"Устное народное творчество на уроках литературного чтения как средство воспитания нравственных чувств у школьников".
"Устное народное творчество на уроках литературного чтения как средство воспитания нравственных чувств у школьников".
Использование устного народного творчества на уроках литературного чтения как средства воспитания нравственных чувств у школьников.
В настоящее время все большее внимание уделяется использованию устного народного творчества в обучении и воспитании младших школьников. Фольклорные произведения способствуют активизации процесса обучения. Не случайно фольклор широко применяли в обучении детей младшего школьного возраста великие отечественные педагоги К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой.
Научить ребенка говорить - значит научить его мыслить.
Правильно организованная работа на уроке литературного чтения может дать прекрасную возможность для развития личности младшего школьника.
“Образование только тогда имеет ценность, когда благотворно воздействует на учеников”.
Важность этой проблемы и определила выбор темы :
«Использование устного народного творчества на уроках чтения с целью воспитания нравственных чувств у школьников».
ЦЕЛЬ: использовать устное народное творчество на уроках чтения с целью воспитания нравственных чувств у младших школьников.
Проблема: влияние использования устного народного творчества на воспитание нравственных чувств младших школьников.
Задачи.
Пословицы и поговорки - прекрасное средство для воспитания нравственных чувств у детей. Заостряю .На своих уроках предлагаю учащимся различные виды работы:
1) подобрать пословицы на различные темы;
2) самостоятельные письменные высказывания учащихся по пословице;
3) подобрать пословицы к рассказам, сказкам, чтобы выразить идею произведения;
4) собственные сочинения сказок, рассказов на заданную пословицу;
5)оформить книжки - малышки с пословицами;
6) иллюстрирование пословиц и поговорок (рисунки);
Систематическая работа с пословицами обязательно поможет делу нравственного воспитания школьников.
Практическое использование устного народного творчества на уроках чтения с целью воспитания нравственных чувств у младших школьников
Работа с текстом (распечатка)
А. Чтение текста в парах "ученик - учитель, учитель - ученик" по абзацам (по цветовым меткам).
«Как мужик гусей делил».
Б. Анализ текста (игра "Журналисты").
- А теперь, ребята, давайте проверим, как вы поняли текст. Поиграем с вами в игру "Журналисты".
- Как вы понимаете это слово?(ответы детей).
- Вы сейчас представляетесь, как это делают журналисты, и задаёте нашим героям вопросы, какие вас интересуют по данной сказке. Примерные вопросы к игре "Журналисты":
Здравствуйте! Я, Кирилл Юрьевич, из журнала " Лукоморье", хочу обратиться с вопросом к бедному мужику: Зачем Вы принесли барину последнего гуся? Вам же и так нечего было есть?" Заранее благодарен.
Здравствуйте, меня зовут Мария Сергеевна, я из программы " Хочу всё знать", у меня следующий вопрос к барину: Скажите, пожалуйста, барин, а как бы вы поступили, если бы бедный мужик Вам гуся не разделил?" Спасибо.
Здравствуйте! Меня зовут Елизавета Николаевна, я из программы "В гостях у сказки", у меня созрел вопрос к многоуважаемому бедному мужику: Как понимать ваши следующие выражения: барину голову - он всему дому голова, жене задок - ей дома сидеть и за домом глядеть, сыновьям ножки - топтать отцовские дорожки, дочерям крылышки - скоро из дома улетят? Спасибо.
А я, Арсений Олегович, из программы : «Собеседник", хочу обратиться к Вам, богатый мужик. Вот бедный мужик ясно и понятно хотел поправить своё материальное положение ,ему хотелось хотя бы хлеба получить, а зачем вы принесли этот гостинец, вам тоже нечего есть?" Спасибо.
Здравствуйте, уважаемые гости из прошлого! Я, Анастасия Петровна, из журнала "Доброе слово" и у меня вопрос следующего плана к бедному мужику: Что помогло вам принять такие мудрые решения при делёжке гусей? Спасибо (и боязнь остаться без хлеба и денег, и русская смекалка).
Здравствуйте, я, Мария Николаевна, из программы: "В гостях у Дуняши", хочу поинтересоваться у доброго барина: Почему Вы не рассердились на бедного мужика, ведь он два раза забирал себе большую часть гусей, а Вас обманывал? Спасибо.
Работа в группах
- Сейчас поработаем в группах и попробуем изменить сказку так, чтобы богатый мужик не оказался в следующий раз в глупой ситуации, а главные герои вам в этом обязательно помогут.
П Проблемный вопрос
З Задания
Качества характера какого героя вам бы могли пригодиться в жизни?
Сравните качества характера, поступки бедного и богатого мужиков (сходства и различия)?
Выберите из перечисленных вами качеств, которые вам пригодятся в жизни.
Как можно было бы уговорить богатого мужика не ходить к барину?
Придумайте слова и действия, которые смогли бы убедить богатого мужика не ходить к барину.
Выберите нужные предложения из перечисленных, которые помогут сделать ваши высказывания более убедительными.
Как можно изменить сказку, чтобы богатый мужик не оказался больше в глупой ситуации?
Переделайте сказку так, чтобы оба героя стали положительными.
Выберите из данных (или свои) пословицы и поговорки, которые подходят к вашей новой сказке.
- 1 группа, ваш проблемный вопрос?
Вывод 1 группы: Какие же качества характера вам могли бы пригодиться в жизни? И т. д. (подобная проверка всех групп).
Итог урока.
- С какой сказкой познакомились сегодня на уроке?
- А к какому типу сказок относится?
- Какой урок вы получили из этой сказки?
- Какая же пословица очень хорошо подходит к данной сказке? Почему?
- В вашей новой сказке со счастливым концом барин и богатый мужик спасают от голода и нищеты бедного мужика и его семью.
- Доброе слово, доброе сердце - это цветы человеческой души. Так не будем же скупиться, давайте будем щедро каждый день дарить их окружающим!
- И давайте начнём прямо сегодня?!
- Посмотрите, что лежит в нашем сундучке? (Сердце)
- Значит, где находится вежливость и доброта? (В нашем сердце)
- А чтобы нам стало сегодня чуточку теплее, подарим наши тёплые добрые сердца друг другу.
Дети дарят друг другу сердечки.
Рефлексия
- Ну, а сейчас, ребята, герои нашей сказки, я хочу, чтоб каждый из вас дал оценку своей работе.
- Перед вами два конверта, на них написаны следующие выражения:
1 к. - На уроке я считал ворон (заставлял себя работать).
2 к. - Слушал и запоминал, ни минуты не терял (получил удовольствие от работы на уроке)
- Приклейте стикер - "ладошка" рядом с тем конвертом, с каким выражением вы согласны.
- Вы все получили удовольствие от этого урока. Я очень этому рада!
Спасибо за работу, за участие!
Домашнее задание: 1 группа рисует зачин сказки
2 группа - основную часть
3 группа - концовку
«Пословица - прекрасное средство для воспитания нравственных чувств у детей.
Знание пословиц и поговорок обогащает детей, делает их более внимательными к слову, к языку, развивает память.
Некоторые виды работ с пословицами.
- Ученик из первого ряда читает начало пословицы, ученик из второго ряда заканчивает её, а ученик из третьего ряда раскрывает смысл этой пословицы. -Проводятся учительницей викторины о пословицах.
Затаив дыхание, слушают дети сказки. С первых слов сказка вводит их в свой неповторимый мир, в котором всё удивляет; звери разговаривают, люди понимают язык животных, герои отправляются в путешествие, где их подстерегают опаснейшие испытания - борьба с чудовищами, переходы через огненные реки и другое.
Учащиеся учатся различать добро и зло, встают на сторону того, кто нуждается в защите, кому грозит опасность, радуются победам, испытывают чувство гордости за тех, кто победил чудовище, защитил слабого и т.д.---
Знакомясь с произведениями устного народного творчества на уроках, дети параллельно отыскивают, собирают загадки, пословицы, поговорки, которые слышали от родителей, бабушек, дедушек. Ребята рисуют на темы сказок, составляют небольшие книжки-самоделки, посвящённые определённому жанру устного - народного творчества.
В связи с этим важен подбор произведении устного народного творчества для чтения ребенка. Пусть ребенок попробует ответить на непростые «философские» вопросы. Почему можно назвать красивой и милой ту девушку, которая выглядит замарашкой, но помогает своим бессердечным сестрам надеть башмачок? Как Маша из русской народной сказки «Гуси-лебеди» выразила сочувствие печке, яблоньке, речке
Главное - вовремя заметить у ребенка желание быть добрым, проявлять чувства жалости и милосердия. Понимать и принимать другого - это значит «услышать» его переживания, мысли и чувства, «приоткрыть» свое сердце, чтобы дать почувствовать другому, что он услышан и понят. Просто ли это? Конечно, нет. Для этого надо иметь особые душевные свойства и постоянно развивать их как детям, так и взрослым».
Критерии оценки результатов :
-обсуждение вопросов в группе,
-умение вступать в диалог,
-активность в обсуждении разных проблем.
Вывод
Пословица - прекрасное средство для воспитания нравственных чувств у детей, своеобразный моральный кодекс, свод правил поведения.
Всё это формирует у ребят чувство патриотизма, привязанности к родному краю, способствует воспитанию эстетической и этической культуры.
Заключение
Исследование проблемы «Использование устного народного творчества на уроках чтения с целью воспитания нравственных чувств у младших школьников», убедило меня в том, что в учебных книгах по чтению важное место занимают произведения УНТ, с которыми знакомятся школьники.
В процессе исследования, пришли к выводу, что произведения устного народного творчества являются благодатным материалом для воспитания нравственных чувств младших школьников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Устное народное творчество на уроках литературного чтения как средство воспитания нравственных чувств у школьников". »
«Проектирование личностного и духовно-нравственного развития обучающихся в урочной и внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС»
на тему
«Устное народное творчество на уроках литературного чтения как средство воспитания нравственных чувств у школьников»
Выполнила:
Истратий
Виталина Аркадьевна
Должность:
учитель начальных классов
Место работы:
ГБОУ СОШ с.Курумоч,
им..И.Кузнецова ,Волжского района
Самара, 2014
Содержание.
Введение.
1. Основная часть. Устное народное творчество на уроках литературного чтения как средство воспитания нравственных чувств у школьников».
2.Примеры практического использования различных элементов устного народного творчества в моей практике.
3.Критерии оценки результатов.
Заключение.
Литература.
Использование устного народного творчества на уроках литературного чтения как средства воспитания нравственных чувств у школьников.
Введение.
Во все времена люди высоко ценили духовно – нравственное развитие и воспитание. В рамках внедрения ФГОС II поколения разработана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В концепции говорится: «Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации». [2, с.11]
Нравственное воспитание младших школьников является одной из сложнейших проблем учителя. Для ее решения учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание школьников в формировании учебной деятельности. Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий- учителя постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование. Особую актуальность эта проблема приобретает в условиях прогрессирующего изменения всех сторон жизни общества.
Задачей учителей современной школы является воспитание в детях самостоятельности в принятии решений, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений.
Нравственное воспитание личности - сложный и многогранный процесс, включающий педагогические и социальные явления.
Воспитывая ум и волю ребенка, учитель все время должен иметь в виду и нравственный результат своих усилий.
Формируя нравственность, представления и мотивы поведения, систему моральных ценностей, духовные потребности, педагог вместе с тем влияет на все стороны личности и решает задачи умственного, трудового, эстетического воспитания.
В настоящее время все большее внимание уделяется использованию устного народного творчества в обучении и воспитании младших школьников. Фольклорные произведения способствуют активизации процесса обучения. Не случайно фольклор широко применяли в обучении детей младшего школьного возраста великие отечественные педагоги К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой.
Научить ребенка говорить - значит научить его мыслить.
Правильно организованная работа на уроке литературного чтения может дать прекрасную возможность для развития личности младшего школьника.
Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных учебных действий.
“Образование только тогда имеет ценность, когда благотворно воздействует на учеников”.
Важность этой проблемы и определила выбор темы :
«Использование устного народного творчества на уроках чтения с целью воспитания нравственных чувств у школьников».
ЦЕЛЬ: использовать устное народное творчество на уроках чтения с целью воспитания нравственных чувств у младших школьников.
Проблема: влияние использования устного народного творчества на воспитание нравственных чувств младших школьников.
Задачи.
1. Дать теоретический анализ подходов к проблеме использования устного народного творчества на воспитание нравственных чувств школьников.
2. Раскрыть методы использования устного народного творчества на уроках чтения.
Основная часть.
Подходы к проблеме влияния устного народного творчества на воспитание нравственных чувств у школьников.
Особый акцент сделан на задачи духовно-нравственного и эстетического воспитания учащихся средствами предмета.
Нравственная чистота и притягательность народных идеалов, воплотившихся во многих героях сказок и былин, народная мудрость пословиц и поговорок, увлекательность загадок в большинстве произведений устного творчества русского народа - всё это открывает путь к сердцу и уму маленького читателя.
«Собирайте наш фольклор, учитесь на нём, обрабатывайте его, - говорил А.М.Горький. Чем лучше мы будем знать прошлое, тем более глубоко и радостно поймём великое значение творимого нами настоящего». Народное творчество во всём своём богатстве бытовало в начале нашего века. Многие произведения устного народного творчества собраны и бережно хранятся. Тексты для чтения, пословицы, поговорки, сказки - отражали жизнь трудовой деревни. Тексты учат любить природу, подмечать изменения, происходящие в ней, учат любить Родину.
Пословица не только помогала учиться, пословица сама учила. Толстой отбирал пословицы из сборников В. Даля, шлифовал, сочинял сам - по образцу народных: «капля мала, а по капле море», «ворон за море летел, а умней не стал».
В детских произведениях Л. Н. Толстого глубоко раскрыты нравственные проблемы, его рассказы, басни, сказки формируют в детях стержень, основу зарождения нравственных начал. В его произведениях звучит тема взаимопомощи, отзывчивости: «Котенок», «Два товарища».
Тема честности: «Корова», «Косточка». Не обходит писатель тему взаимодействия человека с природой: «Черемуха», «Как ходят деревья». Очень большое значение Л. Н. Толстой придает теме трудолюбия.
Рассказ - быль «Филиппок» один из ярчайших примеров, относящихся к теме трудолюбия.
Читателям младшего возраста интересны сказки Толстого.
Любимейшая детская сказка - «Три медведя». Она создана на основе французской сказки «Девочка - золотые кудри, или «Три медведя».
Магия сказки в образе главной героини- маленькой девочки. Она храбрая, любознательная и шаловливая, как большинство детей в ее возрасте. Героиня медленно обходит медвежий домик, все замечает, трогает, пробует, качается на стуле и наконец засыпает в маленькой кроватке.
Затем этот же путь проделывают возвратившиеся домой медведи. Их возмущение выражено силой голоса: Михайло Иванович «зарычал строгим голосом», Настасья Петровна «зарычала да так громко», а Мишутка «пропищал» и, только увидев девочку, «завизжал так, как будто его режут: Вот она! Держи! Вот она! Вот она! Аи, я-яй! Держи!».
Радостно и празднично воспринимают ее малыши, а чтение вслух, «по ролям» полезно для развития выразительности, гибкости речи.
В сказках Толстого бедный традиционно превосходит в хитрости богатого («Как мужик гусей делил»).
В сказках Толстой старается внушить детям те понятия, которые будут важны и во взрослой жизни: добро не только лучше, но и «выгоднее» зла; к другому нужно относиться также хорошо, как ты хочешь, чтобы относились к тебе; если поможешь кому-то в беде, то это воздастся .
Басни Толстого и в книгах для чтения предлагают маленькому читателю мораль в более открытом виде. В басне «Лев и лягушка» - лев испугался кваканья, приняв его за рычание большого зверя, но поняв, что это всего лишь лягушка, лев убил ее, а себе сказал: «Вперед, не рассмотревши, не буду пугаться».
На уроках литературного чтения часто использую « Философия для детей в сказках и рассказах», автор Андрианов М.А. Пособие по воспитанию детей.
Очень стараюсь внушать детям те понятия, которые будут важны и во взрослой жизни:
Добро не только лучше, но и «выгоднее» зла;
К другому нужно относиться так же хорошо, как ты хочешь, чтобы относились к тебе;
Рассудительность и справедливость одерживают верх в споре с гневом.
Использование разных жанров устного народного творчества с целью воспитания нравственных чувств у младших школьников на уроках чтения
Знание устного народного творчества развивает фантазию детей, активизирует их сознательность.
Человек говорит не только для того, чтобы передать собеседнику информацию, но он выражает свое отношение к тому, о чем ведет речь.
На воспитание нравственных чувств учащихся оказывает влияние использование на уроках чтения, русского языка пословиц и поговорок, песенных жанров.
Пословицы - это народная мудрость, свод правил жизни, практическая философия, историческая память.
В. И. Даль говорил: «Кто ее сочинил, неведомо никому, но все ее знают, все ей покоряются». Пословицы удивляют глубиной и четкостью мысли, выраженной предельно кратко и просто: «Друзья познаются в беде», «Что посеешь, то и пожнешь». О каких только сферах жизни и ситуациях не говорят они, чему только не учат!
Прежде всего, в них закреплен общественно - исторический опыт народа. Пословицы воспитывают в человеке патриотизм, высокое чувство любви к родной земле, понимание труда как основы жизни; они судят об исторических событиях, о социальных отношениях в обществе, о защите Отечества, о культуре.
Они способствуют созданию эмоционального настроя у человека, вызывая смех, иронию или, наоборот, серьезное отношение к тому, о чем говорят. Пословицы и поговорки - прекрасное средство для воспитания нравственных чувств у детей. Заостряю внимание учащихся на том, что знать пословицы и поговорки, учить их, вовремя и, кстати, употреблять в речи для точного выражения мысли - большое дело. Только всему этому надо учиться. Основная работа с пословицами - это раскрытие их смысла, прямого и переносного. Нравственные чувства не могут быть сформированы в короткое время, их воспитание требует постоянного внимания. На своих уроках предлагаю учащимся различные виды работы:
1) подобрать пословицы на различные темы;
2) самостоятельные письменные высказывания учащихся по пословице;
3) подобрать пословицы к рассказам, сказкам, чтобы выразить идею произведения;
4) собственные сочинения сказок, рассказов на заданную пословицу;
5) поиск ответа на вопрос: какие качества ценились в народе;
6)оформить книжки - малышки с пословицами;
8) иллюстрирование пословиц и поговорок (рисунки);
Систематическая работа с пословицами обязательно поможет делу нравственного воспитания школьников.
Таким образом, использование пословиц и поговорок на уроках чтения формирует у школьников чувство патриотизма, привязанности к родному краю, чувство коллективизма, доброжелательности, трудолюбия, милосердия, бережного отношения к природе, к братьям нашим меньшим и др., способствует воспитанию эстетической и этической культуры.
Практическое использование устного народного творчества на уроках чтения с целью воспитания нравственных чувств у младших школьников
Из опыта работы приобщая детей к нашему русскому поэтическому творчеству пытаюсь воспитывать у них любовь к Родине- России, к её бессмертному поэту-русскому народу, любовь к прекрасному, развивать речь, обогащать словарный запас учащихся. Важную роль в этом процессе играют уроки чтения. Раздел народного творчества в начальной школе начинается с изучения песенного жанра.
Изучая произведения этого жанра, учащиеся учатся общаться друг с другом, говорить слова благодарности.
Работа с текстом (распечатка)
А. Чтение текста в парах "ученик - учитель, учитель - ученик" по абзацам (по цветовым меткам).
«Как мужик гусей делил».
У одного бедного мужика не стало хлеба. Вот он и задумал попросить хлеба у барина. Чтобы было с чем ему идти к барину, он поймал гуся, изжарил его и понёс.
Барин принял гуся и говорит мужику: - Спасибо, мужик, спасибо тебе за гуся; только не знаю, как мы твоего гуся делить будем. Вот у меня жена, два сына и две дочери. Как бы нам разделить гуся без обиды? Мужик говорит: - Я разделю. Взял ножик, отрезал голову и говорит барину: - Ты всему дому голова - тебе голову. Потом отрезал задок, подает барыне. - Тебе, - говорит, - дома сидеть, за домом смотреть - тебе задок. Потом отрезал лапки и подает сыновьям. - Вам, - говорит, - ножки - топтать отцовские дорожки. А дочерям дал крылья. - Вы, - говорит, - скоро из дома улетите, вот вам по крылышку. А остаточки себе возьму! И взял себе всего гуся. Барин посмеялся, дал мужику хлеба и денег. Услыхал богатый мужик, что барин за гуся наградил бедного мужика хлебом и деньгами, зажарил пять гусей и понес к барину. Барин говорит: - Ну, что ж, спасибо за гусей. Да вот у меня жена, два сына, две дочери - всех шестеро. Как бы нам поровну разделить твоих гусей? Стал богатый мужик думать и ничего не придумал. Послал барин за бедным мужиком и велел делить. Бедный мужик взял одного гуся, дал барину с барыней и говорит: - Вот вас трое с гусем. Одного дал сыновьям: - И вас, - говорит, - трое. Одного дал дочерям: - И вас трое. А себе взял двух гусей: - Вот, - говорит, - и нас трое с гусями, всё поровну. Барин посмеялся и дал бедному мужику еще денег и хлеба, а богатого прогнал.
Б. Анализ текста (игра "Журналисты").
- А теперь, ребята, давайте проверим, как вы поняли текст. Поиграем с вами в игру "Журналисты".
- Как вы понимаете это слово?(ответы детей).
- Вы сейчас представляетесь, как это делают журналисты, и задаёте нашим героям вопросы, какие вас интересуют по данной сказке. Примерные вопросы к игре "Журналисты":
Здравствуйте! Я, Кирилл Юрьевич, из журнала " Лукоморье", хочу обратиться с вопросом к бедному мужику: Зачем Вы принесли барину последнего гуся? Вам же и так нечего было есть?" Заранее благодарен.
Здравствуйте, меня зовут Мария Сергеевна, я из программы " Хочу всё знать", у меня следующий вопрос к барину: Скажите, пожалуйста, барин, а как бы вы поступили, если бы бедный мужик Вам гуся не разделил?" Спасибо.
Здравствуйте! Меня зовут Елизавета Николаевна, я из программы "В гостях у сказки", у меня созрел вопрос к многоуважаемому бедному мужику: Как понимать ваши следующие выражения: барину голову - он всему дому голова, жене задок - ей дома сидеть и за домом глядеть, сыновьям ножки - топтать отцовские дорожки, дочерям крылышки - скоро из дома улетят? Спасибо.
А я, Арсений Олегович, из программы : «Собеседник", хочу обратиться к Вам, богатый мужик. Вот бедный мужик ясно и понятно хотел поправить своё материальное положение ,ему хотелось хотя бы хлеба получить, а зачем вы принесли этот гостинец, вам тоже нечего есть?" Спасибо.
Здравствуйте, уважаемые гости из прошлого! Я, Анастасия Петровна, из журнала "Доброе слово" и у меня вопрос следующего плана к бедному мужику: Что помогло вам принять такие мудрые решения при делёжке гусей? Спасибо (и боязнь остаться без хлеба и денег, и русская смекалка).
Здравствуйте, я, Мария Николаевна, из программы: "В гостях у Дуняши", хочу поинтересоваться у доброго барина: Почему Вы не рассердились на бедного мужика, ведь он два раза забирал себе большую часть гусей, а Вас обманывал? Спасибо.
Работа в группах
- Сейчас поработаем в группах и попробуем изменить сказку так, чтобы богатый мужик не оказался в следующий раз в глупой ситуации, а главные герои вам в этом обязательно помогут.
П Проблемный вопрос
З Задания
Качества характера какого героя вам бы могли пригодиться в жизни?
Сравните качества характера, поступки бедного и богатого мужиков (сходства и различия)?
Выберите из перечисленных вами качеств, которые вам пригодятся в жизни.
Как можно было бы уговорить богатого мужика не ходить к барину?
Придумайте слова и действия, которые смогли бы убедить богатого мужика не ходить к барину.
Выберите нужные предложения из перечисленных, которые помогут сделать ваши высказывания более убедительными.
Как можно изменить сказку, чтобы богатый мужик не оказался больше в глупой ситуации?
Переделайте сказку так, чтобы оба героя стали положительными.
Выберите из данных (или свои) пословицы и поговорки, которые подходят к вашей новой сказке.
- 1 группа, ваш проблемный вопрос?
Вывод 1 группы:Какие же качества характера вам могли бы пригодиться в жизни? И т. д. (подобная проверка всех групп).
Итог урока.
- С какой сказкой познакомились сегодня на уроке?
- А к какому типу сказок относится?
- Какой урок вы получили из этой сказки?
- Какая же пословица очень хорошо подходит к данной сказке? Почему?
- В вашей новой сказке со счастливым концом барин и богатый мужик спасают от голода и нищеты бедного мужика и его семью.
- Доброе слово, доброе сердце - это цветы человеческой души. Так не будем же скупиться, давайте будем щедро каждый день дарить их окружающим!
- И давайте начнём прямо сегодня?!
- Посмотрите, что лежит в нашем сундучке? (Сердце)
- Значит, где находится вежливость и доброта? (В нашем сердце)
- А чтобы нам стало сегодня чуточку теплее, подарим наши тёплые добрые сердца друг другу.
Дети дарят друг другу сердечки.
- А закончить сегодняшний урок я хотела бы такими словами:
Не стой в стороне равнодушно, Когда у кого-то беда. Рвануться на выручку нужно В любую минуту всегда. И если кому-то когда-то поможет Твоя доброта, улыбка твоя. Ты счастлив, что день не напрасно был прожит, Что годы живёшь ты не зря!
Рефлексия
- Ну, а сейчас, ребята, герои нашей сказки, я хочу, чтоб каждый из вас дал оценку своей работе.
- Перед вами два конверта, на них написаны следующие выражения:
1 к. - На уроке я считал ворон (заставлял себя работать).
2 к. - Слушал и запоминал, ни минуты не терял (получил удовольствие от работы на уроке)
- Приклейте стикер - "ладошка" рядом с тем конвертом, с каким выражением вы согласны.
- Вы все получили удовольствие от этого урока. Я очень этому рада!
Спасибо за работу, за участие!
Домашнее задание
1 группа рисует зачин сказки
2 группа - основную часть
3 группа - концовку
«Пословица - прекрасное средство для воспитания нравственных чувств у детей.
Знание пословиц и поговорок обогащает детей, делает их более внимательными к слову, к языку, развивает память. Учитель начальных классов заостряет внимание детей на том, что знать пословицы, поговорки, учить их, вовремя и, кстати употреблять в речи для точного выражения мысли - большое дело. И всему этому надо учиться».
Вместе с детьми определяем смысл пословицы «труд кормит а, лень портит». Ребята говорят: «тот, кто работает, тот трудится, того уважают
- Кто не хочет трудиться, тот часто начинает жить нечестно.
- За труд ему платят деньги
-Лень портит человека».
Некоторые виды работ с пословицами.
- Ученик из первого ряда читает начало пословицы, ученик из второго ряда заканчивает её, а ученик из третьего ряда раскрывает смысл этой пословицы. -Проводятся учительницей викторины о пословицах.
Затаив дыхание, слушают дети сказки. С первых слов сказка вводит их в свой неповторимый мир, в котором всё удивляет; звери разговаривают, люди понимают язык животных, герои отправляются в путешествие, где их подстерегают опаснейшие испытания - борьба с чудовищами, переходы через огненные реки и другое.
Учащиеся учатся различать добро и зло, встают на сторону того, кто нуждается в защите, кому грозит опасность, радуются победам, испытывают чувство гордости за тех, кто победил чудовище, защитил слабого и т.д.---
Знакомясь с произведениями устного народного творчества на уроках, дети параллельно отыскивают, собирают загадки, пословицы, поговорки, которые слышали от родителей, бабушек, дедушек. Ребята рисуют на темы сказок, составляют небольшие книжки-самоделки, посвящённые определённому жанру устного - народного творчества.
В связи с этим важен подбор произведении устного народного творчества для чтения ребенка. Пусть ребенок попробует ответить на непростые «философские» вопросы. Почему можно назвать красивой и милой ту девушку, которая выглядит замарашкой, но помогает своим бессердечным сестрам надеть башмачок? Как Маша из русской народной сказки «Гуси-лебеди» выразила сочувствие печке, яблоньке, речке
Главное - вовремя заметить у ребенка желание быть добрым, проявлять чувства жалости и милосердия. Понимать и принимать другого - это значит «услышать» его переживания, мысли и чувства, «приоткрыть» свое сердце, чтобы дать почувствовать другому, что он услышан и понят. Просто ли это? Конечно, нет. Для этого надо иметь особые душевные свойства и постоянно развивать их как детям, так и взрослым».
Критерии оценки результатов :
-обсуждение вопросов в группе,
-умение вступать в диалог,
-активность в обсуждении разных проблем.
Вывод
Пословица - прекрасное средство для воспитания нравственных чувств у детей, своеобразный моральный кодекс, свод правил поведения.
Всё это помогает глубже осознать ребёнку сказочный мир, помочь ему почувствовать его неповторимость. Анализируя произведения УНТ, обращаю внимание учащихся на богатый душевный мир героев, учу понимать человеческие радости и горести, сопереживать им, видеть и оценивать доброе и злое в характере человека.
Всё это формирует у ребят чувство патриотизма, привязанности к родному краю, способствует воспитанию эстетической и этической культуры.
Заключение
Исследование проблемы «Использование устного народного творчества на уроках чтения с целью воспитания нравственных чувств у младших школьников», убедило меня в том, что в учебных книгах по чтению важное место занимают произведения УНТ, с которыми знакомятся школьники.
В ходе работы над теоретической частью поставленная цель выполнена: дан теоретический анализ подходов к проблеме влияния устного народного творчества на воспитание нравственных чувств у школьников. В ходе работы мы познакомились с использованием разных жанров устного народного творчества.
Устное народное творчество - загадки, пословицы, поговорки, песни, сказки воспитывают в человеке высокое чувство любви к родной земле, понимание труда как основы жизни, они судят об исторических событиях, о социальных отношениях в обществе, о защите Отечества, о культуре.
Преподавание в младших классах строится так, чтобы оно захватывало не только ум, но и развивало бы нравственные чувства ребёнка.
В процессе исследования, пришли к выводу, что произведения устного народного творчества являются благодатным материалом для воспитания нравственных чувств младших школьников.
Список использованных источников:
1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации
Федеральный государственный общеобразовательный стандарт общего образования, Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг.
Харламов И.Ф. « Курс лекций по педагогике», Москва, Высшая школа, 1990 г. 2.Бурлакова М.К. Советы логопеда, - М.: В. Секачев, 2001. - 64с.
3. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. - М., 1980 Т.3, с.335
4. Кирюхина О.О.Начальная школа. - 2001, №9 с.50 - 55.
5. Королева Т.П. работа с пословицами на уроках русского языка. Начальная школа. 2000, №7, с.58 - 61.
6. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи/ Институт общегуманитарных исследований, 2002. - 160с.
7. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно-метод. Пособие / Под. ред. Т.В. Волосовец, - М.: В. Секачев, 2002. - 256с.
8. Рендакова Е.М. использование методик для развития речи младших школьников. Начальная школа. 2000. №11, с.34 - 37.
9. Ушинский К.Д. Родное слово: Книга для учащихся. - собр. Соч. - Т.6.