишнего запустения. По вечерам они сходились вместе, негромко разговаривали - и все об одном, о том, что будет, часто и тяжело вздыхали, опасливо поглядывая в сторону правого берега за Ангару, где строился большой новый поселок. Слухи оттуда доходили…
рёлка
более или менее обширные вытянутые участки, возвышающиесянад общей низменной заболоченной равниной и покрытые лесами. Поверхность рёлок неровная,кочковатая, частично заболоченная, на ней много ложбин и бугороков (Присаяье); невысокая гряда наболоте, на широкой заболоченной пойме; в некоторых районах рёлки - это леса островного характера.