Урок русского языка во 2 «а» классе. Программа « Начальная школа XXI века».
Учитель: Алаторцева Ольга Николаевна.
Тема: «Учимся применять орфографические правила в корне»
Результаты:
личностные
метапредметные
предметные
Ценностное отношение к умению узнавать орфограммы в словах и проверять их, к совместной деятельности, к полученным результатам.
коммуникативные УУД: создать условия для культуры общения, интереса к урокам русского языка, умение выражать свои мысли, вступать в диалог, слушать и понимать других.
Познавательные УУД: формирование орфографических и каллиграфических навыков, создание условий для выработки навыков нахождения и проверки орфограмм в слове.
Регулятивные УУД: умение целеполагания, соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.
Умение узнавать изученные орфограммы, знать способы проверки, применять полученные знания при выполнении письменных работ
т.е. результатом педагогической деятельности будет ученик, ценящий то, что он самостоятельно может:
1) определить изученные орфограммы и способы их проверки;
2)осуществлять контроль по применению полученных знаний при самостоятельной работе;
3) применять полученные знания в жизни.
Цель урока: осмысление известных знаний, выработка умений и навыков по их применению, создание условий для формирования УУД,
Задачи урока:
1)формирование каллиграфических и орфографических навыков, умения находить и проверять орфограммы в слове;
2)развитие потребности в совершенствовании своей устной и письменной речи, развитие внимания и мышления;
3)воспитание ценностного отношения к урокам русского языка, к полученным результатам.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в паре.
Учебно-методическое обеспечение:
1)Рабочая тетрадь №2.М.И. Кузнецова.
2) наглядный и раздаточный материал по данной теме.
3)Презентация.
4) Пособие для учителя. Комментарии к урокам. Русский язык. С.В. Кузнецов, М.И. Кузнецова.
1.Организационный.
Мотивация к учебной деятельности.
Обеспечить хорошую внешнюю обстановку для работы, психологический и эмоциональный настрой к общению
Управление оценкой готовности к уроку.
-Представьте, что вы маленькие семечки.
-Садовник очень бережно относится к семечкам, поливает их, ухаживает за ними.
-С первыми лучами солнышка семечки начинают расти, появляются первые листочки.
-Стебелёк растёт.
-И вот наступает радостный момент: появляется первый бутон.
-А какой раскроется цветок, мы увидим в конце урока.
Дети слушают, настраиваются на работу.
2.Актуализация опорных знаний, выявление проблемы.
Введение в тему. Постановка цели урока.
Организация ситуации, в которой дети актуализируют нужные для последующего открытия знания.
Создание условий для формирования умения выбирать и оценивать учебные действия, умения ставить цель, формулировать тему
1 слайд
-Посмотрите, какое слово спряталось? Орфограмма
-Что такое орфограмма? (опасное при письме место)
- Ребята, давайте поиграем. Для каждого ряда я приготовила слова, но одно из них лишнее. Подумайте, какое и почему?
2 слайд
1ряд: трава, земля, дождь
2 ряд: солнце, сказка, улыбка
3ряд: весна, сердце, местность
3 слайд
(Появляются выбранные слова)
-В какой части слова находятся все эти орфограммы? (в корне)
-Как вы думаете, над какой темой мы будем работать? (дети называют тему)
Итак, сегодня на уроке мы работаем с орфограммами в корне слова.
- Для чего нужно знать и уметь применять эти правила? (чтобы не допускать ошибок при письме)
- Есть в классе ученики, которые знают эти правила, но допускают ошибки при письме?
- Что нужно сделать, чтобы этого не происходило? (научиться видеть орфограмму в слове).
Это называется орфографическая зоркость.
Что означает слово зоркость? (внимательный, наблюдательный)
-Какую цель мы поставим?
(учиться писать без ошибок, находить орфограммы и проверять их или вспоминать правила, развивать речь)
-Обратите внимание на столах лежит у каждого бутон желтого цвета и лепестки трёх цветов: розовый, оранжевый и голубой. При выполнении каждого задания на бутоне будут появляться лепестки. Но каждый цвет лепестка имеет свое значение.
Розовый - всё знаю.
Оранжевый – знаю, но нужно повторять.
Голубой – испытываю затруднения
Опираясь на данные высказывания, прикрепите первый лепесток, оценив выполненное задание.
Давайте вернемся к словам
Дети заранее записывают в тетрадь число, классная работа
Орфограмма-написание, требующее проверки, применения правил орфографии учиться писать без ошибок, правильно говорить, быть культурным человеком.
Самооценивание.
3. Закрепление правописания парной согласной в корне. Работа с изученной орфограммой.
Развитие учебно-интеллектуальных умений: анализ, синтез обобщение.
- Сейчас мы посмотрим, как вы уверены в своих знаниях.
- Послушайте стихотворение. (Читаю)
4 слайд
Вот царь зверей – могучий ле. (в, ф),
А тут жира. (в, ф) он с длинной шеей.
Ушастый ё. (ж, ш). Чем он хорош?
Ено. (т, д) – красавец смотрит вниз
Там потянулась сладко ры . ь (з, с),
Плывет могучий бегемо. (д, т),
Медве. ь (д, т) у озера ревет.
И белый голу. ь (п, б) там летает,
Удачи всем он нам желает.
-Вставьте нужную орфограмму устно доказывай свой выбор.
- Что объединяет все эти слова?
-А где ещё может находиться эта орфограмма?
Тетрадь с. 30 упр.3 (2 столбик)
Проверка
Оценивание (2 лепесток)
Опираясь на данные высказывания, прикрепите второй лепесток, оценив выполненное задание.
Лев, жираф, ёж, енот, рысь, бегемот, медведь, голубь.
4.Закрепление правописания непроизносимой согласной в корне. Работа с изученной орфограммой.
Актуализировать знания учащихся, закрепить знания, умения и навыки учащихся по нахождению изученных орфограмм в словах, определения места орфограммы в слове, выбора нужного способа проверки.
(Работа в паре)
- Вспомните правила работы в парах
- На карточке белого цвета записаны слова. Выпишите только те слова, в которых звуков меньше, чем букв.
Грустный, интересный, вкусный поздний, опасный, честный, лестница.
- Прочитайте выписанные слова. (дети читают слова)
- Почему вы их выписали?
- Как проверить данную орфограмму? (вспоминаем правило)
- Докажите.
- А все ли слова можно проверить?
- Почему?
- А какие ещё слова нужно помнить?
(праздник, здравствуйте, чувствовать)
Оценивание (3 лепесток)
Опираясь на данные высказывания, прикрепите третий лепесток, оценив выполненное задание.
Называют правило проверки парной согласной
Списывают в тетрадь с выделением орфограммы.
Делают вывод
Систематизировали знания по определению орфограмм, способах проверки, умение выделять часть слова, в которой находится орфограмма.
5.Физминутка
Формирование ценностного отношения к своему здоровью.
5 слайд
Выполняют упражнение для снятия усталости и напряжения
Ценностное отношение к здоровому образу жизни.
6. Закрепление правописания проверяемой безударной гласной в корне. Работа с изученной орфограммой.
При проверке самостоятельно в комплексе применять полученные знания
-Чтобы на бутоне появился ещё один лепесток, мы выполним следующее задание.
-У каждого на столах лежат красные -1, желтые-2 и зеленые-3 листочки.
(Читаю все задания)
-Выберите посильное для себя задание, самостоятельно выполнив его в своих тетрадях.
(Учащимся предлагаются разноуровневые задания)
1-высокий уровень (красные карточки).
Задание: выписать слова с орфограммами в корне.
Верба за моим окном
Почки распустила-
Раньше всех в краю родном
Расцвести решила.
2-средний уровень (желтые карточки).
Задание: вставить пропущенные буквы, записать проверочные слова.
В.сна (________), гнездо (________),
нед.л.ко(_______, _________), зв.рёк (___________), з.лёная (__________).
3-низкий уровень(зеленые карточки).
Задание: вставить пропущенные буквы, подчеркнуть проверочное слово.
Уд . вительно (дева, диво),
скр . пучий (скрепка, скрип),
гр.за (гроздь, грозы),
м.рской (море, морс),
.са (осинник, осы)
6 слайд
(Проверка по цветам на слайде)
- Как называется данная орфограмма?
(проверяемая безударная гласная в корне)
- Как проверить данную орфограмму? (вспоминаем правило)
Оценивание (4 лепесток)
Опираясь на данные высказывания, прикрепите четвертый лепесток, оценив выполненное задание.
7.Творческое применение знаний в новой ситуации.
Осталось прикрепить последний 5 лепесток.
7 слайд
-Какое время года изображено на картине?
-Что вы видите?
- Найдите слова с орфограммами, используя эту картину и запишите их в тетрадь выделяя орфограммы.
Проверка
Оценивание (5 лепесток)
Опираясь на данные высказывания, прикрепите пятый лепесток, оценив выполненное задание.
-Вот и раскрылся у каждого свой цветок. Эти цветы необычные. Это цветы ваших знаний.
- У кого все лепестки одного цвета? ------Почему так получилось?
-У кого больше розовых лепестков, чем других?
-Почему так получилось?
- У кого меньше розовых лепестков, чем других?
-Почему так получилось?
-Давайте все вместе порадуем стебельки, которые кто- то оборвал, подарив им новую жизнь. (Дети все вместе выходят к доске и крепят цветы)
8. Домашнее задание
Дать инф. о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Т. с.34 упр.6
9.Рефлексия
Создание условий для осмысления проделанной работы на уроке, развитие у учащихся способности к самооценке.
-Давайте вернёмся к планированию нашей деятельности в начале урока.
-Всё ли нам удалось?
-Чему учились сегодня на уроке?
-Зачем нужно было повторять эту тему.
- Чему можете научить своих одноклассников?
8 слайд
Урок окончен.
Спасибо за работу.