Просмотр содержимого документа
«Приёмы формирования информационной культуры обучающихся на уровне начальной школы»
Приёмы формирования информационной культуры обучающихся на уровне начальной школы на примере УМК «Начальная школа XXI века»
В настоящее время учение рассматривается как информационный процесс, а перед педагогами ставится вопрос о целенаправленном развитии способности учеников к работе с разными источниками информации, т.е. о развитии информационной культуры школьников.
Под информационной культурой будем подразумевать следующие информационные компетентности:
Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т. п.)
Владение информационными технологиями (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет)
Поиск, понимание и преобразование, применение и представление необходимой информации, т. е. умение работать с информацией.
Информационная культура личности формируется на протяжении всей жизни человека. Большую роль в её формировании играет начальная школа.
В планируемых результатах начального общего образования говорится, что
при изучении всех без исключения предметов выпускники должны приобрести первичные навыки работы с информацией. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее;
при правильном и систематическом обучении работе с информацией у выпускников будут сформированы УУД как основа умения учиться.
Для формирования информационных умений обучающихся учебно-методический комплект «Начальная школа ХХI века» разработан таким образом, чтобы ученик с первых дней обучения в школе постоянно сталкивался с необходимостью: • добывать и фиксировать информацию; • понимать информацию и уметь ее преобразовывать; • применять информацию в учебной деятельности; • уметь относиться к полученной информации критически, оценивать степень ее достоверности.
И в учебниках, и в тетрадях на печатной основе можно найти материал, который постоянно и планомерно ставит каждого ученика перед необходимостью работать с информацией. Иллюстрации, схемы, таблицы на страницах учебников носят информативный характер. Задания направлены на создание таких педагогических ситуаций, в которых реализуется информационный поиск и самостоятельная исследовательская деятельность. В конце учебников содержатся различные виды словариков, которые позволяют учащимся учиться работать со справочной литературой.
Учебники представляют предметное содержание в максимально разнообразной форме: картинки и иллюстрации, тексты и лексический материал, условные знаки, пиктограммы, таблицы, диаграммы, схемы и т.п.. Поэтому в учебниках широко представлены знаково-символические средства:
1) помогающие ученику ориентироваться в учебнике
2) необходимые для освоения программы каждой предметной линии.
Информация, необходимая для выполнения заданий, представлена в явном или неявном (скрытом, непрямом) виде. Учащимся задаются разные параметры поиска информации – выборка фрагмента, выборка по теме, выборка для интерпретации, для сравнения, по заданным критериям и т.п.
Кроме того, задания учебников предполагают получение учащимися дополнительных сведений из самых разных источников – справочной, научной, художественной, периодической литературы; дисков, плакатов и других источников наглядности; сети Интернет; от взрослых; из наблюдений и опыта общения.
Информация, полученная учащимися, непременно должна фиксироваться и использоваться. Задания учебников предлагают учащимся широкий набор приемов и способов ее фиксирования. Это, прежде всего, запись готовых фрагментов, создание собственных текстов разных стилей и жанров на основе полученных данных; краткая запись, схема, таблица, диаграмма, рисунок и т.п. Необходимо отметить, что получение и фиксация информации всегда требуют ее понимания и преобразования.
Полученная информация только тогда усваивается, когда используется учащимся для решения учебных задач. На этом этапе возможно еще одно преобразование информации с целью ее донесения до других, то есть создание собственного текста – комментариев, сообщения, тезисов, выводов; «встраивание» имеющихся данных в уже имеющуюся информацию (например, для решения задачи); подготовка презентационных материалов – таблиц, схем, диаграмм, плакатов, компьютерных презентаций и т.п.; развитие навыков устной речи – умение строить монологическое высказывание; умения формулировать, задавать и отвечать на вопросы, вести диалог; отстаивать свою точку зрения; слушать и слышать собеседника, оппонента и т.п..
На всех названных этапах работы с информацией учащийся проводит оценку ее достоверности, то есть фактического соответствия, научности, соответствия учебной задаче, уместности в речевой ситуации; соответствия заданным параметрам и т.п. Оценка может проводиться в разных формах – самоконтроль и самопроверка, экспертиза (опытным путем), аналитическая работа; получение искомого результата; внешний контроль со стороны других учащихся в процессе парной, групповой или фронтальной работы; со стороны учителя и других взрослых (жюри, судьи).
Достижению поставленных задач по формированию информационной культуры обучающихся способствуют:
выбор современных технологий:
игровая технология
проблемно-диалоговое обучение
технология диалоговой взаимопомощи
технология критического мышления
приёмы работы:
система вопросов и заданий учителя
художественный анализ произведения (литературное чтение)
составление плана текста (урока)
составление алгоритма, простейшей инструкции
моделирование
формы работы для достижения результатов:
коллективная
групповая
в парах
индивидуальная
Для формирования первичных навыков работы с информацией целесообразны следующие виды заданий:
сравни;
«найди отличия» (можно задать их количество);
«на что похоже?»;
поиск лишнего;
«лабиринты»;
упорядочивание;
«цепочки»;
хитроумные решения;
составление схем-опор;
работа с разного вида таблицами;
составление и распознавание диаграмм;
работа со словарями.
В качестве диагностики выявления уровня сформированности информационных умений, можно использовать следующие формы :
наблюдение;
тестирование;
анкетирование;
самостоятельные и групповые работы;
контрольные работы;
индивидуальные задания;
практические работы с использованием компьютера.
Я считаю, что целенаправленная работа учителя по формированию у учащихся информационной культуры и, в частности, умений работать с информацией, открывает для ученика новые возможности:
доступ к нетрадиционным источникам информации
повышение информационной вооружённости
усиление мотивации обучения
развитие творческих способностей
создание благополучного эмоционального фона
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.3. Биболетова и др.]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2009. - С. 19-21.
2. Примерные программы начального общего образования. В 2-х частях./ Начальная школа / —2 е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2010. — 204 с. — (Стандарты второго поколения).