Приёмы технологии критического мышления учащихся на уроках математики
Приёмы технологии критического мышления учащихся на уроках математики
В презентации представленны приемы технологии критического мышления: «Знаем – Хотим узнать – Узнаем», Концептуальная таблица (используется, когда необходимо провести сравнение нескольких объектов по нескольким вопросам), Прием «Представление информации в кластерах», «Верные и неверные утверждения» или «верите ли вы», Приём "Кубик", Прием «Составление «Синквейна»»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Приёмы технологии критического мышления учащихся на уроках математики»
“Важнейшая задача цивилизации–
научить человека мыслить”
Эдисон
«Приёмы технологии критического мышления учащихся на уроках математики»
Работу выполнили учителя математики
МБОУ ЮРЛКиНК г-к Железноводска:
Ермуратина Т.В.
Такмакова Н.Н.
Усеинова И.Н.
Хрипкова Н.В.
Ядревская Н.В.
Определяя понятие «критическое мышление», Дэвид Клустер выделяет пять существенных признаков.
Критическое мышление есть мышление самостоятельное и носит индивидуальный характер.
Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления.
Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.
Критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Аргументация начинается с утверждения и подкрепления его основаниями (используемая идея, теория, система понятий). Затем следует цепочка рассуждений, приводящая автора к высказанному утверждению,
Критическое мышление всегда существует в ситуации полилога, дикуссии, оппонирования. Это не противоречит первому пункту, поскольку новая мысль, идея всегда «обкатываются» в дискуссии.
Критическое мышление осуществляется в ситуации, реально значимой для человека, определяемой его потребностями и целями.
Восприятие информации происходит в три этапа:
Стадия
Функции
Вызов
Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к новой теме).
Информационная (вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме.
Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).
Осмысление содержания
Информационная (получение новой информации по теме).
Мотивационная (сохранения интереса к изучаемой теме).
Рефлексия
Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации).
Информационная (приобретение нового знания).
Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля).
Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).
Модель построения уроковв технологии развития критического мышления
Тип урока
Работа с информационным текстом
Вызов
Работа с художественным тестом
Мозговой штурм; кластер; рассказ; подсказка, тонкие и толстые вопросы и т.д.
Осмысление
Рефлексия
Взаимообучение
Рассказ- предположение по ключевым словам (по заголовку); графическая систематизация материала (кластеры и таблицы), верные и неверные утверждения, перепутанные логические цепочки, словарная работа, рассматривание иллюстраций и т.п.
Маркировка текста; ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов и т.п.
Урок-исследование
Верные-неверные суждения; корзина идей и т.д.
Чтение с остановками; маркировка текста; дневник, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы
Возвращение к кластеру
Кластер, составление словаря по тексту произведения, написание сочинения, исследование по отдельным вопросам
Мозговой штурм
Зигзаг (мозаика)
Заполнение таблицы, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы
Сводная таблица
Предсказание
Приём «Знаем – Хотим узнать – Узнаем»
Знаем
Хотим узнать
1.
2.
3.
Узнали
Опорные знания
1.
2.
3.
Внести свои спорные мысли и вопросы, возникшие в ходе обсуждения темы урока
1.
2.
3. Расположить ответы напротив поставленных вопросов.
Осталось узнать
1.
2.
3.
Сравнить, что знали раньше, с информацией, полученной из текста.
Изложить сведения, понятия или факты только своими словами, не цитируя учебник.
«Сложение, вычитание обыкновенных дробей»
Знаю
Хочу узнать
а /m+b/m=(a+b)/m
а /m-b/m=(a-b)/m
Узнал новое
Как складывать дроби с разными знаменателями?
Как вычитать дроби с разными знаменателями?
Решение уравнений, задач, содержащих дроби с разными знаменателями
Понятия: наименьший общий знаменатель, дополнительные множители.
Чтобы сложить, вычесть дроби с разными знаменателями, нужно привести их к общему знаменателю.
Алгоритм +,- дробей с разными знаменателями.
«Площадь параллелограмма».
З
Х
Единицы измерения площади: мм², см², дм², м², км².
У
S квадрата = а·а=а²
S прямоуг .= а·в
Формулы для вычисления площади
треугольника, параллелограмма, трапеции, ромба.
Определение площади
Свойства площади
Док-во формулы:
S=a∙b
S параллелограмма
S=a∙h
Осталось узнать:
S трапеции
S ромба
Потренироваться в применении формул в различных ситуациях
Концептуальная таблица (используется, когда необходимо провести сравнение нескольких объектов по нескольким вопросам) «Четырёхугольники»
Линия сравнения
Паралле-лограмм
Чертёж
Прямо-угольник
Свойства сторон
Ромб
Свойства углов
Квадрат
Свойства диагоналей
Трапеция
Приём «Сводная таблица» (помогает систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами)
Тема 1
Тема 2
Линия сравнения
Тема 3
Тема 4
«Тригонометрические функции, их свойства и графики»
y = sin x
y = cos x
Свойства
y = tg x
D(Y)
ЧЁТ., НЕЧЁТ.
y = ctg x
МОНОТОННОСТЬ
НАИБ., НАИМ. ЗНАЧЕНИЯ
ОГРАНИЧЕННОСТЬ
НЕПРЕРЫВНОСТЬ
E(Y)
ГРАФИК
Прием «Представление информации в кластерах» Кластер – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста.
Способы разложения многочлена на множители
Вынесение общего множителя за скобки
Группировка
Использование формул сокращенного умножения
«Введение в теорию вероятностей»
«Верные и неверные утверждения» или «верите ли вы» понятие вектора в пространстве.
Прием «Инсерт»
1. Читая, ученик делает пометки в тексте.
V – уже знал,
+ - новое,
- - думал иначе,
? – не понял, есть вопросы.
2. Читая, второй раз, заполняет таблицу, систематизируя материал.
V
+
-
?
«Многоугольники».
V
+
-
Многоугольник
Вершина многоугольника
Р многоугольника
Диагональ многоугольника
Угол многоугольника
Противополож-ные стороны, вершины четырехугольника
?
Внутренняя, внешняя область многоуголь-ника
Выпуклый многоуголь-ник
(n-2)*180°
определение многоуголь-ника
не понял как получили формулу
Приём "Кубик"
Суть данного приема: Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий:
1. Опиши это... (Опиши цвет, форму, размеры или другие характеристики)
2. Сравни это... (На что это похоже? Чем отличается?)
3. Проассоциируй это... (Что это напоминает?)
4. Проанализируй это... (Как это сделано? Из чего состоит?)
5. Примени это... (Что с этим можно делать? Как это применяется?)
6. Приведи "за" и "против" (Поддержи или опровергни это)
«Круглые тела».
На что это похоже? Чем отличается?
Опиши форму, размеры или др. характери- стики
Как это
сделано?
Как и где применяется?
Опиши форму, размеры или др. характери- стики
Как это
сделано?
Как и где применяется?
На что это похоже? Чем отличается?
Прием «Составление «Синквейна»»
Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам: