kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование приёмов ТРИЗ в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлены разные приёмы работы на уроке и во внеурочной деятельности с детьми начальных классов по ТРИЗ -технологии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование приёмов ТРИЗ в начальной школе»

2 ноября 2016г.

2 ноября 2016г.

Прием «Хорошо-плохо»   Формирует: умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации; умение разрешать противоречия (убирать «минусы», сохраняя «плюсы»); умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций. Важно! Прием «Хорошо-плохо» не предполагает конкретного ответа.     ноябрь

Прием «Хорошо-плохо»

  Формирует:

  • умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;
  • умение разрешать противоречия (убирать «минусы», сохраняя «плюсы»);
  • умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций.

Важно! Прием «Хорошо-плохо» не предполагает конкретного ответа.

ноябрь

Творческое воображение  Тест Е. Торренса – О.Дьяченко «Дорисуй рисунок до образа»   Инструкция: Художник начал рисовать картину и не успел её закончить. Поможем ему дорисовать картину, закончить работу и прокоментировать нарисованное. Лист можно переворачивать. Время выполнения 5 минут.

Творческое воображение Тест Е. Торренса – О.Дьяченко «Дорисуй рисунок до образа»

Инструкция: Художник начал рисовать картину и не успел её закончить. Поможем ему дорисовать картину, закончить работу и прокоментировать нарисованное. Лист можно переворачивать.

Время выполнения 5 минут.

Уровни творческого воображения:

Уровни творческого воображения:

  • 0 баллов – тест не воспринимается как задание. Испытуемый рисует что-нибудь своё.
  • 1 баллов – объект изображается, но без деталей (например, у дома нет окон…).
  • 2 баллов – на изображаемом объекте прорисовываются детали.
  • 3 баллов – изображаются несколько объектов, но они не связаны в сюжет.
  • 4 баллов – на рисунке несколько объектов, они объединены в сюжет.
  • 5 баллов – в рисунке единый сюжет. Заданная фигура – часть изображаемого предмета. Оригинальный связный рассказ по сюжету рисунка.
«Найди общее»    Задаются два предмета или явления, явно не связанных друг с другом, например, «кастрюля» и «лодка». Задание – найти наибольшее количество общих признаков.

«Найди общее»

Задаются два предмета или явления, явно не связанных друг с другом, например, «кастрюля» и «лодка».

Задание – найти наибольшее количество общих признаков.

Как записать строчку цифр «5» не отрывая руки? vvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvv

Как записать строчку цифр «5» не отрывая руки?

vvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvv

ель птенчик

ель птенчик

ЕЛЬ шишка лес семя дом ель кожура, ядрышко бревно корень, ствол, ветви, хвоя сердцевина, древесина, кора   ПТЕНЧИК В гнезде сидит птица на яйце яйцо В гнезде вместе со своими братьями и сестрами Небо, стая птенчик Скорлупа, белок, желток, воздушный мешок взрослая птица   Туловище, конечности, голова Умеет летать, голова, ноги, туловище больше

ЕЛЬ

шишка

лес

семя

дом

ель

кожура, ядрышко

бревно

корень, ствол, ветви, хвоя

сердцевина, древесина, кора

 

ПТЕНЧИК

В гнезде сидит птица на яйце

яйцо

В гнезде вместе со своими братьями и сестрами

Небо, стая

птенчик

Скорлупа, белок, желток, воздушный мешок

взрослая птица

 

Туловище, конечности, голова

Умеет летать, голова, ноги, туловище больше

Дихотомия. Линейная «да – нет». Сужение поля поиска путем деления каждого полученного объекта пополам. Цель приема: закрепить понятия «до», «после», «между», «перед». Учитель вкладывает в демонстрационную ленту числа от 0 до 100 (десятки):   0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 Загадываем одно из чисел и предлагаем детям отгадать его с помощью вопросов и ответов «да» и «нет». Например: это число 50? Нет. Это число от 50 до 100? Нет. Это число меньше, чем 50? Да. Это число 20? Нет. Это число больше, чем 20? Да. Это число между 20 и 40? Да. Это число 30? Да.  

Дихотомия. Линейная «да – нет».

Сужение поля поиска путем деления каждого полученного объекта пополам.

Цель приема: закрепить понятия «до», «после», «между», «перед».

Учитель вкладывает в демонстрационную ленту числа от 0 до 100 (десятки):

 

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

Загадываем одно из чисел и предлагаем детям отгадать его с помощью вопросов и ответов «да» и «нет». Например: это число 50? Нет. Это число от 50 до 100? Нет. Это число меньше, чем 50? Да. Это число 20? Нет. Это число больше, чем 20? Да. Это число между

20 и 40? Да. Это число 30? Да.

 

Лимерики . Это короткие стихотворения, состоящие из пяти строк. Они пишутся в жанре нонсенса (нелепицы) и рифмуются таким образом: первые четыре строчки – парной рифмой, пятая строка является выводом и может не рифмоваться. Например:   Даю вам честное слово:   Вчера в половине шестого   Я встретил двух свинок   Без шляп и ботинок.   Даю вам честное слово!

Лимерики .

Это короткие стихотворения, состоящие из пяти строк. Они пишутся в жанре нонсенса (нелепицы) и рифмуются таким образом: первые четыре строчки – парной рифмой, пятая строка является выводом и может не рифмоваться. Например:

 

Даю вам честное слово:

 

Вчера в половине шестого

 

Я встретил двух свинок

 

Без шляп и ботинок.

 

Даю вам честное слово!

Придумывание метафор. Метафоры – интересные, красочные, необычные сравнения. Например, лампочка что делает? – светит; светит как что? – как солнце; а где это солнце находится? – дома. Вместо обычного слова «лампочка» можно сказать красивую метафору «домашнее солнце». Или пылесос – он засасывает воздух и выдувает его, похоже на ветер; только этот ветер в комнате – вот и можно сказать не «пылесос», а «комнатный ветер».

Придумывание метафор.

Метафоры – интересные, красочные, необычные сравнения.

Например, лампочка что делает? – светит; светит как что? – как солнце;

а где это солнце находится? – дома.

Вместо обычного слова «лампочка» можно сказать красивую метафору «домашнее солнце».

Или пылесос – он засасывает воздух и выдувает его, похоже на ветер; только этот ветер в комнате – вот и можно сказать не «пылесос», а «комнатный ветер».

Алгоритм сочинения метафоры:   а). Что? (Выбрать объект.) б). Что делает? (Назвать действие объекта.) в). На что похоже? (Выбрать другой объект, совершающий такое же действие.) г). Где? (Назвать место, где обычно находится первый объект или где происходит его действие.) е). Прилагательное из пункта г) плюс существительное из пункта в) получится метафора. Луна , подсолнух , расческа , чайник , будильник, дождь

Алгоритм сочинения метафоры:

  • а). Что? (Выбрать объект.)
  • б). Что делает? (Назвать действие объекта.)
  • в). На что похоже? (Выбрать другой объект, совершающий такое же действие.)
  • г). Где? (Назвать место, где обычно находится первый объект или где происходит его действие.)
  • е). Прилагательное из пункта г) плюс существительное из пункта в) получится метафора.

Луна , подсолнух , расческа , чайник , будильник, дождь

луна (небесный сыр) подсолнух (огородное солнышко)  расческа (карманные грабли) чайник (кухонный вулкан) будильник (настольный петух) дождь (небесные слезы)
  • луна (небесный сыр)
  • подсолнух (огородное солнышко)
  • расческа (карманные грабли)
  • чайник (кухонный вулкан)
  • будильник (настольный петух)
  • дождь (небесные слезы)
Метод «Круги на воде»   Р- Е- Ф- Л- Е- К- С- И- Я-

Метод «Круги на воде»

Р-

Е-

Ф-

Л-

Е-

К-

С-

И-

Я-


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Использование приёмов ТРИЗ в начальной школе

Автор: Ширяева Светлана Борисовна

Дата: 15.03.2020

Номер свидетельства: 542794

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "«Использование приёмов ТРИЗ в начальной школе»"
    ["seo_title"] => string(47) "ispolzovanie_priiomov_triz_v_nachalnoi_shkole_1"
    ["file_id"] => string(6) "599391"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1643781327"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Использование приёмов технологии ТРИЗ на уроках русского языка в начальных классах"
    ["seo_title"] => string(81) "ispolzovaniiepriiomovtiekhnologhiitriznaurokakhrusskoghoiazykavnachalnykhklassakh"
    ["file_id"] => string(6) "296018"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455901082"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "Мастер-класс "Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе средствами приёмов ТРИЗ"."
    ["seo_title"] => string(80) "mastier_klass_formirovaniie_poznavatiel_nykh_univiersal_nykh_uchiebnykh_dieistvi"
    ["file_id"] => string(6) "421659"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1497383356"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Буклет " Триз на разных этапах урока.""
    ["seo_title"] => string(36) "buklet_triz_na_raznykh_etapakh_uroka"
    ["file_id"] => string(6) "561618"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1603887769"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) ""Использование ТРИЗ - приёмов на уроках в начальной школе" Конспект урока "Имя прилагательное""
    ["seo_title"] => string(80) "ispol_zovaniie_triz_priiomov_na_urokakh_v_nachal_noi_shkolie_konspiekt_uroka_imi"
    ["file_id"] => string(6) "372656"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482471454"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства