Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли. Критическое мышление, т.е. творческое, помогает определить собственные приоритеты. Предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор. Повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией. Формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них. Позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности.
Рассмотрим некоторые приемы, которые можно использовать на уроках русского языка и литературного чтения.
Прием “Составление кластера”
Смысл приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания
Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Система кластеров охватывает большее количество информации. Кластеры можно использовать на различных стадиях урока.
Прием “Написание синквейна”
Синквейн - самая легкая форма стихотворений по алгоритму.В переводе “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам
.На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается фраза, состоящая из нескольких слов, с помощью которых ученик выражает свое отношение к теме.
Пятая строчка – это слово – резюме, которое позволяет выразить личное отношение к теме, дает ее новую интерпретацию.
Дети всех возрастов с удовольствием сочиняют синквейны.
Например:
Звуки
Гласные и согласные.
Льются, звенят, гремят.
Используются в устной речи.
Фонетика.
Наприме:При прохождении учебного материала из раздела «Русские народные сказки» предлагаем определить значение слова сказка на основе составления синквейна.
Сказка.
Волшебная, бытовая.
Читать, пересказывать, учить.
Сказка — ложь, да в ней намек.
Фантазия, выдумка.
Прием “Пометки на полях” работает на стадии осмысления. Во время чтения учебного текста дается целевая установка: по ходу чтения текста делать в тексте пометки.Учителю необходимо предварительно определить текст или его фрагмент для чтения с пометками, напомнить правила расстановки маркировочных знаков, обозначить время, отведенное на работу, проверить работу.
Маркировочные пометки:
Знаком “галочка” отмечают информацию, которая известна ученику.
Знаком “плюс” отмечают новую информацию, новые знания.
Знаком “вопрос” отмечается то, что осталось непонятно и требует дополнительных сведений.
После прочтения текста учащиеся заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу знаков маркировки:
“V” - знаю “+” - новое “?” - есть вопросы
Данный прием требует от ученика активного и внимательного чтения. Использование маркировочных знаков помогает соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.
Прием “Знаю – хочу узнать – узнал” - это работа с таблицей.
При изучении темы на стадии вызова учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы (это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения). После обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? Для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока.
Знаю
Хочу узнать
Узнал
Работа в паре: что я знаю о теме урока? Формулирование целей Соотношение старой и новой информации
Прием “ Толстые и тонкие вопросы” может быть использован на любой стадии урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – вопросы по ходу чтения, слушания; на стадии рефлексии (размышления) – демонстрация понимания пройденного.
“Толстые и тонкие вопросы” могут быть оформлены в виде таблицы.
Тонкие? Толстые?
Кто.? Что.?
Когда.? Может.?
Будет.? Могли.?
Как звать.?
Было ли.?
Согласны ли вы.?
Верно ли.?
По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа. В левой колонке - вопросы, требующие подробного, развернутого ответа.
Таблицы толстых и тонких вопросов могут стать основой для исследований, дискуссий, эссе.
Прием “Ключевые слова”
Стадию вызова на уроке можно осуществить многими методами, в том числе и хорошо известными, например, "ключевые слова", по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.
Прием “Лови ошибку”
Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.
Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:
-явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;
-скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.
Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.
НАПРИМЕР:
Прием критического мышления «Создание викторины»
К этому приему можно обратитсья после изучения темы или нескольких тем. Дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины по литературному чтению, потом объединяются в группы, и проводятся соревнование. Иногда каждая группа выбирает лучшего — «знатока», а потом весь класс задает «знатокам» вопросы.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо дает возможность личностного роста школьника,, развивает его ум, индивидуальность. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере. Она представляет собой набор особых приемов и стратегий, применение которых позволяет выстроить образовательный процесс так, чтобы обеспечить самостоятельную и сознательную деятельность учащихся для достижения поставленных учебных целей. Развитие критического мышления через чтение и письмо помогает учителю заменить пассивное слушание и пересказ на активное участие учащихся в образовательном процессе, и тем самым повысить эффективность уроков.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Приемы технологии критического мышления»
Развитие критического мышления
Презентацию подготовила Н.А. Кох
учитель начальных классов
«НАРОД,КОТОРЫЙ ДУМАЕТ НА ОДИН ГОД ВПЕРЁД – ВЫРАЩИВАЕТ ХЛЕБ.
НАРОД,КОТОРЫЙ ДУМАЕТ НА 10 ЛЕТ ВПЕРЁД – ВЫРАЩИВАЕТ САД.
НАРОД, КОТОРЫЙ ДУМАЕТ НА 100 ЛЕТ ВПЕРЁД – ВЫРАЩИВАЕТ МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ.»
Критичность ума...
– это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли. Критическое мышление, т.е. творческое, помогает определить собственные приоритеты . Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Необходимо заменить традиционное накопительное образование на образование проблемно-постановочное.
Рассмотрим некоторые приемы, которые можно использовать на уроках русского языка и литературного чтения.
Прием “Составлениекластера”
Смысл приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания
Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Система кластеров охватывает большее количество информации. Кластеры можно использовать на различных стадиях урока.
волшебная
бытовая
авторская
народная
(литературная)
сказка о животных
сказка о животных
СКАЗКА
б ытовая
волшебная
Кластер
имя
поведение
портрет
герой
внешность
поступки
одежда
Род занятий
Прием “Написание синквейна”
В переводе “синквейн” - это стихотворение из пяти строк, написанное по определенным правилам.
1
существительное.
2
два прилагательных
3
Дорога
три глагола
Широкая, извилистая
4
Ведёт, бежит, поворачивает
фраза, состоящая из нескольких слов
5
синоним
По извилистой дорожке бегут ребята.
Шоссе.
Приём «Диаманта»
Диаманта –стихотворная форма из семи строк,
1, 7 - понятия с противоположным значением, существительные антонимы;
2 – два прилагательных к первому существительному;
3 – три глагола к первому существительному;
4 – два словосочетания с существительными;
5 – три глагола ко второму существительному;
6 – два прилагательных ко второму существительному.
Приём «Диаманта»
1,7
понятия с противоположным значением, существительные антонимы;
2
Город
два прилагательных к первому существительному
3
три глагола к первому существительному
Большой, древний
4
5
два словосочетания с существительными
Строится, растет, процветает
три глагола ко второму существительному
6
Известный город, маленькая деревня
Возрождается, развивается, кормит
три глагола ко второму существительному;
7
Красивая, родная
Деревня
Прием «ИНСЕРТ»
Чтение текста с пометками: работает на стадии осмысления. Во время чтения учебного текста дается целевая установка: по ходу чтения текста делать в тексте пометки. Учителю необходимо предварительно определить текст или его фрагмент для чтения с пометками, напомнить правила расстановки маркировочных знаков, обозначить время, отведенное на работу, проверить работу.
Данный прием требует от ученика активного и внимательного чтения. Использование маркировочных знаков помогает соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.
Прием «ИНСЕРТ»
1. Читая, ученик
делает пометки
в тексте:
V – уже знал,
+ - новое,
- - думал иначе,
? – не понял, есть
вопросы.
2. Читая, второй раз,
заполняет таблицу,
систематизируя
материал.
V
уже знал
+
новое
-
думал иначе
?не понял, есть
вопросы.
Прием “Знаю – хочу узнать – узнал”
Это работа с таблицей.
- разбиться на пары
посовещаться и заполнить графу таблицы «знаю»
Совместно с классом обсуждается заполнение графы «что я хочу узнать» и определяются цели урока.
После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока.
Для устранения пробелов заполняют 3 графу «узнал».
Прием “ Толстые и тонкие вопросы”
“ Толстые и тонкие вопросы” могут быть оформлены в виде таблицы.
Тонкие?Толстые?
Кто... Дайте объяснение, почему…
Что… Почему вы думаете…
Когда.. В чём разница…
По ходу работы с таблицей в левую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа. В правой колонке - вопросы, требующие подробного, развернутого ответа.
Таблицы толстых и тонких вопросов могут стать основой для исследований, дискуссий, эссе.
Прием «Написание эссе»
Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю».
Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.
Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:
-явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;
-скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.
Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.
Прием «Создание викторины»
Дети делятся на группы и пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины по литературному чтению.
Группы соревнуются между собой.
В каждой группе можно выбрать лучшего — «знатока», а потом весь класс задает «знатокам» вопросы.
Прием «Зигзаг»
Этот приём используется на стадии осмысления.
1 этап - учащиеся делятся на группы, в группах рассчитываются на такое количество, сколько групп
2 этап – рассаживаются в группы экспертов /по номерам/, каждая группа получает определенное задание, в группе изучают, составляют опорные схемы
3 этап – возвращаются в домашние группы, по очереди рассказывают новый материал - взаимообучение
Прием «Зигзаг»
1 шаг
2 шаг
(группы экспертов
по номерам)
3 шаг
1 2
3 4
1 2
1 2
1 2
3 4
3 4
3 4
1
1 1
2 2 2 2
3 3 3 3
4 4 4 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
Прием «Фишбоун»(рыбный скелет)
Голова - вопрос темы, - верхние косточки основные понятия темы, нижние косточки — суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
Для данного приема используется схема. С её помощью можно в явлении различать составные части, в событиях выделять причины и последствия, аргументировать ответ и подтверждать его примерами и т. д. Основой для выполнения работы по схеме является проблема, содержащаяся в тексте или рассказе учителя. Её записывают в “голове” “фишбоуна”, а вывод, получаемый по ходу работы, записывается в “хвосте”.
Прием «Фишбоун»
верхние косточки основные понятия темы
хвост – ответ
на вопрос
нижние косточки — суть понятии
Голова - вопрос темы
Технология развития критического мышления через чтение и письмо это:
Возможность личностного роста школьника.
Развитие индивидуальности.
Решение большого спектра проблем в образовательной сфере.
Развитие критического мышления через чтение и письмо помогает учителю заменить пассивное слушание и пересказ на активное участие учащихся в образовательном процессе, и тем самым повысить эффективность уроков.