kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Приёмы формирования информационной культуры обучающихся на уровне начальной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информационная культура личности формируется на протяжении всей жизни человека. Большую роль в её формировании играет начальная школа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Приёмы формирования информационной культуры обучающихся на уровне начальной школы»

Приёмы формирования информационной культуры обучающихся на уровне начальной школы на примере УМК «Начальная школа XXI века»


В настоящее время учение рассматривается как информационный процесс, а перед педагогами ставится вопрос о целенаправленном развитии способности учеников к работе с разными источниками информации, т.е. о развитии информационной культуры школьников.

Под информационной культурой будем подразумевать следующие информационные компетентности:

  • Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т. п.)

  • Владение информационными технологиями (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет)

  • Поиск, понимание и преобразование, применение и представление необходимой информации, т. е. умение работать с информацией.


Информационная культура личности формируется на протяжении всей жизни человека. Большую роль в её формировании играет начальная школа.

В планируемых результатах начального общего образования говорится, что

  • при изучении всех без исключения предметов выпускники должны приобрести первичные навыки работы с информацией. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее;

  • при правильном и систематическом обучении работе с информацией у выпускников будут сформированы УУД как основа умения учиться.

Для формирования информационных умений обучающихся учебно-методический комплект «Начальная школа ХХI века» разработан таким образом, чтобы ученик с первых дней обучения в школе постоянно сталкивался с необходимостью:
• добывать и фиксировать информацию;
• понимать информацию и уметь ее преобразовывать;
• применять информацию в учебной деятельности;
• уметь относиться к полученной информации критически, оценивать степень ее достоверности.

И в учебниках, и в тетрадях на печатной основе можно найти материал, который постоянно и планомерно ставит каждого ученика перед необходимостью работать с информацией. Иллюстрации, схемы, таблицы на страницах учебников носят информативный характер. Задания направлены на создание таких педагогических ситуаций, в которых реализуется информационный поиск и самостоятельная исследовательская деятельность. В конце учебников содержатся различные виды словариков, которые позволяют учащимся учиться работать со справочной литературой.

Учебники представляют предметное содержание в максимально разнообразной форме: картинки и иллюстрации, тексты и лексический материал, условные знаки, пиктограммы, таблицы, диаграммы, схемы и т.п.. Поэтому в учебниках широко представлены знаково-символические средства:

1) помогающие ученику ориентироваться в учебнике

2) необходимые для освоения программы каждой предметной линии.

Информация, необходимая для выполнения заданий, представлена в явном или неявном (скрытом, непрямом) виде. Учащимся задаются разные параметры поиска информации – выборка фрагмента, выборка по теме, выборка для интерпретации, для сравнения, по заданным критериям и т.п.

Кроме того, задания учебников предполагают получение учащимися дополнительных сведений из самых разных источников – справочной, научной, художественной, периодической литературы; дисков, плакатов и других источников наглядности; сети Интернет; от взрослых; из наблюдений и опыта общения.

Информация, полученная учащимися, непременно должна фиксироваться и использоваться. Задания учебников предлагают учащимся широкий набор приемов и способов ее фиксирования. Это, прежде всего, запись готовых фрагментов, создание собственных текстов разных стилей и жанров на основе полученных данных; краткая запись, схема, таблица, диаграмма, рисунок и т.п. Необходимо отметить, что получение и фиксация информации всегда требуют ее понимания и преобразования.

Полученная информация только тогда усваивается, когда используется учащимся для решения учебных задач. На этом этапе возможно еще одно преобразование информации с целью ее донесения до других, то есть создание собственного текста – комментариев, сообщения, тезисов, выводов; «встраивание» имеющихся данных в уже имеющуюся информацию (например, для решения задачи); подготовка презентационных материалов – таблиц, схем, диаграмм, плакатов, компьютерных презентаций и т.п.; развитие навыков устной речи – умение строить монологическое высказывание; умения формулировать, задавать и отвечать на вопросы, вести диалог; отстаивать свою точку зрения; слушать и слышать собеседника, оппонента и т.п..

На всех названных этапах работы с информацией учащийся проводит оценку ее достоверности, то есть фактического соответствия, научности, соответствия учебной задаче, уместности в речевой ситуации; соответствия заданным параметрам и т.п. Оценка может проводиться в разных формах – самоконтроль и самопроверка, экспертиза (опытным путем), аналитическая работа; получение искомого результата; внешний контроль со стороны других учащихся в процессе парной, групповой или фронтальной работы; со стороны учителя и других взрослых (жюри, судьи).

Достижению поставленных задач по формированию информационной культуры обучающихся способствуют:

выбор современных технологий:

  • игровая технология

  • проблемно-диалоговое обучение

  • технология диалоговой взаимопомощи

  • технология критического мышления

приёмы работы:

  • система вопросов и заданий учителя

  • художественный анализ произведения (литературное чтение)

  • составление плана текста (урока)

  • составление алгоритма, простейшей инструкции

  • моделирование

формы работы для достижения результатов:

  • коллективная

  • групповая

  • в парах

  • индивидуальная


Для формирования первичных навыков работы с информацией целесообразны следующие виды заданий:

  • сравни;

  • «найди отличия» (можно задать их количество);

  • «на что похоже?»;

  • поиск лишнего;

  • «лабиринты»;

  • упорядочивание;

  • «цепочки»;

  • хитроумные решения;

  • составление схем-опор;

  • работа с разного вида таблицами;

  • составление и распознавание диаграмм;

  • работа со словарями.

В качестве диагностики выявления уровня сформированности информационных умений, можно использовать следующие формы :

  • наблюдение;

  • тестирование;

  • анкетирование;

  • самостоятельные и групповые работы;

  • контрольные работы;

  • индивидуальные задания;

  • практические работы с использованием компьютера.

Я считаю, что целенаправленная работа учителя по формированию у учащихся информационной культуры и, в частности, умений работать с информацией, открывает для ученика новые возможности:

  • доступ к нетрадиционным источникам информации

  • повышение информационной вооружённости

  • усиление мотивации обучения

  • развитие творческих способностей

  • создание благополучного эмоционального фона



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.3. Биболетова и др.]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2009. - С. 19-21.

2. Примерные программы начального общего образования. В 2-х частях./ Начальная школа / —2 е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2010. — 204 с. — (Стандарты второго поколения).






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Приёмы формирования информационной культуры обучающихся на уровне начальной школы

Автор: Литвинова Лариса Владимировна

Дата: 28.08.2023

Номер свидетельства: 636044

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) ""Приёмы формирования информационной культуры обучающихся на уровне начальной школы»"
    ["seo_title"] => string(80) "priiomy_formirovaniia_informatsionnoi_kultury_obuchaiushchikhsia_na_urovne_nac_1"
    ["file_id"] => string(6) "643152"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1703422458"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "Условия эффективного использования модели обучения «1 ученик: 1 компьютер» на уроках  на уроках в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(126) "usloviia-effiektivnogho-ispol-zovaniia-modieli-obuchieniia-1-uchienik-1-komp-iutier-na-urokakh-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "159536"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421920475"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Доклад  Общий подход к формированию УУД. "
    ["seo_title"] => string(43) "doklad-obshchii-podkhod-k-formirovaniiu-uud"
    ["file_id"] => string(6) "224963"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439302733"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "
    ["seo_title"] => string(63) "probliemy-riealizatsii-fgos-nachal-nogo-obshchiego-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "213485"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432060541"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Рабочая программа кружка «Умелые руки» в начальных классах. "
    ["seo_title"] => string(65) "rabochaia-proghramma-kruzhka-umielyie-ruki-v-nachal-nykh-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "116157"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412274513"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства