- На нашем уроке сегодня много гостей. Давайте поздороваемся.
– Вместе с нами отправится в путь по дороге знаний ваш любимый герой…( Незнайка)
– Из какого произведения он к нам пришел в гости?
2.Работа в тетради . Вспомните правила положения тетради и посадки. Запишите число.
Минутка чистописания (Слайд 2)
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла.
– О какой букве идет речь? Что вы можете о ней сказать?
3. Проблемная ситуация.
Только родившись, человек попадает в мир звуков. Их так много, что перечислить все просто невозможно. Звуки бывают тихие и громкие, нежные и пугающие, приятные и настораживающие. Как вы думаете, дети, какие звуки приятно слышать человеку, а какие его раздражают и пугают? (Ответы детей) Очень часто люди пытаются изобразить услышанный ими звук, используя при этом разные звуки человеческой речи. Вот посмотрите, перед вами несколько примеров: (Слайд 3)
ш - ш – ш р - р – р кап – кап бом – бом тик - так
Скажите, ребята, что или кто издает эти звуки? Какие из них тихие, а какие громкие, какие спокойные, а какие тревожные? (Ответы детей)
Много времени прошло с тех пор, как поселились в одной волшебной стране звуки. Были они невидимками, но зато любили петь. Однажды в той стране появился волшебник из другого королевства. Ему так там понравилось, что он хотел поближе познакомиться с ее жителями. А когда узнал, что все жители – невидимки, то очень огорчился. Но он все-таки был волшебником, причем очень добрым. И решил он каждому жителю подарить по волшебному платью. Каждый звук получил платье, не похожее на другие. Стоило его только надеть, как сразу звук становился видимым и превращался в букву. Букву можно было видеть, изобразить, нарисовать, написать. Волшебник был очень доволен. Ведь теперь, он называл звук по имени. Так они и познакомились
– Понравилась ли вам сказка? О чем она? Какова главная мысль сказки?
– Так о чем пойдет речь на нашем уроке? Кто определит тему нашего урока? (Слайд 5)
Звуки и буквы
5. Актуализация и систематизация знаний о звуках и буквах
Развитие зрительного внимания, артикуляции, фонематического слуха:
- Звуки речи возникают тогда, когда работают речевые органы. Какие?
- Язык, губы, зубы, голосовые связки
- Прочитайте слова: утро трава птица (Слайд 6)
- Произнесите первый звук в каждом из данных слов. А теперь понаблюдаем, смотря в зеркальце, как при произнесении звуков движутся губы и зубы, по-разному прикасается язык к участкам рта. (Зеркальце) Расскажите о своих наблюдениях.
- Солнечным утром ,когда ты видишь первую зелень травы и слышишь щебет птиц, хочется всех поприветствовать какими-то вежливыми словами ?
Работа в тетради ( на стр. 23 рабочей тетради прочитайте задание № 1 .
-Посовещайтесь в парах, какие слова, на ваш взгляд пропущены в предложениях.
1 вариант записывает 1 предложение; 2 вариант записывает 2 предложение
Взаимопроверка
– Какое предложение записали? Прочитайте. Проверьте (Слайд 7)
Оцените работу друг друга
Красный - Всё верно!
Зелёный - Есть недочеты.
Синий - Нужна помощь!
- Что же помогло вам записать приветствие? (буквы)
Учитель выставляет на магнитную доску карточки со словами “звуки” и “буквы”. Учащиеся читают слова на карточках. Тогда учитель ставит между карточками со словами карточку со знаком вопроса и спрашивает:
- Какой вопрос можно здесь задать? (Чем отличаются звуки и буквы?)
Затем отвечаем на этот вопрос: “Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и видим”.
- Какими бывают звуки речи? (Гласные и согласные).
На магнитной доске под карточкой “звуки” появляются карточки со словами “согласные” и “гласные”. Между ними снова появляется знак вопроса. Учитель снова спрашивает:
- А здесь, какой умный вопрос можно задать? (Чем отличаются гласные и согласные звуки?)
Дети отвечают на этот вопрос, приводят примеры.
- Какими бывают гласные звуки? (Ударными и безударными)
Соответствующие значки дети выставляют на магнитной доске.
- Теперь давайте выясним всё о согласных звуках. Какие бывают согласные звуки? (Глухие и звонкие, твёрдые и мягкие)
Соответствующие значки выставляются на магнитной доске. В результате этой работы на магнитной доске появляется следующая схема:
Буквы Звуки
Гласные согласные
Ударные безударные глухие звонкие
твердые мягкие
-Что мы повторяли , составляя данную таблицу? (Чем отличаются буквы и звуки)
6. Физминутка (Слайд 8 )
Ну-ка, детки, встаньте в ряд
Звуки пусть заговорят.
с-с-с- змеиный слышен свист (руки)
ш-ш-ш - шуршит опавший лист ( ходьба)
ж-ж-ж – шмели в саду жужжат (руки)
р-р-р – моторы тарахтят (кулачки)
Мчится поезд – чух-чух-чух.
Плачет филин – ух-ух-ух.
А теперь такая шутка:
Сесть вы можете без звука.
7. Закрепление изученного материала.
А вот какая неприятная история произошла с нашим героем Незнайкой. Однажды он решил пригласить в гости все звуки русского языка . И как вы думаете, сколько он поставил стульев? Он поставил ровно столько стульев, сколько букв в алфавите. Что там началось?! Гости стали ссориться, браниться друг с другом. А почему? Оказывается, звуков в русском языке больше, чем букв. Их – 42, букв – 33!!! (Слайд 9)
Скажите, ребята, так чего в русском языке больше звуков или букв? (Звуков)
А почему? (Согласные могут обозначать два звука - твердый и мягкий)
Посмотрим, насколько хорошо вы разбираетесь в звуках гласных и согласных, твердых и мягких. (У каждого ученика на парте три карточки - зеленая, красная, синяя)
Задание 2. Учитель показывает слова, написанные крупным шрифтом, дети выполняют то же самое задание. (учитель, карандаш, пенал, ребята , ученик)
(Если в процессе заданий случаются ошибки, то они сразу же разбираются вслух)
- Что повторили! (различие гласных и согласных звуков)
-Какие слова нам в этом помогли? ( словарные, написание которых нужно запомнить)
Звукобуквенный анализ слов
– Какой идет сейчас месяц? (Апрель)
Давайте выполним звукобуквенный разбор этого слова и посчитаем сколько в этом слове букв (6), и звуков? (5). Почему?
- Прочитайте предложение. (Слайд 11)
В апреле весело поют капели.
- Давайте поможем объяснить Незнайке, что значит слово капель
Капель – падение с крыш, с деревьев тающего снега каплями, а также сами эти капли.
Поют - звукобуквенный разбор
Работа в группах:
- Возьмите карточку. Вам нужно вместо пропусков вставить подходящие по смыслу слова, используя слова для справок. (Слайд 12)
Звуки мы __________ и ___________.
Буквы мы ___________и ____________, .
Проверка (СЛАЙД 13) Сигналом оцениваем работу группы
Выходит НезнайкаИгра “Буквы заблудились“ (Слайд 14)
– Ребята наш проказник Незнайка что-то напутал в стихотворении, а теперь никак не может
понять , о чем там говориться. Давайте ему поможем.
Тает снег, течет ручей,
На ветвях полно врачей. (грачей)
Мишка дров не напилил,
Печку кепками топил. (щепками)
На болоте нет дорог,
Я по кошкам – скок да скок. (кочкам)
- Что пожелаем Незнайке?
Проверочный тест
– Вы сегодня очень хорошо потрудились. А теперь я хочу проверить ваши знания. Если вы уверены в своих знаниях, вы можете выполнить весь тест. А если вы сомневаетесь, тогда сделайте то, что можете.
карточки с заданиями:
1. Голос, камень, шар, иголка, письмо, терка.
Подчеркнуть слова, в которых все согласные звуки твердые.
2. А, О, Е, У, Ы, Э.
Зачеркни лишнюю букву.
3. Моль, ручка, маяк.
Укажите количество букв и звуков в данных словах.)
Проверка теста. (Слайд )
– Ребята, а теперь внимательно сверьте свои записи с правильными ответами на доске.
– Молодцы, кто выполнил все задания!!!
–Хорошо , кто выполнил 2 задания!
–Остальные – подтянитесь!
Итог урока. (Слайд )
- Скажите, на какой главный вопрос мы помогли Незнайке ответить? (чем буквы отличаются от звуков?)
- В начале урока мы перед собой поставили цели. Каких целей достигли?
Рефлексия учебной деятельности.
- Какой вид работы запомнился больше всего?
-Возьмите зеркальце , произнесите звук И.
Пусть такое позитивное настроение сопровождает вас целый день.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- На нашем уроке сегодня много гостей. Давайте поздороваемся.
– Вместе с нами отправится в путь по дороге знаний ваш любимый герой…( Незнайка)
– Из какого произведения он к нам пришел в гости?
2.Работа в тетради . Вспомните правила положения тетради и посадки. Запишите число.
Минутка чистописания (Слайд 2)
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла.
– О какой букве идет речь? Что вы можете о ней сказать?
3. Проблемная ситуация.
Только родившись, человек попадает в мир звуков. Их так много, что перечислить все просто невозможно. Звуки бывают тихие и громкие, нежные и пугающие, приятные и настораживающие. Как вы думаете, дети, какие звуки приятно слышать человеку, а какие его раздражают и пугают? (Ответы детей) Очень часто люди пытаются изобразить услышанный ими звук, используя при этом разные звуки человеческой речи. Вот посмотрите, перед вами несколько примеров: (Слайд 3)
ш - ш – ш р - р – р кап – кап бом – бом тик - так
Скажите, ребята, что или кто издает эти звуки? Какие из них тихие, а какие громкие, какие спокойные, а какие тревожные? (Ответы детей)
Много времени прошло с тех пор, как поселились в одной волшебной стране звуки. Были они невидимками, но зато любили петь. Однажды в той стране появился волшебник из другого королевства. Ему так там понравилось, что он хотел поближе познакомиться с ее жителями. А когда узнал, что все жители – невидимки, то очень огорчился. Но он все-таки был волшебником, причем очень добрым. И решил он каждому жителю подарить по волшебному платью. Каждый звук получил платье, не похожее на другие. Стоило его только надеть, как сразу звук становился видимым и превращался в букву. Букву можно было видеть, изобразить, нарисовать, написать. Волшебник был очень доволен. Ведь теперь, он называл звук по имени. Так они и познакомились
– Понравилась ли вам сказка? О чем она? Какова главная мысль сказки?
– Так о чем пойдет речь на нашем уроке? Кто определит тему нашего урока? (Слайд 5)
Звуки и буквы
5. Актуализация и систематизация знаний о звуках и буквах
Развитие зрительного внимания, артикуляции, фонематического слуха:
- Звуки речи возникают тогда, когда работают речевые органы. Какие?
- Язык, губы, зубы, голосовые связки
- Прочитайте слова: утро трава птица (Слайд 6)
- Произнесите первый звук в каждом из данных слов. А теперь понаблюдаем, смотря в зеркальце, как при произнесении звуков движутся губы и зубы, по-разному прикасается язык к участкам рта.(Зеркальце) Расскажите о своих наблюдениях.
- Солнечным утром ,когда ты видишь первую зелень травы и слышишь щебет птиц, хочется всех поприветствовать какими-то вежливыми словами ?
Работа в тетради ( на стр. 23 рабочей тетради прочитайте задание № 1 .
-Посовещайтесь в парах, какие слова, на ваш взгляд пропущены в предложениях.
1 вариант записывает 1 предложение; 2 вариант записывает 2 предложение
Взаимопроверка
– Какое предложение записали? Прочитайте. Проверьте (Слайд 7)
Оцените работу друг друга
Красный - Всё верно!
Зелёный - Есть недочеты.
Синий - Нужна помощь!
- Что же помогло вам записать приветствие? (буквы)
Учитель выставляет на магнитную доску карточки со словами “звуки” и “буквы”. Учащиеся читают слова на карточках. Тогда учитель ставит между карточками со словами карточку со знаком вопроса и спрашивает:
- Какой вопрос можно здесь задать? (Чем отличаются звуки и буквы?)
Затем отвечаем на этот вопрос: “Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и видим”.
- Какими бывают звуки речи? (Гласные и согласные).
На магнитной доске под карточкой “звуки” появляются карточки со словами “согласные” и “гласные”. Между ними снова появляется знак вопроса. Учитель снова спрашивает:
- А здесь, какой умный вопрос можно задать? (Чем отличаются гласные и согласные звуки?)
Дети отвечают на этот вопрос, приводят примеры.
- Какими бывают гласные звуки? (Ударными и безударными)
Соответствующие значки дети выставляют на магнитной доске.
- Теперь давайте выясним всё о согласных звуках. Какие бывают согласные звуки? (Глухие и звонкие, твёрдые и мягкие)
Соответствующие значки выставляются на магнитной доске. В результате этой работы на магнитной доске появляется следующая схема:
Буквы Звуки
Гласные согласные
Ударные безударные глухие звонкие
твердые мягкие
-Что мы повторяли , составляя данную таблицу? (Чем отличаются буквы и звуки)
6. Физминутка (Слайд 8 )
Ну-ка, детки, встаньте в ряд
Звуки пусть заговорят.
с-с-с- змеиный слышен свист (руки)
ш-ш-ш - шуршит опавший лист ( ходьба)
ж-ж-ж – шмели в саду жужжат (руки)
р-р-р – моторы тарахтят (кулачки)
Мчится поезд – чух-чух-чух.
Плачет филин – ух-ух-ух.
А теперь такая шутка:
Сесть вы можете без звука.
7. Закрепление изученного материала.
А вот какая неприятная история произошла с нашим героем Незнайкой. Однажды он решил пригласить в гости все звуки русского языка . И как вы думаете, сколько он поставил стульев? Он поставил ровно столько стульев, сколько букв в алфавите. Что там началось?! Гости стали ссориться, браниться друг с другом. А почему? Оказывается, звуков в русском языке больше, чем букв. Их – 42, букв – 33!!! (Слайд 9)
Скажите, ребята, так чего в русском языке больше звуков или букв? (Звуков)
А почему? (Согласные могут обозначать два звука - твердый и мягкий)
Посмотрим, насколько хорошо вы разбираетесь в звуках гласных и согласных, твердых и мягких. (У каждого ученика на парте три карточки - зеленая, красная, синяя)
Задание 2. Учитель показывает слова, написанные крупным шрифтом, дети выполняют то же самое задание. (учитель, карандаш, пенал, ребята , ученик)
(Если в процессе заданий случаются ошибки, то они сразу же разбираются вслух)
- Что повторили! (различие гласных и согласных звуков)
-Какие слова нам в этом помогли? ( словарные, написание которых нужно запомнить)
Звукобуквенный анализ слов
– Какой идет сейчас месяц? (Апрель)
Давайте выполним звукобуквенный разбор этого слова и посчитаем сколько в этом слове букв (6), и звуков? (5). Почему?
- Прочитайте предложение. (Слайд 11)
В апреле весело поют капели.
- Давайте поможем объяснить Незнайке, что значит слово капель
Капель – падение с крыш, с деревьев тающего снега каплями, а также сами эти капли.
Поют - звукобуквенный разбор
Работа в группах:
- Возьмите карточку. Вам нужно вместо пропусков вставить подходящие по смыслу слова, используя слова для справок. (Слайд 12)
Звуки мы __________ и ___________.
Буквы мы ___________и ____________, .
Проверка (СЛАЙД 13) Сигналом оцениваем работу группы
Выходит НезнайкаИгра “Буквы заблудились“ (Слайд 14)
– Ребята наш проказник Незнайка что-то напутал в стихотворении, а теперь никак не может
понять , о чем там говориться. Давайте ему поможем.
Тает снег, течет ручей,
На ветвях полно врачей. (грачей)
Мишка дров не напилил,
Печку кепками топил. (щепками)
На болоте нет дорог,
Я по кошкам – скок да скок. (кочкам)
- Что пожелаем Незнайке?
Проверочный тест
– Вы сегодня очень хорошо потрудились. А теперь я хочу проверить ваши знания. Если вы уверены в своих знаниях, вы можете выполнить весь тест. А если вы сомневаетесь, тогда сделайте то, что можете.
карточки с заданиями:
1. Голос, камень, шар, иголка, письмо, терка.
Подчеркнуть слова, в которых все согласные звуки твердые.
2. А, О, Е, У, Ы, Э.
Зачеркни лишнюю букву.
3. Моль, ручка, маяк.
Укажите количество букв и звуков в данных словах.)
Проверка теста. (Слайд )
– Ребята, а теперь внимательно сверьте свои записи с правильными ответами на доске.
– Молодцы, кто выполнил все задания!!!
–Хорошо , кто выполнил 2 задания!
–Остальные – подтянитесь!
Итог урока. (Слайд )
- Скажите, на какой главный вопрос мы помогли Незнайке ответить? (чем буквы отличаются от звуков?)
- В начале урока мы перед собой поставили цели. Каких целей достигли?
Рефлексия учебной деятельности.
- Какой вид работы запомнился больше всего?
-Возьмите зеркальце , произнесите звук И.
Пусть такое позитивное настроение сопровождает вас целый день.
( Слайд )
ВАМИ МНЕ НЕ НАХВАЛИТЬСЯ: ВЫ УМЕЕТЕ УЧИТЬСЯ.
ВСЕ, ЧТО ВЫ О ЗВУКАХ ЗНАЛИ, МНЕ СЕЙЧАС ВЫ РАССКАЗАЛИ.
ЧТО О БУКВАХ ПОМНИЛИ, – ТОЖЕ МНЕ НАПОМНИЛИ.
И С ФОНЕТИКОЙ ДРУЖИЛИ, И ОШИБКИ УСТРАНИЛИ.
И СЛОВАРНЫЕ СЛОВА НЕ СТРАШНЫ ДЛЯ ВАС ДРУЗЬЯ!
И, НАДЕЮСЬ, ЧТО В ТЕТРАДКАХ Я НЕ ВСТРЕЧУ НЕПОЛАДКИ!