kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка на тему "Приёмы работы на уроках литературного чтения в начальной школе".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель моей работы: создать условия для осуществления учебной деятельности каждым учеником на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям, опыту, интересам. 
Задачи: 
- организовать учебный процесс так, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно; 
- создать условия для возникновения и развития любознательности, познавательного интереса; 
- стимулировать учащихся к самостоятельному приобретению знаний; 
- помочь преодолеть отставание и ликвидировать пробелы в знаниях; 
- повысить самооценку личности школьника; 
- создать условия для развития творческих способностей. 
На современном этапе в системе образования происходят большие изменения. Пришло время образование выстраивать в виде открытой системы. Поэтому назрела необходимость создать другое сознание – творческое, способное решать новые задачи. А что такое творчество? Это процесс реализации собственных представлений. Как же развить творческое мышление? Что может организовать детей? Моё убеждение в том, что детей может организовать только совместная деятельность. 
Как правильно построить современный урок? Чтобы ответить на этот вопрос, я побывала на уроках своих коллег, которые уже работают по новым технологиям, изучила литературу по этой проблеме, участвовала в семинарах, вебинарах, мастер-классах. Я пришла к выводу: чтобы вести урок по новым технологиям надо научить ребенка в первую очередь сотрудничать. 
А что такое сотрудничество? Во-первых, необходимо на уроке дать ребенку высказаться. Те, кто высказался, подали руку к сотрудничеству. Я могу с ними сотрудничать, т. е. предложить посмотреть на эту проблему с разных сторон. Но если ребенок не задает вопросов, помочь ему невозможно. Ребенок должен понимать, о чем спрашивает учитель. По исследованиям Дубровиной, у 78% детей наблюдается тревожность, т.к. они не понимают прочитанный текст и не понимают, что спрашивает учитель. Пока ребёнок не проговорит, он не понимает ничего. Поэтому у детей в структуре урока должна быть возможность говорить, а это и есть творчество. Надо предложить им: нарисуйте, посоветуйтесь, проверьте, помоги, найди ошибки и т. д. Когда дети будут друг другу доказывать, тогда поймут, о чем идёт речь. 
Во-вторых, ребенок развивается только тогда, когда он работает с предметами, так как первоначальное мышление у ребенка является предметным, потом появляется картинка-образ, а впоследствии уже развивается логическое мышление. Человек устроен так, что мы помним то, что было в практике. Если этого не было, то через 1-2 недели все забудется. На уроке должны звучать вопросы и предложения: Как ты понял? Нарисуй, сделай модель, сравни с первоисточником. Сделайте вместе, опишите вместе и т. д. Мне, как учителю, необходимо так выстроить педагогический процесс, чтобы любая тема была дана во всех видах деятельности: учащийся выстраивал модели от предметных до образных, обсуждал их с другими участниками учебного процесса и переводил в знаковую форму. И так, от эмпирического восприятия предмета к символическому и знаковому обозначению. На уроках учащиеся часто рисуют. Рисунок – это средство мышления, реализация представлений учащихся. Рисунок – это речь, вынесенная извне. В третьем классе на уроке литературного чтения дети прочитали произведение «Мышонок Пик». Ребенок проиллюстрировал таким образом: 
Это его собственный рисунок. Можно задать вопросы: Как мышонок попал на кораблик? Он уже был взрослым? Какого цвета был мышонок? и т. д. Из ответов учащегося будет понятно, внимательно ли прочитал ребенок текст, понимает ли он его. 
Можно оформить выставку рисунков. Всем интересно, что думают другие. Можно обсудить рисунки, в ходе обсуждения - доказать свою точку зрения. А это и есть сотрудничество. Таким образом, рисунки помогают лучше усваивать текст и обобщать услышанный материал (ведь каждый нарисовал что-то свое, а вместе – получилась общая картина). 
На уроках я использую различные виды работы над текстом: 
- чтение и рисование рисунка к прочитанному; 
- чтение произведения и соотнесение рисунков к событиям в произведении; 
- нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на поставленный вопрос; 
- составление вопросов к прочитанному абзацу (тексту); 
- делением текста на части; 
- составление словесного плана или плана в виде рисунка; 
- нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни); 
- чтение с выписыванием слов на заданную тему; 
- выделение рифм, обращений; слов и выражений, которые придают тексту торжественность. 
В начале урока я всегда обращаюсь к личному опыту ребенка. Например, на доске записано предложение: «Какие поступки надо совершить, чтобы прослыть самым смелым?». Для ответа на вопрос используется прием «корзина идей». Предполагаемые ответы учащихся записываются на доске. Обсуждая полученные ответы, учащиеся приходят к выводу: «Не надо бояться совершать поступки, которые помогают другим». Мнений может быть множество, все должны быть записаны, но учителю необходимо подвести детей к выводу, которые прописаны в образовательных стандартах (иначе так и будет – есть два мнения МОЁ и неправильное). Для этого четко прописать задачи урока и продумать вопросы, на которых необходимо сконцентрировать внимание детей. Используемые приемы: обращение к личному опыту, корзина идей, чтение с остановками, эссе. 
На уроках основным приёмом, обеспечивающим развитие читательской компетентности, является многократное обращение к тексту, прочитывание его каждый раз с новым заданием. Вот тогда-то ребёнок откроет в нём что-то новое, чего не заметил при первом чтении. На каждом уроке литературного чтения отвожу пять минут для развития творческих способностей, которые так и называются "творческие минутки”. Детям предлагаются следующие задания творческого характера: 
- продолжи рассказ, начатый товарищем; 
- составь рассказ-цепочку (каждый ученик придумывает по одному предложению на заданную тему, чтобы получился связный рассказ. 
Часто провожу уроки в технологии критического мышления по схеме: «вызов – осмысление содержания – рефлексия». Использую приёмы этой технологии (верные и неверные утверждения, рассказ-предположение по ключевым словам), составляем кластеры, синквейны. 
Это большая и сложная работа, но она актуальна и оправдывает себя. Я осознаю, насколько ответственна моя работа, но ещё она не перестает быть для меня интересной. 
 Использованные источники: 
1.Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках. – М.: Просвещение, 2004. 
2.Модернизация современного образования: теория и практика. Сборник под ред. И.М. Осмоловской. – М.: ИТиИП РАО, 2004.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка на тему "Приёмы работы на уроках литературного чтения в начальной школе". »

Цель моей работы: создать условия для осуществления учебной деятельности каждым учеником на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям, опыту, интересам. 

Задачи: 
- организовать учебный процесс так, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно; 
- создать условия для возникновения и развития любознательности, познавательного интереса; 
- стимулировать учащихся к самостоятельному приобретению знаний; 
- помочь преодолеть отставание и ликвидировать пробелы в знаниях; 
- повысить самооценку личности школьника; 
- создать условия для развития творческих способностей. 

На современном этапе в системе образования происходят большие изменения. Пришло время образование выстраивать в виде открытой системы. Поэтому назрела необходимость создать другое сознание – творческое, способное решать новые задачи. А что такое творчество? Это процесс реализации собственных представлений. Как же развить творческое мышление? Что может организовать детей? Моё убеждение в том, что детей может организовать только совместная деятельность. 

Как правильно построить современный урок? Чтобы ответить на этот вопрос, я побывала на уроках своих коллег, которые уже работают по новым технологиям, изучила литературу по этой проблеме, участвовала в семинарах, вебинарах, мастер-классах. Я пришла к выводу: чтобы вести урок по новым технологиям надо научить ребенка в первую очередь сотрудничать. 

А что такое сотрудничество? Во-первых, необходимо на уроке дать ребенку высказаться. Те, кто высказался, подали руку к сотрудничеству. Я могу с ними сотрудничать, т. е. предложить посмотреть на эту проблему с разных сторон. Но если ребенок не задает вопросов, помочь ему невозможно. Ребенок должен понимать, о чем спрашивает учитель. По исследованиям Дубровиной, у 78% детей наблюдается тревожность, т.к. они не понимают прочитанный текст и не понимают, что спрашивает учитель. Пока ребёнок не проговорит, он не понимает ничего. Поэтому у детей в структуре урока должна быть возможность говорить, а это и есть творчество. Надо предложить им: нарисуйте, посоветуйтесь, проверьте, помоги, найди ошибки и т. д. Когда дети будут друг другу доказывать, тогда поймут, о чем идёт речь. 

Во-вторых, ребенок развивается только тогда, когда он работает с предметами, так как первоначальное мышление у ребенка является предметным, потом появляется картинка-образ, а впоследствии уже развивается логическое мышление. Человек устроен так, что мы помним то, что было в практике. Если этого не было, то через 1-2 недели все забудется. На уроке должны звучать вопросы и предложения: Как ты понял? Нарисуй, сделай модель, сравни с первоисточником. Сделайте вместе, опишите вместе и т. д. Мне, как учителю, необходимо так выстроить педагогический процесс, чтобы любая тема была дана во всех видах деятельности: учащийся выстраивал модели от предметных до образных, обсуждал их с другими участниками учебного процесса и переводил в знаковую форму. И так, от эмпирического восприятия предмета к символическому и знаковому обозначению. 

На уроках учащиеся часто рисуют. Рисунок – это средство мышления, реализация представлений учащихся. Рисунок – это речь, вынесенная извне. В третьем классе на уроке литературного чтения дети прочитали произведение «Мышонок Пик». Ребенок проиллюстрировал таким образом: 


Это его собственный рисунок. Можно задать вопросы: Как мышонок попал на кораблик? Он уже был взрослым? Какого цвета был мышонок? и т. д. Из ответов учащегося будет понятно, внимательно ли прочитал ребенок текст, понимает ли он его. 

Можно оформить выставку рисунков. Всем интересно, что думают другие. Можно обсудить рисунки, в ходе обсуждения - доказать свою точку зрения. А это и есть сотрудничество. Таким образом, рисунки помогают лучше усваивать текст и обобщать услышанный материал (ведь каждый нарисовал что-то свое, а вместе – получилась общая картина). 

На уроках я использую различные виды работы над текстом: 
- чтение и рисование рисунка к прочитанному; 
- чтение произведения и соотнесение рисунков к событиям в произведении; 
- нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на поставленный вопрос; 
- составление вопросов к прочитанному абзацу (тексту); 
- делением текста на части; 
- составление словесного плана или плана в виде рисунка; 
- нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни); 
- чтение с выписыванием слов на заданную тему; 
- выделение рифм, обращений; слов и выражений, которые придают тексту торжественность. 

В начале урока я всегда обращаюсь к личному опыту ребенка. Например, на доске записано предложение: «Какие поступки надо совершить, чтобы прослыть самым смелым?». Для ответа на вопрос используется прием «корзина идей». Предполагаемые ответы учащихся записываются на доске. Обсуждая полученные ответы, учащиеся приходят к выводу: «Не надо бояться совершать поступки, которые помогают другим». Мнений может быть множество, все должны быть записаны, но учителю необходимо подвести детей к выводу, которые прописаны в образовательных стандартах (иначе так и будет – есть два мнения МОЁ и неправильное). Для этого четко прописать задачи урока и продумать вопросы, на которых необходимо сконцентрировать внимание детей. Используемые приемы: обращение к личному опыту, корзина идей, чтение с остановками, эссе. 

На уроках основным приёмом, обеспечивающим развитие читательской компетентности, является многократное обращение к тексту, прочитывание его каждый раз с новым заданием. Вот тогда-то ребёнок откроет в нём что-то новое, чего не заметил при первом чтении. На каждом уроке литературного чтения отвожу пять минут для развития творческих способностей, которые так и называются "творческие минутки”. Детям предлагаются следующие задания творческого характера: 
- продолжи рассказ, начатый товарищем; 
- составь рассказ-цепочку (каждый ученик придумывает по одному предложению на заданную тему, чтобы получился связный рассказ. 

Часто провожу уроки в технологии критического мышления по схеме: «вызов – осмысление содержания – рефлексия». Использую приёмы этой технологии (верные и неверные утверждения, рассказ-предположение по ключевым словам), составляем кластеры, синквейны. 

Это большая и сложная работа, но она актуальна и оправдывает себя. Я осознаю, насколько ответственна моя работа, но ещё она не перестает быть для меня интересной. 


 Использованные источники: 
1.Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках. – М.: Просвещение, 2004. 
2.Модернизация современного образования: теория и практика. Сборник под ред. И.М. Осмоловской. – М.: ИТиИП РАО, 2004.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сулейманова Лилия Ириковна

Дата: 15.10.2015

Номер свидетельства: 239933

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(256) "Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе по теме «Подготовка к итоговой аттестации по литературному чтению. «Синицы» "
    ["seo_title"] => string(154) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-litieraturnogho-chtieniia-v-4-klassie-po-tiemie-podghotovka-k-itoghovoi-attiestatsii-po-litieraturnomu-chtieniiu-sinitsy"
    ["file_id"] => string(6) "225183"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439472239"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "План работы ШМО учителей начальных классов МОБУ СОШ с. Новофёдоровское"
    ["seo_title"] => string(78) "plan_raboty_shmo_uchitieliei_nachal_nykh_klassov_mobu_sosh_s_novofiodorovskoie"
    ["file_id"] => string(6) "393097"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1487401786"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Развитие творческих способностей младших школьников"
    ["seo_title"] => string(61) "razvitiie_tvorchieskikh_sposobnostiei_mladshikh_shkol_nikov_1"
    ["file_id"] => string(6) "463561"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1522068122"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "Условия эффективного использования модели обучения «1 ученик: 1 компьютер» на уроках  на уроках в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(126) "usloviia-effiektivnogho-ispol-zovaniia-modieli-obuchieniia-1-uchienik-1-komp-iutier-na-urokakh-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "159536"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421920475"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "«Урок русского языка в 3 классе по теме: «Синонимы» "
    ["seo_title"] => string(52) "urok-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-tiemie-sinonimy"
    ["file_id"] => string(6) "192305"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427446058"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства