Просмотр содержимого документа
«Презентация "Приёмы технологии ТРИЗ "»
ПРИЁМЫ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ
НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Актуальность
потребность общества в раннем развитии творческих способностей детей;
востребованность педагогами знаний о возможностях современных педагогических технологий эвристического образования;
необходимость формирования творческих компетентностей;
формирование умения изобретать
Примеры использования приёмов
ТРИЗ - технологии
на уроках литературного чтения
Раскадровка,игры с кадрами : «Раньше – Позже», «Что потерялось», «Всё в сказке перепуталось».
Работа с произведением в системном операторе
Составление противоречий, их решение
Составление паспорта самого произведения и его героев, паспорта волшебных предметов, паспорта жанра
Составление пословиц (совет герою, жизненное правило), в которых заключается мораль
Составление литературных загадалок
Тренинг «Хорощо-плохо»
Тренинг «Точка зрения»
Составление копилки черт героев
Приём «О ком, о чём произведение?»
Приём «Без кого, без чего?» могло бы не быть этого произведения
Приём «Если бы…», составление причинно-следственной цепочки действий в произведении
Игра «ТРИ АШЫПКИ»
Приём «Я слышу, я вижу, я чувствую…»
Приём «Картинки без запинки»
Игры «Да-нет», «Мои друзья», «Теремок», «Я возьму тебя с собой...», «Витрина», «Расселение»
Приемы фантазирования в работе со сказками
Новое свойство - персонаж или предмет сказочного сюжета приобретает новые, несвойственные ему качества («железный котёнок», «стеклянный человечек» или «Какая история произошла бы, если бы Колобок был сделан из смолы? »)
Сказки наизнанку – создаются на основе приёма инверсии.
«Свойства наоборот» - героям знакомой сказки приписываются прямо противоположные свойства (волк из «Красной шапочки» стал маленьким и добрым, «Золушка – непослушная девчонка, а мачеха – добрая»);
«Задом наперёд» - попробовать рассказать сказку не с начала, а с конца;
«Из моей жизни» - сочинение сказки о себе («Один день из моей жизни» - обычная история становится сказочной,
если взрослые и дети «меняются» обязанностями,
поступками и мыслями);
«Салат из сказок»
- создание новой сказки на основе приёма объединения .
Объединять можно:
две-три целые сказки;
опорные элементы (несколько персонажей и предметов) из разных сказок;
опорные элементы из разных сказок с добавлением к ним одного нового «постороннего предмета»;
Название сказки
«Красная шапочка»
Герои и предметы
«Дюймовочка»
девочка
«Колосок»
волк
цветок
жаба
бабушка
петух
серп
крот
дровосеки
мышата
ласточка
ружьё
Место
пироги
мама
жук
лес
эльфы
колос
нора
мельница
дом
На основе таблицы можно составить много вариантов сочетания элементов и сочинить сказку.
Например: Дюймовочка + мышата + бабушка + дровосеки + мельница + ружьё + эльфы + дом = новая сказка
Составление загадок
С опорой на сходство
При составление загадок используем модель
Какая?(Какой?)
Кто такая же?
Что такое же?
нарядная
сверкающая
привлекающая внимание
барышня
звезда
модница
Нарядная, как барышня
Сверкающая, как звезда.
Привлекающая внимание,
но не модница.
Ответ: новогодняя елка.
«Раскадровка» и «Синтез пословиц».
Алгоритм работы
1. Прочитай текст.
2. Раздели его на части.
3. Составь раскадровку. Новый кадр рисуем тогда, когда меняется место действия, появляется герой либо резко меняется его настроение.
4. Обсуждаем каждый кадр: – Что делает этот герой? – Зачем он это делает? – Что получает в результате?
5. Составляем пословицы по модели: Кто… ( характер ), тот… ( результа т). Кто… ( действие ), тот… ( результат ). Кто… ( цель) , тот… ( результат ).
6. Выбираем ключевые кадры и определяем мораль: – Какие кадры для вас самые важные? – Какая пословица для вас самая важная? На одно и то же люди смотрят по-разному, поэтому мораль может быть у каждого своя.
7. Составляем пословицы по первому и последнему кадрам.
8. К каким кадрам подходит главная пословица? (Несколько вариантов.)
9. Подберите замену данной пословице. (Подбор знакомых пословиц.)
Приём «Если бы…»
У . Давайте представим сказку « Лягушка – путешественница» в виде цепочки событий. Если бы..., то...
Д.Если бы уткам не надо было покушать, то они не спустились бы в болото.
Если бы они не спустились в болото, то лягушка не заинтересовалась бы, куда они летят.
Если бы лягушка не была такой любопытной, то она не высунула бы из-под коряги свою голову.
Если бы лягушка не была такой смелой, то она не вступила бы в разговор с утками.
Если бы лягушка не была такой толстой, то утки непременно бы её съели.
Если бы утки не рассказали лягушке о юге, то она не пришла бы в такой восторг, и не захотела бы туда отправиться.
...
Если бы лягушка не была хвастлива, то она долетела
бы вероятно до юга.
Если бы лягушка не упала в болото, то она не смогла бы