Проект. Проектная деятельность в начальной школе.
Веретенникова Людмила Борисовна
Учитель начальных классов
ГКОУ «Березовская школа»
«Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться». А. Тоффлер.
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям 21 века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества.
- Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, с представлением его реализации, описанием исследований, изложением выводов и рекомендаций.
- Целью проектной деятельности является общее развитие и формирование качеств творческой личности.
- Метод проектов - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учителя, родителя и учащихся.
Структура проекта
- Введение – часть, в которой необходимо указать тему, цель и задачи, гипотезу и способы ее проверки.
- Основная часть – описание поэтапного решения задач.
- Заключение – часть, в которой нужно подвести итоги работы, перечислив то, что удалось и что нет, сделать выводы, сформулировать рекомендации.
Этапы работы над проектом
- - мотивационный (учитель заявляет общий смысл, создаёт положительный мотивационный настрой; ученики обсуждают, предлагают собственные идеи);
- - планирующий ( определяется тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результатов);
- - информационно-операционный (сбор материалов, исследовательская работа);
- - рефлексивно - оценочный (представление работы, оценка результатов деятельности; задачи на перспективу).
В основе метода проектов лежат:
- развитие познавательных умений и навыков учащихся
- умение ориентироваться в информационном пространстве
- умение самостоятельно конструировать свои знания
- умение интегрировать знания из различных областей наук
- умение критически мыслить.
Классификация проектов
- Исследовательские,
- творческие,
- приключенческо-игровые,
- информационные,
- Практико-ориентированные
Исследовательские проекты
- одна из наиболее распространенных форм данного вида деятельности.
- имеют четкую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы; проблема, предмет и объект исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования: наблюдение, опыты, эксперименты; обсуждение результатов, выводы и рекомендации.
- Это практические и лабораторные работы, доклады, выступления, дневники наблюдения и т.д.
Творческие проекты
- предполагает максимально свободный авторский подход в решении проблемы.
- не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся - она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата.
- Форма представления результатов может быть различной (изделие, видеофильм, экспедиция, репортаж, стенная газета, сценарий праздника, театрализации, плакат, школьный журнал интересных дел и т.д. )
Приключенческие (игровые)
- Требуют большой подготовительной работы. Принятие решения осуществляется в игровой ситуации.
- Обязательно намечается проблема и цели проекта. Результаты же не всегда возможно наметить в начале работы, они могут определиться лишь в конце проекта, но необходима рефлексия участников и соотнесение полученных результатов с поставленной целью.
- Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения с придуманными участниками, ситуациями.
Информационные проекты
- направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении.
- Учащиеся изучают и используют различные методы получения информации (литература, библиотечные фонды, СМИ, базы данных, в том числе электронные, методы анкетирования и интервьюирования), ее обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) и презентации (доклад, публикация, размещение в сети Интернет или локальных сетях, теле конференция).
- Заканчивается проект обсуждением и оформлением результатов, формулированием выводов и обозначением проблем на дальнейшую перспективу исследования.
Исследовательские проекты
- имеют структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям.
- Они предполагают аргументацию актуальности темы, определения проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования. Обязательно выдвижение гипотезы исследования, обозначение методов исследования и проведение эксперимента. Заканчивается проект обсуждением и оформлением результатов, формулированием выводов и обозначением проблем на дальнейшую перспективу исследования.
Практико- ориентированные проекты
- отличает четко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников.
- Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников.
- Этот проект требует четко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого ученика и участия каждого из них в оформлении конечного результата.
- Целесообразно проводить поэтапные обсуждения, позволяющие координировать совместную деятельность участников.
Этап разработки плана работы
- - Определение сроков выполнения проекта, составление плана и графика промежуточной отчетности.
- - Выбор средств и методов выполнения.
- - Обсуждение критериев оценки качества проекта и способа оценивания.
- - Выбор способа оформления результатов и сценария презентации.
- - Выбор формы работы (индивидуальной, групповой), распределение обязанностей.
Реализация проекта
- - Сбор, анализ и обобщение информации из разных источников.
- - Проведение исследования, выполнение расчетов,
- - Подготовка наглядно-графического материала (графиков, диаграмм, таблиц, схем, фотографий, видеоматериалов и т.д.).
- - Оформление материалов для презентации (заключение, статья, доклад, компьютерная презентация, выставка и т.д.)
- - Контроль и коррекция промежуточных результатов.
Завершение проекта
- - Общественная презентация проекта.
- - Экспертиза проекта в соответствии с заданными критериями.
- - Рефлексия: обсуждение процесса и итогов работы, групповых и личностных достижений.
По количеству участников проекта:
- индивидуальные;
- групповые.
По продолжительности
- мини-проекты (укладываются в 1 урок);
- краткосрочные (4-6 уроков);
- среднесрочные;
- долгосрочные.
Формы продуктов проектной деятельности
- видеофильм;
- выставка;
- газета, журнал;
- игра;
- коллекция;
- костюм;
- модель;
- музыкальное произведение;
- мультимедийный продукт;
- оформление кабинета;
- постановка;
- праздник;
- прогноз;
- система школьного самоуправления;
- справочник;
- учебное пособие
критерии успеха
- Достигнут конечный результат.
- Создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем.
- Результат проекта может быть использован другими коллективами.
- Информация о проекте широко распространена.
- Получено удовольствие от своей деятельности.
Вывод
проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности.
Спасибо за внимание. Успехов.