Презентация педагогического проекта Профилактика суицидального поведения подростков в школе
Презентация педагогического проекта Профилактика суицидального поведения подростков в школе
Педагогический проект
Девятых С.Ф.
Профилактика суицидального поведения
подростков в школе
Краткая аннотация проекта
Реализация проекта позволит:
осуществлять социальную и психологическую защиту детей, организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде, формировать позитивное будущее, через снижение уровня личностной тревожности и агрессивности учащихся.
Цель:
разработать модель психолого-педагогической профилактики суицидального поведения в условиях образовательного учреждения, как средство комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности.
Задачи:
Изучить психолого-педагогическую, научно-методическую литературу по теме проекта.
Определить с помощью диагностических методик уровень особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося.
Разработать систему психолого-педагогической поддержки учащихся.
Мониторинг по итогам.
Актуальность
Социальный заказ современного общества связан с предъявлением новых духовно-нравственных и социально-экономических требований к системе образования. Школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития.
Проблема профилактики суицидального поведения подростков относится к числу тех, актуальность которых резко возросла в условиях социокультурного кризиса последних десятилетий.
Практическая значимость проекта заключается в том, что представленная модель может быть реализована как педагогами-психологами, социальными педагогами, так и педагогами в различных типах образовательных учреждений.
Механизм реализации
Процесс сопровождения профилактики суицидального поведения учащихся в школе можно описать через последовательную реализацию следующих шагов:
проведение квалифицированной диагностики сути проблемы, ее истории и потенциальных сил ее носителей;
информационный поиск методов, служб и специалистов, которые могут помочь решить проблему;
обсуждение возможных вариантов решения проблемы со всеми заинтересованными людьми и выбор наиболее целесообразного пути решения;
оказание сопровождаемым первичной помощи на начальных этапах реализации плана.
Ожидаемые результаты и социальный эффект
Востребованность услуг службы со стороны учителей, детей и родителей (показатели: количество и содержание обращений к психологу);
выраженность роста удачно решенных проблем по сравнению с проблемами, решить которые не удалось;
обеспеченность общего увеличения психолого-педагогической медико-социальной компетентности педагогов, родителей и детей.
Косвенными критериями эффективности будут выступать:
рост удовлетворенности качеством жизни в школе (со стороны учащихся, педагогов, социального окружения);
снижение конфликтности среды жизнедеятельности детей;
снижение уровня тревожности учащихся;
повышение общего уровня успешности детей в образовательном процессе, в профессиональной ориентации и самореализации.
Проектная деятельность, направленная на развитие субъектов образования
Деятельность с учащимися
Цель: Привлечь подростков к размышлению о важных, актуальных вещах– взрослении, внутреннем мире личности, ценности жизни.
-организация факультативной, элективной и т.д. работы по программам дополнительного образования;
проведение практикоориентированных курсов, занятий и осуществление работы по профессиональной ориентации;
-цикл занятий и тренингов с учащимися, с целью профилактики стресса в период подготовки и во время экзаменов.
- участие в рамках Всероссийской программы «Шаг в будущее», районной акции «Защитить сердцем», школьной конференции «Юниор», «Закон и Мы», «Месячник здоровья»;
- Программа «Точка опоры» для учащихся 7-9 классов
Цель: профилактика суицидального поведения среди учащихся подросткового возраста.
по функциональному предназначению – коррекционно-развивающая,
по форме организации – групповая и индивидуальная в зависимости от выбора учащихся.
При составлении программы опиралась на Письмо Минобразования РФ от 29 мая 2003 г. № 03- 51- 102ин/22-03 “О мерах по усилению профилактики суицида детей и подростков”.
На начало учебного года для работы по вышеуказанной программе отбираются подростки: с низкой самооценкой, повышенной школьной тревожностью, с повышенным уровнем акцентуации.
Направленность проектной деятельности педагога-психолога на развитие содержания образования
Работа с родителями :
индивидуальные консультации, родительские собрания, лектории, семинары: семинар-практикум для родителей «Мой ребенок первоклассник. Трудности адаптации»,«Психофизические особенности первоклассника», семинар–практикум для родителей учащихся «Группы риска» «Суицид подростка - информация к размышлению»;
рекомендации по профилактике медиа зависимости учащихся;
электронная подборка психологических рекомендаций и памяток «Шпаргалки для родителей, учителей»;
участие в Открытом Всероссийском конкурсе «Семья – основа государства», занятие для родителей и детей «Воспитание любовью или дети + родители».
С целью профилактики жестокого обращения с детьми, суицидального поведения проводятся лекции с применением ИКТ для родителей: «Родители + дети, права и обязанности», «Мой ребенок первоклассник», «Воспитание любовью»; «Рассказы в картинках»; и т.д.
Индивидуальные и групповые тематические консультации по результатам мониторинга психологического здоровья учащихся для педагогов школы, учащихся и родителей.
Направленность проектной деятельности педагога-психолога на развитие содержания образования
Цель - участие педагога-психолога в поиске решений задач методического характера (обсуждение содержания учебной деятельности, методов и форм обучения).
Работа с педагогическими работниками - индивидуальные и групповые консультации, семинары «Психологические причины неуспеваемости». «Психологическое сопровождение ФГОС», мастер- класс «Из опыта работы», тренинг «Волшебная пещера».
Реализуется программа занятий «Внутренний луч» с педагогами, с целью профилактики стрессов, школьных неврозов, дидактогении.
Направленность деятельности на личностное и профессиональное развитие
Курсы повышения квалификации, участие в конкурсах:
*«Проектирование и реализация системы оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы», Ханты-Мансийск 2011г.
*«Проблема наркотизма и формирование культуры здоровья» рег. № С 2/47, 2008 год, г. Сургут.
*Муниципальный конкурс «Педагог-психолог Сургутского района 2011года» - призер II место.
*Региональный этап всероссийского конкурса профессионального мастерства в сфере образования. Участник III конкурса «Педагог-психолог Ханты-Мансийского автономного округа –Югры - 2011года».
Анализ результатов
Промежуточный анализ результатов мониторинга тревожности учащихся 7-9 классов за 2010-2011 г. выявил отличия на начальном этапе и завершающем, общий уровень тревожности снизился на 12%, снизилось количество учащихся с чрезмерным спокойствием – на 5%.
Успешность участников научных конференций:
2011 год. Лауреаты VI Всероссийского детского конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науку»;
2010 год. Победители: I конкурса исследовательских работ младших школьников «Юниор», Сургутский район.
2008 г. Дипломом II степени Всероссийской научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее», Сургутский район.
Ежегодное участие во Всероссийской научно-социальной программе для молодежи и школьников «Шаг в будущее».
Публикации
-Мое педагогическое эссе опубликовано: III Конкурс «Педагог-психолог года Ханты-Мансийского автономного округа-Югры-2011»: информационный сборник/авт.сост.: О.Г. Ярлыкова; под общ. Ред. О.Г. Ярлыковой; вып. Ред. Е.В. Сафонова; правительство ХМАО-Югры «Институт развития образования», 2011, - 32 с.
-Приняла участие в рамках программы Всероссийского Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» Отправила для публикации материалы «Роль рисунка в диагностике» № 235734726
-На школьном сайте мною создана страничка «Кабинет психолога», где размещена информация для родителей, педагогов, учащихся.
-Опубликовала программу «Путь к успеху, планируем свое будущее»// Сборник программ элективных курсов предпрофильной подготовки для учащихся 10-11 классов.- Сургут - 2008 г.
Перспективы дальнейшего развития проекта
В 2012-2013 году планируется дальнейшая реализация проекта и мониторинг его эффективности.
Кроме этого планируется доработать проект с точки зрения актуальности профилактических мер суицидального поведения подростков в семье.
