kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование коммуникативных компетенции на уроках русского языка и литературы в условиях формирования и реализации ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности


 В системе школьного образования учебные предметы «Русский язык» и «Литература» занимают важное место.  За последние годы произошли значительные изменения, которые можно считать  позитивными. Содержание нового стандарта ориентировано в первую очередь на формирование определенной языковой и духовной культуры школьников. Русский язык представлен в нем не только перечнем дидактических единиц, отражающих устройство языка, но и тех дидактических единиц, которые обеспечивают речевую деятельность. Одной из главных идей федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся на всех ступенях.Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью развития речи школьников, формирования языковой и коммуникативной компетенций учащихся в процессе работы по обогащению грамматического строя их речи, развитию коммуникативных умений и навыков в области построения и языкового оформления сочинения.В настоящее время необходимо серьезно решать проблему соединения речевого развития, разностороннего формирования личности ребенка с изучением языковой системы. Работа над текстом (текстовая деятельность) при этом становится средством речевого развития учащихся.   Именно поэтому пристальное внимание педагогической общественности привлечено к ЕГЭ по русскому языку, так как задания в КИМах позволяют проверить сформированность у выпускников средней школы всех трех компетенций - языковой, лингвистической и коммуникативной. И если задания с выбором ответа посильны для абсолютного большинства учащихся, то задания открытого типа с кратким ответом ориентированы на проверку лингвистической компетенции учащихся, предполагающей усвоение основных лингвистических понятий и грамматических категорий. По сути, эти задания представляют собой разные варианты анализа текста - смысловой, композиционный, типологический, стилистический, языковый.  Задание третьего типа проверяет сформированность у учащихся коммуникативной компетенции,  необходимой для понимания чужих и порождения собственных высказываний (текстов). Более 60% выпускников испытывают затруднения при создании собственного речевого высказывания на предложенную тему, не умеют ясно и точно, последовательно и логично выражать свои мысли в письменной форме, не могут аргументировать своюСочинение - рассуждение дает возможность проверить разные стороны речевого развития учащихся:К   вопросу об УУД. Их значимость.   Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого - то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества. Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).  Применение коммуникативной компетенции на уроках русского языка создаёт условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве. Важнейшую роль в формировании УУД  играет работа с текстом. Навык чтения по праву считается фундаментом всего образования. Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и многое другое. В деятельности чтения участвуют такие механизмы, как восприятие, узнавание, сличение, понимание, осмысление, антиципация, рефлексия. И долг учителя – словесника - организовать планомерную, интересную, квалифицированную работу с текстом, которая должна формировать мыслящую, грамотную, творческую, подлинно культурно компетентную личность.В педагогической практике выделяется несколько приемов работы с текстом. 1. Прием составления плана позволяет глубоко осмыслить и понять текст. Для построения плана целесообразно по мере чтения последовательно задавать себе вопрос «О чем здесь говорится?». 2.Прием составления граф-схемы. Граф-схема – это способ моделирования логической структуры текста. Выделяют два вида граф-схемы – линейная и разветвленная. Средствами графического изображения являются абстрактные геометрические фигуры (прямоугольники, квадраты, овалы, круги и т.д.), символические изображения и рисунки и их соединения (линии, стрелки и т.д.). Граф-схема от плана отличается тем, что в ней наглядно отражены связи и отношения между элементами (Односоставные предложения, 8 кл.»Отцы и дети.» 10 кл). 3.Прием тезирования представляет собой формулирование основных тезисов, положений и выводов текста. 4. Прием составления сводной таблицы – позволяет обобщить и систематизировать учебную информациюК урокам по историко-литературным темам5.Прием комментирования является основой осмысления и понимания текста и представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста. Учебный предмет «Литература» имеет особое значение для формирования морально-ценностной позиции учащихся. Поэтому очень важно специально организовать ориентацию учащихся на поступок героя и его нравственное содержание. Для формирования коммуникативных УУД целесообразно использовать приемы, направленные на осмысление содержания текста: «Чтение с остановками», «Чтение с пометками», «Составление кластера». (из теории критического мыления), опять же для разнообразного контроля знаний учащихся текстов художественной литературы. Например, при изучении поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила», провожу такую игру (фронтально). В центре доски рисую силуэт книги, в середине пишу название поэмы, рисую стрелочки, которые отходят от рисунка, ученики должны заполнить стрелочки словами из поэмы, другие – объясняют. В каком эпизоде встречается то или иное слово. Например, слова: "шапка, меч, русалка, пещера, кольцо, доблестный, финн, Наина и т.д."«Составление кластера» - особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия. 6.Дискуссия – еще одно средство формирования универсальных учебных действий школьников. Диалог учащихся может проходить не только в устной, но и письменной форме. Для становления способности к самообразованию очень важно развивать именно письменную форму диалогического взаимодействия с другими и самим собой. Наиболее удобное время для этого – основное звено школы (5-8 классы). Следует обратить внимание на развитие тех коммуникативных умений, которые являются предпосылкой успешно проведенной письменной дискуссии: четко письменно излагать свое мнение, понимать точки зрения своих одноклассников, выраженные письменно, задавать вопросы на понимание, вступать в спор с автором письменного текста в ситуации, когда автор может (не может) ответить читателю. Эти коммуникативные умения могут послужить основой для серьезной работы в дальнейшем с текстами (документами, первоисточниками и т.п.), в которых содержатся разные точки зрения, существующие в той или другой области знаний. В условиях модернизации образования учителя-предметники должны уходить от фронтальной формы работы и внедрять в свою деятельность 7.Групповую форму работы. «Именно в обществе со сверстниками ребенок может и смеет практиковать традиционно взрослые формы поведения (контроль, оценку). В общении со сверстниками зарождается необходимость и всегда есть возможность встать на точку зрения другого, координировать его действия со своими, а за счет этого понимать другого». Учащиеся учатся в этом случае также искать информацию, сообщать ее другим, высказывать свою точку зрения, принимать чужое мнение, создавать продукт совместного труда. Это обеспечивает также формирование всех видов УУД. Частным случаем групповой совместной деятельности учащихся является работа парами. Реализовываться она, например, может так. Ученики получают задание под одним и тем же номером: один ученик становится исполнителем – он должен выполнять это задание, а другой – контролером – должен проконтролировать ход и правильность полученного результата. При этом у контролера имеется подробная инструкция выполнения задания. При выполнении следующего задания дети меняются ролями: кто был исполнителем становится контролером, а контролер – исполнителем. 


8.Проектная и исследовательской деятельности – необходимое условие компетентностного подхода и действенное средство формирования универсальных учебных действий. В процессе этих видов деятельности у учащихся формируется весь спектр УУД: коммуникативные (развитие навыков работы в группе, воспитание толерантности, формирование культуры публичных выступлений. На уроках русского языка использую типовые задачи, нацеленные на развитие коммуникативных учебных действий. Например: 
- «Поработай над своей устной и письменной научной речью. Подготовь связный рассказ на тему: «Что я знаю об имени существительном». Построить свой рассказ тебе поможет план. Помни, каждую свою мысль нужно подтвердить примером». 
- «Закончи и запиши предложения с прямой речью. Пусть это будут предложения, где обращаются друг к другу сказочные герои». 
- «Найди и выпиши слова, которые…. В первом предложении автор играет словами. Ты заметил? Прочитай их». 
На уроках новый материал не предлагаю в готовом виде. Приглашаю учащихся понаблюдать, сравнивать, выявить закономерность и на этом основании сделать свое открытие нового. Также интересна игра «Давай подумаем». Ученикам предлагается подумать, чье рассуждение является правильным, либо задается вопрос «А как ты думаешь?»
 . Применение коммуникативной компетенции на уроках русского языка создаёт условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве. Без развития коммуникативной компетенции не может быть конкурентоспособной, толерантной личности, потому что, начиная со среднего звена, с простого (языковой анализ текста) и заканчивая в старших классах лингвистическим анализом или интерпретацией текста, анализом сюжета, у учащихся формируются практические навыки. Все виды компетенции, сформированные у учащихся, проявляются при сдаче ЕГЭ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование коммуникативных компетенции на уроках русского языка и литературы в условиях формирования и реализации ФГОС »

Из опыта работы Абдрахмановой Г.Г.,  учителя русского языка и литературы МБОУ «Краснорогская СОШ им. А.К.Толстого» 13.11.16  13.11.16

Из опыта работы Абдрахмановой Г.Г.,

учителя русского языка и литературы

МБОУ «Краснорогская СОШ им. А.К.Толстого»

13.11.16

13.11.16

13.11.16

13.11.16

13.11.16  13.11.16

13.11.16

13.11.16

13.11.16

13.11.16

способность вступать в общение с целью быть понятым,  умение выражать свои мысли, выступать перед аудиторией,  умение вести дискуссию, аргументировать, доказывать.
  • способность вступать в общение с целью быть понятым,
  • умение выражать свои мысли, выступать перед аудиторией,
  • умение вести дискуссию, аргументировать, доказывать.

13.11.16

13.11.16

13.11.16

13.11.16

13.11.16  13.11.16

13.11.16

13.11.16

13.11.16

13.11.16

Прослушайте стихотворения «Пророк» А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова, заполните таблицу.  Дайте сопоставительный анализ стихотворений .
  • Прослушайте стихотворения «Пророк» А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова, заполните таблицу.
  • Дайте сопоставительный анализ стихотворений .

1)Источник пророческого дара.

А.С.Пушкин

М.Ю.Лермонтов

2)Образ пророка

3)Взаимоотношения пророка и окружающего его мира.

13.11.16  13.11.16

13.11.16

13.11.16

13.11.16

13.11.16

Роль пейзажных зарисовок в рассказе И.А.Бунина «Кавказ» Как московская пейзажная зарисовка помогает понять состояние героев в начале произведения? Подберите заголовок к иллюстрации,  используя произведение И.А.Бунина 13.11.16  13.11.16

Роль пейзажных зарисовок в рассказе И.А.Бунина «Кавказ»

  • Как московская пейзажная зарисовка
  • помогает понять состояние героев
  • в начале произведения?

Подберите заголовок к иллюстрации,

используя произведение И.А.Бунина

13.11.16

13.11.16

13.11.16

13.11.16

Счастливы ли герои Бунина Счастливы ли герои Бунина Счастливы ли герои Бунина Счастливы ли герои Бунина Счастливы ли герои Бунина  на Кавказе? Рисунок ученицы 8 А класса 13.11.16  13.11.16

Счастливы ли герои Бунина

  • Счастливы ли герои Бунина
  • Счастливы ли герои Бунина
  • Счастливы ли герои Бунина
  • Счастливы ли герои Бунина

на Кавказе?

Рисунок ученицы 8 А класса

13.11.16

13.11.16

13.11.16

13.11.16

Война. Кровопролитная, страшная. Провожать на фронт, защищать Родину, отдавать жизнь. Война! Жесточе нету слова… Трагедия.

Война.

Кровопролитная, страшная.

Провожать на фронт, защищать Родину, отдавать жизнь.

Война! Жесточе нету слова…

Трагедия.

Творческая  работа  Родина… Поделитесь вашими ассоциациями, оформив их в виде синквейна

Творческая

работа

Родина…

Поделитесь вашими ассоциациями, оформив их в виде синквейна

Подберите иллюстративный материал из комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» к данным аргументам Тезис: Речь человека – это показатель его интеллектуального и нравственного развития. Аргумент 1 Действительно, порой речь «скажет» о человеке больше, чем лицо, одежда … Аргумент 2 Опыт художественной литературы убеждает в правильности этого тезиса. Не случайно писатели всегда рассматривали речь персонажа как важнейший способ выявления его характера. Вывод: Таким образом, ничто не охарактеризует человека лучше, чем его речь.  13.11.16  13.11.16

Подберите иллюстративный материал из комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» к данным аргументам

Тезис:

Речь человека – это показатель его интеллектуального и нравственного развития.

Аргумент 1

Действительно, порой речь «скажет» о человеке больше, чем лицо, одежда …

Аргумент 2

Опыт художественной литературы убеждает в правильности этого тезиса. Не случайно писатели всегда рассматривали речь персонажа как важнейший способ выявления его характера.

Вывод: Таким образом, ничто не охарактеризует человека лучше, чем его речь.

13.11.16

13.11.16

13.11.16

13.11.16

Правила ведения дискуссии:  соответствие теме,  спор должен быть аргументированным,  каждый имеет право на свою точку зрения,  уважительное отношение к чужому мнению,  использование языка «Я» 13.11.16  13.11.16

Правила ведения дискуссии:

  • соответствие теме,
  • спор должен быть аргументированным,
  • каждый имеет право на свою точку зрения,
  • уважительное отношение к чужому мнению,
  • использование языка «Я»

13.11.16

13.11.16

13.11.16

13.11.16

Точка зрения какого критика, на ваш взгляд, близка авторской позиции? Почему?  Точка зрения какого критика близка вам? Почему?  Докажите это, пользуясь текстом произведения.
  • Точка зрения какого критика, на ваш взгляд, близка авторской позиции? Почему?
  • Точка зрения какого критика близка вам? Почему?
  • Докажите это, пользуясь текстом произведения.

13.11.16

13.11.16

13.11.16

13.11.16

13.11.16   13.11.16

13.11.16

13.11.16

13.11.16

13.11.16

Единственно настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения.   Антуан де Сент – Экзюпери    13.11.16  13.11.16

Единственно настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения.

Антуан де Сент – Экзюпери

13.11.16

13.11.16

13.11.16

13.11.16


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Абдрахманова Галина Григорьевна

Дата: 07.10.2014

Номер свидетельства: 116993

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(266) "Доклад на тему «Оценивание на уроках русского языка в условиях введения требований Федерального государственного образовательного стандарта» "
    ["seo_title"] => string(159) "doklad-na-tiemu-otsienivaniie-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-usloviiakh-vviedieniia-triebovanii-fiedieral-nogho-ghosudarstviennogho-obrazovatiel-nogho-standarta"
    ["file_id"] => string(6) "239185"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444737470"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(249) "Формирование читательской        грамотности обучающихся на уроках    русского языка в 5-6 классах как  требование ФГОС общего образования. "
    ["seo_title"] => string(150) "formirovaniie-chitatiel-skoi-ghramotnosti-obuchaiushchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-5-6-klassakh-kak-triebovaniie-fgos-obshchiegho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "246635"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446409167"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Проблемы преподавания русского языка в начальной школе по ФГОС. "
    ["seo_title"] => string(70) "probliemy-priepodavaniia-russkogho-iazyka-v-nachal-noi-shkolie-po-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "211090"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431537927"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Развитие универсальных учебных действий на уроках русского языка "
    ["seo_title"] => string(74) "razvitiie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "117426"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412785054"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Современный урок русского языка в свете ФГОС: особенности,  проблемы, пути решения. "
    ["seo_title"] => string(90) "sovriemiennyi-urok-russkogho-iazyka-v-svietie-fgos-osobiennosti-probliemy-puti-rieshieniia"
    ["file_id"] => string(6) "153435"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421004131"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства