kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

МКОУ «Новоусманская СОШ № 2

 

 

 

 

 

 

«Организация

проектно – исследовательской работы как основополагающей деятельности реализации ФГОС начального образования»

 

 

 

 

Подготовила учитель начальных классов Е.И.Полякова

 

 

 

 

 

 

 

 

2014 год

Слайд 1,2

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект, то есть поставить цель, определить перспективы, наметить план действий, задействовать нужные ресурсы и в результате провести анализ собственных действий. Сегодня в школе есть все возможности для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребенка с помощью особого вида деятельности – проектной технологии.

На мой взгляд, проектная деятельность это уникальное средство обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию. При этом учитель выступает в роли организатора детской продуктивной деятельности, источником информации, консультантом и экспертом.

Именно поэтому меня очень заинтересовала проектная деятельность, ведь она ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: учитель (воспитатель) – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители.  В силу психологических особенностей  детей данного возраста, их уровня знаний творческие работы носят индивидуальную форму выполнения с непосредственным участием родителей, но также присутствует и групповая форма работы. Слайд 3.

  Важным фактором на 1 этапе ПД является работа с родителями. Поэтому я проводила родительское собрание, на котором показала презентацию «Организация проектной деятельности в 1 классе», в данной презентации описаны цели и задачи проектного обучения в начальной школе. В качестве образца показала готовую детскую презентацию проекта. Также я провела анкетирование родителей для того, чтобы узнать, какие возможности имеются в каждой семье (компьютер, Интернет, домашняя библиотека, множительная техника и т.д.). С родителями обговорили о том, какую помощь они могут оказать своим детям в работе над проектом.

Как же организовать работу учащихся начальных классов?

Роль учителя (воспитателя) на начальном этапе весьма значительна, учащемуся нужно не только объяснить, показать, а самое главное его нужно научить создавать «проект». На первых этапах ребенок при помощи взрослого должен выстроить свой алгоритм построения проекта, запомнить его и самое главное научиться его создавать и защищать (презентовать).

Слайд 4, 5.В 1 классе целью является подготовка учащихся к проектной деятельности. Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся, побуждает их интерес и помогает сформулировать сюжетную ситуацию, организует поиск нужной информации и консультирует учащихся при возникших проблемах.

Слайд 6, 7.Так, например в 1 классе мы учились создавать проект «Знакомьтесь, моя семья!». Учитель определяет тему и предлагает учащимся познакомиться поближе. Сначала дети рассказывают о себе, отвечая на вопросы учителя (Как зовут тебя? В каком месяце родился? В каком городе живешь (родился)? Как зовут твоих родителей? Есть ли у тебя брат или сестра? Как их зовут? Что вы делаете всей семьей в выходные дни? и т.д.) Дети составляют план своего рассказа. Домашним заданием детям определяется составить дома рассказ на 10 -15 предложений о своей семье, рассказать об увлечениях семьи и подобрать фотографии. Таким образом, родители помогают детям в выборе тематических фотографий.

Слайд 8. Я предлагаю учащимся предметные проекты, которые проводятся в рамках одного учебного предмета. Так, например, в рамках математики можно провести проект «Числа в загадках, пословицах и поговорках» где каждый учащийся выбирает себе число и подбирает о нём загадки, пословицы, поговорки, сказки и по плану готовит свой индивидуальный проект или тема (слайд 9 )«Осенний урожай»: изделие «Овощи из пластилина» где учащиеся делятся на 5 групп самостоятельно при частичной консультации учителя, составляют план своего проекта, распределяют роли, собирают информацию (в учебнике), продумывают продукт групповой деятельности, распределяют, кто какое изделие будет лепить, готовят изделие, очень важно учителю ОРГАНИЗОВАТЬ исследовательскую самостоятельную работу учащихся, так как по новым стандартам учитель является направляющим в получении знаний. Далее учащиеся защищают или презентуют свой проект и проводят оценку (самооценку) своих результатов. Проекты обсуждаются, обговариваются плюсы и отдельно то, что не получилось.

Слайды 10, 11. Очень хорошо прослеживаются метапредметные связи (технология – окружающий мир – внеурочная деятельность) при изучении темы «Дикие и домашние животные» Изделие: «Коллаж», (окружающий мир). В течение  двух уроков окружающего мира детьми под руководством учителя ведётся обсуждение внешнего вида, поведения, условий жизни разных животных. На последующих уроках технологии ребята выполняют проект по этой же теме – «Дикие и домашние животные», при выполнении, которого применяют знания, полученные при изучении окружающего мира. Во внеурочной деятельности эта же тема звучит как «Животные, с которыми я познакомился в зоопарке».  Результат данной деятельности – защита проекта и приз поездка в зоопарк.

Слайд 12, 13. «Украшаем класс к Новому году» изделие: «Украшение на ёлку» и «Украшение на окно» предмет технология выполняют под руководством учителя, пользуясь заданиями учебника. Работа ведётся в 3 группах (в классе 3 окна), продолжается работа дома. Результат данной деятельности – защита проекта. Выставка работ.

Слайды 14,15. Во внеурочной деятельности «Краеведение» тема «Школа – наш дом», украшение класса к Новому году продолжается проектом на тему «Сохраним зелёную красавицу», беседой «Как и из чего можно сделать ёлочку?». Изготовление поделок. Выставка работ.

Чтобы заинтересовать своих учеников проектной деятельностью, мы приняли участие в научно-практической конференции», в мае 2013 года, Паболков Кирилл с проектом «Титаник», Грачёва Ирина, Мерзакаримова Валерия, Асанова Ксения, Колдина Алина подготовили групповой проект «Тряпичная кукла» и получили приз зрительских симпатий, помощь в создании этого проекта им оказала Перевалова Елена Александровна, которая ведёт кружок «Рукоделие». Сериков Егор с проектом «Подводный мир» занял 2 место.

 Слайды 16, 17.

Во втором классе работа над проектами продолжается.

По прошествии времени я сделала вывод, что учитывая возрастные особенности учащихся, целесообразнее выполнять такие виды проектов, как: 1класс – исследовательские проекты; 2 класс – творческие.

Слайд 18. Весьма важный вопрос – оценка выполнения проектов. Если в обсуждении проектов участвуют все желающие, то оценивание обычно производится жюри, в состав которого входит администратор, не работающий в классе учитель, родители, старшеклассники. Мы не превращаем презентацию в соревнование проектов с присуждением мест, а выделяем несколько номинаций, чтобы каждый проект «победил». Например: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Весёлый проект», «Дружный проект», можно предложить общий приз всему классу за успешное завершение проектов. Это может быть чаепитие, поездка в театр. Слайд 19. Так после защиты проекта «Животный мир Воронежского края» (внеурочная деятельности «Краеведение» мы посетили Воронежский биосферный заповедник.

Слайд 20. После защиты проекта «Кормушки», все кормушки развесили на деревья окружающие школу, некоторые дети решили повесить около своего дома и конечно не забывали подкармливать птиц. Изготовленные изделия можно подарить членам семей учащихся, передать в детский сад.

Слайд 21. Заключение.

Успешность важна для каждого ребенка. Надо показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя и родителей. К концу 2 –ого класса ребята научились работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения. Приобрели навыки работы с книгой и другими источниками информации. Они начали проявлять инициативу, начали мыслить творчески. Благодаря проектным работам, повысилась мотивация. Я смогла зажечь в ребятах интерес к исследованию, стремление активно участвовать в различных конкурсах, конференциях. Никто не остался равнодушным.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе »





МКОУ «Новоусманская СОШ № 2













«Организация

проектно – исследовательской работы как основополагающей деятельности реализации ФГОС начального образования»









Подготовила учитель начальных классов Е.И.Полякова

















2014 год

Слайд 1,2

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект, то есть поставить цель, определить перспективы, наметить план действий, задействовать нужные ресурсы и в результате провести анализ собственных действий. Сегодня в школе есть все возможности для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребенка с помощью особого вида деятельности – проектной технологии.

На мой взгляд, проектная деятельность это уникальное средство обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию. При этом учитель выступает в роли организатора детской продуктивной деятельности, источником информации, консультантом и экспертом.

Именно поэтому меня очень заинтересовала проектная деятельность, ведь она ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: учитель (воспитатель) – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители. В силу психологических особенностей детей данного возраста, их уровня знаний творческие работы носят индивидуальную форму выполнения с непосредственным участием родителей, но также присутствует и групповая форма работы. Слайд 3.

Важным фактором на 1 этапе ПД является работа с родителями. Поэтому я проводила родительское собрание, на котором показала презентацию «Организация проектной деятельности в 1 классе», в данной презентации описаны цели и задачи проектного обучения в начальной школе. В качестве образца показала готовую детскую презентацию проекта. Также я провела анкетирование родителей для того, чтобы узнать, какие возможности имеются в каждой семье (компьютер, Интернет, домашняя библиотека, множительная техника и т.д.). С родителями обговорили о том, какую помощь они могут оказать своим детям в работе над проектом.

Как же организовать работу учащихся начальных классов?

Роль учителя (воспитателя) на начальном этапе весьма значительна, учащемуся нужно не только объяснить, показать, а самое главное его нужно научить создавать «проект». На первых этапах ребенок при помощи взрослого должен выстроить свой алгоритм построения проекта, запомнить его и самое главное научиться его создавать и защищать (презентовать).

Слайд 4, 5.В 1 классе целью является подготовка учащихся к проектной деятельности. Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся, побуждает их интерес и помогает сформулировать сюжетную ситуацию, организует поиск нужной информации и консультирует учащихся при возникших проблемах.

Слайд 6, 7.Так, например в 1 классе мы учились создавать проект «Знакомьтесь, моя семья!». Учитель определяет тему и предлагает учащимся познакомиться поближе. Сначала дети рассказывают о себе, отвечая на вопросы учителя (Как зовут тебя? В каком месяце родился? В каком городе живешь (родился)? Как зовут твоих родителей? Есть ли у тебя брат или сестра? Как их зовут? Что вы делаете всей семьей в выходные дни? и т.д.) Дети составляют план своего рассказа. Домашним заданием детям определяется составить дома рассказ на 10 -15 предложений о своей семье, рассказать об увлечениях семьи и подобрать фотографии. Таким образом, родители помогают детям в выборе тематических фотографий.

Слайд 8. Я предлагаю учащимся предметные проекты, которые проводятся в рамках одного учебного предмета. Так, например, в рамках математики можно провести проект «Числа в загадках, пословицах и поговорках» где каждый учащийся выбирает себе число и подбирает о нём загадки, пословицы, поговорки, сказки и по плану готовит свой индивидуальный проект или тема (слайд 9 )«Осенний урожай»: изделие «Овощи из пластилина» где учащиеся делятся на 5 групп самостоятельно при частичной консультации учителя, составляют план своего проекта, распределяют роли, собирают информацию (в учебнике), продумывают продукт групповой деятельности, распределяют, кто какое изделие будет лепить, готовят изделие, очень важно учителю ОРГАНИЗОВАТЬ исследовательскую самостоятельную работу учащихся, так как по новым стандартам учитель является направляющим в получении знаний. Далее учащиеся защищают или презентуют свой проект и проводят оценку (самооценку) своих результатов. Проекты обсуждаются, обговариваются плюсы и отдельно то, что не получилось.

Слайды 10, 11. Очень хорошо прослеживаются метапредметные связи (технология – окружающий мир – внеурочная деятельность) при изучении темы «Дикие и домашние животные» Изделие: «Коллаж», (окружающий мир). В течение двух уроков окружающего мира детьми под руководством учителя ведётся обсуждение внешнего вида, поведения, условий жизни разных животных. На последующих уроках технологии ребята выполняют проект по этой же теме – «Дикие и домашние животные», при выполнении, которого применяют знания, полученные при изучении окружающего мира. Во внеурочной деятельности эта же тема звучит как «Животные, с которыми я познакомился в зоопарке». Результат данной деятельности – защита проекта и приз поездка в зоопарк.

Слайд 12, 13. «Украшаем класс к Новому году» изделие: «Украшение на ёлку» и «Украшение на окно» предмет технология выполняют под руководством учителя, пользуясь заданиями учебника. Работа ведётся в 3 группах (в классе 3 окна), продолжается работа дома. Результат данной деятельности – защита проекта. Выставка работ.

Слайды 14,15. Во внеурочной деятельности «Краеведение» тема «Школа – наш дом», украшение класса к Новому году продолжается проектом на тему «Сохраним зелёную красавицу», беседой «Как и из чего можно сделать ёлочку?». Изготовление поделок. Выставка работ.

Чтобы заинтересовать своих учеников проектной деятельностью, мы приняли участие в научно-практической конференции», в мае 2013 года, Паболков Кирилл с проектом «Титаник», Грачёва Ирина, Мерзакаримова Валерия, Асанова Ксения, Колдина Алина подготовили групповой проект «Тряпичная кукла» и получили приз зрительских симпатий, помощь в создании этого проекта им оказала Перевалова Елена Александровна, которая ведёт кружок «Рукоделие». Сериков Егор с проектом «Подводный мир» занял 2 место.

Слайды 16, 17.

Во втором классе работа над проектами продолжается.

По прошествии времени я сделала вывод, что учитывая возрастные особенности учащихся, целесообразнее выполнять такие виды проектов, как: 1класс – исследовательские проекты; 2 класс – творческие.

Слайд 18. Весьма важный вопрос – оценка выполнения проектов. Если в обсуждении проектов участвуют все желающие, то оценивание обычно производится жюри, в состав которого входит администратор, не работающий в классе учитель, родители, старшеклассники. Мы не превращаем презентацию в соревнование проектов с присуждением мест, а выделяем несколько номинаций, чтобы каждый проект «победил». Например: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Весёлый проект», «Дружный проект», можно предложить общий приз всему классу за успешное завершение проектов. Это может быть чаепитие, поездка в театр. Слайд 19. Так после защиты проекта «Животный мир Воронежского края» (внеурочная деятельности «Краеведение» мы посетили Воронежский биосферный заповедник.

Слайд 20. После защиты проекта «Кормушки», все кормушки развесили на деревья окружающие школу, некоторые дети решили повесить около своего дома и конечно не забывали подкармливать птиц. Изготовленные изделия можно подарить членам семей учащихся, передать в детский сад.

Слайд 21. Заключение.

Успешность важна для каждого ребенка. Надо показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя и родителей. К концу 2 –ого класса ребята научились работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения. Приобрели навыки работы с книгой и другими источниками информации. Они начали проявлять инициативу, начали мыслить творчески. Благодаря проектным работам, повысилась мотивация. Я смогла зажечь в ребятах интерес к исследованию, стремление активно участвовать в различных конкурсах, конференциях. Никто не остался равнодушным.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Автор: Полякова Елена Ивановна

Дата: 19.11.2014

Номер свидетельства: 132985


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства