kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Приемы технологии критического мышления

Нажмите, чтобы узнать подробности

Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли. Критическое мышление, т.е. творческое, помогает  определить собственные приоритеты. Предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор. Повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией. Формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них. Позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности.
Рассмотрим некоторые приемы, которые можно использовать на уроках русского языка и литературного чтения.

Прием “Составление кластера”
Смысл приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания
Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Система кластеров охватывает большее количество информации. Кластеры можно использовать на различных стадиях урока.
Прием “Написание синквейна”
Синквейн - самая легкая форма стихотворений по алгоритму.В переводе “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам
.На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается фраза, состоящая из нескольких слов, с помощью которых ученик выражает свое отношение к теме.
Пятая строчка – это слово – резюме, которое позволяет выразить личное отношение к теме, дает ее новую интерпретацию.
Дети всех возрастов с удовольствием сочиняют синквейны.
 Например:
Звуки
Гласные и согласные.
Льются, звенят, гремят.
Используются в устной речи.
Фонетика.
Наприме:При прохождении учебного материала из раздела «Русские народные сказки» предлагаем определить значение слова сказка на основе составления синквейна.
Сказка.
Волшебная, бытовая.
Читать, пересказывать, учить.
Сказка — ложь, да в ней намек.
Фантазия, выдумка.
Прием “Пометки на полях” работает на стадии осмысления. Во время чтения учебного текста дается целевая установка: по ходу чтения текста делать в тексте пометки.Учителю необходимо предварительно определить текст или его фрагмент для чтения с пометками, напомнить правила расстановки маркировочных знаков, обозначить время, отведенное на работу, проверить работу.
Маркировочные пометки:
Знаком “галочка” отмечают информацию, которая известна ученику.
Знаком “плюс” отмечают новую информацию, новые знания.
Знаком “вопрос” отмечается то, что осталось непонятно и требует дополнительных сведений.
После прочтения текста учащиеся заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу знаков маркировки:
“V” - знаю    “+” - новое    “?” - есть вопросы
Данный прием требует от ученика активного и внимательного чтения. Использование маркировочных знаков помогает соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.
Прием “Знаю – хочу узнать – узнал” - это работа с таблицей.
При изучении темы на стадии вызова учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы (это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения). После обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? Для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока.
Знаю
Хочу узнать
Узнал
Работа в паре: что я знаю о теме урока?    Формулирование целей    Соотношение старой и новой информации
Прием “ Толстые и тонкие вопросы” может быть использован на любой стадии урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – вопросы по ходу чтения, слушания; на стадии рефлексии (размышления) – демонстрация понимания пройденного.
“Толстые и тонкие вопросы” могут быть оформлены в виде таблицы.
Тонкие?       Толстые?
Кто.?                  Что.?
Когда.?               Может.?
Будет.?               Могли.?
                              Как звать.?
Было ли.?
Согласны ли вы.?
Верно ли.?
По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа. В левой колонке - вопросы, требующие подробного, развернутого ответа. 
Таблицы толстых и тонких вопросов могут стать основой для исследований, дискуссий, эссе.
Прием “Ключевые слова”
Стадию вызова на уроке можно осуществить многими методами, в том числе и хорошо известными, например, "ключевые слова", по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал. 
Прием “Лови ошибку”
Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.
Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:
-явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;
-скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.
Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.
НАПРИМЕР:
Прием критического мышления «Создание викторины»
К этому приему можно обратитсья после изучения темы или нескольких тем. Дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины по литературному чтению, потом объединяются в группы, и проводятся соревнование. Иногда каждая группа выбирает лучшего — «знатока», а потом весь класс задает «знатокам» вопросы.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо дает возможность личностного роста школьника,, развивает его ум, индивидуальность. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере. Она представляет собой набор особых приемов и стратегий, применение которых позволяет выстроить образовательный процесс так, чтобы обеспечить самостоятельную и сознательную деятельность учащихся для достижения поставленных учебных целей.  Развитие критического мышления через чтение и письмо  помогает учителю заменить пассивное слушание и пересказ на активное участие учащихся в образовательном процессе, и тем самым повысить эффективность уроков.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Приемы технологии критического мышления»

Развитие критического мышления Презентацию подготовила Н.А. Кох учитель начальных классов

Развитие критического мышления

Презентацию подготовила Н.А. Кох

учитель начальных классов

« НАРОД, КОТОРЫЙ ДУМАЕТ НА ОДИН ГОД ВПЕРЁД – ВЫРАЩИВАЕТ ХЛЕБ.   НАРОД, КОТОРЫЙ ДУМАЕТ НА 10 ЛЕТ ВПЕРЁД – ВЫРАЩИВАЕТ САД.  НАРОД , КОТОРЫЙ ДУМАЕТ НА 100 ЛЕТ ВПЕРЁД – ВЫРАЩИВАЕТ МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ.»

« НАРОД, КОТОРЫЙ ДУМАЕТ НА ОДИН ГОД ВПЕРЁД – ВЫРАЩИВАЕТ ХЛЕБ.

НАРОД, КОТОРЫЙ ДУМАЕТ НА 10 ЛЕТ ВПЕРЁД – ВЫРАЩИВАЕТ САД.

НАРОД , КОТОРЫЙ ДУМАЕТ НА 100 ЛЕТ ВПЕРЁД – ВЫРАЩИВАЕТ МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ.»

Критичность ума...

Критичность ума...

  • – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли. Критическое мышление, т.е. творческое, помогает определить собственные приоритеты . Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Необходимо заменить традиционное накопительное образование на образование проблемно-постановочное.
  • Рассмотрим некоторые приемы, которые можно использовать на уроках русского языка и литературного чтения.
Прием “Составление кластера ”

Прием “Составление кластера

  • Смысл приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания
  • Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Система кластеров охватывает большее количество информации. Кластеры можно использовать на различных стадиях урока.
волшебная  бытовая  авторская  народная  (литературная)   сказка о животных  сказка о животных  СКАЗКА  б ытовая  волшебная

волшебная

бытовая

авторская

народная

(литературная)

сказка о животных

сказка о животных

СКАЗКА

б ытовая

волшебная

Кластер   имя поведение портрет герой внешность поступки одежда Род занятий

Кластер

имя

поведение

портрет

герой

внешность

поступки

одежда

Род занятий

Пр и ем “Написание синквейна”   В переводе “синквейн” - это стихотворение  из пяти строк, написанное по определенным правилам. 1 существительное. 2 два прилагательных 3 Дорога  три глагола Широкая, извилистая 4 Ведёт, бежит, поворачивает фраза, состоящая из нескольких слов 5 синоним По извилистой дорожке бегут ребята. Шоссе.

Пр и ем “Написание синквейна”

В переводе “синквейн” - это стихотворение из пяти строк, написанное по определенным правилам.

1

существительное.

2

два прилагательных

3

Дорога

три глагола

Широкая, извилистая

4

Ведёт, бежит, поворачивает

фраза, состоящая из нескольких слов

5

синоним

По извилистой дорожке бегут ребята.

Шоссе.

Приём «Диаманта»  Диаманта –стихотворная форма из семи строк,  1, 7 - понятия с противоположным значением, существительные антонимы;

Приём «Диаманта»

  • Диаманта –стихотворная форма из семи строк,

1, 7 - понятия с противоположным значением, существительные антонимы;

  • 2 – два прилагательных к первому существительному;
  • 3 – три глагола к первому существительному;
  • 4 – два словосочетания с существительными;
  • 5 – три глагола ко второму существительному;
  • 6 – два прилагательных ко второму существительному.
Приём «Диаманта» 1,7 понятия с противоположным значением, существительные антонимы; 2  Город два прилагательных к первому существительному 3  три глагола к первому существительному Большой, древний 4 5 два словосочетания с существительными Строится, растет, процветает три глагола ко второму существительному 6 Известный город, маленькая деревня Возрождается, развивается, кормит три глагола ко второму существительному; 7 Красивая, родная Деревня

Приём «Диаманта»

1,7

понятия с противоположным значением, существительные антонимы;

2

Город

два прилагательных к первому существительному

3

три глагола к первому существительному

Большой, древний

4

5

два словосочетания с существительными

Строится, растет, процветает

три глагола ко второму существительному

6

Известный город, маленькая деревня

Возрождается, развивается, кормит

три глагола ко второму существительному;

7

Красивая, родная

Деревня

Прием «ИНСЕРТ»

Прием «ИНСЕРТ»

  • Чтение текста с пометками: работает на стадии осмысления. Во время чтения учебного текста дается целевая установка: по ходу чтения текста делать в тексте пометки. Учителю необходимо предварительно определить текст или его фрагмент для чтения с пометками, напомнить правила расстановки маркировочных знаков, обозначить время, отведенное на работу, проверить работу.
  • Данный прием требует от ученика активного и внимательного чтения. Использование маркировочных знаков помогает соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.
Прием «ИНСЕРТ»   1. Читая, ученик делает пометки в тексте:  V – уже знал,  + - новое,  - - думал иначе,  ? – не понял, есть  вопросы. 2. Читая, второй раз, заполняет таблицу, систематизируя  материал. V уже знал  +  новое - думал иначе  ? не понял, есть вопросы.

Прием «ИНСЕРТ»

1. Читая, ученик

делает пометки

в тексте:

V – уже знал,

+ - новое,

- - думал иначе,

? – не понял, есть

вопросы.

2. Читая, второй раз,

заполняет таблицу,

систематизируя

материал.

V

уже знал

+

новое

-

думал иначе

? не понял, есть

вопросы.

Прием “Знаю – хочу узнать – узнал”  Это работа с таблицей. - разбиться на пары

Прием “Знаю – хочу узнать – узнал”

Это работа с таблицей.

- разбиться на пары

  • посовещаться и заполнить графу таблицы «знаю»
  • Совместно с классом обсуждается заполнение графы «что я хочу узнать» и определяются цели урока.
  • После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока.
  • Для устранения пробелов заполняют 3 графу «узнал».
Прием “ Толстые и тонкие вопросы”

Прием “ Толстые и тонкие вопросы”

  • “ Толстые и тонкие вопросы” могут быть оформлены в виде таблицы.
  • Тонкие? Толстые?
  • Кто... Дайте объяснение, почему…
  • Что… Почему вы думаете…
  • Когда.. В чём разница…
  • По ходу работы с таблицей в левую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа. В правой колонке - вопросы, требующие подробного, развернутого ответа.
  • Таблицы толстых и тонких вопросов могут стать основой для исследований, дискуссий, эссе.
Прием «Написание эссе»

Прием «Написание эссе»

  • Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю».
  • Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.
Прием “Лови ошибку”    Учащимся предлагается текст, содержащий ошибочную информацию. Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней: -явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний; -скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.

Прием “Лови ошибку”

  • Учащимся предлагается текст, содержащий ошибочную информацию.
  • Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:

-явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;

-скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.

  • Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.
Прием «Создание викторины»

Прием «Создание викторины»

  • Дети делятся на группы и пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины по литературному чтению.
  • Группы соревнуются между собой.
  • В каждой группе можно выбрать лучшего — «знатока», а потом весь класс задает «знатокам» вопросы.
Прием «Зигзаг»

Прием «Зигзаг»

  • Этот приём используется на стадии осмысления.
  • 1 этап - учащиеся делятся на группы, в группах рассчитываются на такое количество, сколько групп
  • 2 этап – рассаживаются в группы экспертов /по номерам/, каждая группа получает определенное задание, в группе изучают, составляют опорные схемы
  • 3 этап – возвращаются в домашние группы, по очереди рассказывают новый материал - взаимообучение
Прием «Зигзаг» 1 шаг 2 шаг (группы экспертов  по номерам)  3 шаг 1  2 3  4 1 2 1 2 1 2 3  4 3  4 3  4 1 1 1 2 2 2 2 3 3 3 3 4 4 4 4 1  2  3  4 1  2 3  4 1  2 3  4 1  2  3  4

Прием «Зигзаг»

  • 1 шаг
  • 2 шаг
  • (группы экспертов
  • по номерам)

3 шаг

1 2

3 4

1 2

1 2

1 2

3 4

3 4

3 4

  • 1

1 1

2 2 2 2

3 3 3 3

4 4 4 4

1 2 3 4

1 2 3 4

1 2 3 4

1 2 3 4

Прием «Фишбоун»  (рыбный скелет)

Прием «Фишбоун» (рыбный скелет)

  • Голова - вопрос темы, - верхние косточки основные понятия темы, нижние косточки — суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
  • Для данного приема используется схема. С её помощью можно в явлении различать составные части, в событиях выделять причины и последствия, аргументировать ответ и подтверждать его примерами и т. д. Основой для выполнения работы по схеме является проблема, содержащаяся в тексте или рассказе учителя. Её записывают в “голове” “фишбоуна”, а вывод, получаемый по ходу работы, записывается в “хвосте”.
Прием «Фишбоун» верхние косточки основные понятия темы  хвост – ответ  на вопрос нижние косточки — суть понятии Голова - вопрос темы

Прием «Фишбоун»

верхние косточки основные понятия темы

  • хвост – ответ
  • на вопрос
  • нижние косточки — суть понятии

Голова - вопрос темы

Технология развития критического мышления через чтение и письмо это : Возможность личностного роста школьника.   Развитие индивидуальности.  Решение большого спектра проблем в образовательной сфере.  Развитие критического мышления через чтение и письмо помогает учителю заменить пассивное слушание и пересказ на активное участие учащихся в образовательном процессе, и тем самым повысить эффективность уроков.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо это :

  • Возможность личностного роста школьника.

  • Развитие индивидуальности.

  • Решение большого спектра проблем в образовательной сфере.

Развитие критического мышления через чтение и письмо помогает учителю заменить пассивное слушание и пересказ на активное участие учащихся в образовательном процессе, и тем самым повысить эффективность уроков.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Приемы технологии критического мышления

Автор: Кох Наталья Анатольевна

Дата: 03.02.2016

Номер свидетельства: 287642

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Приемы технологии критического мышления на уроках английского языка. "
    ["seo_title"] => string(81) "priiemy-tiekhnologhii-kritichieskogho-myshlieniia-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "134396"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416743143"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "«Использование приемов технологии критического мышления на уроках географии как условие формирования функциональной грамотности учащихся»"
    ["seo_title"] => string(80) "ispol_zovaniie_priiemov_tiekhnologhii_kritichieskogho_myshlieniia_na_urokakh_ghi"
    ["file_id"] => string(6) "459909"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1519713159"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(88) "ispol-zovaniie-tiekhnologhii-kritichieskogho-myshlieniia-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "115464"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1411995612"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Применение технологии критического мышления на уроках русского языка"
    ["seo_title"] => string(74) "primenenie_tekhnologii_kriticheskogo_myshleniia_na_urokakh_russkogo_iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "563819"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1605802991"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Приёмы технологии критического мышления учащихся на уроках математики"
    ["seo_title"] => string(80) "priiomytiekhnologhiikritichieskoghomyshlieniiauchashchikhsianaurokakhmatiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "336385"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1467100588"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства