Всем добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего выступления – Современные образовательные технологии в работе музыкального руководителя ДОУ. И хочу начать свое выступление цитатой Василия Александровича Сухомлинского –
Занимаясь методикой музыкального развития детей дошкольного возраста, я обнаружила, что ребенок и музыка необыкновенно схожи, пространства детства и музыки неразрывно связаны с понятием игры. Этот вывод стал для меня исходной точкой, определив сущность педагогических технологий музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста.
Идя в ногу с современными образовательными процессами, педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий. Использование современных технологий в музыкальном развитии дошкольника требуют новых подходов к музыкальному воспитанию.
Музыка и игра – источник детской радости. Применяя на музыкальных занятиях различные игровые методы, я решаю важную задачу раннего музыкального воспитания детей – развиваю эмоциональную отзывчивость на музыку. В своей работе, я использую новые программы и технологии в различных видах музыкальной деятельности.
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она и есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса. (Б.Т.Лихачёв)
Структура образовательной технологии –
- Концептуальная часть - это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
- Содержательная часть - это общие, конкретные цели и содержание учебного материала
- Процессуальная часть - совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.
В нашем информационном веке, в век технологии – нужно идти в ногу со временем, использовать современные технологии в музыкальном развитии дошкольника и это требует новых подходов к музыкальному воспитанию.
- