Данная презентация знакомит с приемами формирования информационной культуры обучающихся начальной школы на примере УМК "Начальная школа 21 века".
Просмотр содержимого документа
«"Приёмы формирования информационной культуры обучающихся на уровне начальной школы»»
Приёмы формирования информационной культуры обучающихся на уровне начальной школы на примере УМК «Начальная школа ХХI века»
Литвинова Лариса Владимировна,
учитель начальных классов МБОУ « Лицей № 101», г. Барнаул
учение – информационный процесс
развитие
информационной культуры
учащихся
Информационная культура
Умение работать
Владение
Владение
с информацией
информационными
современными средствами информации
технологиями
Литературное чтение
Русский язык
РАБОТА
С ИНФОРМАЦИЕЙ
Математика
Иностранный язык
Окружающий мир
Технология
Изобразительное искусство
Личностные
универсальные учебные
Познавательные
действия
универсальные учебные
Коммуникативные
действия
универсальные учебные
действия
Регулятивные
универсальные учебные
действия
РАБОТА
С ИНФОРМАЦИЕЙ
Работа с информацией на примере УМК «Начальная школа ХХI века»
- Добывать и фиксировать информацию
- Понимать информацию и уметь ее преобразовывать
- Применять информацию в учебной деятельности
- Уметь относиться к полученной информации критически, оценивать степень ее достоверности.
Система учебников «Начальная школа XXI века»
- Содержание материала
- Информативный характер иллюстраций, схем, таблиц
- Проблемно-поисковый характер заданий
- Различные виды словариков
Источники получения дополнительной информации:
- справочная, научная, художественная, периодическая литература;
- диски, плакаты и другие источники наглядности;
- сеть Интернет;
- взрослые;
- из наблюдений и опыта общения
Приемы и способы фиксирования информации:
- запись готовых фрагментов;
- создание собственных текстов разных стилей и жанров на основе полученных данных;
- краткая запись;
- схема;
- таблица;
- диаграмма;
- рисунок
применение и представление информации:
- создание собственного текста – комментариев, сообщения, тезисов, выводов;
- «встраивание» имеющихся данных в уже имеющуюся информацию (например, для решения задачи);
- подготовка презентационных материалов – таблиц, схем, диаграмм, плакатов, компьютерных презентаций;
- развитие навыков устной речи – умение строить монологическое высказывание;
- умения формулировать, задавать и отвечать на вопросы, вести диалог;
- отстаивать свою точку зрения;
- слушать и слышать собеседника, оппонента
Формы оценки достоверности информации:
- самоконтроль и самопроверка ( экспертиза опытным путем и аналитическая работа);
- получение искомого результата;
- внешний контроль со стороны других учащихся в процессе парной, групповой или фронтальной работы;
- со стороны учителя и других взрослых (жюри, судьи).
Достижению поставленных задач по формированию информационной культуры обучающихся способствуют:
- современные педагогические технологии:
- проблемно-диалоговое обучение
- технология критического мышления
- игровая
- технология диалоговой взаимопомощи
приёмы работы:
и заданий
плана текста (урока)
- составление алгоритма, простейшей инструкции
- моделирование
- художественный анализ произведения
Формы работы:
- коллективная
- групповая
- в парах
- индивидуальная
Виды заданий:
- сравни;
- «найди отличия»;
- «на что похоже?»;
- поиск лишнего;
- «лабиринты»;
- упорядочивание;
- «цепочки»;
- хитроумные решения;
- составление схем-опор;
- работа с разного вида таблицами;
- составление и распознавание диаграмм;
- работа со словарями
V
S
t
Формы диагностики :
- наблюдение;
- тестирование;
- анкетирование;
- самостоятельные и групповые работы;
- контрольные работы;
- индивидуальные задания;
- практические работы
с использованием компьютера
Сформированность познавательных УУД (информационной культуры) 1 класс
Сформированность познавательных УУД (информационной культуры) 2 класс (3 четверть)
Планируемые результаты:
- Доступ к нетрадиционным источникам информации
- Повышение информационной вооружённости
- Повышение мотивации к обучению
- Развитие творческих способностей
- Создание благополучного эмоционального фона
Хоть выйди ты не в белый свет
А в поле за околицей, —
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.
Н.Рыленков
Формирование информационной культуры учащихся:
- Умение ориентироваться в учебной книге
- Понимание и выполнение задания к тексту
- Умение работать с текстом (правилом, статьёй, художественным произведением)
общая культура человека
информационная культура
человека
Достижению поставленных задач по формированию информационной культуры обучающихся способствуют: структура урока:
1. Наблюдение и постановка проблемного вопроса
2. Формулирование темы и цели урока
3. Деятельность учащихся по выполнению цели
4. Подведение учащимися итогов деятельности
5. Контроль уровня выполнения