Приемы технологии критического мышления на уроках английского языка.
Приемы технологии критического мышления на уроках английского языка.
Носырева Н.П.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9 города Амурска Амурского муниципального района Хабаровского края.
ПРИЕМЫ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Аннотация.
Данная статья посвящена приемам технологии критического мышления на уроках английского языка. В статье рассматриваются основные понятия: технология критического мышления, аспекты критического мышления, этапы, формирующие критическое мышление.
С овладением любой новой технологией начинается новое педагогическое мышление преподавателя: чёткость, структурность, ясность методического языка, появление обоснованной нормы в методике.
Выбор образовательных технологий для достижения целей и решения задач, поставленных в рамках учебной дисциплины «Иностранный язык» обусловлен потребностью сформировать у студентов комплекс общекультурных компетенций, необходимых для осуществления межличностного взаимодействия и сотрудничества в условиях межкультурной коммуникации, а также обеспечивать требуемое качество обучения на всех его этапах.
Повысить эффективность уроков английского языка позволяют технологии критического мышления.
Критическое мышление (англ. critical thinking) — система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам.
Д. Кластер выделяет следующие аспекты критического мышления:
1. Критическое мышление есть мышление самостоятельное.
2. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.
3. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
4. Критическое мышление есть мышление социальное.[2]
Для того чтобы студент мог воспользоваться своим критическим мышлением, ему важно развить в себе ряд качеств: готовность к планированию; гибкость мышления; настойчивость; готовность исправлять свои ошибки; осознание своей деятельности; поиск компромиссных решений. [3]
Технологии критического мышления развивают умения анализировать, делать выводы; выдвигать, формулировать и разрабатывать гипотезы; искать аналогии; активизировать ранее приобретенные знания, применять в реальных условиях; оценивать достоверность ; обобщать идеи; изучать другие точки зрения.
Технология критического мышления способствует повышению эффективности восприятия информации студентом; повышение интереса как к изученному материалу, так и к самому процессу обучения; умение критически мыслить; умение работать в сотрудничестве с другими.
Преподавателю она помогает создать в группе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества; возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения; стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность; стать источником ценной профессиональной информации для других преподавателей.
Учебные занятия, формирующие критическое мышление, имеют следующие этапы:
Стадия вызова.
Стадия осмысления.
Стадия рефлексии.
Каждая стадия предполагает свои приемы вовлечения студентов в активную работу по овладению новым материалом. Формы работы могут быть как групповыми, так и индивидуальными.
Рассмотрим пример работы с текстом "Деньги в нашей жизни" .
На стадии вызова используется Cluster - Method - графический приём систематизации материала. Ключевое слово - "деньги" записывается в центр, затем. вокруг основного слова студенты записывают новые слова. Они обводятся и соединяются с основным словом. Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки. Взаимосвязанные понятия соединяются линиями. Кластер, созданный руками студентов, даёт возможность преподавателю отслеживать понимание студентами темы. Для самих студентов - это возможность обобщить и структурировать предметный материал и увидеть связи между идеями и понятиями. Таким образом, в ходе составления кластера выявляется "зона незнания", которую они должны ликвидировать в ходе работы над текстом.
На стадии осмысления используется стратегия «Fishbone», модель постановки и решения проблемы, которая позволяет описать и попытаться решить целый круг проблем (поле проблем). Диаграмма «Fishbone» позволяет проанализировать причины событий более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы.
Как известно любая проблема начинается с головы. Поэтому студенты формулируют проблему и помещают её в голову рыбы. На верхних (или левых) «косточках» записываются формулировки причин проблемы, на нижних (или правых) - факты, подтверждающие, что данные причины проблемы существуют. Хвост рыбы – вывод. Путем анализа связки «причины-аргументы» учащиеся синтезируют вывод, который записывается в конечной части рисунка. На основе этого формулируется своё мнение по проблеме и факты из текста могут использоваться студентами при подготовке монологического высказывания по теме.
На стадии рефлексии можно применить синквейн - прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал по новой или изученной теме. Он требует от студента кратко резюмировать информацию. А еще синквейн – это хороший метод самоконтроля: если получается, значит материал усвоен хорошо.
Таким образом, комплексное использование в учебном процессе приёмов и методов технологии критического мышления стимулируют личностную, интеллектуальную активность, развивают познавательные процессы, способствуют формированию компетенций, которыми должен обладать будущий специалист.
Литература:
Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке.- М.: Просвещение, 2004. – 175 с.
Клустер Д. Что такое критическое мышление. – М.: ЦГЛ, 2005. – с. 5 - 13
Халперн Д. Психология критического мышления. – СПб., 2000. – 126с.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Приемы технологии критического мышления на уроках английского языка. »
Носырева Н.П.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9 города Амурска Амурского муниципального района Хабаровского края.
ПРИЕМЫ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Аннотация.
Данная статья посвящена приемам технологии критического мышления на уроках английского языка. В статье рассматриваются основные понятия: технология критического мышления, аспекты критического мышления, этапы, формирующие критическое мышление.
С овладением любой новой технологией начинается новое педагогическое мышление преподавателя: чёткость, структурность, ясность методического языка, появление обоснованной нормы в методике.
Выбор образовательных технологий для достижения целей и решения задач, поставленных в рамках учебной дисциплины «Иностранный язык» обусловлен потребностью сформировать у студентов комплекс общекультурных компетенций, необходимых для осуществления межличностного взаимодействия и сотрудничества в условиях межкультурной коммуникации, а также обеспечивать требуемое качество обучения на всех его этапах.
Повысить эффективность уроков английского языка позволяют технологии критического мышления.
Критическое мышление (англ. critical thinking) — система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам.
Д. Кластер выделяет следующие аспекты критического мышления:
1. Критическое мышление есть мышление самостоятельное.
2. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.
3. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
4. Критическое мышление есть мышление социальное.[2]
Для того чтобы студент мог воспользоваться своим критическим мышлением, ему важно развить в себе ряд качеств: готовность к планированию; гибкость мышления; настойчивость; готовность исправлять свои ошибки; осознание своей деятельности; поиск компромиссных решений. [3]
Технологии критического мышления развивают умения анализировать, делать выводы; выдвигать, формулировать и разрабатывать гипотезы; искать аналогии; активизировать ранее приобретенные знания, применять в реальных условиях; оценивать достоверность ; обобщать идеи; изучать другие точки зрения.
Технология критического мышления способствует повышению эффективности восприятия информации студентом; повышение интереса как к изученному материалу, так и к самому процессу обучения; умение критически мыслить; умение работать в сотрудничестве с другими.
Преподавателю она помогает создать в группе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества; возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения; стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность; стать источником ценной профессиональной информации для других преподавателей.
Учебные занятия, формирующие критическое мышление, имеют следующие этапы:
Стадия вызова.
Стадия осмысления.
Стадия рефлексии.
Каждая стадия предполагает свои приемы вовлечения студентов в активную работу по овладению новым материалом. Формы работы могут быть как групповыми, так и индивидуальными.
Рассмотрим пример работы с текстом "Деньги в нашей жизни" .
На стадии вызова используется Cluster - Method - графический приём систематизации материала. Ключевое слово - "деньги" записывается в центр, затем. вокруг основного слова студенты записывают новые слова. Они обводятся и соединяются с основным словом. Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки. Взаимосвязанные понятия соединяются линиями. Кластер, созданный руками студентов, даёт возможность преподавателю отслеживать понимание студентами темы. Для самих студентов - это возможность обобщить и структурировать предметный материал и увидеть связи между идеями и понятиями. Таким образом, в ходе составления кластера выявляется "зона незнания", которую они должны ликвидировать в ходе работы над текстом.
На стадии осмысления используется стратегия «Fishbone», модель постановки и решения проблемы, которая позволяет описать и попытаться решить целый круг проблем (поле проблем). Диаграмма «Fishbone» позволяет проанализировать причины событий более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы.
Как известно любая проблема начинается с головы. Поэтому студенты формулируют проблему и помещают её в голову рыбы. На верхних (или левых) «косточках» записываются формулировки причин проблемы, на нижних (или правых) - факты, подтверждающие, что данные причины проблемы существуют. Хвост рыбы – вывод. Путем анализа связки «причины-аргументы» учащиеся синтезируют вывод, который записывается в конечной части рисунка. На основе этого формулируется своё мнение по проблеме и факты из текста могут использоваться студентами при подготовке монологического высказывания по теме.
На стадии рефлексии можно применить синквейн - прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал по новой или изученной теме. Он требует от студента кратко резюмировать информацию. А еще синквейн – это хороший метод самоконтроля: если получается, значит материал усвоен хорошо.
Таким образом, комплексное использование в учебном процессе приёмов и методов технологии критического мышления стимулируют личностную, интеллектуальную активность, развивают познавательные процессы, способствуют формированию компетенций, которыми должен обладать будущий специалист.
Литература:
Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке.- М.: Просвещение, 2004. – 175 с.
Клустер Д. Что такое критическое мышление. – М.: ЦГЛ, 2005. – с. 5 - 13
Халперн Д. Психология критического мышления. – СПб., 2000. – 126с.