Урок русского языка во 2 классе
Тема. Гласные и согласные звуки.
Цель: совершенствовать у школьников умение различать гласные и согласные звуки, развивать навык звукового анализа слов, расширять представление учащихся о смыслоразличительной функции звуков; развивать связную речь учеников; воспитывать интерес к языковым явлениям.
Ход урока
1.Актуализация опорных знаний учащихся
1. Проверка выполнения домашнего задания.
Упражнение 96 (с. 36, учебник).
2. Каллиграфическая минутка. (Слайд 2)
С Х Э Ж
— Что общего в написании этих букв?
— Чем различается их написание?
— После какой буквы стоит в алфавите буква с (э, ж, х)?
3. Составление слов.
— Составьте из данных букв слова и запишите их.
флаАитв бзуАка
4. Беседа.
— Что такое алфавит?
— Как по-другому назвать алфавит?
— Назовите третью букву алфавита.
— Назовите шестую букву алфавита.
— Какая буква стоит в алфавите перед буквой м?
— Для чего нужно знать алфавит?
II. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока
1. Игра «Угадай слово». (Слайд 3)
— Угадайте слово и запишите его.
В этом слове четыре буквы. Первая буква слова — десятая буква алфавита, вторая — третья буква алфавита, третья — первая буква алфавита, а четвертая — пятнадцатая буква алфавита. (Иван.)
2. Работа в парах.
— Прочитайте слово из предыдущего задания. Какая из данных схем соответствует слову Иван? Объясните свой выбор. (Схемы на слайде 3)
— Как обозначаются звуки на письме?
— Рассмотрите рисунки и скажите, чем отличается звук от буквы. (Слайд 4)
3. Вступительное слово учителя.
— Сегодня на уроке мы повторим алфавит, вспомним, что звуки на письме обозначаются с помощью букв, повторим, какие звуки есть в русском языке и по каким признакам они различаются, научимся выполнять звуковой анализ слов.
III. Первичное восприятие и осознание нового материала
- Знакомство с ОК «Звуки» (Слайд 5)
2. Работа с учебником. (Слайд 6)
Выполнение упражнений 97, 98 (с. 36, 37).
Запомни!
При произношении гласных звуков воздух во рту проходит свободно, а при произношении согласных звуков встречает преграды.
3. Сравнительный анализ слов.
— Рассмотрите рисунки. (Слайд 7)
— Какие предметы на них изображены? (Стол, карта.)
— Запишите названия этих предметов.
— Какие звуки в словах одинаковые?
— Какими звуками различаются слова?
— Какую роль, кроме составления слов, выполняют звуки?
— Запишите слова. Подберите к ним пару по образцу. (Слайд 8)
О б р а з е ц. Рога — нога.
палка — пора —
вилка — рак —
кот — коса —
— Подчеркните и назовите буквы, обозначающие согласные звуки, с помощью которых эти слова различаются по значению.(Запись на доске.)
IV. Обобщение и систематизация знаний
1. Работа над звуковыми схемами слов. (Слайд 9)
— Запишите буквами: [луга], [л’устра], [пар], [п’атка].
— Почему одинаковые гласные звуки вы обозначили разнымибуквами? Подчеркните эти буквы.
2. Игра «Кто быстрее?».
— Выиграет тот, кто быстрее выпишет слова, в которых букв больше, чем звуков.
Сухарь, пенал, пузырьки, цветы, голубь, дом.
V. Домашнее задание
VI. Итог урока
Беседа.
— Что мы повторили на уроке?
— Чем отличается звук от буквы?
— Какие бывают звуки?
— Что важного вы узнали о звуках?
— Во всех ли случаях можно определить на слух, какой буквой обозначить тот или иной звук? Почему?