Открытый урок русского языка в 5-м классе по теме: "Глагол в языке и речи" по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"
· Якубова Любовь Ильинична, учитель русского языка и литературы
При составлении разработки урока по русскому языку и в результате ее практической реализации я применила трехступенчатую базовую модель технологии РКМЧП.
Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует следующим стадиям урока:
· подготовительный — стадия вызова;
· собственно восприятие нового — смысловая стадия (или стадия реализации смысла);
· присвоение информации — стадия рефлексии.
На данном уроке были поставлены и осуществлены следующие цели и задачи:
1. Активизировать работу учащихся на уроке путем создания проблемной ситуации.
2. Развивать умения учащихся - самостоятельно определять свои знания – незнания по изучаемой теме;
- работать в парах;
- сравнивать, анализировать, формулировать вопросы, делать вставки;
- систематизировать материал в кластер.
3. Воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практическое применение.
Задача: Постараться максимально приблизить учащихся к процессу самостоятельного получения новой информации по изучаемой теме “Глагол в языке и речи”; “прочувствовать” и “прожить” ее.
Проведенный урок полностью соответствовал внедряемой технологии “Развитие критического мышления через чтение и письмо”. Помимо четкого соответствия требуемой структуре используемой технологии (стадия вызова — стадия осмысления — стадия рефлексии), на уроке были использованы и некоторые элементы новизны, подтверждающие творческий подход к разработке и проведению урока.
Это:
· Использование цветового теста на стадии вызова и стадии рефлексии с целью увидеть объективную картину эмоционального настроения учащихся в начале урока и в конце урока. В начале урока из 18 учеников 2 человека выбрали черный цвет, 2 — зеленый, остальные — красный, желтый и синий. В конце урока зеленый цвет выбрали 11 учащихся, черный — ни один, все остальные — красный, желтый и синий. Это говорит о том, что урок был проведен успешно с максимальной пользой для учащихся. (Черный цвет — негативное отношение ко всему окружающему, в том числе и к уроку; зеленый — желание быть лидером, быть лучше, потребность в похвале, стремление получить только “5”.)
· Очень важным элементом урока является самостоятельная формулировка темы и целей урока самими учащимися, то есть целеполагание. (Не я литературно и правильно формулирую тему и цели, а именно, дети ставят для себя осуществимую для каждого цель и достигают ее.) Этому способствует правильная подготовка учащихся на стадии актуализации.
· Развитие образного, слухового, чувственного и эмоционального восприятия материала, взаимодополняющих друг друга и дающих возможность создать ребенку целостную картину “мира”.
· Кластер, то есть последняя, базовая схема, которая остается у ребенка и в памяти, и на бумаге и, где занесена только правильная, выверенная информация, которая использует на последней стадии рефлексии, а не на стадии актуализации.
· Подтверждением эффективности и результативности урока является то, что ученики не просто выучили материал и прекрасно выполнили домашнее задание, но и то, что они как бы “пережили” его, “прочувствовали” вместе с учителем. Скажу образно: “Урок прошел на одном дыхании!”
Последующие уроки посвящены не теоретическому материалу, а практической его отработке.
· На мой взгляд, технология “Развитие критического мышления через чтение и письмо” является эффективной, имеет хорошие положительные результаты; разработана для ученика, чтобы максимально приблизить его к процессу познания русского языка, чтобы от этого он получил моральное удовлетворение.
Данная технология очень тесно связана с технологией личностно-ориентированного и развивающего обучения. Она “учит не преподносить истину в готовом виде, а находить ее”. Надеюсь, что она принесет “хорошие плоды”
Тип урока: совершенствование знаний и способов деятельности.
Применяемая технология: “Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Ход урока
I. Организационный этап.
Тема урока цели урока. Подготовка учащихся к уроку.
Приветствие учителя: “Здравствуйте, ребята! Мы, как всегда, рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Перед вами на столах лежат цветные полоски: красная, желтая, синяя, зеленая, черная. Посмотрите на них внимательно и выберите ту из них, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Спасибо!"
Проверка домашнего задания: Тема Глагол, упражнение 40. (опережающее задание)
II. Актуализация.
Глагол придает речи жизнь
- присутствием своим животворит отдельные слова,
— писал Н.Греч.
Слово учителя: “Ребята, сегодня к нам на урок русского языка пришли гости из далекой старославянской школы, которая существовала в России много веков назад. Они расскажут нам очень интересные истории о важнейшей в русском языке части речи, без которой ничего в мире не могло бы существовать и развиваться (появляются в костюмах ученики)
Ученик: “На удивительную силу русского глагола обращали внимание многие писатели и лингвисты (языковеды). Например, Николай Греч писал: “Глагол придает речи жизнь, — присутствием своим животворит отдельные слова”. Высказывание Николая Греча вы видите на доске в качестве эпиграфа на сегодняшнем уроке русского языка.
Ученик 2: Название “глагол” происходит от старославянского слова “глаголить — говорить”.
Одним из значений слова “глагол” в древнерусском языке было “слово”, “речь вообще”. Работа с эпиграфом.
Ученик 3: Именно в этом смысле употребил его А.С. Пушкин в стихотворении “Пророк”: “Глаголом жги сердца людей”. Глагол — это важнейшая часть речи в русском языке. Уже в самом названии подчеркивается его особая значимость.
Ученик 4: Глагол как часть речи обозначает “процесс”. С помощью глагола мы узнаем, как все в этом мире двигается, говорит, меняет краски, как звучит, как чувствует себя.”
Вопрос: Ребята, а как вы понимаете высказывание Николая Греча о русском языке?
Ученица: “Известный русский лингвист А.М. Пешковский утверждал, что “глаголы — это слова, оживляющие все, к чему они приложены”. И это, действительно, так. С помощью имен существительных можно назвать все, что нас окружает. Имена прилагательные помогают нам уточнить признаки, что обозначает существительное, но только глаголы могут “оживить” окружающий нас мир.
Языковедами глагол выделяется как самая сложная и ёмкая самостоятельная часть речи. По подсчетам ученых глагол занимает второе место (после существительного) по частоте употребления в речи.
Причем в текстах разных стилей глаголу отводится неодинаковая роль. Так, в официально-деловом стиле — примерно 6% глаголов, в научном — около 10%. В художественной речи глагол употребляется гораздо чаще: до 15% всех слов художественного текста — глаголы. Мастера русской речи умело использовали в своих произведениях прямое и переносное значение глаголов. Чтение 3-ёх текстов разных стилей.
Давайте же все вместе будем учиться пользоваться всем многообразием глагольной лексики и выбирать наиболее точные для каждой речевой ситуации глаголы.”
Ш. Формирование новых понятий и способов действия.
Вопрос: Ребята, как вы считаете, зачем нам нужно учиться пользоваться многообразием глагольной лексики?
1. А теперь давайте проведем интересную зарядку для мозгов “Кто что делает?” (запись в тетради)
Повар -…, врач - ….., учитель - …, ученик - …, баянист - …, художник - …, портниха - …, продавец - …, пекарь - .., ветер - …, гром - …, молния - .., трава - .., дождь - …, огонь - …, солнце - .., вода - …
Сделайте вывод.
2. Послушайте отрывок из музыкального произведения “Мечты о море” и постарайтесь передать свое эмоциональное состояние, употребив глаголы.
Сделайте вывод.
4. Применение. Формирование умений и навыков.
А сейчас давайте перенесем свой взгляд на изображенные перед вами пиктограммы (на доске прикреплено 9 пиктограмм лиц с четко выраженным настроением радости, грусти, доброты и т. д.), и с помощью глаголов назовем настроение, которое вы видите на этих ярких “ лицах-пиктограммах”. (Радуется, смеётся, хмурится, плачет, улыбается, сердится и т. д.) Запишите в тетради: 1 Вариант – Радость, 2 Вариант – Грусть
Физкультминутка.
Сделайте вывод.
2. Вспомните все, что вы знали раньше о глаголе и запишите в первую колонку таблицы “Я знал…”. Составляем кластер.
3. Объединитесь в пары и обсудите свои списки. Информацию, с которой вы согласны, оставьте, с которой кто-то не согласен, обозначьте знаком вопроса.
(Пары зачитывают информацию, учитель записывает ее на доске.)
Делаем выводы.
4. Работа с дидактическим материалом.
1-ая группа: №22. Списать, подчеркнуть глагол.
2-ая группа: №27. Назови правило правописания глагола.
3-яя группа: №28. Найти глагол, определить стиль речи.
- Этап информации о домашнем задании.
Тема: Глагол, упражнение 42.
- Подведение итогов.
Дождь то накрапывал, то моросил, то лил как из ведра.
Докажи, что выделенные слова являются глаголами?
Выставление оценок.
7. Этап рефлексии.
«Я» - как чувствовал себя в процессе учения.
«Мы» - насколько комфортно работалось.
«Дело» - я достиг цели.
По результатам полосок видна объективная картина эмоционального настроя учеников.