Просмотр содержимого документа
««Использование приемов технологии критического мышления на уроках географии как условие формирования функциональной грамотности учащихся»»
Голованова Л.А.,учитель географии
КГУ «Меновновская средняя школа»
Тема: «Использование приемов технологии критического мышления на уроках географии как условие формирования функциональной грамотности учащихся».
В послании Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева «Казахстан- 2050» поставлена конкретная цель: «Необходимо обратить особое внимание на функциональную грамотность наших детей, всего подрастающего поколения. Это актуально с точки зрения соответствия наших детей современным требованиям». Наряду с функциональным знанием багаж выпускника современной школы немыслим без системы универсальных учебных действий, обеспечивающих его функциональную грамотность. Универсальные учебные действия означают умения учиться, это совокупность способов действий учащегося, которые обеспечивают самостоятельное усвоение новых знаний. Универсальные учебные действия позволяют учащимся самостоятельно осуществлять учебную деятельность, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Поэтому формируемые географические знания должны стать действенными, фундаментом практической деятельности, а умения - основой для формирования ключевых компетенций.
На уроках географии для развития функциональной грамотности учащихся использую различные виды стратегий, и большое внимание уделяю модулю критического мышления
Критическое мышление - это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно - психологического подхода, чтобы применять на практике. Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как таковые , а способность пользоваться приобретенным; не объем информации, а умение получать ее и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество.
Для развития критического мышления необходимо создание и применение специальных методических инструментов. Одним из этих эффективных инструментов стала разработанная американскими педагогами педагогическая технология развития критического мышления. Технология развития критического мышления представляет собой совокупность разработанных приёмов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика (пробудить в нем исследовательскую, творческую активность), предоставить ему условия для обобщения информации, способствовать развитию навыков самоанализа, рефлексии.
Цели технологии:
Формирование нового стиля мышления, для которого характерны активность, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.
Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность.
Задача научить школьников:
- выделять причинно – следственные связи;
- рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
- отвергать ненужную или неверную информацию
- выделять ошибки в рассуждениях;
Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.
Формирование культуры чтения, включающей в себя умения ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения.
Критическое мышления считается одним из ведущих педагогических модулей. В чем же актуальность данного модуля?
Я думаю, прежде всего в том, что «критическое мышление» помогает ученикам не просто получать какую – то информацию, а критически ее осмысливать, оценивать , отбирать и применять. Ученики, приобретая новые знания, должны научиться рассматривать эти знания со всех сторон, аргументировать свою точку зрения и делать определенные выводы. Все это ведет к развитию интеллектуальных способностей. Структура технологии состоит из трех стадий: вызова, осмысления содержания и рефлексии.
На стадии вызова: приемы на этой стадии направлены на активизацию ранее полученных знаний по теме, на пробуждение любопытства и определение целей изучения предстоящего материала. Стратегия «Парная мозговая атака». Пара учащихся составляет список того, что они знают или думают, что знают по данной теме: Парная мозговая атака очень помогает учащимся, для которых затруднительно высказать свое мнение перед классом .
Прием «Концептуальная таблица» представляет собой матрицу, составление которой дает возможность более четкого сравнительного анализа или комплексной оценки.
Усть-Каменогорск
Личные сравнения
Актау
1. В какой части страны расположен город?
2. Выход к морю
3. Транспортное положение
4. Планировка города
5. Достопримечательности
3. Стратегия «Верите ли вы, что…»
Каждая группа должна ответить на поставленный вопрос и обосновать свое мнение. Учащиеся обсуждают вопросы в группах, вырабатывают общую позицию. Затем класс выслушивает ответы каждой группы .
На стадии осмысления.
Когда учащиеся припомнили что знали, прикинули, в чем уверены вполне и в чём сомневаются, задались конкретными вопросами, поставили цели, они готовы приступить к следующей стадии, стадии осмысления. На этой стадии можно применить несколько методических приёмов , например: таблица «Что? Где? Когда? Почему?» - это простой и знакомый приём.
Кто?
Что?
Где?
Когда?
Почему?
Учитель географии
О ТРКМ
РМО Учитель географии
2.04.15
Изучение современных педагогических технологий
Стратегия «Корзина идей»
В «корзину» учениками были сброшены следующие понятия, которые они связали с данной темой урока: топливо, ГЭС, ТЭС, нефть, уголь, газ, энергия Солнца, Западный Казахстан. Это позволило сформировать кластер «Состав топливно-энергетического комплекса» и выяснить первоначальные представления учащихся о географии топливных ресурсов, активизировать их деятельность на уроке.
Приём «Фишбоун»
Схема «Фишбоун» в переводе означает «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние кости. На верхних костях ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних располагаются нижние, на которых по ходу вписываются факты, подтверждающие наличие сформированных ими причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть, факты.
Пример: Данный прием использовала на уроке географии в 9 классе по темам «Машиностроительный комплекс. Состав, значении, проблемы развития», «Цветная металлургия Казахстана»
На стадии рефлексиия использовала следующие стратегии: «Светофор», «Смайлик», «Плюс-минус-интересно».
Синквейн (пятистишье) – это способ творческий рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление.
1. Существительное: тема, главная мысль.
2. Прилагательные: два качества этого слова.
3. Глаголы: три действия этого слова.
4. Суждение из четырёх слов по первому слову: мысль.
«Много не есть хорошо». Поэтому , использую не более двух приёмов на одной стадии и подвожу итог каждому приёму, использованному на уроке.
Самое ценное, что данная технология развивает умение давать оценку, прогноз, любой ситуации, решить проблемы. Использование технологии РКМ развивает географическое мышление детей, формирует функциональную грамотность. Работа, проводимая в рамках развития критического мышления, научит детей анализировать , синтезировать, сопоставлять, делать выводы. В процессе работы по этой технологии, все приемы работы с информацией постепенно «переходят в руки» самому обучающемуся: он начинает все активнее использовать их в самостоятельной работе, начинает реально обучать себя сам.
Список литературы:
1. Государственный общеобразовательный стандарт среднего образования (начального, основного, среднего, общего среднего образования). Астана, 2014.
2. Агапов В.Ю., Мишакова Л.В., Алгоритмы целеполагания в современных педагогических технологиях, Рязань, 2006, с135.
3. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения
М. Педагогика, 1977, с 254.
4. Якиманская И., Якунина О. Личностно ориентированный урок: планирование и технология проведения// Директор школы 1998 №3, с 65-72.
5. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке. – М. Просвещение, 2004, с 175.
6. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления: научно-методическое осмысление [текст] И.В. Муштавинская// методист. - №2 – 2002, с 30-35.
Приложение №1
Разноуровневые задания по курсу: «Физическая география» 6 класс по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках географии.
Тематические требования
Разноуровневые задания
Тема: Введение
Назывпть и показывать:
Форму и размеры Земли (длину окружности);
Угол наклона земной оси к плоскости орбиты (можно в теме «Атмосфера»);
Основные мероприятия по охране вод своей местности;
Использование вод своей местности
1 уровень
Как представляли Землю в древности ?
Какую форму имеет планета Земля ?
Приведите примеры окружающих нас предметов , сходных по форме с Землей.
Назовите два основных вида движения Земли.
2 уровень
Приведите доказательства шарообразности Земли.
Перечислите источники загрязнения вод.
Перечислите мероприятия по охране вод своей местности.
Как используются воды р. Ертис?
Определять(измерять):
При помощи приборов t C воздуха;
Форма поверхности и характер залегания горных пород
1 уровень
Где можно увидеть характер залегания горных пород?
2 уровень
Назовите формы рельефа. Определите форму поверхности наблюдаемой местности.
Определите по рисунку характер залегания горных пород.
Определите по коллекции горные породы своей местности.
Описывать:
сезонные изменения состояния водоемов, растительности и животного мира своей местности.
Приводить:
примеры из истории географических исследований и открытий
1 уровень
Опишите, как изменяется состояние р.Ертис по сезонам года.
2 уровень
Объясните, почему меняется растительный и животный мир по сезонам года?