kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по русскому языку на тему:«Гласные и согласные звуки».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме:

«Гласные и согласные звуки».

Цели:

  • Познакомить с понятиями фонетика и графика;
  • расширить знания о гласных и согласных звуках речи и их образовании;
  • учить различать звуки и буквы.
  • Развивать умение различать гласные и согласные звуки.
  • Воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование: презентация к уроку, кружки разного цвета.

Ход урока

  1. Организация класса. Проверка готовности к уроку.
  2. Объявление темы и целей урока.

- На прошлом занятии мы завершили изучение раздела «Синтаксис». Давайте вспомним, что изучается в разделе «Синтаксис». ( Синтаксис- раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание и предложение, правила их построения.)

- Сегодня мы начнём изучать новый раздел науки о языке, название которого мы выясним позднее.

- А сейчас закройте глаза. Послушайте внимательно. (Раздаются звуки колокольчика) Что вы услышали? (Услышали звуки)

Совершенно верно. Наша жизнь полна звуков. Большое количество звуков окружает нас. Звуки бывают разные. Какие? Человек даже изобрёл аппараты, которые передают звуки. Они имеются в каждом доме. Назовите их.( Телефоны) Найдите другие слова с частью слова фон.

( Магнитофон – аппарат для магнитной записи и воспроизведении звука, микрофон – прибор, применяемый для передачи звуков на большие расстояния.)

- Что общего? Что их объединяет? ( часть слова - фон)

Слайд 1

- Фон – это греческое слово. Как вы думаете, что оно обозначает?( Звук.)

- В русском языке один из разделов науки о языке в своём названии тоже содержит часть слова фон. Назовите этот раздел. ( Фонетика) Слайд 1

- Что он изучает? ( Звуки речи)

- Звуки речи. А на какие две группы делятся звуки речи?

(Гласные и согласные) Совершенно верно. Тема сегодняшнего урока: «Гласные и согласные звуки». Мы её определили вместе с вами. А теперь откроем тетради, подпишем число и тему урока. Слайд 2

  1. Исследовательская работа.

А сейчас, ребята, мы с вами проведём исследование. Вы будете исследователями. Разделимся на две исследовательские группы.

( Ученикам раздаются кружки красного и синего цвета. Получив кружки, дети делятся на группы согласно цветам. )

Первая группа будет исследовать гласные звуки. Вторая - согласные. Вопросы для исследования находятся на экране. Слайд 3

Вопросы: 1. В данных словах найдите гласные (согласные) звуки.

Слова - зима, дуб, соль, туман, сани, ножницы, рука, дорога, эхо.

2. Как образуются эти звуки? Произнесите их и докажите, что они гласные (согласные)

3. Какими могут быть звуки?

4. Каких звуков больше?

5. Может ли звук изменить слово? Докажите.

- А теперь каждая группа расскажет о звуках, которые исследовали.

- Давайте проверим, правильно ли мы провели исследование. Откроем книгу на странице 109 – 110 и прочитаем определение гласных и согласных звуков.

-Посмотрите на экран. Что вы видите? Что обозначено в квадратных скобками? ( Звуки. Они живут в определённых домиках – квадратных скобках) Чем отличаются звуки от букв? ( Звуки слышу, а буквы пишу) Раздел науки о языке, изучающий способы обозначения звуков речи на письме с помощью букв называется графикой. Совпадают ли произношение и написание этого слова? Что происходит со звуками? ( Оглушение в конце слова, гласный звук а находится в безударном положении) Слайд. 4

  1. Закрепление пройденного материала.

- А сейчас от теории мы перейдём к практике.

Задание 1 Слайд 5

- Составьте с гласными звуками а, о, у, ы, и, э слова и

обозначьте их. Прочитаем образец. Д ы м, д о м.

( Один учащийся выполняет у доски)

Задание 2 Слайд 6

- Назовите слова, обозначающие нарисованные

предметы. ( дом, дым, рак, мак)

- Что помогло нам различить эти слова по смыслу?

( Гласные звуки о и а, согласные звуки р и м) Эти звуки называются смыслоразличительными.

- Подберите две- три пары других слов, которые

различались бы только одним гласным или одним

согласным. ( сок, ток, рок)

Задание 3

- Восстанови слова. (. ора,. оза) Запишите их. Слайд 7

- Какой можно сделать вывод? ( Звук меняет слово)

Задание 4 Упражнение 266

- Чем объясняются недостатки в речи Саши? (Отсутствием правильного произношения, отдельных звуков, слогов и слов.)

- Для развития речи используются скороговорки.

Давайте проведём игру- соревнование « Кто лучше прочитает скороговорку» Слайд 10

Вывод - Скороговорки развивают нашу речь.

  1. Подведение итога урока.

- Ребята, понравился ли вам урок?

-Какой вывод вы сделали после проведения исследовательской работы?

- А на следующем уроке мы познакомимся с изменением звуков в потоке речи, узнаем о сильной и слабой позициях гласных и согласных звуков.

( Выставление оценок за урок)

  1. Домашнее задание – Выполнить упражнение 258
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку на тему:«Гласные и согласные звуки».»

Открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме:

«Гласные и согласные звуки».

Цели:

  • Познакомить с понятиями фонетика и графика;

  • расширить знания о гласных и согласных звуках речи и их образовании;

  • учить различать звуки и буквы.

  • Развивать умение различать гласные и согласные звуки.

  • Воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование: презентация к уроку, кружки разного цвета.

Ход урока

  1. Организация класса. Проверка готовности к уроку.

  2. Объявление темы и целей урока.

- На прошлом занятии мы завершили изучение раздела «Синтаксис». Давайте вспомним, что изучается в разделе «Синтаксис». ( Синтаксис- раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание и предложение, правила их построения.)

- Сегодня мы начнём изучать новый раздел науки о языке, название которого мы выясним позднее.

- А сейчас закройте глаза. Послушайте внимательно. (Раздаются звуки колокольчика) Что вы услышали? (Услышали звуки)

Совершенно верно. Наша жизнь полна звуков. Большое количество звуков окружает нас . Звуки бывают разные. Какие? Человек даже изобрёл аппараты, которые передают звуки. Они имеются в каждом доме. Назовите их.( Телефоны) Найдите другие слова с частью слова фон.

( Магнитофон – аппарат для магнитной записи и воспроизведении звука, микрофон – прибор, применяемый для передачи звуков на большие расстояния.)

- Что общего? Что их объединяет? ( часть слова - фон)

Слайд 1

- Фон – это греческое слово. Как вы думаете, что оно обозначает?( Звук.)

- В русском языке один из разделов науки о языке в своём названии тоже содержит часть слова фон. Назовите этот раздел. ( Фонетика) Слайд 1

- Что он изучает? ( Звуки речи)

- Звуки речи. А на какие две группы делятся звуки речи?

(Гласные и согласные) Совершенно верно. Тема сегодняшнего урока: «Гласные и согласные звуки». Мы её определили вместе с вами. А теперь откроем тетради, подпишем число и тему урока. Слайд 2

  1. Исследовательская работа.

А сейчас, ребята, мы с вами проведём исследование. Вы будете исследователями. Разделимся на две исследовательские группы.

( Ученикам раздаются кружки красного и синего цвета. Получив кружки , дети делятся на группы согласно цветам. )

Первая группа будет исследовать гласные звуки. Вторая - согласные. Вопросы для исследования находятся на экране. Слайд 3

Вопросы: 1. В данных словах найдите гласные (согласные) звуки.

Слова - зима, дуб, соль, туман, сани, ножницы, рука, дорога, эхо.

2. Как образуются эти звуки? Произнесите их и докажите, что они гласные (согласные)

3. Какими могут быть звуки?

4. Каких звуков больше?

5. Может ли звук изменить слово? Докажите.

- А теперь каждая группа расскажет о звуках, которые исследовали.

- Давайте проверим , правильно ли мы провели исследование. Откроем книгу на странице 109 – 110 и прочитаем определение гласных и согласных звуков.

-Посмотрите на экран . Что вы видите? Что обозначено в квадратных скобками? ( Звуки. Они живут в определённых домиках – квадратных скобках) Чем отличаются звуки от букв? ( Звуки слышу, а буквы пишу) Раздел науки о языке, изучающий способы обозначения звуков речи на письме с помощью букв называется графикой. Совпадают ли произношение и написание этого слова? Что происходит со звуками? ( Оглушение в конце слова, гласный звук а находится в безударном положении) Слайд. 4

  1. Закрепление пройденного материала.

- А сейчас от теории мы перейдём к практике.

Задание 1 Слайд 5

- Составьте с гласными звуками а, о, у, ы, и, э слова и

обозначьте их. Прочитаем образец. Д ы м, д о м.

( Один учащийся выполняет у доски)

Задание 2 Слайд 6

- Назовите слова, обозначающие нарисованные

предметы. ( дом, дым , рак, мак)

- Что помогло нам различить эти слова по смыслу?

( Гласные звуки о и а, согласные звуки р и м) Эти звуки называются смыслоразличительными.

- Подберите две- три пары других слов, которые

различались бы только одним гласным или одним

согласным. ( сок, ток, рок)

Задание 3

- Восстанови слова. ( . ора, . оза) Запишите их. Слайд 7

- Какой можно сделать вывод? ( Звук меняет слово)

Задание 4 Упражнение 266

- Чем объясняются недостатки в речи Саши? (Отсутствием правильного произношения , отдельных звуков, слогов и слов.)

- Для развития речи используются скороговорки.

Давайте проведём игру- соревнование « Кто лучше прочитает скороговорку» Слайд 10

Вывод - Скороговорки развивают нашу речь.

  1. Подведение итога урока.

- Ребята, понравился ли вам урок?

-Какой вывод вы сделали после проведения исследовательской работы?

- А на следующем уроке мы познакомимся с изменением звуков в потоке речи, узнаем о сильной и слабой позициях гласных и согласных звуков.

( Выставление оценок за урок)

  1. Домашнее задание – Выполнить упражнение 258



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Открытый урок по русскому языку на тему:«Гласные и согласные звуки».

Автор: Исходжаева Жамила Шайзадаевна

Дата: 24.03.2016

Номер свидетельства: 309694


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства