Просмотр содержимого документа
«Работа с текстом на уроках литературного чтения»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа № 28
Работа с текстомна урокахлитературного чтения
Пестова Г.А. учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 28
Актуальность проблемы детского чтения
Проблема детского чтения в России является одной из наиболее важных в современном мире. Приобщение детей к чтению и к письменной культуре есть необходимое условие формирования нового поколения российских граждан, которым предстоит на высоком интеллектуальном уровне ответить на вызовы современности, обеспечить устойчивое развитие страны в ситуации усиливающейся глобальной конкуренции в экономике, политике, образовании, и в других сферах.
Поэтапные виды работы с текстом
3 – 4 класс – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному.
Самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента).
Нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме.
Выделение главной и второстепенной информации.
Выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями.
Работа с текстом до чтения
Работа с текстом во время чтения
Работа с текстом после чтения
Продуктивное чтение
Приемы работы с текстом
Прием «Корзина идей»
«Корзина идей»— прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Позволяет выяснить всё, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока.
В корзину идей можно «сбрасывать»:
понятия, мнения, имена, факты,
проблемы.
Далее, в ходе урока, эти разрозненные в сознании ребёнка определения и понятия, могут быть связаны в логические звенья.
Прием «Бинго»
У каждого ребёнка на парте лежит листок с таблицей. В её строках записаны опорные слова, имеющие отношение к изучаемой теме. Это те слова, идеи, которые обязательно будут использоваться на уроке в момент объяснения нового материала, или в рассказе о биографии писателя, его произведениях. Например, на уроке, посвящённом творчеству Даниила Хармса:
фантазёр Дмитрий Ювачёв «Чиж» короткие штаны Самуил Маршак кошка «Ёж» Ленинград псевдоним
Задача каждого участника игры — отмечать по ходу рассказа в таблице те слова, которые они услышали. По ходу игры каждый участник должен быть начеку. Тот, кто первым полностью заполнит таблицу, даёт об этом знать — громко на весь класс кричит «Бинго!». Заполнение таблиц прекращается. Начинается общее обсуждение, которое выстраивается в цепочку воспоминаний: в каком контексте прозвучало то или иное слово на уроке. Иногда по этой таблице ребята могут воссоздать рассказ об авторе или об изучаемом предмете.
Прием «Сыщики»
Дети заранее дома или в классе на карточках готовят лексическое значение слова по Толковому словарю. Класс разбивается на команды по 4-5 человек. Первая команда читает второй лексическое значение слова со своей карточки. За правильно угаданное слово — 1 балл. Если команда не угадывает слово, тогда задание адресуется другой команде. Когда все карточки отгаданы, подводим итоги. Победителем становится команда, набравшая наибольшее количество баллов. На уроках литературного чтения такую игру особенно интересно проводить на материале произведений Древней Руси, зарубежных авторов, басен и т.д. здесь важно, чтобы в тексте встречалось много старинных или мало употребляемых в современной речи слов.
Прием «Крестики-нолики»
У детей на парте лежат таблички. Учитель читает верные и неверные утверждения по прочитанному тексту. Например:
Рассказ называется «Наша Жучка»
Автор рассказа Борис Житков.
Рассказ ведется от имени бабушки.
И т.д.
Прием «Реклама книги»
Представьте, что вы хозяин книжного магазина. Вам нужно продать книгу…….
Прорекламируйте ее так, чтобы нам захотелось ее купить.
Прием «Игры со словами»
1) Составь новое слово, взяв у каждого второй слог.
Змея рама;
Пуговица молоток лава;
Укор бузина тина;
Поворот пороша канава.
2)Составь новое слово, взяв последний слог.
Мебель ружьё;
Сорока пора мель;
Лиса бельмо полёт;
Смола слеза берет.
Спасибо за внимание!
Буду рада, если эти приемы пригодятся Вам в вашей работе!