kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока изобразительного искусства "Посуда у тебя дома"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  1. Образовательная: организовать деятельность обучающихся по определению связи между формой, декором посуды (ее художественным образом), ее назначением и материалом.
  2. Развивающая: создать условия для развития   духовной и эмоциональной  сферы,  фантазии и воображения, способности к созданию художественного образа.
  3. Воспитательная: создать условия для воспитания уважительного отношения к  народным промыслам, эстетического отношения к окружающему миру, понимания ценности труда в жизни человека, бережного отношение к культурным ценностям нашей страны и родного края.

Задачи:

  1. Организация ориентировачно-мотивационного этапа урока (организация целеполагания).
  2. Подведение под понятие «посуда».
  3. Организация представления о разнообразии посуды по форме, материалу, декору, назначению и роли художника в создании образа посуды.
  4. Анализ способов выразительности формы и декора посуды.
  5. Создание эскиза сервиза из нескольких предметов.
  6. Организация рефлексивно-оценочного этапа урока.

Ход урока.

  1. Организационный момент. 
  2.  Вводная беседа. Задание. «Отгадай загадки».

По моей тарелке

Лодочка плывёт.

Лодочку с едою

Отправляю в рот. (Ложка)

У него большой живот,

А совсем не бегемот.

Хобот-нос приподнял он,

Но, однако же, не слон.

И пыхтит он через нос

На плите как паровоз. (Чайник)

Чайника подружка
Имеет два ушка,
Варит кашу, суп для Юли.
И зовут её…
Кастрюлей

Суп, салат, пюре, котлеты
Подают всегда в … (Тарелке)
А на чай и простоквашу
Подставляй, дружочек, … (Чашку) 

Вопрос. Как можно назвать эти предметы, одним словом? Сформулируйте тему урока. «Посуда у тебя дома». (Слайд 1)

ЭТО ИНТЕРЕСНО. Слова "посуда" еще не было в Древней Руси. То, из чего можно было есть, называли "судно". А то, из чего можно было пить, называли "сосуд". Очень часто, например, в Домострое, слово "сосуд" употребляется как общее слово для названия столовой посуды. Первый раз слово "посуда" встречается в России в XVII веке.

Сегодня на уроке мы познакомимся с разнообразием посуды, какой она бывает по форме, назначению, декору и материалу из которого изготовлена.

  1. Изложение нового материала.

Посуда появилась очень давно, еще в древние века. Изначально посуда была деревянной: поначалу «корявой», грубо выдолбленной или кое-как сделанной из коры. Постепенно в обиход начали входить разные деревянные плошки. Известен,  период в «посудной истории Руси», когда на княжеских пирах блюда клали прямо на деревянный стол, в котором были предусмотрены специальные углубления. Таким образом, сам стол и являлся посудой. Со временем от этого отказались. Постепенно люди стали придавать значение не только функции посуды, но и ее внешнему виду.

Вопрос. Какая посуда была Коми крае? Из какого материала ее изготавливали? (Слайд 2)

ЭТО ИНТЕРЕСНО. В южных районах Коми (Прилузье) мастера изготавливали из древесины различных пород кружки и жбаны для ква­са и воды, ведра, колодезные бадьи, ушаты, подойни­ки, банные шайки, кадки, лохани. Древесину отбирали без сучков, для каждого изделия определенной поро­ды. Из ивовых прутьев плели корзины, этим ремеслом владели женщины и мужчины.

Вопрос. Какой  материал еще используют для изготовления посуды?  (Из глины, стекла, металла, дерева, пластика). Зависимость формы и декора обусловлены назначением посуды: повседневной, праздничной, детской или взрослой. Большое значение играет материал, из которого сделана посуда.

На прилавках небольших ярмарок и многих рынках городов до сих пор можно найти традиционные глиняные глечики, горшочки, казанчики. Изначально, посуда из глины была неотъемлемым атрибутом любой славянской хаты. Не случайно традиционная форма горшочка, - отношение поверхности дна к объему у него много меньше, чем у цилиндрических кастрюль. Глиняная посуда проста в декоре ( незатейливый орнамент, упрощенная цветовая гамма) и домашнем пользовании. Вопрос. Какие виды  керамической   посуды вы можете назвать, которая имеется у нас дома? (Если дети не ответят можно загадать загадку).

Существует авторская выставочная работа, она бывает в одном экземпляре. Чтобы узнать о какой посуде пойдет речь, отгадайте загадки:

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока изобразительного искусства "Посуда у тебя дома" »

«Изобразительное искусство»

Класс: 3 класс

Тема урока: «Посуда у тебя дома»

Цели урока:

  1. Образовательная: организовать деятельность обучающихся по определению связи между формой, декором посуды (ее художественным образом), ее назначением и материалом.

  2. Развивающая: создать условия для развития духовной и эмоциональной сферы, фантазии и воображения, способности к созданию художественного образа.

  3. Воспитательная: создать условия для воспитания уважительного отношения к народным промыслам, эстетического отношения к окружающему миру, понимания ценности труда в жизни человека, бережного отношение к культурным ценностям нашей страны и родного края.

Задачи:

  1. Организация ориентировачно-мотивационного этапа урока (организация целеполагания).

  2. Подведение под понятие «посуда».

  3. Организация представления о разнообразии посуды по форме, материалу, декору, назначению и роли художника в создании образа посуды.

  4. Анализ способов выразительности формы и декора посуды.

  5. Создание эскиза сервиза из нескольких предметов.

  6. Организация рефлексивно-оценочного этапа урока.

Оборудование:

ТСО: компьютер, экран, проектор,

Материалы и инструменты: А-4, акварель, гуашь, фломастеры, ластик, простой карандаш, жетоны красного и желтого цветов на каждого обучающегося.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Вводная беседа. Задание. «Отгадай загадки».

По моей тарелке

Лодочка плывёт.

Лодочку с едою

Отправляю в рот. (Ложка)

У него большой живот,

А совсем не бегемот.

Хобот-нос приподнял он,

Но, однако же, не слон.

И пыхтит он через нос

На плите как паровоз. (Чайник)

Чайника подружка
Имеет два ушка,
Варит кашу, суп для Юли.
И зовут её…
Кастрюлей

Суп, салат, пюре, котлеты
Подают всегда в … (Тарелке)
А на чай и простоквашу
Подставляй, дружочек, … (Чашку) 

Вопрос. Как можно назвать эти предметы, одним словом? Сформулируйте тему урока. «Посуда у тебя дома». (Слайд 1)

ЭТО ИНТЕРЕСНО. Слова "посуда" еще не было в Древней Руси. То, из чего можно было есть, называли "судно". А то, из чего можно было пить, называли "сосуд". Очень часто, например, в Домострое, слово "сосуд" употребляется как общее слово для названия столовой посуды. Первый раз слово "посуда" встречается в России в XVII веке.

Сегодня на уроке мы познакомимся с разнообразием посуды, какой она бывает по форме, назначению, декору и материалу из которого изготовлена.

  1. Изложение нового материала.

Посуда появилась очень давно, еще в древние века. Изначально посуда была деревянной: поначалу «корявой», грубо выдолбленной или кое-как сделанной из коры. Постепенно в обиход начали входить разные деревянные плошки. Известен, период в «посудной истории Руси», когда на княжеских пирах блюда клали прямо на деревянный стол, в котором были предусмотрены специальные углубления. Таким образом, сам стол и являлся посудой. Со временем от этого отказались. Постепенно люди стали придавать значение не только функции посуды, но и ее внешнему виду.

Вопрос. Какая посуда была Коми крае? Из какого материала ее изготавливали? (Слайд 2)

ЭТО ИНТЕРЕСНО. В южных районах Коми (Прилузье) мастера изготавливали из древесины различных пород кружки и жбаны для ква­са и воды, ведра, колодезные бадьи, ушаты, подойни­ки, банные шайки, кадки, лохани. Древесину отбирали без сучков, для каждого изделия определенной поро­ды. Из ивовых прутьев плели корзины, этим ремеслом владели женщины и мужчины.

Одним из самых любимых и используемых материа­лов была береста. Легкая, красивая, эластичная, водонепроницаемая, она была незаменима в крестьянском быту. Из нее де­лали разнообразную утварь, посуду и обувь. Форма и декор посуды были просты, имела натуральный цвет материала.

В VIII-X веках деревянную посуду на Руси вырезали, выдалбливали, вытачивали, бондарили и клепали вручную. В XII веке появились первые станки по изготовлению кухонной утвари.

Вопрос. Какой материал еще используют для изготовления посуды? (Из глины, стекла, металла, дерева, пластика). Зависимость формы и декора обусловлены назначением посуды: повседневной, праздничной, детской или взрослой. Большое значение играет материал, из которого сделана посуда.

1.Керамические изделия. (Слайд 3)

На прилавках небольших ярмарок и многих рынках городов до сих пор можно найти традиционные глиняные глечики, горшочки, казанчики. Изначально, посуда из глины была неотъемлемым атрибутом любой славянской хаты. Не случайно традиционная форма горшочка, - отношение поверхности дна к объему у него много меньше, чем у цилиндрических кастрюль. Глиняная посуда проста в декоре ( незатейливый орнамент, упрощенная цветовая гамма) и домашнем пользовании.

ЭТО ИНТЕРЕСНО. Одним из древнейших занятий у коми , как и у других народов, было гончарство. Самодельная глиняная по­суда встречается в употреблении повсеместно вплоть до наших дней. Глиняную посуду в основном делали женщины. Посуду лепили в жилых помещениях или на улице, обжигали в русской печи.

Вопрос. Какие виды керамической посуды вы можете назвать, которая имеется у нас дома? (Если дети не ответят можно загадать загадку).

Задание. «Отгадай загадку».

Из меня посуду тонкую,

Нежно-белую и звонкую

Обжигают с древних пор.

Называюсь я … (Фарфор).

Посуда из фарфора появилась ещё в далёком четвёртом веке в Китае. Фарфоровая посуда хорошего качества изящна, отличается, значительной прочностью и имеет снежно-белый просвечивающий черепок. Праздничная посуда, тонкая и изящная, изготавливается из тонкого фарфора, ее детали более сложные, украшения богатые и разнообразные. Существует два основных вида декора фарфоровой посуды: красочный декор- роспись эмалевыми красками и рельефный декор- рельеф или же пластические части декора (цветки, почки, листья, фигурки в качестве рукоятей и т.д.) формуются отдельно и потом наклеиваются. Сегодня наибольшей популярностью пользуется посуда из естественного белого фарфора, классическая, безо всяких украшений. Серии белой посуды из фарфора отличаются только дизайном, качество изделий во всех одинаково безупречное.

Фаянсовая посуда тоже относится к разряду керамической посуды.

На Руси фаянсовая посуда начала выпускаться в XVIII веке. На московской фабрике А. К. Гребенщикова мастера расписывали фаянс прямо по сырой эмали. Талантливые умельцы Товарищества Кузнецова изготавливали фаянсовые изделия, покрытые разноцветными глазурями, делали посуду с печатными рисунками и с объёмными рельефами.

Существует авторская выставочная работа, она бывает в одном экземпляре. Чтобы узнать о какой посуде пойдет речь, отгадайте загадки:

Снежно белая посуда, расскажи-ка: ты откуда?
Видно с севера пришла и цветами расцвела:
Голубыми, синими, нежными, красивыми. (Гжель) (Слайд 4)

Гжельская керамика.

Лучше, чем в песне не расскажешь о Гжели. (Звучит отрывок из песни «Незабудковая Гжель»).

Синие птицы по белому небу,
Море цветов голубых,
Кувшины и кружки – быль или небыль?
Изделия рук золотых…
И светлее вода родниковая
И дыхание ветра свежей -
Расцветает гжель васильковая,
Незабудковая гжель.
Рядом с осинками в синих рябинках,
Синие гроздья на синих рябинках,
Синие зори и синие птицы
С этой красой нечто не сравнится.
Звонкими волнами кружатся краски,
Чтобы блистали анютины глазки.
Льется узор под рукой мастерицы,
Чтобы нигде он не смог повториться.

Традиционным мотивом гжельской росписи являются птицы и петухи. Хвост может ассоциироваться с пышным цветком с лепестками различной величины и тональной насыщенности, туловище - бутон с волнистыми краями шея, грудь - каплевидные лепестки. Художники и живописцы, создавая свои произведения и украшая их росписью, берут сюжеты и сцены из окружающей природы: букет или отдельный цветок, архитектурные пейзажи, животный и растительный мир, изображения людей . стремятся к созданию изделий эмоционально насыщенных, способных не только украсить, но и преобразить наш быт. Роспись и форма составляют единое целое в образном решении каждого изделия. Все работы уникальны и являются произведением искусства отдельного мастера.

Задание. «Отгадай загадку».

Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется и цветы,
Растут нездешней красоты.
Блестят они, как золотые,
А может солнцем залитые? (Хохлома)

2.Деревянная посуда. (Слайд 6)

Хохломская посуда.

Хохломская посуда отличается большей утонченностью, для нее свойственны формы заимствованные из повседневной жизни: лебеди, уточки, рыба и т.д. Широкое признание получили столовые и рыбацкие наборы, наборы для кофе и чая, наборы для салата, ягод и варенья, специй. В наборы, а также сервизы обычно входит несколько предметов - до шести чашек, стопок, стаканов, блюдец, большая братина или супница с крышкой, кофейник или квасник, сахарница, сливочник, солонка и перечник. Часто наборы дополняют большие тарелки - подносы. В каждый набор обязательно входят ложки - столовые или чайные, для салата, половники. Хохломская посуда отличается художественными достоинствами украшающей ее растительной росписи. Декором посуды является ручная роспись. Но её не рекомендуется использовать для хранения, приготовления и подачи пищи - функции такой утвари чисто эстетические.

Деревянная посуда украшается также с помощью художественной резьбы, выжигания, полировки, инкрустации.

Физкультминутка.

Вопрос. Чем отличается детская посуда от взрослой посуды? ( Детская посуда должна привлекать цветными рисунками, быть устойчивой и удобной.) (Слайд 6)

Это и посуда для девочек — с любимыми феями или бабочками, и типично мальчишеская детская фарфоровая посуда, где «приходят в гости» сказочные герои и любимые домашние животные.

3.Стелянная посуда. (Слайд 7)

1.Посуда из простого стекла. 2.Хрусталь. 3.Стеклокерамика.

Впервые стеклянную посуду стали изготавливать в Древнем Египте. Египетские мастера ставили на огонь большие котлы, в которых кипело тесто, по консистенции и прозрачности похожее на карамель. Из этой массы они вручную лепили тарелки, чаши, кубки. Стеклоделие в России возникло в 9-10 в. Декор стеклянной посуды выполняется ручным способом, печатным - на станках, резьбой и может быть однотонной по цвету.

4.Металлическая посуда.

Эмалевая посуда

Скифская посуда княжьего обихода

Когда в 3-4 тысячелетии до н.э. люди научились добывать медь (а позднее, добавляя в медный расплав олово, делать бронзу), то, кроме оружия и доспехов, пустили её, прежде всего, на изготовление посуды. Лили и ковали из неё блюда, чаши, ножи. Но, главное, из меди начали делать котлы. Медь прекрасно проводит тепло – поэтому вода в ней закипает очень быстро. Медными котлами пользовались тысячи лет. В древнем мире олово было достаточно дефицитным и дорогим материалом. Но со временем добыча его увеличивалась и уже в средние века столовая, сервировочная посуда из олова получила широкое распространение. ( Олово инертный металл – оно не вступает в реакцию с пищей и не передаёт ей никакого привкуса.)

ЭТО ИНТЕРЕСНО. В деревнях Коми обрабатывали и металл. В каждом селе была своя кузница, в которой кузнец, очень почитаемый на селе, ковал серпы и косы, вилы и мотыги, ухваты, замки, ключи, оковывал телеги и сани. Старожилы селений охотно показывают места бывших кузниц, они, как правило, вынесены за пределы дере­венской улицы и располагались ближе к воде.

В 19 веке разработали дешёвые массовые технологии нанесения эмалей на железо, защищая, таким образом, от ржавчины. Из него стали делать кастрюли, ковши, кружки, миски – в нашей стране эмалированная посуда до сих пор занимает значительное место.

Вопрос. Кто занимается оформлением посуды или иначе декором?

В создании посуды большую роль играет художник. Эмоционально-содержательный образ посуды ассоциируется сопоставлением формы изделия с каплей, цветком, фигурой человека, животного, её отдельными элементами, с каким-либо другим изделием - колоколом, и т. п.). Декор, появляясь на изделии, также существенно влияет на его образ посуды. Нередко именно благодаря своему декору бытовой предмет становится произведением декоративно-прикладного искусства. Декор своими ритмом и пропорциями, зрительно видоизменяет форму и в то же время сливается с ней в едином художественном образе. Для создания декора широко привлекаются орнамент и элементы (порознь или в самых различных сочетаниях) изобразительного искусства (скульптура, живопись, реже - графика). Иногда орнамент или изображение становятся основой формообразования изделий. Произведения декоративно-прикладного искусства рассчитаны на восприятие и зрением, и осязанием и является активным средством эстетического воздействия на человека.

Задание. В предложении « Среди изображений много наборов посуды предназначенных для праздников, повседневного применения, детского питания, выставочных экземпляров» замените словосочетание «набор посуды» словом с таким значением. (Сервиз) (Слайд 9)

Задание. Сколько сервизов входит в состав этой посуды? (2: чайный и столовый)

4. Объяснение задания. Придумать и изобразить эскиз сервиза из нескольких предметов, в качестве декора при этом обязательно подчеркнуть назначение посуды: для кого она, для какого случая. (Работа в парах).

5.Практическая работа. В течение урока показывать работы детей, указывая на правильность и неправильность выполнения эскиза.

6.Домашнее задание. Найти информацию о пластиковой и одноразовой посуде.

7. Итог урока. С помощью жетонов красного и желтого цветов, обучающиеся отвечают на вопрос «Понравился или не понравился урок?», прикрепляя их на доску.

Выставка лучших работ обучающихся с сопровождением комментариев.

Источники.

1. http://www.posud.ru/porcelain_dishes.html

2. http://www.cookware.ru/look.php?act=read&group_id=16&id=8&pre=istori

3. http://zagadka.yaxy.ru/zagadki_pro_posudu.html

4. http://www.ostrovskazok.ru/zagadki/zagadki-o-dome/stranitsa-4

5. http://www.playroom.ru/content/view/2465/18/

6. http://www.cook-ware.ru/look.php?act=look&group_id=16

7.  http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_pictures/917/%D0%94%D

8. http://www.fotoprizer.ru/foto-alboms/alboms/predmeti-bita-na-rusi/?q=488&albm=1188

9. http://posudamart.ru/catalog/farfor/detskie-nabory/

10.http://www.nbrkomi.ru/kk/base/raiony/priluz/kultura/dekorativno_prikladnoe_iskusstvo/narodnye_remesla_i_promysly/














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока изобразительного искусства "Посуда у тебя дома"

Автор: Белозерова Наталья Юрьевна

Дата: 14.10.2014

Номер свидетельства: 119083

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) ""Посуда в твоём доме"  урок изобразительного искусства  3 класс по ФГОС "
    ["seo_title"] => string(71) "posuda-v-tvoiom-domie-urok-izobrazitiel-nogho-iskusstva-3-klass-po-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "167448"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423078006"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "конспект  урока по ИЗО на тему "Портрет" "
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekt-uroka-po-izo-na-tiemu-portriet"
    ["file_id"] => string(6) "166555"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422973115"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "конспект урока по изобразительному искусству "Гжельская роспись""
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-gzhiel-skaia-rospis"
    ["file_id"] => string(6) "250605"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447092260"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(16) "керамика"
    ["seo_title"] => string(9) "kieramika"
    ["file_id"] => string(6) "313244"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1459443713"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства