kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Смысловое чтение на уроках русского языка и литературного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Древние греки говорили: “Он неграмотен: не умеет ни читать, ни плавать”. Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми, это один из способов формирования общественного сознания. И только поэтому нужно подходить к моменту формирования чтения особенно осторожно, делая акцент на смысле.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Смысловое чтение на уроках русского языка и литературного чтения»

Смысловое  чтение Приемы работы с художественным текстом

Смысловое чтение

Приемы работы с художественным текстом

с мысловое чтение - это восприятие графически оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.  (А. А. Леонтьев)   С мысловое чтение  – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста . (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.)

с мысловое чтение - это восприятие графически оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей. (А. А. Леонтьев) С мысловое чтение  – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста . (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.)

Ц ель смыслового чтения — максимально точ​но и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Чтение не может существовать без познавательной деятельности .

Ц ель смыслового чтения — максимально точ​но и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию.

Чтение не может существовать без

познавательной деятельности .

СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ В СИСТЕМЕ фгос

СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ В СИСТЕМЕ фгос

Осмысление цели и выбор вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи УУД Действия смыслового чтения Определением основной и второстепенной информации Формулирование проблемы и главной идеи текста

Осмысление цели и выбор вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи

УУД Действия смыслового чтения

Определением основной и второстепенной информации

Формулирование проблемы и главной идеи текста

декодирование информации

декодирование информации

Способы смыслового чтения Аналитический Синтетический Критический (структурный) (интерпретационный) (оценочный) Цель - понять отношение автора к предмету или явлению и выявить факторы, повлиявшие на это отношение. Цель - выявить, какие задачи поставил автор в этом тексте и каким образом и насколько решил их. Цель - оценить авторский текст и решить, согласен ли чи​татель с ним.

Способы смыслового чтения

Аналитический

Синтетический

Критический

(структурный)

(интерпретационный)

(оценочный)

Цель - понять отношение автора к предмету или явлению и выявить факторы, повлиявшие на это отношение.

Цель - выявить, какие задачи поставил автор в этом тексте и каким образом и насколько решил их.

Цель - оценить авторский текст и решить, согласен ли чи​татель с ним.

Алгоритмы действий по формированию навыков смыслового чтения

В.А. Сидоренков

 ​  расчленение текста на главное и второстепенное,

В.А. Кудряшова

1 - я фаза (предтекстовая) — фаза ориен​тировки и планирования.

 ​  обнаружение ключевых слов и группировка информационных блоков;

Т.И. Фисенко

2 - я фаза (фаза восприятия текста) — ис​полнительная. На этапе восприятия текста учащиеся должны уметь анализировать заголовок,

1. Определение типа книги и предмета книги.

 ​  установление логики движения текста,

2. Определение основной мысли текста

3- я фаза (послетекстовая) является кон​трольной. На этапе создания вторичного текста читающие должны осознавать роль вторичных текстов (плана, аннотации) и критерии отбора содержания.

 ​  моделирование таблиц, опорных схем и пр.

 ​  проверка учебного мате​риала;

3. Выявление проблем, которые затрагивает автор в тексте.

 ​  формулировка вопросов по тексту

4. Нахождение ключевых слов и определение их точного значения именно в данном тексте.

 ​  сравнение с текстом-оригиналом и корректировка

5. Выделение ключевых предложений в тексте и определение утверждений, которые они содержат.

6. Интерпретация текста — передача прочитанного своими словами.

7. Конструктивное обсуждение изучаемого текста.

8.Формирование собственного критического мышления

« С тратегии смыслового чтения» — различ​ные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформлен​ной текстовой информации, а также ее переработ​ки в личностно-смысловые установки в соответ​ствии с коммуникативно-познавательной задачей. Н. Сметанникова :   «путь, про​грамма действий читателя по обработке различ​ной информации текста является стратегией»

« С тратегии смыслового чтения» — различ​ные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформлен​ной текстовой информации, а также ее переработ​ки в личностно-смысловые установки в соответ​ствии с коммуникативно-познавательной задачей.

Н. Сметанникова :   «путь, про​грамма действий читателя по обработке различ​ной информации текста является стратегией»

Стратегии смыслового чтения Н. Сметанникова Стратегии предтекстовой деятельности 1. Мозговой штурм. Г. Граник, Л. Концевая, 2. Глоссарий. С. Бондаренко 1. Учить видеть слово 3.Ориентиры предвосхищения содержа​ния текста. 2. Анализ заголовка текста 4. Батарея вопросов: вопросы для при​поминания, предваряющие вопросы. до начала чтения   5. Рассечение вопроса 3. Работа с эпиграфом

Стратегии смыслового чтения

Н. Сметанникова

Стратегии

предтекстовой деятельности

1. Мозговой штурм.

Г. Граник, Л. Концевая,

2. Глоссарий.

С. Бондаренко

1. Учить видеть слово

3.Ориентиры предвосхищения содержа​ния текста.

2. Анализ заголовка текста

4. Батарея вопросов: вопросы для при​поминания, предваряющие вопросы.

до начала чтения  

5. Рассечение вопроса

3. Работа с эпиграфом

Стратегии текстовой деятельности 1. Чтение вслух 1. Диалог с текстом (попеременное чтение). 2. Чтение про себя 2. Прогнозирование: восстановление пропущенных с вопросами. 3. Чтение с остановками. слов, строк, дописывание текстов, собирание 4. Чтение про себя с пометками рассыпанных текстов, выдвижение и проверка гипотез. 3. Выделение главных мыслей текстов, объяснение смысла текстов. 4. Ответы на вопросы по тексту 5. Самостоятельная постановка вопросов к тексту

Стратегии текстовой деятельности

1. Чтение вслух

1. Диалог с текстом

(попеременное чтение).

2. Чтение про себя

2. Прогнозирование:

восстановление пропущенных

с вопросами.

3. Чтение с остановками.

слов, строк, дописывание

текстов, собирание

4. Чтение про себя

с пометками

рассыпанных текстов,

выдвижение и проверка

гипотез.

3. Выделение главных

мыслей текстов, объяснение смысла текстов.

4. Ответы на вопросы по

тексту

5. Самостоятельная постановка вопросов к тексту

Стратегии послетекстовой деятельности 1. Отношения между вопросом Общеучебные стратегии и ответом. 1.План. 1. Знаю - хочу узнать - узнал. 2. Вопросы после текста («Таксономия Блума»), 2. Самостоятельное составление 2. Граф-схемы «Кольца Венна» 3.Тайм-аут. схем, рисунков, таблиц, 4. Проверочный лист опорных схем по текстам. 3. Пересказ. 4. Конспект

Стратегии послетекстовой деятельности

1. Отношения между вопросом

Общеучебные стратегии

и ответом.

1.План.

1. Знаю - хочу узнать - узнал.

2. Вопросы после текста («Таксономия Блума»),

2. Самостоятельное составление

2. Граф-схемы «Кольца Венна»

3.Тайм-аут.

схем, рисунков, таблиц,

4. Проверочный лист

опорных схем по текстам.

3. Пересказ.

4. Конспект

приемы для преодоления барьеров при восприятии учебного текста Рассказ учителя с беседой: Слушание музыки , «рисование» воображаемых картин, рассматривание репродукций, заочные экскурсии, обсуждение услышанного и увиденного.   а) об авторе; б) об истории написания художественного произведения; в) о событиях, изображенных в художественных произведениях.    Словарно-смысловая работа (подбор синонима, развернутое описание, анализ морфемной структуры слова, логическое определение.)    Прогнозирование (по заголовку; по иллюстрации; по опорным словам; по фамилии автора).     Чтение вступительной статьи , диалогов персонажей.    Проверка ДЗ,если текст читался дома (литер.диктант).     Использование элементов занимательности и игры (кроссворд, викторина, загадки).

приемы для преодоления барьеров при восприятии учебного текста

Рассказ учителя с беседой:

Слушание музыки , «рисование» воображаемых картин, рассматривание репродукций, заочные экскурсии, обсуждение услышанного и увиденного.

а) об авторе;

б) об истории написания художественного произведения;

в) о событиях, изображенных в художественных произведениях. 

Словарно-смысловая работа (подбор синонима, развернутое описание, анализ морфемной структуры слова, логическое определение.)

Прогнозирование (по заголовку; по иллюстрации; по опорным словам; по фамилии автора).

Чтение вступительной статьи , диалогов персонажей.

Проверка ДЗ,если текст читался дома (литер.диктант).

Использование элементов занимательности и игры (кроссворд, викторина, загадки).

приемы понимания  (осмысления) учебного текста Приём постановки вопросов к тексту и отве​тов на них («диалог с текстом») ,чтением с остановками. 2. Клас​сификация Б. Блума «Ромашка Блума» , в которой используют 6 типов вопросов: 1) простые вопросы 2)​  уточняющие вопросы 3)​  интерпретационные (объясняющие) вопро​сы 4)​  творческие вопросы 5)​  практические 6)​  оценочные вопросы

приемы понимания (осмысления) учебного текста

  • Приём постановки вопросов к тексту и отве​тов на них («диалог с текстом») ,чтением с остановками.

2. Клас​сификация Б. Блума «Ромашка Блума» , в которой используют 6 типов вопросов:

1) простые вопросы

2)​  уточняющие вопросы

3)​  интерпретационные (объясняющие) вопро​сы

4)​  творческие вопросы

5)​  практические

6)​  оценочные вопросы

Где и когда происходят события,описанные в сказке-были? Как автор относится к героям? Приведите пример из текста. Почему у жителей села дети вызывают добрые чувства? Какие слова в 1 части вы считаете ключевыми? Почему? Прочитайте их. Как вы думаете, что из себя представляла палестинка? Как бы вы поступили,собираясь в лес за клюквой? Что бы взяли с собой?

Где и когда происходят события,описанные в сказке-были?

Как автор относится к героям? Приведите пример из текста.

Почему у жителей села дети вызывают добрые чувства?

Какие слова в 1 части вы считаете ключевыми? Почему? Прочитайте их.

Как вы думаете, что из себя представляла палестинка?

Как бы вы поступили,собираясь в лес за клюквой? Что бы взяли с собой?

2.​ Постановка вопроса-предположения . 3.​ Антиципация плана изложения , т. е. предвос​хищение того, о чем будет говориться дальше. 4.​  Антиципация содержания , или предвосхище​ние того, что именно будет сказано дальше. 5.​  Реципация — мысленное возвращение к ранее прочитанному и повторное его осмысление под влиянием новой мысли. 6.​  Критический анализ — самая высокая ступень осмысления текста, дополнения к прочитанному, выражение со​мнения или несогласия и отстаивание своей точки зрения. 7.​  Приём составления плана (в том числе вопросного) или тезисов текста. 8.​  Прием составления граф-схемы , опорного сиг​нала (перекодировка информации на язык об​разов, более доступный). 9.​ Прием составления сводных таблиц. 10.​ Приём комментирования .

2.​ Постановка вопроса-предположения .

3.​ Антиципация плана изложения , т. е. предвос​хищение того,

о чем будет говориться дальше.

4.​  Антиципация содержания , или предвосхище​ние того,

что именно будет сказано дальше.

5.​  Реципация — мысленное возвращение к ранее прочитанному

и повторное его осмысление под влиянием новой мысли.

6.​  Критический анализ — самая высокая ступень осмысления текста, дополнения к прочитанному, выражение со​мнения или несогласия и отстаивание своей точки зрения.

7.​  Приём составления плана (в том числе вопросного) или тезисов текста.

8.​  Прием составления граф-схемы , опорного сиг​нала

(перекодировка информации на язык об​разов, более доступный).

9.​ Прием составления сводных таблиц.

10.​ Приём комментирования .

К ольца В ЕННА Общее Настя Митраша

К ольца В ЕННА

Общее

Настя

Митраша

приемы интерпретации учебного текста : «Дайте характеристику тому или иному событию, герою…», «Охарактеризуйте поступок героя…», «Выскажите своё мнение о…», «На какие черты внешности, характера героя вы обратили внимание…»  1 . Словесное рисование   «О чём говорит художественная деталь - яблоки в посылке - в концовке рассказа «Уроки французского» В.Г. Распутина»? 2. Выделение художественных деталей, анализ изобразительно-выразительных средств языка.     3. Сопоставление сюжетных линий, персонажей внутри одного произведения или нескольких произведений.   4. Обобщение  5. Формулирование собственной читательской позиции.    «Как вы думаете, правильно ли поступил герой в этой ситуации?», «Кого можно считать главным героем и почему?», «Кого из героев мы осуждаем, а кем восхищаемся?»

приемы интерпретации учебного текста

: «Дайте характеристику тому или иному событию, герою…», «Охарактеризуйте поступок героя…», «Выскажите своё мнение о…», «На какие черты внешности, характера героя вы обратили внимание…»

1 . Словесное рисование

«О чём говорит художественная деталь - яблоки в посылке - в концовке рассказа «Уроки французского» В.Г. Распутина»?

2. Выделение художественных деталей, анализ изобразительно-выразительных средств языка.  

3. Сопоставление сюжетных линий, персонажей внутри одного произведения или нескольких произведений. 

4. Обобщение

5. Формулирование собственной читательской позиции. 

«Как вы думаете, правильно ли поступил герой в этой ситуации?», «Кого можно считать главным героем и почему?», «Кого из героев мы осуждаем, а кем восхищаемся?»

Процесс чтения должен завершаться формированием собственного критического мнения.

Процесс чтения должен завершаться формированием собственного критического мнения.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Смысловое чтение на уроках русского языка и литературного чтения

Автор: Нечаева Оксана Владимировна

Дата: 01.11.2016

Номер свидетельства: 354358

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Доклад на тему «Развитие связной речи на уроках русского языка в 5 – 6 классах» "
    ["seo_title"] => string(84) "doklad-na-tiemu-razvitiie-sviaznoi-riechi-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-5-6-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "116455"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412495281"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(228) "Формирование коммуникативных компетенции на уроках русского языка и литературы в условиях  формирования и реализации ФГОС "
    ["seo_title"] => string(134) "formirovaniie-kommunikativnykh-kompietientsii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-usloviiakh-formirovaniia-i-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "116993"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1412679877"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект урока русского языка в 3 классе  по теме: «Устойчивые сочетания слов». "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-tiemie-ustoichivyie-sochietaniia-slov"
    ["file_id"] => string(6) "217464"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433352772"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Урок русского языка в 5-м классе по теме: "Глагол в языке и речи" "
    ["seo_title"] => string(72) "urok-russkogho-iazyka-v-5-m-klassie-po-tiemie-glaghol-v-iazykie-i-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "145795"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418996681"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "конспект урока русского языка 3 класс сочинение- описание "На бабушкином огороде" "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-3-klass-sochinieniie-opisaniie-na-babushkinom-oghorodie"
    ["file_id"] => string(6) "208742"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430897901"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства