kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Рефлексивно - оценочный этап урока"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рефлексия - самоанализ деятельности и её результатов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Рефлексивно - оценочный этап урока"»



Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Воткинская специальная (коррекционная) школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» города Воткинска Удмуртской Республики











Выступление на заседании педагогического совета по теме:

«Требования к структуре и содержанию современного урока в специальной (коррекционной) школе в условиях реализации ФГОС»



тема: « Рефлексивно – оценочный этап урока»











Подготовила:

учитель начальных классов

Михалева Н.А.











2018 г

Рефлексия. Виды. Приёмы. Формы.

Что такое рефлексия?

Принципами современного обучения в начальной школе должны быть активность, сознательность и творчество. Каждое действие ученика должно быть полностью осознанным. Именно на этом должен быть основан интеллектуальный процесс познания.

Ребенка необходимо постоянно возвращать к анализу своих действий, к осознанию пройденного пути. Он должен отметить все, что было им усвоено, обдумано, понято. Важно не просто зафиксировать в сознании обучающегося результаты урока, но и помочь ему выстроить смысловую цепочку проведенной познавательной деятельности. Подтолкнуть его к выделению методов и способов исследования материала, которые были применены на уроке, и сравнить их со своими.

Поэтому по ФГОС рефлексия в начальной школе должна являться обязательным элементом на уроках. Причем, важно не просто провести такой вид работы, а готовить школьника к внутреннему самопознанию, учить размышлять о своем внутреннем состоянии. Перед ним должны ставиться вопросы: «Что я знал?», «Что я узнал нового?», «Каким образом мне удалось получить новые знания?», «Какие личностные качества мне помогли на уроке или помешали добиться успеха?», «В какой момент урока я получал положительные эмоции?», «При выполнении, какого упражнения я ощущал дискомфорт?».

Определение рефлексии

  • Рефлексия (от позднелат. reflexio — обращение назад) — это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. (источник – Википедия)

  • Рефлексия – это размышление о своём внутреннем состоянии, самоанализ. (толковый словарь Ожегова)

  • Рефлексия в педагогике – самоанализ деятельности и её результатов. (статья в газете Первое сентября)

Цель рефлексии - вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности, её смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты.





В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным  этапом урока, предлагается проводить этот этап в конце урока.

Организационный этап.

Постановка цели и задач. Мотивация.

Актуализация знаний учащихся.

Первичное усвоение новых знаний.

Первичная проверка внимания.

Первичное закрепление.

Контроль усвоения. Коррекция ошибок.

Информация о д/з, инструктаж по нему.

Подведение итогов.

Рефлексия.


Формы рефлексии

- Ситуативная

- Ретроспективная

- Перспективная

Ситуативная рефлексия

Анализ ситуации, складывающейся в данный конкретный момент. Помогает координировать деятельность в точном соответствии с меняющимися условиями.

Ретроспективная

Возможность оценить уже произошедшие события и результаты своей деятельности.

Перспективная

Размышления о предстоящей деятельности, эффективное планирование своей работы.





Виды рефлексии.

- По содержанию

- По форме деятельности

- По цели

Классификация по содержанию

Символическая или Устная

  • Умение связно высказывать свои мысли, описывать свои эмоции и состояние.


Письменная

  • Этот вид рефлексии уместен на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материала или большой темы.



Классификация по форме деятельности

  • Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.


Классификация по цели

Эмоциональная

  • Другое название – сенсорная. Сюда можно включить символьную классификацию.

  • Основной вопрос – «Какое у тебя настроение?»


Рефлексия деятельности

  • При проверке д/з, на этапе закрепления материала, при защите проекта.

  • Основные вопросы – «Что у меня получилось в результате?» и «Что мне нужно сделать, чтобы добиться успеха?»


Рефлексия содержания материала

  • При подведении итогов урока или темы.

  • Основной вопрос – «Что я узнал и чему научился?»




Виды упражнений для рефлексии

Для проведения рефлексии на уроках в начальной школе по  ФГОС предлагаются различные упражнения, приведем их примеры. Наиболее простыми являются задания с эмоциональной окраской. Они используются на начальном этапе формирования рефлексивных умений. Целью таких упражнений является дать символьную оценку своей деятельности и ее результатов.

"Смайлики"

Учитель должен подготовить изображения смайликов, которые раздаются каждому ребенку. Это упражнение может иметь несколько видов.

В первом случае используется изображение лиц, выражающих различные эмоции: радость, недовольство, грусть, удивление, восхищение. Дети должны выбрать тот смайлик, который будет отражать их ощущение от урока или выполненного задания, оценивать их участие в ходе изучения материала.

Второй вариант данного упражнения предполагает использование изображения лица, на котором присутствуют не все детали (отсутствует рот, брови). Каждому ребенку предлагается дорисовать эти элементы таким образом, чтобы отразить необходимую эмоцию.

"Солнышко и тучки"

Ученики получают карточки с изображением улыбающегося солнышка, хмурящего солнышка, выглядывающего из-за тучки и грустной тучки. Детям нужно дать предельно простой ответ:

  • Доволен своей работой на уроке.

  • Были отдельные моменты, когда я испытывал трудности.

  • Не доволен, много не сумел сделать.

Можно попросить школьников показать с помощью таких изображений степень усвоения учебного материала и т.д.

Часто во время проведения упражнений рефлексии используют цветовые ассоциации.

"Солнышко", "Букет настроения"

Упражнение носит характер творческой игры. Дети имеют возможность составить букет своего настроения. Это должна быть коллективная работа, при которой каждому ребенку нужно выбрать на полянке цветок соответствующего цвета (красный — есть проблема, желтый — нужна помощь, зеленый — все хорошо) и поставить его в вазочку. Преобладающий цвет букета, покажет степень положительных результатов деятельности.

Аналогично можно использовать другие ассоциативные символы:

  • дерево украсить разноцветными листочками или плодами;

  • купить билеты на поезд соответствующего цвета или сесть в определенный вагон;

  • повесить свой флажок на семафорную ленту кораблика и т.д.

Тему для рефлексивного упражнения можно подбирать в соответствии с содержанием урока.

"Шесть шляп"

«Шесть шляп» — это прием групповой познавательной активности, который помогает рационально организовать изучение проблемы (текста, новой информации) и выявить разные стороны восприятия и оценки.


Алгоритм работы с приемом

  1. Задается проблемная ситуация (вопрос, текст). Скажем сразу, что эта ситуация изначально должна быть многовариантной и не должна иметь однозначного ответа или решения.

  2. Класс делится на шесть групп. Каждая выбирает себе одну шляпу (по жребию или по желанию).

Цвет шляпы определяет направление развития мысли

 "Пять пальцев"

Для этого упражнения достаточно раздать детям чистые белые листы бумаги. Им необходимо обвести свою ладошку и на каждом пальце написать короткие ответы на соответствующие вопросы:

  • мизинец (мыслительная деятельность) — Какие получил опыт и новые знания?

  • безымянный (близость цели) — Достиг ли поставленной цели?

  • средний (состояние духа) — Какое преобладало настроение?

  • указательный (услуга, помощь) — В какой помощи нуждаешься?

  • большой (бодрость, физическое состояние) — Каким было физическое состояние?



"Лесенка успеха"

Такое упражнение помогает развитию самооценки у ребенка. Для большей наглядности своего результата детям предлагается карточка с изображением лесенки, у которой 5-7 ступенек:

  • все отлично, работал самостоятельно, выполнял творческие задания;

  • справился со всеми заданиями урока;

  • работал по образцу учителя;

  • при выполнении некоторых заданий понадобилась помощь;

  • большую часть заданий не смог выполнить и т.д.

Необходимо нарисовать свою фигурку на той ступеньке, которая, по мнению ребенка, соответствует степени его участия в работе на уроке.

"Дерево успеха", "Поезд", "Анкетирование"

"Острова"

На большом листе бумаги рисуется карта с изображением островов со следующими названиями: остров Неуверенности, остров Вдохновения, остров Удовлетворения, остров Накопления знаний, остров Размышления, остров Пустоты, Бермудский треугольник и т.д. Карта вывешивается на доске. Ученики рисуют или уже готовые кораблики прикрепляют в соответствующем районе, который отражает его душевное эмоционально-чувственное состояние после состоявшегося мероприятия. После помещения своего «настроения» на бумаге можно его проанализировать. (Каждый из участников имеет право нарисовать на карте остров со своим названием).

«Плюс – минус - Интересно»

Карточки для этого упражнения могут иметь различную форму. Основной принцип — разделить ее на три части. Дети по окончании урока должны перечислить все положительные моменты, которые они хотят отметить на уроке, а с противоположной стороны — все отрицательные.

Это упражнение можно провести коллективно. На две части делится плакат и прикрепляется на доску. Школьники получают несколько пустых стикеров (можно сделать их двухцветными) на которых делают записи по теме урока. Затем эти стикеры прикрепляются на плакат. В завершение рекомендуется провести обсуждение негативных моментов на уроке. Можно предложить детям, которые показали, что хорошо поняли материал урока, помочь своим товарищам разобраться с возникшими затруднениями.

Есть ряд упражнений, которые способствуют созданию духа конкуренции, соревнования. При этом детям предлагается сравнить собственные достижения с результатами своих одноклассников.

«Таблица результатов»

Такое упражнение лучше разделить на два этапа. Первую часть нужно провести в начале урока во время актуализации имеющихся знаний обучающихся. Детям раздаются карточки с пустой таблицей, имеющей столбцы: «Знал», «Узнал», «Не совсем понял». После озвучивания темы урока ребята должны перечислить, какие знания они уже имеют.

Вторая часть упражнения проводится на заключительном этапе урока. Дети анализируют усвоенную в ходе познавательного процесса информацию и заполняют два оставшиеся столбца.

Эти же карточки можно сохранить, дополнять записи на протяжении следующих уроков и подвести итоги полученных результатов на уроке обобщения по теме.

"Карточка настроения"

Для такого упражнения необходимо иметь набор однотипных карточек разного цвета. Школьники имеют возможность выбрать одну из них, цвет которой будет символизировать их ответ на поставленные вопросы. При этом можно предлагать детям уже готовую картотеку символического значения цветов, например:

  • красный — радость;

  • фиолетовый — интеллектуальную удовлетворенность;

  • оранжевый — много непонятного и т.д.

Также учитель может попросить детей показать выбранную карточку и самостоятельно пояснить значение своего цвет.

"Маятник настроения"

  • Для упражнения понадобится коллективное фоновое панно, которое разделено на три полосы: черную, серую и белую. Детям можно раздать стикеры любого вида (фишки, бейджики, фигурки и т.д.). Им необходимо разместить свой стикер на той полосе, которая отвечает их настроению.

  • В зависимости от уровня подготовленности школьников и времени на уроке представленные упражнения можно проводить только для фиксации эмоционального ощущения детей или же предлагать им объяснить свой выбор.

  • Более сложные виды заданий для рефлексии предполагают выражение не эмоций, а словесных оценок и результатов самоанализа.

"Диаманта"

  • Диаманта - это стихотворная форма из 7 строк, первая и последняя  из которых - понятия с противоположным  значением.


  • Схема построения:

строчка 1: тема (существительное)

строчка 2: определение (2 прилагательных)

строчка 3: действие (3 причастия или глагола )

строчка 4: ассоциации (4 существительных)

строчка 5: действие (3 причастия или глагола)

строчка 6: определение(2 прилагательных)

строчка 7: тема (существительное)

  • Онегин

  • равнодушный, надменный,

  • скучающий, иронизирующий, непонятый,

  • свет, Петербург, сплин, дуэль.

  • Восторгающийся, мечтающий, ревнующий,

  • томный, романтичный

  • Ленский.


"Синквейн"

  • — 1-ая строка – одно слово, название темы, явления, чаще всего это имя существительное;

  • — 2-ая строка – два слова, имена прилагательные, характеризующие данное понятие;

  • — 3-я строка – три слова, глаголы – показывающие действие понятия;

  • — 4-ая строка – четыре слова, помогающие логически завершить мысль / короткое предложение, показывающее отношение автора к теме;

  • — 5-ая строка – одно слово, синоним темы, вывод, обычно имя существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.



Такие приемы, как инсерт, синквейн, кластер, диаманта, не нуждаются в пояснении и зарекомендовали себя весьма эффективно. С одним "но"! Если учитель использует их постоянно, чтобы дети могли привыкнуть к такой работе. Иначе создание того же синквейна превратится в каторжную работу, а не позитивное и эффектное завершение темы.

Желательно адаптировать форму проведения под возраст детей. Естественно, что в 9 класс с гномиками и зайками не пойдешь. Но и в младших классах не стоит слишком увлекаться красочными картинками. Выберите один вариант, чтобы ученики привыкли к нему и не приходилось каждый раз объяснять значения картинок или жестов.

Услышано на одном из форумов замечание от ребенка: "У одного учителя красный листочек означает "все понял", у другого — "ничего не понял", у третьего учителя вместо листочков какие-то звездочки-тучки. И как я должен все это запоминать?" Это уже вопрос на засыпку. Думается, что в рамках хотя бы метод объединения имеет смысл договориться о едином значении символов/цветов/знаков, используемых для рефлексии. 

Рефлексия на уроке -

  • это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Спасибо за внимание!






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
"Рефлексивно - оценочный этап урока"

Автор: Михалева Наталия Анатолиевна

Дата: 18.05.2018

Номер свидетельства: 470148

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) "Урок русской литературы в 7 классе по теме "Становление личности Дюшки Тягунова в повести В.Ф.Тендрякова "Весенние перевёртыши"" "
    ["seo_title"] => string(145) "urok-russkoi-litieratury-v-7-klassie-po-tiemie-stanovlieniie-lichnosti-diushki-tiaghunova-v-poviesti-v-f-tiendriakova-viesienniie-pierieviortyshi"
    ["file_id"] => string(6) "177425"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424632003"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Конспект урока изобразительного искусства "Посуда у тебя дома" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-izobrazitiel-nogho-iskusstva-posuda-u-tiebia-doma"
    ["file_id"] => string(6) "119083"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413311883"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "План - конспект урока физической культуры по теме "Мост из положения стоя" "
    ["seo_title"] => string(79) "plan-konspiekt-uroka-fizichieskoi-kul-tury-po-tiemie-most-iz-polozhieniia-stoia"
    ["file_id"] => string(6) "221460"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435308226"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "План-конспект урока английского языка в начальной школе   (3 класс, “FORWARD” М. В. Вербицкая и др.)"
    ["seo_title"] => string(100) "plan-konspiekt-uroka-anghliiskogho-iazyka-v-nachal-noi-shkolie-3-klass-forward-m-v-vierbitskaia-i-dr"
    ["file_id"] => string(6) "261686"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449166802"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Разработка урока "Геометрическая прогрессия" "
    ["seo_title"] => string(50) "razrabotka-uroka-gieomietrichieskaia-proghriessiia"
    ["file_id"] => string(6) "109731"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404975956"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства