Рабочая программа кружка «Умелые руки» в начальных классах. Составила: Гептинг Любовь Константиновна учитель начальных классов КГУ «Школа – лицей» отдела образования акимата г. Лисаковска
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Век бурно развивающихся информационных технологий, бизнеса требует от личности развития таких качеств, как умение концентрироваться ,рациональное мышление, практичности характера .Дети много времени проводят за компьютером, меньше общаются с природой, становясь менее отзывчивыми, поэтому развитие творческой личности в школе должно быть не только практическим, но и духовным. Занятия в кружке позволяют существенно влиять на трудовое и эстетическое воспитание, рационально использовать свободное время учащихся. Работа с бумагой, природным и бросовым материалом, тканью – это самые распространенные виды декоративно – прикладного искусства среди школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяют заниматься декоративно- прикладным творчеством учащимся начальной школы. Теоретическая часть включает краткие пояснения по темам занятий и приемам работы ,а практическая состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы осваивают приемы обработки материала.. Необходимо воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца, следить за соблюдением элементарных правил культуры труда, приучать экономно и аккуратно использовать материалы, пользоваться инструментами и хранить их. Особое внимание в работе кружка уделено вопросам безопасности труда и санитарной гигиены Курс кружка “Умелые руки” носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Рабочая программа рассчитана для обучающихся начальной школы. Занятия проводятся 1 час в неделю, что составляет 34 часов в год. Основные цели работы: · всестороннее эстетическое и интеллектуальное развитие детей; · создание условий для самореализации ученика в творчестве; · формирование практических трудовых навыков; · развитие индивидуальных творческих способностей. Задачи: развитие: · творчества; · сенсорики, мелкой моторики рук; · пространственного воображения; · технического и логического мышления, глазомера; · способности самостоятельного выполнения и создания различных поделок. овладение: · начальными технологическими знаниями, умениями и навыками; · опытом практической деятельности по созданию поделок; · способами планирования и организации досуговой деятельности; · навыками творческого сотрудничества. воспитание: · уважительного отношения к результатам труда; · интереса к творческой и досуговой деятельности; · практического применения правил сотрудничества в коллективной деятельности. Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения: рассказ, беседа, иллюстрация, информационно-коммуникационные технологии, практическая работа. коллективная и групповая, индивидуальный подход к каждому ребёнку, исследовательские проекты. Ожидаемые результаты: Высокая степень интереса младших школьников к содержанию занятий. Приобретение навыка изготовления поделок из разных видов материала. Активное участие в выставках декоративно-прикладного творчества как на школьном, так и на более высоком уровне. Использование поделок-сувениров в качестве подарков.; оформление класса, зала для проведения праздничных утренников и др. практическое применение своих умений и навыков. Требования к знаниям, умениям и навыкам при работе в кружке “Умелые руки” Иметь представление: - о проектной деятельности в целом и её основных этапах; - о понятиях конструкция (простая и сложная, однодетальная и многодетальная), композиция, чертёж, эскиз, технология, экология, дизайн; Знать: - правила ТБ; - название и назначение ручных инструментов (ножницы, игла), контрольно-измерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приспособлений (шаблон, булавки) и правила безопасной работы с ними; - правила личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами; - правила общения; - названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе; - что такое деталь (составная часть изделия); - что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными; - основные требования дизайна к конструкциям, изделиям (польза, удобство, красота); - виды материалов; - последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка; - способы разметки: сгибание и по шаблону; - способы соединения с помощью клея ПВА, проволоки, ниток и тонких верёвочек; - виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и её варианты. Уметь: - находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета); - наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения; - различать материалы по их назначению; - различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий; - читать простейший чертёж (эскиз); - качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея, эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и её вариантами; - безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы); - выполнять правила культурного поведения в общественных местах; - выполнять посильные действия при решении экологических проблем на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты в быту и в общественных местах, культура общения – речь, этикет и т.д.). Обшетрудовые умения: Самостоятельно: - анализировать предложенное учебное задание; - организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления; - экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех её этапах; - обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания в единстве требований полезности, прочности, эстетичности; - выполнять доступные практические задания с опорой на чертёж (эскиз), схему. С помощью учителя: - выбирать темы для практических работ; - формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем; - выдвигать возможные способы их решения; - доказывать своё мнение.
Тематическое планирование и содержание программы по темам и объему. 1 год обучения. № п/п | Тема | Всего часов | Теоретических | Практических | 1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - | 2 | Работа с бумагой и картоном. | 14 | | 14 | 3 | Работа с тканью. | 6 | | 6 | 4 | Работа с бросовым материалом | 6 | | 6 | 5 | Работа с пластилином | 6 | | 6 | 6 | Итоговое занятие | 1 | 1 | - | | Итого | 34 | 2 | 32 | Содержание: Вводное занятие – 1 ч. Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности. Проведение входного контроля. Работа с бумагой и картоном – 14 ч. Изготовление закладки по образцу-1 Знакомство с оригами -2 Симметричное вырезывание из листьев бумаги, сложенных пополам, изображений овощей, фруктов, листьев- 1 Изготовление аппликаций по образцу-2 Изготовление игрушек-марионеток (работа с шаблонами) -1 Изготовление настольных игрушек (но образцу)-1 Изготовление елочных гирлянд, игрушек -3 Изготовление карнавальных масок -1 Изготовление поздравительных открыток (по образцу)-2
Работа с тканью. Знакомство с видами швов (“вперед иголка”, “через край”) -1 Изготовление салфетки с бахромой (по образцу) -1 Знакомство и шитье мягкой игрушки-1 Изготовление одежды для Барби (по выбору детей)-1 Работа с бросовым материалом. Конструирование дома для сказочных героев -2 Конструирование игрушек из прямоугольных коробок -2 Игрушки из пластмассовых бутылок, банок -2 Работа с пластилином. Лепка людей, животных, овощей (по образцу) -2 Пластилиновая аппликация на картоне “Полет на Луну”, “Ваза с цветами” (по образцу) -2 Лепка по замыслу детей -2 Итоговое занятие -1 ч. Подведение итогов. Проведение итогового контроля. К концу 1 года обучения учащиеся должны знать: название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин; название и назначение ручных инструментов и приспособлений- ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток; правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами. К концу 1 года обучения учащиеся должны уметь: анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления); правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы; соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены; экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали с помощью клея, вышивать стежками “вперед иголка”.
2 год обучения № п/п | Тема | Всего часов | Теоретических | Практических | 1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - | 2 | Работа с бумагой и картоном. | 8 | | 8 | 3 | Киригами. Филиграна. | 8 | | 8 | 4 | Азы квиллинга | 8 | | 8 | 5 | Работа с пластилином | 4 | | 4 | 6 | Оригами | 4 | | 4 | 7 | Итоговое занятие | 1 | 1 | - | | Итого | 34 | 2 | 32 | № | Содержание | 1. | Вводный урок | 2. | Работа с бумагой и картоном: -Аппликация «Лягушонок» -«Открытки с улыбкой» -Аппликация из салфеток. -Симметрия в работах. | 3. | Киригами. Филиграна. -Бабочка. -Ёлочка. -Колокольчики. -Новогодняя ёлка. -Новогодние игрушки. | 4. | Работа с пластилином. -Панно из засушенных растений. -Лепим бабочку. -Букашки на лугу. | 5. | Азы квиллинга. -Азы. Виды узоров. -Рыбки. -Птички. -Грибок. | 6. | Оригами. -Тюльпан. -Дерево. -Дельфиниум. -Сердечки. | 7. | Итоговое занятие. | К концу 2 года обучения учащиеся должны знать: название ручных инструментов, материалов, приспособлений, предусмотренных программой; правила безопасности труда при работе ручным инструментом; правила разметки и контроль по шаблонам, линейке, угольнику; способы обработки различных материалов предусмотренных программой. К концу 2 года обучения учащиеся должны уметь: правильно пользоваться ручными инструментами; соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда; организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы; бережно относиться к инструментам и материалам; экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника; самостоятельно изготовлять изделия по образцу; правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда; различать их по внешнему виду. 3 год обучения № п/п | Тема | Всего часов | Теоретических | Практических | 1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - | 2 | Вязание крючком | 5 | | 5 | 3 | Работа с бумагой. | 8 | | 8 | 4 | Азы квиллинга | 6 | | 6 | 5 | Киригами. Филиграна. | 8 | | 8 | 6 | Оригами | 5 | - | 5 | 7 | Итоговое занятие | 1 | 1 | - | | Итого | 34 | 2 | 32 | К концу 3 года обучения учащиеся должны знать: название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов; правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов; приемы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль); способы контроля размеров деталей (шаблон, угольник, линейка). К концу 3 года обучения учащиеся должны уметь: правильно называть ручные инструменты и использовать по назначению; выполнять работу самостоятельно без напоминаний; организовать рабочее место и соблюдать порядок во время работы; понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры); самостоятельно изготовлять изделия, предусмотренные программой (по образцу, рисунку, эскизу). 4 год обучения № п/п | Тема | Всего часов | Теоретических | Практических | 1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - | 2 | Работа с бисером. | 5 | | 5 | 3 | Работа с бумагой | 8 | | 8 | 4 | Азы квиллинга. | 6 | | 6 | 5 | Вязание крючком | 5 | | 5 | 6 | Киригами. Филиграна. | 8 | | 8 | 7 | Итоговое занятие | 1 | 1 | - | | Итого | 34 | 2 | 32 | Содержание: К концу 4 года обучения учащиеся должны знать: название изученных материалов и инструментов, их назначение; правила безопасности труда и личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами; правила планирования и организации труда; способы и приемы обработки различных материалов, предусмотренных программой. К концу 4 года обучения учащиеся должны уметь: правильно использовать инструменты в работе; строго соблюдать правила безопасности труда; самостоятельно планировать и организовывать свой труд; самостоятельно изготовлять изделие (по рисунку, эскизу, схеме, замыслу); экономно и рационально расходовать материалы; контролировать правильность выполнения работы. Работа с бумагой и картоном присутствуют во всех возрастных группах. Рассматриваются как разные виды бумаги, так и различные способы ее обработки и использования. Аппликация выполняется из вырезанных деталей, мозаика – из элементов, полученных путем обрывания. Постепенно усложняется обрывная аппликация. Обрывание производится по криволинейному контуру, выполненному от руки или перенесенному с выкройки. Из вырезанных деталей дети выполняют уже не плоские, а объемные аппликации. Продолжается знакомство с искусством мозаики. При выполнении сплошной мозаики из обрывных кусочков усиливается живописный эффект поделки. Дети учатся получать полуобъемную мозаику, изменяя форму бумажных элементов. Из бумажных полосок дети склеивают объемные елочные игрушки и скручивают полоски в виде фигурок животных. При работе в технике оригами дети изучают основные приемы складывания из бумаги и базовые формы. С каждым годом выполняются более сложные объекты в технике оригами. Готовые изделия дополняются деталями, объединяются в композиции. При работе с пластилином дети учатся намазывать на основу тонкий слой пластилина, на который потом наносят отпечатки стекой или другими предметами, рисунки пластилиновыми жгутиками, элементы мозаики. Пластилин так же предстает в качестве изобразительного средства для создания аппликаций на картоне и стекле. По мере знакомства с этим видом работы изменяется техника нанесения пластилинового фона: однотонный фон становится разноцветным. Знакомый конструктивный способ лепки усложняется нанесением на изделие налепленных украшений. Лепка животных, людей, посуды выполняется из целого куска, а не из отдельных частей. На заключительных занятиях дети должны объединить все изученные способы в работе по собственному замыслу. При работе с бросовым материалом дети применяют различные виды упаковок – пластиковые и картонные коробки, стаканчики, спичечные коробки, различные бутылки и др. Для создания образов животных и сказочных персонажей используются картонные коробки, различных форм. Дети учатся комбинировать их, сопоставляя размеры, обклеивать бумагой и добавлять необходимые детали. Дети третьего и четвертого годов обучения учатся простейшим приемам вязания крючком и спицами. В начале дети учатся правильно выполнять начальную петлю, держать в руках крючок, спицы, делать круговые движения кистями. Далее они осваивают вязание воздушной цепочки, столбиков без накида и столбиков с накидом. Эти основные виды вязки позволяют вязать простые и сложные узоры. Вязать можно по образцу или графической схеме, где каждому приему вязки соответствуют условные знаки. На занятиях по плетению из бисера работа начинается с простейших изделий – плетение колец, “фенечек”, кулонов. Постепенно усложняется работа, предлагается детям изготовить более сложные изделия – колье, воротники, браслеты. Плести можно как одной, так и двумя нитями. На заключительных занятиях при работе с бисером детям предлагаются сложные работы – плетение пасхального яйца, салфетки. Большое внимание уделяется качеству изделия. Условия реализации программы. Инструменты и приспособления: простой карандаш, линейка, фломастеры, угольник, циркуль, цветные карандаши, портновский мел, ножницы канцелярские с закругленными концами, кисточка для клея и красок, иголки швейные, для вышивания, портновские булавки, шило, крючок, спицы, пяльцы, шаблоны выкроек, схемы по вязанию, схемы по бисероплетению, трафареты букв. Материалы: бумага цветная для аппликаций, самоклеющаяся бумага, ватман, калька копировальная, альбом, бархатная бумага, картон переплетный, цветной картон; ткань, мех, вата, ватин, тесьма, эластичная лента, кружева, нитки швейные – белые, черные и цветные, мулине; проволока тонкая мягкая, леска, клей ПВА, силикатный, обойный, бисер, стеклярус; корни, стебли, соломка, цветы, соцветия, шишки; катушки деревянные, спичечные коробки, яичная скорлупа, пластмассовые бутылки, картонные обложки от книг, открытки, обрезки кожи, пенопласт, поролон, шерстяная пряжа. Список литературы. 1. Агапова И., Давыдова М. “Школа рукоделия: мягкая игрушка” - М., 2007 Е.Виноградова “Браслеты из бисера” Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги” Т.М. Геронимус “Мастерская трудового обучения в 1-4 классах: Методические рекомендации”. 1997г. Т.М. Геронимус “Работаем с удовольствием” 1998г. Н.Гусева “365 фенечек из бисера” С.И.Гудилина “Чудеса своими руками” А.М.Гукасова “Рукоделие в начальных классах” М.А.Гусакова “Аппликация” М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками” С.О.Докучаева, Е.В. Вольнова “Капитошка дает уроки” Н.Докучаева “Сказки из даров природы” Т.Еременко, Л.Лебедева “Стежок за стежком” Т.И. Еременко “Рукоделие” М.М.Калинич, Л.М.Павловская, В.П.Савиных “Рукоделие для детей” Т.А.Канурская, Л.А.Маркман “Бисер” Н.М.Конышева “Чудесная мастерская” Н.М.Конышева “Наш рукотворный мир” Н.М.Конышева “Умелые руки” Н.М.Конышева “Секреты мастеров” С.В.Кочетова “Игрушки для всех” (Мягкая игрушка). Е.Т.Красовская “Вязаный ежик” В.Г.Машинистов, Н.М. Конышева “Трудовое обучение в сельских школах” О.С.Молотобарова “Кружок изготовления игрушек-сувениров” М.И.Нагибина “Природные дары для поделок и игры” А.Петрунькина “Фенечки из бисера” |