kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Лексическая работа на уроках литературного чтения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важный этап развития речи - это работа над словом в предложении, в тексте, где оно имеет конкретное лексическое значение. Большие возможности для обогащения речи имеются на уроках литературного чтения. Анализ текстов показывает, что почти в каждом произведении встречаются слова, значение которых детям незнакомо.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Лексическая работа на уроках литературного чтения"»

Лексическая работа на уроках литературного чтения.

Важный этап развития речи - это работа над словом в предложении, в тексте, где оно имеет конкретное лексическое значение. Большие возможности для обогащения речи имеются на уроках литературного чтения. Анализ текстов показывает, что почти в каждом произведении встречаются слова, значение которых детям незнакомо.

При подготовке к уроку я анализирую текст с точки зрения лексических возможностей. Для объяснения значения слова применяю разнообразные приемы и методы. Наиболее рациональными приемами лексической работы на уроках чтения считаю такие:

Особое место при работе с фразеологизмами я отвожу этимологическому анализу. Ведь, обращаясь к прошлому слова, мы открываем для себя его место в современном языке, точнее и вернее понимая его семантику, полнее представляя смысл слова, лучше чувствуем его художественно-выразительные возможности.

Рассказы об истории и происхождении слов и выражений одно из действенных средств сделать обучение русскому языку в начальной школе не только по-настоящему обучающим и воспитывающим, но и интересным, занимательным. Вместе с детьми мы составили толковый словарик слов с непроверяемыми написаниями, кроссворды.

Упражнения для введения фразеологизмов в активный словарь учащихся разнообразны. Приведу некоторые из них.

1.   Загадки «Доскажи словечко».

Дружнее этих двух ребят            Товарищ твой просит украдкой

На свете не найдешь.                    Ответы списать из тетрадки.

О них обычно говорят:                 Не надо! Ведь этим ты другу

(Водой не разольешь).                   (Окажешь медвежью услугу).

2.   Загадки-шутки «Что это?».

 Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело, (нос)

Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит, (ветер)

3.   Выписать    сначала    фразеологические     обороты     со    словами-антонимами, затем - с синонимами.

Нет худа без добра; ум за разум заходит; вопрос жизни и смерти; и стар и млад; переливать из пустого в порожнее; с больной головы на здоровую; вокруг да около.

   Замена слов синонимами, антонимами, описательными оборотами.

   Нахождение в тексте эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений.

    Этимологический анализ слов и выражений.

   Словесное рисование.

   Словообразовательный анализ.

    Использование толкового словаря.

   Включение  в урок малых  фольклорных  форм  (загадок,  пословиц, поговорок, скороговорок).

В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребенка писать эти слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным - задача сложная, требующая большой творческой работы.

Большая роль в обучении младших школьников отводится зрительному восприятию. Этот вид памяти очень важен при знакомстве со словарными словами. Поэтому немаловажное значение имеет работа над совами с использованием карточек, картинные словарные диктанты, словарные диктанты. Такие виды упражнений применяются очень часто.

Особую важность приобретает использование разнообразных методов, приемов, способов, которые являются эффективными для прочного запоминания грамотного написания словарных слов.

Приведу примеры упражнений для формирования фонетических понятий.

1. Выпишите слова, в которых есть мягкие согласные: Бер.г, в.кзал, з.мл.ника,        ж.л.зо, г.гох, .сина, уч.ник, пл.аток, с.пог, к.пуста, .рех.

2. Выпишите слова в два столбика: в первый столбик - с глухими согласными на конце слова, во второй - со звонкими согласными на конце слова: завтрак, народ, адрес, рисунок, морковь, портрет, багаж, карандаш, салют, овес, билет, язык.

3. Запишите слова, располагая их в алфавитном порядке. Вставьте пропущенные буквы, поставьте знак ударения: г.рой, адр.с, ур.жай, р.кета, ябл.ко, п.нал, т.пор, п.суда, б.л.то.

4. Запишите слова, начинающиеся на букву "Р" и т.д.

5. Запишите слова с мягким знаком в середине слова, на конце слова.

6. Приведите примеры слов, имеющих ударение на первом, втором, третьем слоге.

7. Игра "Из каких слов выпали гласные?"

 д.р.вн.                      п.ртр.т

м.л.т.к                      с.л.м.

к.ньк.                        т.л.ф.н

8. Игра "Догадайся, что за слово".

Недостаточно, чтобы ученики познакомились с грамматическими явлениями как таковыми. Важно добиться того, чтобы знания закрепились, чтобы ученик мог их "переносить" на другие встречающиеся явления языка. В результате упражнений над словарными словами учащиеся овладевают знаниями настолько, что у них вырабатываются навыки и умения быстро и точно применять полученные знания о слове на практике.

При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям постоянно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. Посредством упражнений знания систематезируюся и автоматизируются.

В языке все стороны взаимосвязаны, поэтому и процесс обучения школьников целесообразно организовать так, чтобы в определенной взаимосвязи проводилась работа по фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии, лексике и синтаксису, чтобы все стороны слова (его лексическое значение, грамматические признаки морфемный состав, а также произношение и написание) рассматривались в едином целом. Таким образом, создаются условия, при которых у учащихся развивается разносторонний подход к слову.

Основной смысл фонетических упражнений состоит в том, чтобы дети научились легко слышать звучащее слово, каждый звук в отдельности и позицию этого звука, умели производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании. Все это способствует формированию фонематического слуха и речевых навыков.

В результате практических упражнений у детей формируются знания о слоге, о звонких и глухих согласных, о твердых и мягких согласных, об ударении, ударных и безударных гласных, об алфавите. С помощью упражнений учащиеся начинают понимать, что звуки и буквы не одно и тоже, что слова иногда пишутся не так, как слышатся.

 

0

-

0

 

 

 

0

 

0

 

 

 

0

 

0

 

 

 

0

 

0

 

,

 

0

 

0

 

 

9. Игра "узнай слово".

Учитель показывает карточки, на которых написан первый слог нужного слова.

ГО (город, горох, гореть, горизонт)

И наоборот, можно дать конец слова, а ребята придумывают начало. Слова спокойно жили в книжке, Но книжку вдруг погрызли мышки. От слов начала откусили, И книжки в норки утащили. ...суда, ...реза, ...сква.

10. Чайнворды

11. Игра "Волшебные домики".

Играют две команды. На доске записаны в два столбика слова с пропущенными буками:

4

Лаг...рь             т...традь

К...стер             с.рень

Р...бята              св...бода

Ул...ца             р...стение

Под каждым столбиком нарисован домик с окошками, закрытыми шторками, на обратной стороне которых написаны пропущенные буквы.

12. Игра "Собери слово".

Пус, ка, та; роз, мо, же, ин, нер, тор, трак.

13 Выборочный диктант.

Дети записывают только слова с непроверяемой безударной гласной

По шоссе едет автомобиль.

Ребята развели у реки костер.

Дежурный следит за порядком в классе.

13. Ребусы.

Предметом особого внимания на уроках русского языка является развитие орфографической зоркости учащихся. В этих целях дети выполняют упражнения по выделению "опасных" мест в слове, то есть орфограмм, находят в тексте то, что "спрятал" автор, используют такой вид упражнений, как письмо с "дырками". Умение находить чужую ошибку в предложенном задании приводит к тому, что ребенок учится обнаруживать собственные ошибки и не допускать их появления.

Следующее направление: работа над составом слова. В результате повторения морфемного состава слова совершенствуется умение распознавать и подбирать однокоренные слова, углубляется представление о словообразовательной роли приставок и суффиксов, формируется умение разбирать слова по составу, развивается умение точно употреблять в речи словарные слова с приставками и суффиксами. Эти умения вырабатываются путем разнообразных упражнений.

1. От слов береза, праздник, солома, яблоко образуйте родственные слова.

Укажите, при помощи чего они образовались.

2. Подберите слова к данным схемам

3. От слов газета, железо, картина, осина образуйте новые слова с суффиксом -к-.

4. Игра "Найди лишнее слово" помогает научиться различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Береза, березовый, березняк, подберезовик, березка, березонька, березки.

Праздник, праздничный праздники, праздновать.

5. Составь словосочетания, вставляя в имена прилагательные нужные окончания.

Ребята радости... .              Береза кудряв... .

Улица многолюдн... .         Календарь перекидн... .

6. Составьте слова по схемам. Какие словарные слова зашифрованы в схемах?

Лис ... а      .... ник ...

7. Шарада. Узнай слово, которое задуманно. Задуманное слово однокоренное со словом красивый. Приставка в нем такая же как и в слове превращаться, суффикс, как в слове цветной, окончание, как в слове морковный. А в целом слово является именем прилагательным.

8. Составьте словосочетания. Запишите их. Укажите, как в связи с изменением окончания меняется падеж имени существительного.

Подарил                                                     люблю

Дружил             девочка                              думаю         собака

Говорил                                                      горжусь

9. Работа над деформированным предложением. Восстановите предложения, связав слова между собой. Какая часть

слова поможет этому?

Мой папа дал объявление в (газета).

Чтобы стать (герой), нужно быть отважным, честным, скромным.

На (горизонт) вспыхивали голубые зарницы.

10. Найдите в тексте однокоренные слова.

- Вокзал - это городские ворота. Если город небольшой, в нем один - два вокзала. Есть города, где вокзалов много. На вокзалах устроены камеры хранения. Послать телеграмму можно послать с вокзальной почты. На вокзале есть медицинский пункт.

- Страсть захотелось медвежонку малинки. Тайком он от медведицы в малинник удрал. До чего же в малиннике хорошо: тишина, вареньем малиновым пахнет.

Морфологические упражнения имеют своей целью осознание учащимися морфологического строя русского языка.

При изучении частей речи разнообразные виды упражнений помогают объединить отдельные слова в определенные группы; разграничить и определить формы частей речи: склонение, падеж, время, лицо, число, для того чтобы осознанно употреблять слова с непроверяемым написанием в устной и письменной речи в правильной форме.

1. Подберите словарные слова, обозначающие предметы, признаки предметов, действия предметов.

2. Выпишите из словаря по пять слов имен существительных 1 склонения, 2 склонения, 2 склонения.

3. Составьте словосочетания. Определите падеж прилагательных. Воробей (какой?) ....

Газета (какая?) .... Молоко (какое?) ....

4. Выпишите в три столбика слова из словаря: первый столбик - слова женского рода, во второй - слова мужского рода, в третий - слова среднего рода.

5. Спишите предложения, вставляя нужные слова по смыслу из словаря, отвечающие на вопрос кто?

... на ухо наступил.

Слово - не ..., вылетит - не поймаешь.

6. Составьте предложения, правильно подбирая предлоги. Запишите. Подчеркните предлоги. Определите падеж существительного.

Машина остановилась ... (дом). Дети читали книги ... (космонавт). Заяц быстро несся ... (лес).

6. Вставьте вместо точек нужные по смыслу слова. Составьте с этими словосочетаниями свои словосочетания.

Рисунок в книге - ... . (Картинка) Килограмм - это тысяча .... (Грамм) Мать родимая - ... любимая. (Родина)

7. Из данных слов составьте предложение. Огород, растет, в, картофель.

8.  Выделите из предложений словосочетания со словарными словами. Определите, какое слово от какого зависит. Поставьте вопрос.

Андрюша вынул из кармана носовой платок.

Весной Славик снова перебрал отобранные семена и посадил их на свое маленькое поле.

9. Расположите предложения в определенном порядке так, чтобы получился связный текст.

В гости иду к моему другу п ... туху. Встретил ё... лисицу. Он пригласил меня. Куда путь держишь? Здравствуй лисичка-сестричка!

10. Раздели текст на предложения. Каждое предложение прочитай отдельно. Расставь знаки препинания. Запиши предложения в соответствии с правилами.

На этом месте раньше была дремучая тайга теперь здесь вырос город широкие проспекты залиты асфальтом в городе много зелени в центре площади бьет фонтан на берегу» построена прекрасная пристань.

11. Смоделируйте предложения по схемам.

Что?.........что делают?.........в какие?.........как? во что..........

Например: Воробьи собираются в шумные стайки.

В связи с изучением грамматики проводятся лексические упражнения, то есть дети объясняют значения слов как прямые, так и переносные, выясняют многозначность слов, разбираются в отношениях между синонимами т антонимами, составляют с ними словосочетания и предложения.

Синтаксические упражнения ставят перед собой задачу закрепить те теоретические сведения, которые дети получили на предыдущих уроках, показывают школьникам роль языковых единиц речи, в общении между людьми, помогают разобраться в структуре несложных по своему построению и составу словосочетаний и предложений, сознательно, обдуманно составлять словосочетания и предложения. Упражнения в анализе предлагаемых словосочетаний и предложений помогают детям осознать синтаксический строй родной речи и грамотно выражать свои мысли в форме предложений. С синтаксическими упражнениями, как правило, объединяются и пунктуационные.

1. К словам из левого столбика подберите подходящие по смыслу слова из правого столбика. Составьте предложения..'

Береза                      в небе

Огурец                      в доме

Воробей                    в школе

Комната                    в лесу

ученик                      в огороде

2.Составьте предложение с данными словами:

ветер, капуста, осина, товарищ.

3. Со словарными словами составьте предложения, различные по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, восклицательное.

4. Составь предложения с данными словосочетаниями.

Веселый праздник, красочная одежда, детский рисунок, узкая лестница.

5. Замените предложения одним словарным словом. Составьте с этим словом свое предложение.

Дорога с высажеными по обеим сторонам, кустарником. Край земли у водной поверхности. Комната для занятий в школе.

На практику я использую следующие упражнения:

1.  Выпишите из словаря слова на заданную тему: "Птицы", "Овощи", "Одежда" и т.д.

2. Найди в каждой строке лишнее слово. Подчеркните его. По какому принципу отобраны слова?

Автомобиль, урожай, трамвай, самолет. "Капуста, помидор, солома, морковь. пенал, тетрадь, телефон, карандаш.

3. Дополните предложения подходящими по смыслу словами из первого столбика.

"Квартира была закрыта на...           стоит

билет в театр ... сто рублей.             стоит

Телефон ...на тумбочке.                  замок

На берегу возвышается старинный ... замок

4. Сгруппируйте слова по темам.

Малина, лисица, земляника, заяц, тетрадь, пенал, корова, карандаш.

5. По опорным словам составьте небольшой рассказ на тему "Школа", "Птицы" и т.д.

6.  К словам багаж, вместе, дорога подберите синонимы. Составьте с ними предложения.

7.  К словам весело, девочка, хороший подберите антонимы. Придумайте небольшой рассказ, используя эти слова.

8. Назовите одним словом: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Понедельник, вторник, среда и т.д. Крупное промышленное предприятие (завод). Руководитель школы, организации (директор).

9. Игра "Кто как голос подает?".

Составьте предложения, вставляя пропущенные буквы. Попробуйте объединить эти предложения в один связный рассказ. Озаглавьте его.

Петух                      чирикает

Сорока                    лает

Корова                    мычит

Собака                    кукарекает

Ворона                    стрекочет

Воробей                  каркает

10. Выберете наиболее подходящее слово. Запишите.

Из (ветхого, старого, древнего) ж ... леза мы сделали ведро. М...дведи очень испугались и (пошли, побежали, понеслись) в сторону.

11. В данный текст вставьте наиболее подходящие из следующих слов, сходных по значению: плескаться, литься, лить.

Волны тихо ... у берега. Молоко ... из ведра.

13. Учащиеся подводятся к пониманию переносного значении и к умению употреблять эти слова в собственной речи.

У девочки короткие волосы. - У девочки короткая память. Ребята идут в парк. - Часы правильно идут. На ножках стоит кровать. - дело стоит.

14. Чтобы подвести учащихся к умению использовать в своей речи наиболее яркое определение предмета, нужное в данный момент речи, предлагаются, берутся такие упражнения:

Большой интерес у учащихся вызывает работа над составом слова. В результате работы над составом слова совершенствуется умение распознавать и подбирать однокоренные слова, углубляется представление учащихся о словообразовательной роли приставок и суффиксов, формируется умение разбирать слова по составу, развивается умение точно употреблять в письменной речи словарные слова с приставками суффиксами. Эти умения вырабатываются путем разнообразных упражнений.

Подбери из данных слов слова, наиболее подходящие к предложениям: холодный, пронизывающий, сильный, буйный, заунывный, вольный.

Осенью дует ... ветер. ...ветер гуляет на просторе. ... ветер гонит стаи туч на край земли.

15. Помогает в выработке умения подбирать подходящие по смыслу слова работа над словосочетаниями. Дается текст, а сравнения должны подыскать сами учащиеся:

Трактор шумел, как .... с треском повалилась сосна, будто ... .На солнце засверкали ягоды земляники, словно... .

В работе над словом существует проблема, которая состоит в том, что учащиеся, не зная правописания многих слов, которые им следовало бы употребить в письменной речи, избегают их, так как не умеют пользоваться орфографическим словарем.

Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию.

Приведу примеры работы над словом на различных этапах.

1. На этапе введения нового слова эффективно использовать зарядку как вид упражнений, например: Под Новый год пришел он в дом

Таким румяным толстяком. Но с каждым днем терял он вес     И, наконец, совсем исчез. (Календарь).

От него - здоровье, сила

И румяность щек всегда.

Белое, а не белило,

Жидкое, а не вода. (Молоко.)

Также используются в работе над словарными словами и небольшие шутливые стихи детских поэтов.

Очень полезно и интересно для детей привлечение этимологического анализа слов, так как использование слова в речи требует понимания его точного смысла. Знакомство с этимологией слова пробуждает у детей интерес к рассматриваемому языковому материалу, а следовательно, создает благоприятные условия для запоминания слов.

Вот примеры этимологической характеристики словарного слова: Аккуратно. Считают, что близким к источнику слова было латинское слово "кура", что значит "старание, забота". К нам пришло это слово, вероятно, от немцев, слывших некогда образцом аккуратности.

Багаж. Слово заимствовано из французского языка. Древнескандинавское слово "багги" (узел) французы превратили в "баг" (пакет). От слова "баг" произвели слово "багаж", что означало "разные тюки с вещами". А у нас это слово приобрело и другие значения, например: "кладь, перевозимая отдельно от ее хозяина - пассажира".

2. На этапе запоминания нового слова хорошему усвоению правильного написания способствует письмо по памяти или списывание, предполагающее опору на все виды памяти. Такой вид работы я провожу не только на уроках русского языка, но и на уроках литературного чтения.

3. На этапе первичного закрепления трудное слово включается во все виды работ, которые может использовать тема данного урока.

4. При обобщении полученных знаний о слове можно использовать различные средства обучения. Одним из известных видов грамматической игры является кроссворд, содержащий в себе большие возможности для развития творческих способностей ребенка, тренировки памяти. Использование на уроках тематических кроссвордов помогает активизировать их внимание, разнообразить урок.

Предметом особого внимания на уроках русского языка является развитие орфографической зоркости учащихся. В этих целях дети выполняют упражнения по выделению "опасных" мест в слове, т.е. орфограмм. Умение находить ошибку в предложенном задании приводит к тому, что ребенок учится обнаруживать и устранять собственные ошибки, а затем не допускать их появления.

Большой интерес у учащихся вызывает работа над составом слова. В результате работы над составом слова совершенствуется умение распознавать и подбирать однокоренные слова, углубляется представление учащихся о словообразовательной роли приставок и суффиксов, формируется умение разбирать слова по составу, развивается умение точно употреблять в письменной речи словарные слова с приставками суффиксами. Эти умения вырабатываются путем разнообразных упражнений.

 

Список литературы

1.      Г. А. Бакулина "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках

русского языка".

2.      В. В. Волина "Откуда пришли слова: занимательный этимологический

словарь".

3. B. В. Зеньковский "Психология детства". - М., 1995.

4. М. Р. Львов "Правописание в начальных классах". - М., 1998., "Методика развития речи младших школьников". — М., 1985.

5. С. Н. Лысенкова "Методом опережающего обучения". - М., 1988.

6. Н. В. Лободина "Русский язык. Словарно-орфографическая работа".

Волгоград, 2008.

 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
"Лексическая работа на уроках литературного чтения"

Автор: Шмойлова Наталья Викторовна

Дата: 30.12.2021

Номер свидетельства: 596598

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Урок литературного чтения в 3 классе по теме "Корзина с еловыми шишками" К.Паустовский." "
    ["seo_title"] => string(95) "urok-litieraturnogho-chtieniia-v-3-klassie-po-tiemie-korzina-s-ielovymi-shishkami-k-paustovskii"
    ["file_id"] => string(6) "128104"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415438564"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Е. Чарушин «Страшный рассказ»"
    ["seo_title"] => string(113) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-litieraturnogho-chtieniia-vo-2-klassie-po-tiemie-ie-charushin-strashnyi-rasskaz"
    ["file_id"] => string(6) "249169"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446831574"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Конспект урока литературного чтения на тему:  Г.Х Андерсен "Чайник". "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-na-tiemu-g-kh-andiersien-chainik"
    ["file_id"] => string(6) "138822"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417612651"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Конспект урока литературного чтения по теме :"Сергей Александрович Есенин "Пороша""
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekturokalitieraturnoghochtieniiapotiemiesierghieialieksandrovichiesieninporosha"
    ["file_id"] => string(6) "283547"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453834904"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "виды работы над текстом на уроках литературного чтения"
    ["seo_title"] => string(61) "vidy-raboty-nad-tiekstom-na-urokakh-litieraturnogho-chtieniia"
    ["file_id"] => string(6) "314215"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459658198"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства