Условия эффективного использования модели обучения «1 ученик: 1 компьютер» на уроках на уроках в начальной школе
Условия эффективного использования модели обучения «1 ученик: 1 компьютер» на уроках на уроках в начальной школе
XXI век – век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя – он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
Сегодня в традиционную схему «учитель-ученик-учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в начальной школе должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников, и в первую очередь использование коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.
Преимущество современного урока в условиях информатизации заключается в свободе выбора учителем методик и технологий, учебников и программ. Но результативность педагогической деятельности всегда зависела, и будет зависеть от педагога, от его профессионализма и умения организовать работу с учебной информацией. Следовательно, и эффективность процесса обучения с использованием компьютерных технологий возможна только в том случае, если процесс организован грамотно и созданы необходимые для этого условия.
На мой взгляд, успешность и эффективность использования компьютеров в преподавании общеобразовательных предметов можно гарантировать только в том случае, если учитель:
– в достаточной мере мотивирован на использование ИКТ;
– имеет широкий кругозор;
– владеет программными средствами как общего, так и учебного назначения;
– способен определить место ИКТ в методической системе преподавания учебного предмета.
Т.е. речь идёт об информационно-коммуникационной компетентности учителя, которая включает в себя:
– совокупность знаний, навыков и умений, формируемых в процессе обучения и самообучения информационным технологиям;
– способность к выполнению педагогической деятельности с помощью информационных технологий.
Внедрение ИКТ в образовательный процесс в нашей школе происходит с 2006 года. До участия в пилотном проекте «1 ученик: 1 компьютер» в некоторых учебных кабинетах были установлены компьютеров (или ноутбуки) для индивидуальной работы учащихся, проектор, интерактивные доски. Уже первые уроки с применением ИКТ показали, что эта работа таит в себе большие перспективы и требует серьёзной подготовки учителя, который должен:
– знать,
– уметь пользоваться,
– уметь применять в учебной деятельности.
Трудность заключалась в том, что все эти задачи приходилось решать одновременно, действуя методом проб и ошибок. Временные затраты были велики, проблем было много, но остановить этот процесс было невозможно. А значит, надо было работать над решением этих проблем, чтобы применение компьютера на предметных уроках давало положительные результаты.
Для этого необходима правильная организация учебного процесса.
1. Учащиеся должны заниматься в кабинете, оборудованном в соответствии с установленными гигиеническими нормами для начальной школы.
2. Учащиеся должны уметь обращаться Классмейт ПК на базе процессора Intel на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий. Эту задачу невозможно было решить в урочное время. Первое знакомство с классмейтом, обучение пользованию проходило во внеурочное время и на уроках информатики. Были организованы групповые занятия. Примерно через две недели обучения, работа с классмейтом была включена в урок.
3. Необходимо создать на занятиях атмосферу, способствующую формированию у младших школьников положительных мотивов к использованию персональных компьютеров в учебной деятельности, позволяющую учащемуся пережить чувство успеха в достижении учебных целей (пусть объективно и незначительных).
Как показала практика, не все дети одинаково относятся к работе с персональным компьютером. На начальном этапе у некоторых проявлялся страх допустить ошибку, нажать не на ту кнопку. Неподключение или выход в другую программу вызывали панику и даже слёзы. Приходилось, проявляя терпение, исправлять ошибки, ликвидировать неполадки, помогать, подбадривать, иногда – в ущерб уроку. Организация взаимопомощи, работа в парах, создание доброжелательной атмосферы на уроке сделали своё дело. Сейчас работе в парах (или в группах) дети предпочитают индивидуальные занятия на ноутбуках.
4. Компьютерная технология должна быть органично включена в целостный процесс обучения при изучении различных учебных дисциплин начальной школы. В начальных классах нашей школы с использованием ИКТ проводятся русский язык, математика, окружающий мир, литературное чтение, технология, ИЗО, внеурочная деятельность.
Для учащихся 2-го класса, наиболее эффективным, на мой взгляд, является использование ноутбуков на уроках математики, окружающего мира, которое увеличилось от 1-2 раз в неделю на начальном этапе до ежеурочного.
На уроках русского языка ноутбуки использую реже в большей мере из-за ограниченности выбора программ по данному предмету.
Уроки окружающего мира благодаря ИКТ стали более яркими и занимательными, а значит и более результативными.
5. Для разработки нового высококачественного программного обеспечения совершенно необходимо тесное сотрудничество квалифицированных специалистов по программному обеспечению и опытных педагогов начальных классов. Именно для самых младших школьников следует требовать создания самого лучшего, дидактически продуманного и мотивированного программного обеспечения.
6. Применяемые на занятиях компьютерные программы должны быть технологически и операционально доступны для младших школьников и более эффективны в данный момент, чем другие учебные средства.
Я не сторонник использования ИКТ ради использования, просто как заменителя книги, доски, учебника. Никакого результата, кроме удара по зрению, мы не получим от такой организации работы. Включая в урок информационные технологии, в том числе работу на ноутбуках, нужно быть уверенным в том, что через это ребёнок действительно лучше поймёт, запомнит, научится применять полученные знания. Как показывает практика, не всегда включение ИКТ в урок даёт ожидаемый нами результат.
Так, например, объяснение нового материала по математике через видеоуроки мультимедийного учебника «КМ школы» было для некоторых второклассников нерезультативным: посмотрели как кино и не смогли воспроизвести. Возможно, не восприняли тембр, интонации учительницы на экране, не хватило акцентов или даже взгляда, ведь для детей всё имеет важное значение. А вот уроки окружающего мира «КМ школы» закончились аплодисментами.
Преимущество электронных обучающих программ перед другими средствами обучения очевидно:
– электронные программные средства содержат более интересные дидактические упражнения, чем в учебниках;
– увеличивается количество выполненных упражнений на уроке, дети, не замечая объёма, выполняют задания, увлекаясь игровой формой, что способствует более быстрому формированию и развитию навыков;
– контроль осуществляется немедленно, предусмотрена работа над ошибками;
– использование СМРС положительно сказывается на развитии внимания, зрительной памяти, восприятия, техники чтения;
– использование возможностей классмейта в сочетании с дидактическими возможностями позволяет обеспечить более плавный переход ребёнка с игровой деятельности на учебную;
– использование знаний, умений и навыков в компьютерной среде приводит к их актуализации и мотивации приобретения;
– уменьшается число дидактических затруднений у учащихся в результате индивидуализации обучения, мгновенной реакции на правильность выполнения заданий;
– занятия на классмейтах позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряжённость.
За время работы мною апробированы электронные учебные пособия:
«Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»;
«Природа. Человек. Общество», ООО «ДОС»;
Мультимедийный учебник «Окружающий мир. Уроки Кирилла и Мефодия»», Москва, 2008 г
Энциклопедия о животных Кирилла и Мефодия;
Мультимедийный учебник «Математика. Уроки Кирилла и Мефодия», Москва, 2008 г .;
и множество программ, которые выполняют только демонстрационную функцию («Занимательная геометрия», «География для самых маленьких», «Природоведение для самых маленьких» Роберта Саакянца, «География для малышей»).
Очень интересная программа «Математика и конструирование», которая даёт возможность учителю самому создавать урок, ориентируясь на сегодняшний уровень класса или отдельных учеников, отбирать необходимые задания по теме урока, осуществлять контроль.
Яркими, эмоционально насыщенными и результативными делает уроки окружающего мира мультимедийный учебник «Окружающий мир. Уроки Кирилла и Мефодия».
7. Использование компьютерных программ должно быть соотнесено с дидактической целью урока, органично входить в его структуру и вести к рациональному решению.
Для обеспечения этого условия при подготовке к занятиям с использованием СМРС учителю необходимо:
– проводить экспертизу программных продуктов;
– проводить оценку целесообразности применения СМРС в учебном процессе;
– создавать программные продукты, отвечающие целям и задачам конкретного урока или цикла уроков;
– владеть методикой разработки и проведения уроков с использованием СМРС.
8. Компьютерные задания должны быть составлены в соответствии с содержанием учебного предмета и методикой его преподавания, развивающие, активизирующие мыслительную деятельность и формирующие учебную деятельность учащихся.
В ходе урока учителями использую следующие виды работ:
1. Для иллюстрации объяснения нового материала: демонстрация схем, таблиц, фотографий, видеосюжетов, видеоуроков через «транслирование экрана».
2. Для закрепления пройденного материала, выработки практических умений и навыков: индивидуальная работа, работа в парах, группах (задания и упражнения по теме, тренажёры, работа с карточками, словарные и арифметические диктанты, индивидуальные задания), использование режимов «наблюдение и контроль», «групповой чат», мини-сканер.
3. Для ликвидации пробелов в знаниях, восстановления разрушенных навыков: индивидуальные задания и упражнения по теме, тренажёры, работа с карточками, использование режима «наблюдение и контроль».
4. Для осуществления контроля и учёта знаний: работа в парах, группах, индивидуальная, использование режимов «наблюдение и контроль», «экзамены и тесты», «групповой чат».
5. Для организации домашней работы учащихся: разноуровневые задания по теме, альтернативное задание на флэш-картах.
6. Для организации работы по развитию речи учащихся: деление текста на части и предложения, восстановление деформированного текста, выделение главной мысли, выделение опорных слов, составление плана (работа с флэш-картой индивидуальная, в парах, в группах).
Компьютер, современные цифровые технологии, созданные на его основе, являются уникальными по своим возможностям средствами обучения и должны использоваться при изучении предметных областей. Но чтобы это использование было результативным, необходимо соблюдение всех вышесказанных условий.
Литература:
Б. Б. Ярмахов «1 ученик : 1 компьютер» — образовательная модель мобильного обучения в школе. Москва, 2012 год. 236 с.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Условия эффективного использования модели обучения «1 ученик: 1 компьютер» на уроках на уроках в начальной школе »
Каримова Наталия Васильевна
МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский МО г. Ноябрьск
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Условия эффективного использования модели обучения «1 ученик: 1 компьютер» на уроках на уроках в начальной школе
XXI век – век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя – он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
Сегодня в традиционную схему «учитель-ученик-учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в начальной школе должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников, и в первую очередь использование коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.
Преимущество современного урока в условиях информатизации заключается в свободе выбора учителем методик и технологий, учебников и программ. Но результативность педагогической деятельности всегда зависела, и будет зависеть от педагога, от его профессионализма и умения организовать работу с учебной информацией. Следовательно, и эффективность процесса обучения с использованием компьютерных технологий возможна только в том случае, если процесс организован грамотно и созданы необходимые для этого условия.
На мой взгляд, успешность и эффективность использования компьютеров в преподавании общеобразовательных предметов можно гарантировать только в том случае, если учитель:
– в достаточной мере мотивирован на использование ИКТ;
– имеет широкий кругозор;
– владеет программными средствами как общего, так и учебного назначения;
– способен определить место ИКТ в методической системе преподавания учебного предмета.
Т.е. речь идёт об информационно-коммуникационной компетентности учителя, которая включает в себя:
– совокупность знаний, навыков и умений, формируемых в процессе обучения и самообучения информационным технологиям;
– способность к выполнению педагогической деятельности с помощью информационных технологий.
Внедрение ИКТ в образовательный процесс в нашей школе происходит с 2006 года. До участия в пилотном проекте «1 ученик: 1 компьютер» в некоторых учебных кабинетах были установлены компьютеров (или ноутбуки) для индивидуальной работы учащихся, проектор, интерактивные доски. Уже первые уроки с применением ИКТ показали, что эта работа таит в себе большие перспективы и требует серьёзной подготовки учителя, который должен:
– знать,
– уметь пользоваться,
– уметь применять в учебной деятельности.
Трудность заключалась в том, что все эти задачи приходилось решать одновременно, действуя методом проб и ошибок. Временные затраты были велики, проблем было много, но остановить этот процесс было невозможно. А значит, надо было работать над решением этих проблем, чтобы применение компьютера на предметных уроках давало положительные результаты.
Для этого необходима правильная организация учебного процесса.
1. Учащиеся должны заниматься в кабинете, оборудованном в соответствии с установленными гигиеническими нормами для начальной школы.
2. Учащиеся должны уметь обращаться Классмейт ПК на базе процессора Intel на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий. Эту задачу невозможно было решить в урочное время. Первое знакомство с классмейтом, обучение пользованию проходило во внеурочное время и на уроках информатики. Были организованы групповые занятия. Примерно через две недели обучения, работа с классмейтом была включена в урок.
3. Необходимо создать на занятиях атмосферу, способствующую формированию у младших школьников положительных мотивов к использованию персональных компьютеров в учебной деятельности, позволяющую учащемуся пережить чувство успеха в достижении учебных целей (пусть объективно и незначительных).
Как показала практика, не все дети одинаково относятся к работе с персональным компьютером. На начальном этапе у некоторых проявлялся страх допустить ошибку, нажать не на ту кнопку. Неподключение или выход в другую программу вызывали панику и даже слёзы. Приходилось, проявляя терпение, исправлять ошибки, ликвидировать неполадки, помогать, подбадривать, иногда – в ущерб уроку. Организация взаимопомощи, работа в парах, создание доброжелательной атмосферы на уроке сделали своё дело. Сейчас работе в парах (или в группах) дети предпочитают индивидуальные занятия на ноутбуках.
4. Компьютерная технология должна быть органично включена в целостный процесс обучения при изучении различных учебных дисциплин начальной школы. В начальных классах нашей школы с использованием ИКТ проводятся русский язык, математика, окружающий мир, литературное чтение, технология, ИЗО, внеурочная деятельность.
Для учащихся 2-го класса, наиболее эффективным, на мой взгляд, является использование ноутбуков на уроках математики, окружающего мира, которое увеличилось от 1-2 раз в неделю на начальном этапе до ежеурочного.
На уроках русского языка ноутбуки использую реже в большей мере из-за ограниченности выбора программ по данному предмету.
Уроки окружающего мира благодаря ИКТ стали более яркими и занимательными, а значит и более результативными.
5. Для разработки нового высококачественного программного обеспечения совершенно необходимо тесное сотрудничество квалифицированных специалистов по программному обеспечению и опытных педагогов начальных классов. Именно для самых младших школьников следует требовать создания самого лучшего, дидактически продуманного и мотивированного программного обеспечения.
6. Применяемые на занятиях компьютерные программы должны быть технологически и операционально доступны для младших школьников и более эффективны в данный момент, чем другие учебные средства.
Я не сторонник использования ИКТ ради использования, просто как заменителя книги, доски, учебника. Никакого результата, кроме удара по зрению, мы не получим от такой организации работы. Включая в урок информационные технологии, в том числе работу на ноутбуках, нужно быть уверенным в том, что через это ребёнок действительно лучше поймёт, запомнит, научится применять полученные знания. Как показывает практика, не всегда включение ИКТ в урок даёт ожидаемый нами результат.
Так, например, объяснение нового материала по математике через видеоуроки мультимедийного учебника «КМ школы» было для некоторых второклассников нерезультативным: посмотрели как кино и не смогли воспроизвести. Возможно, не восприняли тембр, интонации учительницы на экране, не хватило акцентов или даже взгляда, ведь для детей всё имеет важное значение. А вот уроки окружающего мира «КМ школы» закончились аплодисментами.
Преимущество электронных обучающих программ перед другими средствами обучения очевидно:
– электронные программные средства содержат более интересные дидактические упражнения, чем в учебниках;
– увеличивается количество выполненных упражнений на уроке, дети, не замечая объёма, выполняют задания, увлекаясь игровой формой, что способствует более быстрому формированию и развитию навыков;
– контроль осуществляется немедленно, предусмотрена работа над ошибками;
– использование СМРС положительно сказывается на развитии внимания, зрительной памяти, восприятия, техники чтения;
– использование возможностей классмейта в сочетании с дидактическими возможностями позволяет обеспечить более плавный переход ребёнка с игровой деятельности на учебную;
– использование знаний, умений и навыков в компьютерной среде приводит к их актуализации и мотивации приобретения;
– уменьшается число дидактических затруднений у учащихся в результате индивидуализации обучения, мгновенной реакции на правильность выполнения заданий;
– занятия на классмейтах позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряжённость.
За время работы мною апробированы электронные учебные пособия:
«Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»;
«Природа. Человек. Общество», ООО «ДОС»;
Мультимедийный учебник «Окружающий мир. Уроки Кирилла и Мефодия»», Москва, 2008 г
Энциклопедия о животных Кирилла и Мефодия;
Мультимедийный учебник «Математика. Уроки Кирилла и Мефодия», Москва, 2008 г .;
и множество программ, которые выполняют только демонстрационную функцию («Занимательная геометрия», «География для самых маленьких», «Природоведение для самых маленьких» Роберта Саакянца, «География для малышей»).
Очень интересная программа «Математика и конструирование», которая даёт возможность учителю самому создавать урок, ориентируясь на сегодняшний уровень класса или отдельных учеников, отбирать необходимые задания по теме урока, осуществлять контроль.
Яркими, эмоционально насыщенными и результативными делает уроки окружающего мира мультимедийный учебник «Окружающий мир. Уроки Кирилла и Мефодия».
7. Использование компьютерных программ должно быть соотнесено с дидактической целью урока, органично входить в его структуру и вести к рациональному решению.
Для обеспечения этого условия при подготовке к занятиям с использованием СМРС учителю необходимо:
– проводить экспертизу программных продуктов;
– проводить оценку целесообразности применения СМРС в учебном процессе;
– создавать программные продукты, отвечающие целям и задачам конкретного урока или цикла уроков;
– владеть методикой разработки и проведения уроков с использованием СМРС.
8. Компьютерные задания должны быть составлены в соответствии с содержанием учебного предмета и методикой его преподавания, развивающие, активизирующие мыслительную деятельность и формирующие учебную деятельность учащихся.
В ходе урока учителями использую следующие виды работ:
1. Для иллюстрации объяснения нового материала: демонстрация схем, таблиц, фотографий, видеосюжетов, видеоуроков через «транслирование экрана».
2. Для закрепления пройденного материала, выработки практических умений и навыков: индивидуальная работа, работа в парах, группах (задания и упражнения по теме, тренажёры, работа с карточками, словарные и арифметические диктанты, индивидуальные задания), использование режимов «наблюдение и контроль», «групповой чат», мини-сканер.
3. Для ликвидации пробелов в знаниях, восстановления разрушенных навыков: индивидуальные задания и упражнения по теме, тренажёры, работа с карточками, использование режима «наблюдение и контроль».
4. Для осуществления контроля и учёта знаний: работа в парах, группах, индивидуальная, использование режимов «наблюдение и контроль», «экзамены и тесты», «групповой чат».
5. Для организации домашней работы учащихся: разноуровневые задания по теме, альтернативное задание на флэш-картах.
6. Для организации работы по развитию речи учащихся: деление текста на части и предложения, восстановление деформированного текста, выделение главной мысли, выделение опорных слов, составление плана (работа с флэш-картой индивидуальная, в парах, в группах).
Компьютер, современные цифровые технологии, созданные на его основе, являются уникальными по своим возможностям средствами обучения и должны использоваться при изучении предметных областей. Но чтобы это использование было результативным, необходимо соблюдение всех вышесказанных условий.
Литература:
Б. Б. Ярмахов«1 ученик : 1 компьютер» — образовательная модель мобильного обучения в школе. Москва, 2012 год. 236 с.