Просмотр содержимого документа
«Презентация педагогического проекта Профилактика суицидального поведения подростков в школе»
Педагогический проект
Девятых С.Ф.
Профилактика суицидального поведения подростков в школе
Краткая аннотация проекта
Реализация проекта позволит:
осуществлять социальную и психологическую защиту детей, организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде, формировать позитивное будущее, через снижение уровня личностной тревожности и агрессивности учащихся.
Цель:
разработать модель психолого-педагогической профилактики суицидального поведения в условиях образовательного учреждения, как средство комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности.
Задачи:
Изучить психолого-педагогическую, научно-методическую литературу по теме проекта.
Определить с помощью диагностических методик уровень особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося.
Разработать систему психолого-педагогической поддержки учащихся.
Мониторинг по итогам.
Актуальность
Социальный заказ современного общества связан с предъявлением новых духовно-нравственных и социально-экономических требований к системе образования. Школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития.
Проблема профилактики суицидального поведения подростков относится к числу тех, актуальность которых резко возросла в условиях социокультурного кризиса последних десятилетий.
Практическая значимость проекта заключается в том, что представленная модель может быть реализована как педагогами-психологами, социальными педагогами, так и педагогами в различных типах образовательных учреждений.
Механизм реализации
Процесс сопровождения профилактики суицидального поведения учащихся в школе можно описать через последовательную реализацию следующих шагов:
проведение квалифицированной диагностики сути проблемы, ее истории и потенциальных сил ее носителей;
информационный поиск методов, служб и специалистов, которые могут помочь решить проблему;
обсуждение возможных вариантов решения проблемы со всеми заинтересованными людьми и выбор наиболее целесообразного пути решения;
оказание сопровождаемым первичной помощи на начальных этапах реализации плана.
Ожидаемые результаты и социальный эффект
Востребованность услуг службы со стороны учителей, детей и родителей (показатели: количество и содержание обращений к психологу);
выраженность роста удачно решенных проблем по сравнению с проблемами, решить которые не удалось;
обеспеченность общего увеличения психолого-педагогической медико-социальной компетентности педагогов, родителей и детей.
Косвенными критериями эффективности будут выступать:
рост удовлетворенности качеством жизни в школе (со стороны учащихся, педагогов, социального окружения);
снижение конфликтности среды жизнедеятельности детей;
снижение уровня тревожности учащихся;
повышение общего уровня успешности детей в образовательном процессе, в профессиональной ориентации и самореализации.
Проектная деятельность, направленная на развитие субъектов образования
Деятельность с учащимися
Цель: Привлечь подростков к размышлению о важных, актуальных вещах– взрослении, внутреннем мире личности, ценности жизни.
-организация факультативной, элективной и т.д. работы по программам дополнительного образования;
проведение практикоориентированных курсов, занятий и осуществление работы по профессиональной ориентации;
-цикл занятий и тренингов с учащимися, с целью профилактики стресса в период подготовки и во время экзаменов.
- участие в рамках Всероссийской программы «Шаг в будущее», районной акции «Защитить сердцем», школьной конференции «Юниор», «Закон и Мы», «Месячник здоровья»;
- Программа «Точка опоры» для учащихся 7-9 классов
Цель: профилактика суицидального поведения среди учащихся подросткового возраста.
по функциональному предназначению – коррекционно-развивающая,
по форме организации – групповая и индивидуальная в зависимости от выбора учащихся.
При составлении программы опиралась на Письмо Минобразования РФ от 29 мая 2003 г. № 03- 51- 102ин/22-03 “О мерах по усилению профилактики суицида детей и подростков”.
На начало учебного года для работы по вышеуказанной программе отбираются подростки: с низкой самооценкой, повышенной школьной тревожностью, с повышенным уровнем акцентуации.
Направленность проектной деятельности педагога-психолога на развитие содержания образования
Работа с родителями :
индивидуальные консультации, родительские собрания, лектории, семинары: семинар-практикум для родителей «Мой ребенок первоклассник. Трудности адаптации»,«Психофизические особенности первоклассника», семинар–практикум для родителей учащихся «Группы риска» «Суицид подростка - информация к размышлению»;
рекомендации по профилактике медиа зависимости учащихся;
электронная подборка психологических рекомендаций и памяток «Шпаргалки для родителей, учителей»;
участие в Открытом Всероссийском конкурсе «Семья – основа государства», занятие для родителей и детей «Воспитание любовью или дети + родители».
С целью профилактики жестокого обращения с детьми, суицидального поведения проводятся лекции с применением ИКТ для родителей: «Родители + дети, права и обязанности», «Мой ребенок первоклассник», «Воспитание любовью»; «Рассказы в картинках»; и т.д.
Индивидуальные и групповые тематические консультации по результатам мониторинга психологического здоровья учащихся для педагогов школы, учащихся и родителей.
Направленность проектной деятельности педагога-психолога на развитие содержания образования
Цель - участие педагога-психолога в поиске решений задач методического характера (обсуждение содержания учебной деятельности, методов и форм обучения).
Работа с педагогическими работниками - индивидуальные и групповые консультации, семинары «Психологические причины неуспеваемости». «Психологическое сопровождение ФГОС», мастер- класс «Из опыта работы», тренинг «Волшебная пещера».
Реализуется программа занятий «Внутренний луч» с педагогами, с целью профилактики стрессов, школьных неврозов, дидактогении.
Направленность деятельности на личностное и профессиональное развитие
Курсы повышения квалификации, участие в конкурсах:
*«Проектирование и реализация системы оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы», Ханты-Мансийск 2011г.
*«Проблема наркотизма и формирование культуры здоровья» рег. № С 2/47, 2008 год, г. Сургут.
*Муниципальный конкурс «Педагог-психолог Сургутского района 2011года» - призер II место .
*Региональный этап всероссийского конкурса профессионального мастерства в сфере образования. Участник III конкурса «Педагог-психолог Ханты-Мансийского автономного округа –Югры - 2011года».
Анализ результатов
Промежуточный анализ результатов мониторинга тревожности учащихся 7-9 классов за 2010-2011 г. выявил отличия на начальном этапе и завершающем, общий уровень тревожности снизился на 12%, снизилось количество учащихся с чрезмерным спокойствием – на 5%.
Успешность участников научных конференций:
2011 год. Лауреаты VI Всероссийского детского конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науку»;
2010 год. Победители:I конкурса исследовательских работ младших школьников «Юниор», Сургутский район.
2008 г. Дипломом II степени Всероссийской научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее», Сургутский район.
Ежегодное участие во Всероссийской научно-социальной программе для молодежи и школьников «Шаг в будущее».
Публикации
-Мое педагогическое эссе опубликовано: III Конкурс «Педагог-психолог года Ханты-Мансийского автономного округа-Югры-2011»: информационный сборник/авт.сост.: О.Г. Ярлыкова; под общ. Ред. О.Г. Ярлыковой; вып. Ред. Е.В. Сафонова; правительство ХМАО-Югры «Институт развития образования», 2011, - 32 с.
-Приняла участие в рамках программы Всероссийского Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» Отправила для публикации материалы «Роль рисунка в диагностике» № 235734726
-На школьном сайте мною создана страничка «Кабинет психолога», где размещена информация для родителей, педагогов, учащихся.
-Опубликовала программу «Путь к успеху, планируем свое будущее»// Сборник программ элективных курсов предпрофильной подготовки для учащихся 10-11 классов.- Сургут - 2008 г.
Перспективы дальнейшего развития проекта
В 2012-2013 году планируется дальнейшая реализация проекта и мониторинг его эффективности.
Кроме этого планируется доработать проект с точки зрения актуальности профилактических мер суицидального поведения подростков в семье.