В стандартах второго поколения большое внимание уделяется реализации деятельностного подхода. Важную роль в формировании учебной деятельности младших школьников имеют учебники нового типа, материалы которых позволяют детям выполнять предметные и формировать умственные действия.
В УМК «Начальная школа XXI века» уже с первых уроков грамоты дети овладевают системой действий, умений и навыков работы с произведением, а на уроках слушания и читательскими умениями. В I классе в течение всего учебного года проводятся уроки литературного слушания. Значение таких уроков состоит прежде всего в развитии восприятия художественного текста, в обогащении опыта читателя- слушателя, в знакомстве с книгой и литературоведческими представлениями. Уроки слушания помогают решать важнейшую задачу обучения- научить детей слушать и слышать художественное слово, речь учителя и одноклассников, формировать специальные читательские умения:
правильно называть произведение и книгу;
находить и называть фамилию автора и заголовок;
определять тему чтения и жанр произведения.
Одним из основных направлений в работе на уроках литературного чтения является формирование и развитие читательских умений, восприятие художественного произведения.
Моделирование – это введение системы заместителей (условных обозначений) жанров, тем, героев, а также составление схем, планов и моделей обложек книг. Модель учащиеся могут нарисовать, вырезать из бумаги, т.е. слушание и говорение сочетаются с практической деятельностью. Это позволяет проанализировать произведение более наглядно и доступно.
Работа по моделированию обложки на уроках литературного слушания организуется на каждом уроке: у учащегося (дети могут работать в парах) на столе находится четверть альбомного листа. Дети кладут его вертикально и слушают произведение, которое читает учитель. Затем моделируют обложку, используя шаблоны, раскрашивают их цветными карандашами.
При моделировании происходит развитие таких психических процессов, как внимание, память, логическое, абстрактное мышление, восприятие.
Моделирование на уроках литературного чтения позволяет актуализировать развитие познавательных интересов учащихся к чтению, способствует формированию необходимых читательских знаний и умений.