kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русской литературы в 7 классе по теме "Становление личности Дюшки Тягунова в повести В.Ф.Тендрякова "Весенние перевёртыши""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация

         Урок по выбранной теме входит в модуль «Человек среди людей», на который учебной программой отведено 18 часов. Повесть В.Ф.Тендрякова изучается в рамках урока внеклассного чтения.

         Урок включает 7 этапов, на которых я постаралась интегрировать основные идеи Кембриджской программы обучения. На изучение произведения учебной программой отведен 1 час. Я столкнулась со сложностью: за один урок необходимо было познакомить ребят и с биографией автора, и детально проанализировать произведение, поэтому в начале урока, используя возможности ИКТ, с помощью нелинейной презентации Prezi.com я коротко познакомила учащихся с биографией автора повести В.Ф.Тендрякова. Урок представлял собой урок-размышление по прочитанной повести. На вводно-мотивационном этапе цель урока ребята сформулировали самостоятельно, в помощь детям я предложила клише. На уроке они должны были проследить процесс взросления главного героя повести, а также учиться оценивать поступки героев произведения. Предложенные клише помогли ребятам сформулировать критерии своей успешности в рамках изучения темы урока. Это, на мой взгляд, способствовало развитию саморегуляции учащихся и осознанному изучению материала.

           Самым интересным этапом урока был этап анализа художественного произведения, о чем свидетельствовала высокая степень включенности учащихся в работу. На этом этапе мною были интегрированы основные идеи модуля «Новые подходы в преподавании и обучении» в аспекте диалогического обучения и обучения тому, как учиться. В целях детального анализа повести Владимира Тендрякова класс был поделен мной на 4 группы, каждая из которых получила отдельное задание. При формулировке вопросов и заданий для групп я использовала прием «Тонкие и толстые вопросы», способствовавшие развитию критического мышления учащихся.       Во время защиты и обсуждения результатов групповых работ ребятам удалось реализовать свои сильные стороны: умение рисовать и передавать через художественные образы свое отношение к героям и их поступкам, в чем реализовалась ключевая идея такого модуля Программы, как «Обучение талантливых и одаренных детей».

           На этапе «Домашнее задание» постаралась реализовать индивидуальный подход к обучению, предложив учащимся задание на выбор: одно из заданий по написанию сочинения-миниатюры «О чем заставила меня задуматься повесть В.Ф.Тендрякова «Весенние перевёртыши?» направлено на развитие критического мышления учащихся, а задание нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду повести рассчитано на учащихся, имеющих развитый навык рисования и образное мышление.

           На рефлексивно-оценочном этапе урока я предложила ребятам осуществить формативную самооценку своей работы в течение урока. Рефлексия «+», «-», «интересно» позволила мне узнать, что понравилось учащимся на уроке и вызвало положительные эмоции, что показалось скучным, непонятным и бесполезным с точки зрения решения жизненных ситуаций, а также узнать, возникли ли какие-то дополнительные вопросы, на которые ребята не нашли ответ в ходе урока.

           В ходе этого урока я смогла продолжить работу по интегрированию основных идей модулей Программы в свою практику и убедилась в результативности таких уроков:

  • Дети являлись активными обучающимися, их знания и навыки формировались в процессе взаимодействия в группе и на основе личных размышлений и личного опыта, в чем выразились новые подходы в преподавании и обучении.

  • На уроке были созданы условия для развития критического мышления учащихся: они смогли продемонстрировать способность к наблюдению, сравнительному анализу информации.

  • Реализация ключевых идей модуля Программы «Новые подходы в преподавании и обучении» позволил учащимся не просто получать готовую информацию, а самостоятельно добывать знания и приобретать навыки в процессе взаимодействия и взаимообучения.

  • Я смогла продемонстрировать инклюзивные подходы для совершенствования процесса обучения учеников с учетом их интересов.

  • Учет возрастных особенностей учащихся выразился в доступности материала, в его содержании и использовании разного рода работ на уроке.

В целом, интегрирование ключевых идей модулей Программы способствовало достижению результативности урока: цель урока была достигнута, каждый ученик смог почувствовать себя успешным в рамках изучения этой непростой темы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русской литературы в 7 классе по теме "Становление личности Дюшки Тягунова в повести В.Ф.Тендрякова "Весенние перевёртыши"" »

Урок русской литературы в 7 классе (внеклассное чтение)

по теме «Становление личности Дюшки Тягунова в повести В.Ф.Тендрякова «Весенние перевёртыши»


Урок соответствует календарно-тематическому планированию, рекомендованному Академией образования Республики Казахстан имени Ы.Алтынсарина.


Цель урока – проследить процесс взросления главного героя повести, учиться оценивать поступки героев произведения.


Критерии успешности учащихся:

  • Я знаю содержание повести В.Ф.Тендрякова «Весенние перевёртыши»;

  • Я понимаю воспитательное значение произведения;

  • Я могу проанализировать мотивы поступков героев повести и дать им оценку;

  • Я предлагаю свое решение проблемных ситуаций, отраженных в повести.


Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя об авторе произведения

(презентация Prezi.com по биографии В.Ф.Тендрякова) (5 мин.)


  1. Вводно-мотивационный этап (5 мин.)

- Как вы думаете, ребята, какое словосочетание в названии темы урока является ключевым?

(становление личности)

- А чем, по вашему мнению, понятие «личность» отличается от понятия «человека вообще»?

(личность – это сознательный человек, индивидуальность и т.д.)

- Я хотела бы обратить ваше внимание на определение, которое дает словарь медицинских терминов. Личность определяется как индивидуальность, характеризующаяся устойчивым мировоззрением, которое формируется под воздействием конкретных общественных условий.

-Еще раз обратите внимание на тему сегодняшнего урока. Как бы вы сформулировали цель урока?

(самостоятельно формулируют цель урока)

- Используя данные клише, сформулируйте критерии своей успешности в рамках изучения сегодняшней темы.

(Я знаю.., я понимаю.., я могу проанализировать.., я могу предложить… и т.д. )


  1. Анализ художественного произведения

  • Деление на группы (по карточкам 1,2,3,4) (2-3 мин)

  • Групповая работа по анализу произведения, обсуждение (15 мин)



1 группа

  • Отразите на постере, какие чувства вы испытали при чтении повести, ваши впечатления. (Большая симпатия и уважение к герою, сочувствие, сострадание, интерес, радость за то, что Дюшка сумел перебороть страх перед Санькой, восхищение смелым поступком слабого Миньки Богатова. Повесть и её герои подкупает своей правдивостью, жизненностью, герои повести – наши сверстники, их волнует то же самое, что и нас: дружба, любовь, окружающий мир и т.д.)

  • Прочитайте отрывок. В каких словах вы почувствовали мягкую иронию автора?

Дюшка Тягунов знал, что такое хорошо, что такое плохо, потому что прожил на свете уже тринадцать лет. Хорошо — учиться на пятерки, хорошо — слушаться старших, хорошо — каждое утро делать зарядку…

Учился он так себе, старших не всегда слушался, зарядку не делал, конечно, не примерный человек — где уж! — однако таких много, себя не стыдился, а мир кругом был прост и понятен. (Ирония касается тех элементарных заповедей, которыми взрослые пытаются регламентировать мир детства, но ведь мир не так прост и даже дети это понимают.)

  • С чего начинается взросление героя?

(…Но вот произошло странное. Как–то вдруг, ни с того ни с сего. И ясный, устойчивый мир стал играть с Дюшкой в перевертыши…

Взросление героя начинается с того, что мир, который «был прост и понятен» вдруг становится непростым и не все в нем понятно. Дюшка стал по-новому смотреть на мир и замечать то, чего раньше не видел и задумываться над тем, о чем раньше не думал. В его душу входит поэзия высокого чувства).


- Поговорим о следующей фазе взросления героя повести «Весенние перевёртыши». Это фаза активных размышлений героя о добре и счастье. Предлагаю 2 группе представить результаты своей групповой работы.


2 группа

  • Отразите на постере, что такое счастье в вашем понимании?

  • Кто из героев повести (Никита Богатов или отец Дюшки) прав в споре о счастье? Чья позиция вам ближе? (ответы учащихся)

  • Какой опыт получает Дюшка Тягунов, разбираясь в этих вопросах? Как вы понимаете слова мамы Дюшки «Наш отец любит ковать счастье несчастным на их головах. Не заметит, как человека в землю вобьет от усердия»?

(Нельзя судить о людях упрощенно, нужно стараться понять и принять человека таким, какой он есть, с неповторимыми особенностями его характера. Вызывает иронию стремление отца Дюшки сделать Никиту Богатова счастливым «сразу, не сходя с места», удивляет его неумение вглядываться в души людей).


- Взросление нашего героя продолжается, и уже язык не поворачивается назвать его Дюшкой, хочется назвать его полным именем Федором Тягуновым. Любовь к жизни, интерес и уважение к людям предполагает нетерпимость к тем, кто мешает жить. И наш герой активно борется со злом. Предлагаю ребятам из 3 группы представить результаты своей групповой работы


3 группа

  • Представьте на постере образ Саньки Ерахи. Какие черты характера присущи этому герою? На какого героя из известного вам произведения похож Санька Ераха? (из неблагополучной семьи, мучает кошек, убивает лягушек, заставляет ребят послабее делать гадости и, по словам Дюшки, скоро он начнет убивать людей. Герой, похожий на Саньку Ераху, был в произведении В.Г.Распутина «Уроки французского», его звали Вадик).

  • Предложите свой способ борьбы с такими людьми, как Ераха, с их злобой и коварством (ответы учащихся). Какими чертами характера должен обладать человек, способный на борьбу со злом? (мужество, сила воли, смелость, принципиальность и т.д.).


4 группа

  • Почему повесть В.Тендрякова называется «Весенние перевёртыши»? (Мир для героя повести прекрасен, полон перемен и загадочен, полон неожиданных превращений, которые автор называет перевёртышами. Через всю повесть проходит образ весны, и это не случайно: с приходом весны-победительницы все меняется в природе, меняется и душа подростка, которая переходит из детства в юность).

  • Можем ли мы назвать нашего главного героя личностью?

(да, потому что он сознательно выбирает в трудной жизненной ситуации человечный, соответствующий нашим представлениям о человеческом достоинстве, выход).

  • О чем предлагает задуматься В.Тендряков

(о сложном внутреннем мире нашего ровесника, о формировании чувств и убеждений, выработки своего отношения к жизни).


  1. Презентация постеров


  1. Заключительное слово учителя:

- Сегодня на уроке мы проследили путь становления личности Дюшки Тягунова, который прошел он, обретая зрелость, от детского мировосприятия к стремлению понять мир, осмыслить его тайны. Хочу напутствовать вас словами Р.Киплинга:

Наполни смыслом каждое мгновенье, Часов и дней неумолимый бег, - Тогда весь мир ты примешь во владенье, Тогда, мой сын, ты будешь Человек.


6. Домашнее задание (на выбор учащихся):

1) Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду повести;

б) Написать сочинение-миниатюру на тему «О чем заставила меня задуматься повесть В.Тендрякова «Весенние перевертыши»?


7. Рефлексивно-оценочный этап

  • Формативная самооценка учащихся с опорой на критерии успешности, выработанные в начале урока.

  • Рефлексия «+», «-», «интересно»


+

-

Интересно








В графу «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, вызвало положительные эмоции.

В графу «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, а также информация, которая, по вашему мнению, оказалась ненужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

В графу «интересно» вписываются все любопытные факты, о которых узнали, а также возникшие вопросы.










Задания для групп


1 группа

  • Отразите на постере, какие чувства вы испытали при чтении повести, ваши впечатления.

  • Прочитайте отрывок. В каких словах вы почувствовали мягкую иронию автора?

Дюшка Тягунов знал, что такое хорошо, что такое плохо, потому что прожил на свете уже тринадцать лет. Хорошо — учиться на пятерки, хорошо — слушаться старших, хорошо — каждое утро делать зарядку…

Учился он так себе, старших не всегда слушался, зарядку не делал, конечно, не примерный человек — где уж! — однако таких много, себя не стыдился, а мир кругом был прост и понятен.

  • С чего начинается взросление героя?



2 группа

  • Отразите на постере, что такое счастье в вашем понимании?

  • Кто из героев повести (Никита Богатов или отец Дюшки) прав в споре о счастье? Чья позиция вам ближе?

  • Какой опыт получает Дюшка Тягунов, разбираясь в этих вопросах? Как вы понимаете слова мамы Дюшки «Наш отец любит ковать счастье несчастным на их головах. Не заметит, как человека в землю вобьет от усердия»?



3 группа

  • Представьте на постере образ Саньки Ерахи. Какие черты характера присущи этому герою? На какого героя из известного вам произведения похож Санька Ераха?

  • Предложите свой способ борьбы с такими людьми, как Ераха, с их злобой и коварством. Какими чертами характера должен обладать человек, способный на борьбу со злом?



4 группа

  • Почему повесть В.Тендрякова называется «Весенние перевёртыши»?

  • Можем ли мы назвать нашего главного героя личностью?

  • О чем предлагает задуматься В.Тендряков





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Сатанова Гульмира Алексеевна

Дата: 22.02.2015

Номер свидетельства: 177425


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства