План – конспект урока в 3 классе.
Сочинение « На бабушкином огороде».
Учитель: Иващук Лариса Александровна, средняя школа № 23.
- Цель :развитие речи, формирование умения составлять повествовательный текст по опорным словам.
- Задачи : вызвать позитивное отношение к летнему отдыху, умению помогать взрослым в работе, овладеть навыками логически последовательного изложения мыслей, навыками построения сочинений.
- Жанр : рассказ
- Тип : повествование
- Стиль : художественный
Подготовительная работа
Задачи : накопить и систематизировать материал для написания сочинения, расширить словарный запас учеников.
В процессе выполнения подготовительной работы детьми заводятся индивидуальные карточки, на которых выписываются слова, словосочетания, эпитеты, сравнения, метафоры, необходимые для написания сочинения.
Подготовительная работа
Урок русского языка по теме « Понятие об имени прилагательном»
Задание : отгадать вопросы-загадки, записать отгадки, выписать в карточку обороты.
- Участок земли, обычно вблизи дома, для выращивания овощей.
- Рано в поле выезжай – лучше будет … .
- Состояние атмосферы, о котором можно сказать – сегодня удивительная …. Тепло,ясно, солнце весело играет на таком снеге, все блестит, дымится, каплет.
( М. Тургенев )
- Проверь себя :
Отгадки : огород, урожай, погода.
Обороты : вблизи дома, для выращивания овощей, будет урожай, удивительная погода, солнце играет.
Урок русского языка по теме « Правописание имен прилагательных женского рода».
Задание : выписать прилагательные женского рода с существительными. Поставить вопросы к именам прилагательным.
Весенняя пора, веселое настроение, раннее утро, длинная дорога, урожайное лето, красная малина.
Урок русского языка по теме «Склонение имен прилагательных».
Задание : выписать прилагательные в форме именительного падежа.
Решили принарядиться важные, степенные жуки. Кузнечики оделись в зеленые фраки под цвет травы. А сердитые шмели и осы нарядились в желтые курточки с черными поясками.
Выписать на карточку : принарядились, оделись в зеленые фраки, под цвет травы, желтые курточки.
Урок рисования по теме « Рисование по памяти. Летние работы на даче.»
Игра « Посадим огород».
Цель : развитие навыка связного монологического высказывания.
Заранее учитель готовит основу : на листе бумаги изображен огород, на отдельных картинках – девочка, бабушка, грядки, морковь. Учитель создает игровую ситуацию : Дети пошли на огород. Что могло происходить на огороде ? Дети выставляют картинки в прорези и составляют рассказ « На огороде» После того, как « живая картинка» составлена, рассказ повторяется.
Урок русского языка по теме «Склонение имен прилагательных»
Игра « Кто больше?»
Цель : активизировать словарный запас по конкретной лексической теме « Огород».
Ход игры : в группах из 4 -6 человек составляются ассоциации по теме( только им. Сущ.). Затем группы меняются листами. К ассоциациям подбирают эпитеты.
Результаты записывают в таблицу на доске.
огород
большой
семена
Пророс
шие
урожай
будущий
Урок познание мира по теме « Свойства воздуха»
Цель : выявить особенности климата нашего края.
Задание : выписать в карточку словосочетания о климатических особенностях нашего края весной.
Хрестоматия по познанию мира. ( Составители : А. Бирмагамбетов, К.Жунусова,К.Аймашамбетова, 3 класс, стр 18,19)
Проверь себя :Лето короткое, засушливое. Иссушает почву, превращает зеленую ниву в полупустыню, народный опыт. У нерадивых хозяев. Местные условия. Высокие урожаи.)
Литературное чтение по теме « Приход весны»
Задание : выписать эпитеты, сравнения.
Весна.
На солнце нельзя было теперь взглянуть – лохматыми ослепительными потоками оно лилось с вышины. По синему – синему небу плыли облака, словно кучи снега. Весенние ветерки пахли свежей травой и птичьими гнездами.
В саду, из разогретой земли, протыкая зелеными кочетками догнивающие листья, лезла трава, весь луг подернулся белыми и желтыми звездочками.
( А.Н. Толстой )
Проверь себя :
Эпитеты : лохматыми ослепительными потоками, по синему – синему небу, из разогретой земли, зелеными кочетками, белыми и желтыми звездочками.
Сравнение : облака, словно кучи снега.
Ход урока :
- На интерактивной доске появляется слайд.
На фоне звуков весны(пение птиц), появляется солнышко с лучиками.
- Как вы считаете какое время года приветствуют птицы ?
- Какое настроение у вас вызывает эта картинка ? Почему ?
- Какие с/х работы люди выполняют за городом на даче ?
- Каким словом можно заменить слово «дача» ? ( Огород).
- Второй слайд.
- Какие ассоциации возникают при слове « огород» ? Заполнение кластера на интерактивной доске маркером.
3.Третий слайд.
- Соответствуют ли наши ассоциации данной картинке ? В чем сходство ?
- Вставить пропущенные буквы в слова, объяснить их правописание.( на слайде появляются слова с пропущенными орфограммами)
- Замените словосочетание « хорошее настроение» близким по смыслу. ( Радостное ощущение ).
- Как понимаете выражение « проросшие семена».
- Какому цвету соответствует « лазурное» небо. Подберите синонимы.
4.Четвертый слайд.
Начало основная часть концовка
Ранним весенним утром
соберут урожай
хорошее настроение
проросли семена
с лазурного неба желтой моркови
- Сколько частей будет в сочинении ?
- Распределите словосочетания по смысловым частям сочинения. Работа выполняется на доске, слова переносятся с помощью маркера ( интерактив )
Работа в группах.
Задание : 1 группа – составить первую часть сочинения, озаглавить ее, подготовить пересказ.2 группа – аналогичная работа со второй частью сочинения. 3 группа – работа с третьей частью сочинения.
5. Пятый слайд.
План
1.Весенние деньки.
2. Работа на огороде.
3. Богатый урожай
Составление плана сочинения ( с опорой на словосочетания )
6. Шестой слайд.
Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
Что посеешь, то и пожнешь.
Труд кормит, а лень портит.
Каравай хлеба не свалится с неба.
- Какая пословица соответствует содержанию текста нашего сочинения ?
Докажите.
- Какую пословицу можно написать в заключительной части ?
Проговаривание частей сочинения в парах.
7. Написание сочинения. Самопроверка.
8. Итог работы. Заслушиваются сочинения.
Образец сочинения.
Вот и зиме пришел конец. На улице стоит чудесная погода. Ранним весенним утром Катя с бабушкой пошли на огород.
Уже проросли семена, пора их высаживать в теплую землю. Трудная работа ждет бабушку с внучкой. Но хорошее настроение помогает им. С лазурного неба им улыбается солнышко.
Что посеешь, то и пожнешь. Осенью они соберут богатый урожай желтой моркови.