Аннотация
Урок по выбранной теме входит в модуль «Человек среди людей», на который учебной программой отведено 18 часов. Повесть В.Ф.Тендрякова изучается в рамках урока внеклассного чтения.
Урок включает 7 этапов, на которых я постаралась интегрировать основные идеи Кембриджской программы обучения. На изучение произведения учебной программой отведен 1 час. Я столкнулась со сложностью: за один урок необходимо было познакомить ребят и с биографией автора, и детально проанализировать произведение, поэтому в начале урока, используя возможности ИКТ, с помощью нелинейной презентации Prezi.com я коротко познакомила учащихся с биографией автора повести В.Ф.Тендрякова. Урок представлял собой урок-размышление по прочитанной повести. На вводно-мотивационном этапе цель урока ребята сформулировали самостоятельно, в помощь детям я предложила клише. На уроке они должны были проследить процесс взросления главного героя повести, а также учиться оценивать поступки героев произведения. Предложенные клише помогли ребятам сформулировать критерии своей успешности в рамках изучения темы урока. Это, на мой взгляд, способствовало развитию саморегуляции учащихся и осознанному изучению материала.
Самым интересным этапом урока был этап анализа художественного произведения, о чем свидетельствовала высокая степень включенности учащихся в работу. На этом этапе мною были интегрированы основные идеи модуля «Новые подходы в преподавании и обучении» в аспекте диалогического обучения и обучения тому, как учиться. В целях детального анализа повести Владимира Тендрякова класс был поделен мной на 4 группы, каждая из которых получила отдельное задание. При формулировке вопросов и заданий для групп я использовала прием «Тонкие и толстые вопросы», способствовавшие развитию критического мышления учащихся. Во время защиты и обсуждения результатов групповых работ ребятам удалось реализовать свои сильные стороны: умение рисовать и передавать через художественные образы свое отношение к героям и их поступкам, в чем реализовалась ключевая идея такого модуля Программы, как «Обучение талантливых и одаренных детей».
На этапе «Домашнее задание» постаралась реализовать индивидуальный подход к обучению, предложив учащимся задание на выбор: одно из заданий по написанию сочинения-миниатюры «О чем заставила меня задуматься повесть В.Ф.Тендрякова «Весенние перевёртыши?» направлено на развитие критического мышления учащихся, а задание нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду повести рассчитано на учащихся, имеющих развитый навык рисования и образное мышление.
На рефлексивно-оценочном этапе урока я предложила ребятам осуществить формативную самооценку своей работы в течение урока. Рефлексия «+», «-», «интересно» позволила мне узнать, что понравилось учащимся на уроке и вызвало положительные эмоции, что показалось скучным, непонятным и бесполезным с точки зрения решения жизненных ситуаций, а также узнать, возникли ли какие-то дополнительные вопросы, на которые ребята не нашли ответ в ходе урока.
В ходе этого урока я смогла продолжить работу по интегрированию основных идей модулей Программы в свою практику и убедилась в результативности таких уроков:
-
Дети являлись активными обучающимися, их знания и навыки формировались в процессе взаимодействия в группе и на основе личных размышлений и личного опыта, в чем выразились новые подходы в преподавании и обучении.
-
На уроке были созданы условия для развития критического мышления учащихся: они смогли продемонстрировать способность к наблюдению, сравнительному анализу информации.
-
Реализация ключевых идей модуля Программы «Новые подходы в преподавании и обучении» позволил учащимся не просто получать готовую информацию, а самостоятельно добывать знания и приобретать навыки в процессе взаимодействия и взаимообучения.
-
Я смогла продемонстрировать инклюзивные подходы для совершенствования процесса обучения учеников с учетом их интересов.
-
Учет возрастных особенностей учащихся выразился в доступности материала, в его содержании и использовании разного рода работ на уроке.
В целом, интегрирование ключевых идей модулей Программы способствовало достижению результативности урока: цель урока была достигнута, каждый ученик смог почувствовать себя успешным в рамках изучения этой непростой темы.