Применение технологии критического мышления на уроках русского языка
Применение технологии критического мышления на уроках русского языка
Современное развитие школьного образования требует качественного изменения содержания, которое должно быть направлено на развитие возможностей и способностей человеческой личности.
Возникает проблема: «Как в век современных технологий учить человека будущего?» «Как ребенку в будущем стать конкурентоспособной личностью?»
Меняющийся социум выдвигает новые требования к модели выпускника. Он школы должен самостоятельно мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и находить пути их преодоления, применять приобретенные им знания в окружающей действительности.
Помочь в решении этих проблем и в создании условий, максимально стимулирующих развитие интеллектуальных способностей школьников, может использование приемов технологии критическогомышления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Применение технологии критического мышления на уроках русского языка»
Применение технологии критического мышления
на уроках русского языка
Современное развитие школьного образования требует качественного изменения содержания, которое должно быть направлено на развитие возможностей и способностей человеческой личности.
Возникает проблема: «Как в век современных технологий учить человека будущего?» «Как ребенку в будущем стать конкурентоспособной личностью?»
Меняющийся социум выдвигает новые требования к модели выпускника. Он школы должен самостоятельно мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и находить пути их преодоления, применять приобретенные им знания в окружающей действительности.
Помочь в решении этих проблем и в создании условий, максимально стимулирующих развитие интеллектуальных способностей школьников, может использование приемов технологии критическогомышления.
Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям.
Такое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения. Посредством критического мышления, человек способен вынести здравое суждение по рассматриваемой точке зрения или при анализе модели поведения. То есть, можно сказать, что это особый вид умственной деятельности человека.
Таким образом, умение мыслить критически помогает человеку сократить количество поступков, о которых впоследствии пришлось бы жалеть, а значит, увеличивает шансы на успех.
Цель технологии развития критического мышления − развитие мыслительных навыков, которые необходимы учащимся в дальнейшей жизни.
Специфика технологии развития критического мышления состоит в организации процесса обучения в трехфазной структуре:
- вызов,
- осмысление,
- рефлексия.
Первая стадия – вызов, предназначена для того, чтобы вызвать:
- в памяти учащихся ту информацию, которая пригодится на данном уроке;
- интерес к новой теме;
- активность учащихся.
Приемы:
Верно — не верно. Учитель предлагает несколько утверждений по теме урока. Учащиеся фиксируют свои ответы, соглашаясь или отрицая услышанное. На стадии рефлексии необходимо вновь вернутся к этим вопросам и скорректировать свои ответы в связи с полученной информацией.
Например, тема урока «Обобщение по разделу «Имя существительное»», 5 класс.
Предлагаем учащимся заполнить таблицу, вспомнив все, что они знают об имени существительном.
Верите ли вы, что…
Да
Нет
1
Раздел, в котором изучаются части речи, называется морфология.
2
Имя существительное изменяется по родам.
3
Бывают собственными и нарицательными.
4
Не изменяется по числам. Бывают существительные только единственного числа или множественного.
5
Существительное изменяется по падежам.
6
У существительных 3 склонения на конце слова после шипящих пишется ь.
7
Окончание существительного зависит только от падежа.
8
После шипящих и «ц» в окончании под ударением пишется «е».
9
В предложении только является подлежащим.
В конце урока обращаем внимание учащихся на заполненную таблицу. Корректируем ответы.
Кластер — прием, который помогает не только вспомнить все, что относится к теме, но и систематизировать знания и умения.
Алгоритм построения кластера:
1.Ученикам предлагается выделить главное, наиболее значимое в изученном разделе ключевое слово и расположить в центре чистого листа бумаги или экрана компьютера в виде слова, предложения или визуального образа (например, цветок, солнышко, дерево).
2. Вокруг расположить слова, предложения или рисунки, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.
Например, тема урока «Морфологический разбор имен существительных», 5 класс
Что мы знаем об имени существительном?
Ключевое слово – имя существительное.
Далее рассматриваем:
- на какие вопросы отвечает?
- что обозначает?
- какие имеет постоянные признаки?
- какие имеет непостоянные признаки?
- чем является в предложении?
На основе кластера составляем алгоритм разбора имени существительного как часть речи.
Инсерт (пометки на полях) — эффективный метод, который позволяет выделить из текста важные абзацы и предложения. Инсерт — это прием маркированного чтения. На полях текста учащиеся отмечают специальными значками то, что они уже знают, то, что явилось новым, то, что идет вразрез с их знанием и то, что требует уточнений, пояснений. Таблица, составленная после прочтения, анализируется в ходе урока и дети возвращаются к ней уже на стадии рефлексии.
Например, тема урока «Имя существительное», 5 класс
Заполните таблицу, используя соответствующие обозначения.
«V» - я это знаю
«+» - новое для меня
«-» - я думал иначе
«?» - это мне интересно, непонятно, нужно разобраться
V
+
-
?
1. Имя существительное - это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет (шкаф), лицо (человек), животное (собака), признак (высота), отвлечённое понятие (любовь), действие (чтение), отношение (большинство).
Объединены с точки зрения значения эти слова тем, что к ним можно задать вопрос КТО? или ЧТО?; в этом, собственно, и заключается их предметность.
2. Нарицательные имена существительные обозначают предметы, не выделяя их из класса однотипных (страна, море, мальчик, журнал).
Собственные имена существительные обозначают предметы, выделяя их из класса однородных предметов, индивидуализируя их (Воркута, Уса, Александр, «Заполярье»).
3. Имена существительные имеют постоянный морфологический признак одушевлённости.
Признак одушевлённости существительных тесно связан с понятием живое/неживое.
Одушевлёнными существительными называются в основном живые существа, а неодушевлёнными - неживые предметы; одушевлённые отвечают на вопрос КТО?, неодушевлённые - на вопрос ЧТО?
4. Имена существительные имеют постоянный морфологический признак рода и относятся к мужскому, женскому и среднему роду.
К мужскому, женскому и среднему роду относятся слова со следующей сочетаемостью:
м.р.: интересная книга раскрыта
ж.р.: интересный журнал раскрыт
с.р.: интересное явление раскрыто
Некоторые имена существительные с окончанием -а, обозначающие признаки, свойства лиц, в И.п. имеют двойную охарактеризованность по роду в зависимости от пола обозначаемого лица: твой невежа пришёл, твоя невежа пришла.
Такие имена существительные относятся к общему роду.
Имена существительные только множественного числа (сливки, ножницы, ворота, каникулы) не относятся ни к одному из родов, поскольку во множественном числе формальные различия между существительными не выражены.
5. Имена существительные изменяются по числам и падежам. Большинство существительных имеют формы единственного и множественного числа (река - реки, рука - руки). Однако некоторые имена существительные имеют или только форму единственного числа (молоко, молодежь), или только форму множественного числа (ножницы, брюки).
Падеж как морфологический признак имён существительных.
Имена существительные изменяются по падежам, т.е. имеют непостоянный морфологический признак числа.
В русском языке шесть падежей: именительный (И.п.), родительный (Р.п.), дательный (Д.п.), винительный (В.п.), творительный (Т.п.), предложный (П.п.). Эти падежные формы диагностируются в следующих контекстах:
Р.п. (нет) кого? чего? В.п. (вижу) кого? что? П.п. (думаю) о ком? о чём?
Окончания разных падежей различны в зависимости от того, к какому склонению принадлежит имя существительное.
6. Склонение имён существительных.
Изменение имён существительных по падежам называется склонением.
К 1-му склонению относятся имена существительные муж. и жен. рода с окончанием И.п. ед.ч. -а (-я), в том числе и слова, оканчивающиеся на -ия: мам-а, пап-а, земл-я, лекци-я (лекциj-а).
Ко 2-му склонению относятся имена существительные муж. рода с нулевым окончанием И.п., в том числе и слова на -ий, в том числе имена существительные ср. рода с окончанием -о, в том числе и слова на -ие: стол - ,гений - , городишк-о, окн-о, пол-е,
пени-е (пениj-е).
К 3-му склонению относятся имена существительные жен. рода с нулевым окончанием в И.п.: пыль - , ночь - .
Кроме существительных, имеющих окончания только одного из этих склонений, существуют слова, имеющие часть окончаний из одного склонения, а часть - из другого. Их называют разносклоняемыми. Это десять слов на -мя (бремя, время, стремя, племя, семя, имя, пламя, знамя, вымя, темя) и путь.
В русском языке есть так называемые несклоняемые имена существительные. К ним относятся многие нарицательные и собственные заимствования (метро, Токио), русские фамилии на -ых, -их, -во (Иванов, Петров, Сидоров). Их принято описывать как слова без окончаний.
7. Имя существительное может быть любым членом предложения.
Далее на этапе рефлексии возвращаемся к ранее заполненной таблице.
Приём «Корзина идей» (инвентаризация)
Ученики по очереди называют какое- то предположение, не повторяя ранее сказанного.
Все сведения записываются учителем в «корзине» идей без комментариев.
На стадии рефлексии происходит возврат к корзине идей с целью анализа предположений.
Например, тема урока «Правописание проверяемых согласных в корне слова», 5 класс.
Учитель ставит перед детьми проблему:
- Напишите за 1 минуту, что вы знаете о правописании парных согласных по глухости-звонкости на конце слова?
(б-п, д -т, з-с, ж-ш, в - ф, г - к; проверяются способом «один - много»)
- Обмен информацией в группах.
- Сбрасывание информации в корзину, запись на доске.
Обсуждаем собранную информацию. Обобщаем, и делаем вывод: чтобы правильно написать слово со звонким или глухим согласным, нужно слово изменить или подобрать однокоренное, чтобы после согласного стоял гласный.
- Какое слово может быть лишним? Почему?
мороз
снег
снежки
холод
(Снежки. Есть парный согласный, но он в середине слова).
- Подумайте, можно ли наш способ проверки применить к таким словам?
Стадия осмысления — это получение учащимися новой информации и работа с ней.
Функции этой стадии урока:
- информационная. Учащиеся получают новую информацию, работают с ней, осмысливая и анализируя, оценивая и сравнивая с тем багажом знаний, который уже имеется.
- систематизирующая. Все приемы стадии осмысления направлены на то, чтобы учащиеся не просто освоили пласт новой информации, но и смогли систематизировать его, так сказать, «разложить по полочкам» в своей памяти.
На этом этапе урока я применяю те же приемы.
Прием «Кластер».
На стадии осмысления использование кластера позволяет структурировать учебный материал.
Например, тема урока «Обобщение раздела «Словообразование имен существительных»», 6 класс.
Раздел «Словообразование имен существительных» содержит объемный теоретический материал. После изучения раздела можно предложить учащимся обобщить весь материал по теме в виде кластера
Можно предложить учащимся дополнить дома составленный на уроке кластер, используя информацию из дополнительных источников.
На уроке вы можете провести фронтальную или групповую работу, рассмотрев предложенные варианты кластеров:
- найти ошибки в кластере, объяснить их и исправить кластер;
- дополнить кластер примерами;
- восстановить кластер с пропущенными звеньями;
- подготовить устное сообщение по теме на основе кластера и др.
• Прием «Инсерт» (пометки на полях)
Например, тема урока «Простое и сложное предложение», 7 класс
Прочитайте самостоятельно статью и пополните записи в маркировочной таблице.
«V» - я это знаю
«+» - новое для меня
«-» - я думал иначе
«?» - это мне интересно, непонятно, нужно разобраться
V
+
-
?
Учащиеся читают текст и делают пометы в таблице.
Текст: «Наша речь состоит из предложений. Предложение выражает законченную мысль. Все слова в предложении являются членами предложения.
Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения.
Остальные члены предложения - второстепенные.
Предложения бывают простые и сложные.
Простые предложения имеют одну группу главных членов: подлежащее и сказуемое.
Например: Свеча догорает. В небе высоком звёзды зажглись.
Сложные предложения состоят из нескольких частей. В каждой части есть своя группа главных членов.
Например: Зарождались звёзды, зорька догорала, в роще за рекою птица замолчала.
Части сложного предложения отделяются друг от друга при чтении паузой, а при письме запятой.
Между частями сложного предложения ставится запятая или союз».
На какие вопросы вы получили ответы?
Далее проводится беседа по прочитанному теоретическому материалу.
Данный прием требует от ученика активного и внимательного чтения. Использование маркировочных знаков помогает соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.
В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока.
Если ребенок понимает:
- ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;
- какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;
- какой вклад в общее дело он может внести;
- может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников,
…то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.
Прием «Корзина идей»
Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.
Упражнение выполняется как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени.
Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.
В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной.
В графу «И» - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
+
-
интересно
Мною были рассмотрены лишь некоторые приемы из множества приёмов этой технологии.
На практике существуют определенные трудности: учителю приходится перестраивать всю работу на уроках, тратить значительно больше времени на подготовку; нет никаких готовых методических разработок; не на каждом уроке технология применима. Но при этом открывается огромное поле деятельности для творческой работы учителя и учащихся.
В заключении хочется сказать, что педагогическая задача учителя в том, чтобы помочь каждому ребёнку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития. И в этом помогают приёмы технологии развития критического мышления.