Смысловое чтение на уроках русского языка и литературного чтения
Смысловое чтение на уроках русского языка и литературного чтения
Древние греки говорили: “Он неграмотен: не умеет ни читать, ни плавать”. Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми, это один из способов формирования общественного сознания. И только поэтому нужно подходить к моменту формирования чтения особенно осторожно, делая акцент на смысле.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Смысловое чтение на уроках русского языка и литературного чтения»
Смысловое чтение
Приемы работы с художественным текстом
смысловое чтение - это восприятие графически оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей. (А. А. Леонтьев)Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста . (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.)
Ц ель смыслового чтения — максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию.
Чтение не может существовать без
познавательной деятельности .
СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ В СИСТЕМЕ фгос
Осмысление цели и выбор вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи
УУДДействия смыслового чтения
Определением основной и второстепенной информации
Формулирование проблемы и главной идеи текста
декодирование информации
Способы смыслового чтения
Аналитический
Синтетический
Критический
(структурный)
(интерпретационный)
(оценочный)
Цель- понять отношение автора к предмету или явлению и выявить факторы, повлиявшие на это отношение.
Цель - выявить, какие задачи поставил автор в этом тексте и каким образом и насколько решил их.
Цель - оценить авторский текст и решить, согласен ли читатель с ним.
Алгоритмы действий по формированию навыков смыслового чтения
В.А. Сидоренков
расчленение текста на главное и второстепенное,
В.А. Кудряшова
1 - я фаза (предтекстовая) — фаза ориентировки и планирования.
обнаружение ключевых слов и группировка информационных блоков;
Т.И. Фисенко
2 - я фаза (фаза восприятия текста) — исполнительная. На этапе восприятия текста учащиеся должны уметь анализировать заголовок,
1. Определение типа книги и предмета книги.
установление логики движения текста,
2. Определение основной мысли текста
3- я фаза (послетекстовая) является контрольной. На этапе создания вторичного текста читающие должны осознавать роль вторичных текстов (плана, аннотации) и критерии отбора содержания.
моделирование таблиц, опорных схем и пр.
проверка учебного материала;
3. Выявление проблем, которые затрагивает автор в тексте.
формулировка вопросов по тексту
4. Нахождение ключевых слов и определение их точного значения именно в данном тексте.
сравнение с текстом-оригиналом и корректировка
5. Выделение ключевых предложений в тексте и определение утверждений, которые они содержат.
6. Интерпретация текста — передача прочитанного своими словами.
7. Конструктивное обсуждение изучаемого текста.
8.Формирование собственного критического мышления
«Стратегии смыслового чтения» — различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации, а также ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.
Н. Сметанникова :«путь, программа действий читателя по обработке различной информации текста является стратегией»
Стратегии смыслового чтения
Н. Сметанникова
Стратегии
предтекстовой деятельности
1. Мозговой штурм.
Г. Граник, Л. Концевая,
2. Глоссарий.
С. Бондаренко
1. Учить видеть слово
3.Ориентиры предвосхищения содержания текста.
2. Анализ заголовка текста
4. Батарея вопросов: вопросы для припоминания, предваряющие вопросы.
до начала чтения
5. Рассечение вопроса
3. Работа с эпиграфом
Стратегии текстовой деятельности
1. Чтение вслух
1. Диалог с текстом
(попеременное чтение).
2. Чтение про себя
2. Прогнозирование:
восстановление пропущенных
с вопросами.
3. Чтение с остановками.
слов, строк, дописывание
текстов, собирание
4. Чтение про себя
с пометками
рассыпанных текстов,
выдвижение и проверка
гипотез.
3. Выделение главных
мыслей текстов, объяснение смысла текстов.
4. Ответы на вопросы по
тексту
5. Самостоятельная постановка вопросов к тексту
Стратегии послетекстовой деятельности
1. Отношения между вопросом
Общеучебные стратегии
и ответом.
1.План.
1. Знаю - хочу узнать - узнал.
2. Вопросы после текста («Таксономия Блума»),
2. Самостоятельное составление
2. Граф-схемы «Кольца Венна»
3.Тайм-аут.
схем, рисунков, таблиц,
4. Проверочный лист
опорных схем по текстам.
3. Пересказ.
4. Конспект
приемы для преодоления барьеров при восприятии учебного текста
Рассказ учителя с беседой:
Слушание музыки , «рисование» воображаемых картин, рассматривание репродукций, заочные экскурсии, обсуждение услышанного и увиденного.
а) об авторе;
б) об истории написания художественного произведения;
в) о событиях, изображенных в художественных произведениях.
Словарно-смысловая работа (подбор синонима, развернутое описание, анализ морфемной структуры слова, логическое определение.)
Прогнозирование (по заголовку; по иллюстрации; по опорным словам; по фамилии автора).
Чтение вступительной статьи , диалогов персонажей.
Проверка ДЗ,если текст читался дома (литер.диктант).
Использование элементов занимательности и игры (кроссворд, викторина, загадки).
приемы понимания(осмысления) учебного текста
Приём постановки вопросов к тексту и ответов на них («диалог с текстом») ,чтением с остановками.
2. Классификация Б. Блума «Ромашка Блума» , в которой используют 6 типов вопросов:
1) простые вопросы
2) уточняющие вопросы
3) интерпретационные (объясняющие) вопросы
4) творческие вопросы
5) практические
6) оценочные вопросы
Где и когда происходят события,описанные в сказке-были?
Как автор относится к героям? Приведите пример из текста.
Почему у жителей села дети вызывают добрые чувства?
Какие слова в 1 части вы считаете ключевыми? Почему? Прочитайте их.
Как вы думаете, что из себя представляла палестинка?
Как бы вы поступили,собираясь в лес за клюквой? Что бы взяли с собой?
2. Постановка вопроса-предположения .
3. Антиципация плана изложения , т. е. предвосхищение того,
о чем будет говориться дальше.
4. Антиципация содержания , или предвосхищение того,
что именно будет сказано дальше.
5. Реципация — мысленное возвращение к ранее прочитанному
и повторное его осмысление под влиянием новой мысли.
6. Критический анализ — самая высокая ступень осмысления текста, дополнения к прочитанному, выражение сомнения или несогласия и отстаивание своей точки зрения.
7. Приём составления плана (в том числе вопросного) или тезисов текста.
(перекодировка информации на язык образов, более доступный).
9. Прием составления сводных таблиц.
10. Приём комментирования .
К ольца В ЕННА
Общее
Настя
Митраша
приемы интерпретации учебного текста
: «Дайте характеристику тому или иному событию, герою…», «Охарактеризуйте поступок героя…», «Выскажите своё мнение о…», «На какие черты внешности, характера героя вы обратили внимание…»
1 . Словесное рисование
«О чём говорит художественная деталь - яблоки в посылке - в концовке рассказа «Уроки французского» В.Г. Распутина»?
2. Выделение художественных деталей, анализ изобразительно-выразительных средств языка.
3. Сопоставление сюжетных линий, персонажей внутри одного произведения или нескольких произведений.
4. Обобщение
5. Формулирование собственной читательской позиции.
«Как вы думаете, правильно ли поступил герой в этой ситуации?», «Кого можно считать главным героем и почему?», «Кого из героев мы осуждаем, а кем восхищаемся?»
Процесс чтения должен завершаться формированием собственного критического мнения.
object(ArrayObject)#875 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(228) "Формирование коммуникативных компетенции на уроках русского языка и литературы в условиях формирования и реализации ФГОС "
["seo_title"] => string(134) "formirovaniie-kommunikativnykh-kompietientsii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-usloviiakh-formirovaniia-i-riealizatsii-fgos"
["file_id"] => string(6) "116993"
["category_seo"] => string(10) "literatura"
["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
["date"] => string(10) "1412679877"
}
}