kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературы "Поэзия сердца"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-композиция с элементами анализа поэтического текста.По творчеству Тютчева это 3 урок. Урок "открытия" новых знаний. Прослеживается логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока. Использованы следующие методы урока: по источнику иформации - словесные и практические, по способу усвоения - репродуктивные, частично-поисковые методы использованы при сравнительном анализе стихотворений разных поэтов, по деятельности учителя и учащихся - беседа, самостоятельная работа, а также наблюдения посредством компьютерных технологий, по способу мотивации - проблемно-ситуационный, стимулирование познавательной деятельности. Творческий характер познавательной деятельности осуществляется через выведение формулы любви. В основу урока были пложены следующие принципы обучения: принцип направленности обучения на достижение задач, принцип доступности, наглядности, принцип систематичности и последовательности в формировании знаний, умений и навыков, принцип развития учащихся на уроке, принцип стимулирования положительного отношения учащихся к учению.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы "Поэзия сердца" »


Поэзия сердца – (Урок литературы в 10 классе по творчеству Ф. И. Тютчева)

Эпиграф:

Жизни блаженство в одной лишь любви …

Ф. И. Тютчев

I Орг. Момент. Мотивация.

Здравствуйте, ребята. Урок сегодня начну немного необычно, с вопроса: кто сегодня чувствует себя готовым на «5»? (поднимите руку) на «4»? на «3»?

Сегодня мы продолжаем изучение творчества Фёдора Ивановича Тютчева. Урок я начну с небольшого музыкального произведения на стихи Тютчева. А вы подумайте над вопросом: к какому музыкальному жанру можно отнести данное произведение и какая тема в нём раскрывается?

Звучит романс «Я встретил Вас и всё былое…»

О: Романс- небольшая музыкальная пьеса для пения. Небольшое певучее лирическое стихотворение. Раскрывается тема любви.

II Актуализация и пробное учебное действие

В: В каких литературных произведениях, изученных вами ранее прослеживается эта тема? Какая в них любовь, охарактеризуйте её?

А какие ассоциации у Вас возникают, когда слышите слово «любовь»?

Работа в группах

Составьте свою формулу любви (работа в группах)

ЛЮБОВЬ= +

(Листы вывешиваются на доске)

III Целеполагание

В:Давайте сформулируем тему урока

О: Любовная лирика Тютчева

- Урок наш я назвала «Поэзия сердца», так как Любовь – самое поэтически-возвышенное, чистое и прекрасное чувство. Тема любви неисчерпаема в литературе и искусстве, ибо само это чувство вечно, всегда ново и неповторимо для каждого человека.

Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Фёдора Ивановича Тютчева: «Жизни блаженство в одной лишь любви …»

- Тютчеву в момент написания этой строки было 67 лет! И фраза эта в устах человека, много пережившего, познавшего «радость и горе в живом упоенье», звучит как откровение. Этот человек обладал редчайшим даром – даром любить и способностью воплощать свои любовные потрясения в прекраснейшие стихи.

А теперь назовите вопросы, на который вы бы хотели узнать ответ на уроке.


О:1. В чём особенность любовной лирики Тютчева?

2. Какая формула любви у Тютчева?

3. Актуальна ли эта теме для современной молодёжи?

Прошу обратить внимание на опорные схемы, которые лежат у вас на столах. Вам предстоит с ними работать.

Вопрос: Посмотрите: какие виды деятельности вы будете выполнять? (ответы детей)

IV Реализация построенного проекта

- В своей жизни Тютчев не знал безответной любви. Напротив, женщины всегда глубоко и нежно любили его, он не приносил любви серьёзных жертв, но увлечения – и мимолетные, и глубокие – вносили в его жизнь смятение и страдания. Любовь и стихи составляли всю его жизнь.

Возможно, любовь даже более.

- Мне кажется, пришло время перелистать страницы сборника стихов о любви и понять, чем очаровывали и продолжают очаровывать наших современников стихи Тютчева.

Четыре женщины, четыре Музы вдохновляли Ф.И. Тютчева на создание прекрасных лирических стихотворений. Первой сердечной привязанностью Ф.И.Тютчева была Амалия Лерхенвельд, в замужестве баронесса Крюденер.

И теперь в работу вступает исследовательская группа, которая нашла информацию о первой любви Тютчева Амалии.

(Выступают учащиеся и рассказывают об Амалии, читают наизусть стихотворения «Я помню время золотое»).

Дома вы должны были проанализировать данное стихотворение (зачитывается анализ стихотворения)

Сделайте пометки в таблице№1 и в 3 столбике запишите чувства поэта в момент написания стихотворения.

- Следующая страница нашего урока - это стихотворения, посвященные первой жене поэта Элеоноре Петерсон.

Ученики второй группы рассказывают об Элеоноре, читают наизусть стихотворение «Ещё томлюсь тоской желаний»

- О любви Элеоноры Тютчев впоследствии писал родителям: «…я хочу, чтобы вы, любящие меня, знали, что никогда ни один человек не любил другого так, как она меня. Я могу сказать, что в течение 11 лет не было ни одного дня в ее жизни, когда она не согласилась бы, не колеблясь ни мгновенья, умереть за меня».

Сделайте пометки в таблице.

- После смерти первой жены на жизненном небосклоне поэта засверкали две звезды; одинаковые по силе своего чувства, высоте женского самопожертвования и великого Всепрощения. Два милосердных существа, два ангела, охраняющее его творчество и жизнь. Это Эрнестина Дёрнберг и Елена Денисьева 
Ученики рассказывают об Эрнестине и анализируют стихотворение, посвященные Эрнестине Дернберг « Она сидела на полу…»

- Как-то Тютчев застал Эрнестину, сидящую на полу с глазами, полными слез.

Вокруг были разбросаны письма, которые они писали друг другу. Почти машинально она брала одно за другим, пробегала глазами и так же машинально бросала в огонь пожелтевшие от времени листки.

Учащиеся читают анализ стихотворения.

В маленьком стихотворении, состоящем из 4 строф, поэт сумел раскрыть две психологические глубины. Первые две строфы - драматическое действие, вторые - покаянная речь виновника драмы. Важную композиционную роль играет в стихотворении мотив смерти. Он прослеживается во многих образах. Назовите их. (Образ «остывшей золы», «брошенною душой тела», «любви и радости убитой», «милой тени».) 
В 1-ой и 2-ой строфах наибольшее внимание уделено героине. Её поза («она сидела на полу») говорит о беззащитности, страдании. Поведение героини изображается с помощью глаголов «сидела», «разбирала», «брала», «бросала», «глядела». Все они прошедшего времени несовершенного вида. Глаголы придают картине длительность, а действиям героев протяжённость во времени. Всё это подчёркивает тягостность воспоминания для лирического героя. Как средство усиления смысла стихотворения автор использует лексические и синтаксические повторы. Обратите внимание на повторяющийся союз и глагол брала. 


Какие средства языка отражают отношение лирического героя к письмам? (Риторические восклицания, усиленные инверсией «жизни невозвратимо пережитой», «любви и радости убитой».) Усилительную роль играют также анафоры («о, сколько... о сколько...»). Третья строка заканчивается словом «убитой», а в четвёртой появляется лирическое «я». Возникает смысловая связь между переживаниями женщины и лирического героя. Его отстраненность очевидна («молча», «в стороне»), но так же очевидно его сопереживание: «пасть готов был на колени», «Страшно грустно стало». Кстати, не случайно использует торжественную лексику «пасть на колени». Наверное, это было вызвано желанием передать в языке эту грустную торжественность, которая обычно сопровождает умирание, связывается со смертью. Лирический герой, возможно, чувствует свою вину и раскаивается, но не в силах ничего изменить. 
Пометьте основные моменты в таблице

- О Тютчеве-поэте написано много. Многое известно и о его частной жизни, а особенно про последний роман стареющего поэта с юной Еленой Денисьевой.

Кто она – последняя любовь?

Выступление ученицы.

- Именно этой женщине Тютчев посвятил целый цикл стихотворений и назвал его «денисьевский». Мукой и болью, тоской и отчаяньем проникнуто стихотворение «О, как убийственно мы любим…»

Видеоролик со стихотворением.

Вопросы учащимся :
1. Можно ли назвать это стихотворение романом в стихах? 
Это стихотворный роман об ужасном приговоре судьбы, незаслуженном позоре, о страданиях, о гибели души. В нем сосредоточены все основные темы и мотивы, характерные для любовной лирики поэта. 
2. Какие образы прослеживаются в данном стихотворении? 
Впервые в стихотворении появляется образ толпы, поправшей самые заветные чувства женщины. Чувства, страсть, личность человека оказываются зависимыми от общества.

3. Почему любовь становится трагедией для героев? 
У Тютчева любовь становится трагедией для людей не в силу виновности одного из них, а в силу несправедливого отношения общества, толпы к любящим. 


Пометки в таблице


V Самостоятельная работа


Но не только Тютчев посвящал свои стихотворения любимым женщинам. Например, Николай Алексеевич Некрасов посвятил цикл стихотворений своей возлюбленной Панаевой, и этот цикл так и называется «панаевским»


Слайд из презентации – слова Мережковского

«Тютчев и Некрасов – двойники противоположные. Что противоположны, видят все; что двойники – никто. И чтобы это увидеть, стоит вглядеться».

Я думаю, что нам будет интересно сопоставить стихотворения этих поэтов.

Для этого возьмем стихотворение из «денисьевского» цикла Тютчева « Не говори, меня он, как и прежде, любит…» и «панаевского» Некрасова «Тяжелый крест достался ей на долю», сопоставим их, найдем черты сходства и отличия.


Давайте выразительно прочитаем стихотворения (ученики читают стихотворения).

Теперь прошу заполнить таблицу№2. Работаем в группах.

(дети работают 5 минут, сравниваем, делаем выводы, что лирика Тютчева более трагична).


VI Итог урока

А теперь, пользуясь таблицей №1 ответьте на вопрос

В чём особенность любовной лирики Тютчева?

Возможные варианты ответов: 
1. Автобиографизм стихотворений. 
2. Любовь - это блаженство, стихийная страсть и роковой поединок. 
3. Психологическая правда в изображении внутреннего мира 
героев. 
4. Противопоставление суетной жизни пошлой толпы миру высоких, чистых побуждений. 


2 Давайте выведем формулу любви из стихотворений поэта.

ЛЮБОВЬ = счастье +страдание =

- Но эта формула не закончена. Назовите главное слово в названии темы урока?

Сердце.

Что такое сердце?

- Это ЖИЗНЬ.

- Жить по Тютчеву – ЛЮБИТЬ.

А теперь посмотрите, совпадает ли ваша формула любви с формулой Тютчева?

3. Существуют ли сегодня те проблемы, которые были затронуты в любовной лирике Тютчева? Насколько эти проблемы актуальны для современной молодежи? Поясните свой ответ. 
- У Тютчева было особенное сердце, всегда способное к новой любви. Только вот любовь эта становилась тяжелым испытанием для каждой из женщин. Это понимал и сам Тютчев. Какой бы ни была любовь, надо ценить ее как величайший подарок судьбы. Вас, сегодняшних учеников, в будущем ждут встречи, а некоторых и расставания с любимыми, разлуки с ними навсегда. И очень важно, чтобы в сложных жизненных ситуациях вы всегда оставались хорошими, порядочными людьми.

VII Рефлексия

У вас на столе вырезанные из бумаги сердца. Напишите на них пожелание и подарите друг другу.


А сейчас поднимите руку, кто работал на «5», на «4», на «3»? Я согласна с вашей оценкой.

VIII Домашнее задание








































Таблица №2

Ф.И. Тютчев

«Не говори: меня он, как и прежде, любит...» (1854 г.)

Н.А. Некрасов

«Тяжелый крест достался ей на долю...» (1856 г.)

Сходство I.

Мотив драматизма








П. Наличие двух героев



III. Мотив смерти, убийства



IV. Дословное совпадение обращений



Отличие





Ф. И. ТЮТЧЕВ « Не говори: меня он, как и прежде, любит...»

Не говори: меня он, как и прежде, любит,

Мной, как и прежде, дорожит... О нет!

Он жизнь мою бесчеловечно губит,

Хоть, вижу, нож в руке его дрожит.

То в гневе, то в слезах, тоскуя, негодуя,

Увлечена, в душе уязвлена,

Я стражду, не живу... им, им одним живу я-

Но эта жизнь!., о, как горька она!

Он мерит воздух мне так бережно и скудно...

Не мерят так и лютому врагу...

Ох, я дышу еще болезненно и трудно,

Могу дышать, но жить уж не могу.


Н. А. НЕКРАСОВ « Тяжелый крест достался ей на долю...»

Тяжелый крест достался ей на долю:

Страдай, молчи, притворствуй и не плачь;

Кому и страсть, и молодость, и волю –

Все отдала - тот стал ее палач!

Давно ни с кем она не знает встречи;

Угнетена, пуглива и грустна,

Безумные, язвительные речи

Безропотно выслушивать должна:

« Не говори, что молодость сгубила

Ты, ревностью истерзана моей;

Не говори!., близка моя могила,

А цветка весеннего свежей!

Тот день, когда меня ты полюбила

И от меня услышала: люблю –

Не проклинай!., близка моя могила:

Поправлю все, все смертью искуплю!

Не говори, что дни твои унылы,

Тюремщиком больного не зови:

Передо мной - холодный мрак могилы,

Перед тобой - объятия любви!

Я знаю: ты другого полюбила,

Щадить и ждать наскучило тебе...

О, погоди! Близка моя могила –

Начатое и кончить дай судьбе..!»

Ужасные, убийственные звуки!..

Как статуя, прекрасна и бледна,

Она молчит, свои ломая руки...

И что сказать могла б ему она?..


Таблица №1


Адресаты любовной лирики Ф.И.Тютчева

Название стихотворения

Чувства, которые переполняли душу поэта





















Домашнее задание: провести сопоставительный анализ стихотворения Ф.И.Тютчева «Я встретил вас…» и А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье»

Таблица №1


Адресаты любовной лирики Ф.И.Тютчева

Название стихотворения

Чувства, которые переполняли душу поэта





















Домашнее задание: провести сопоставительный анализ стихотворения Ф.И.Тютчева «Я встретил вас…» и А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье»













О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя…
Год не прошел – спроси и сведай,
Что уцелело от нея?
Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Все опалили, выжгли слезы
Горючей влагою своей.
Ты помнишь ли, при вашей встрече,
При первой встрече роковой,
Её волшебный взор, и речи,
И смех младенчески-живой?
И что ж теперь? И где все это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!
Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!

Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В ее душевной глубине
Ей оставались вспоминанья…
Но изменили и оне.
И на земле ей дико стало,
Очарование ушло…
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело.
И что ж от долгого мученья,
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль, злую боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!
О, как убийственно мы любим!
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!..





* * * 
Я помню время золотое, 
Я помню сердцу милый край. 
День вечерел; мы были двое; 
Внизу, в тени, шумел Дунай.

И на холму, там, где, белея, 
Руина замка вдаль глядит, 
Стояла ты, младшая фея, 
На мшистый опершись гранит,

Ногой младенческой касаясь 
Обломков груды вековой; 
И солнце медлило, прощаясь 
С холмом, и замком, и тобой.

И ветер тихий мимолетом 
Твоей одеждою играл 
И с диких яблонь цвет за цветом 
На плечи юные свевал.

Ты беззаботно вдаль глядела… 
Край неба дымно гас в лучах; 
День догорал; звучнее пела 
Река в померкших берегах.

И ты с веселостью беспечной 
Счастливый провожала день; 
И сладко жизни быстротечной 
Над нами пролетала тень. 


* * * 
Еще томлюсь тоской желаний, 
Еще стремлюсь к тебе душой – 
И в сумраке воспоминаний 
Еще ловлю я образ твой… 
Твой милый образ, незабвенный, 
Недостижимый, неизменный, 
Как ночью на небе звезда…

* * * 

Она сидела на полу 
И груду писем разбирала, 
И, как остывшую золу, 
Брала их в руки и бросала.

Брала знакомые листы 
И чудно так на них глядела, 
Как души смотрят с высоты 
На ими брошенное тело…

О, сколько жизни было тут, 
Невозвратимо пережитой! 
О, сколько горестных минут, 
Любви и радости убитой!..

Стоял я молча в стороне 
И пасть готов был на колени, - 
И страшно грустно стало мне, 
Как от присущей милой тени. 







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока литературы "Поэзия сердца"

Автор: Воронина Наталья Геннадьевна

Дата: 23.07.2015

Номер свидетельства: 223414

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока литературы. Лирика Б.Л. Пастернака. "Плачущий сад". "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-litieratury-lirika-b-l-pastiernaka-plachushchii-sad"
    ["file_id"] => string(6) "109800"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405062767"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) ""Конспект урока по литературе в 9 классе:" И снится чудный сон Татьяне..." "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-v-9-klassie-i-snitsia-chudnyi-son-tat-ianie"
    ["file_id"] => string(6) "187814"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426586095"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект  урока по литературе на тему: "Г.Р.Державин.Судьба и поэзия." "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-na-tiemu-g-r-dierzhavin-sud-ba-i-poeziia"
    ["file_id"] => string(6) "189021"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426786369"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока на тему "Чувства добрые" в лирике А.С. Пушкина. "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-na-tiemu-chuvstva-dobryie-v-lirikie-a-s-pushkina"
    ["file_id"] => string(6) "235484"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443717312"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "конспект урока по литературе Строки опаленные войной. "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-stroki-opaliennyie-voinoi"
    ["file_id"] => string(6) "168032"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423159750"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства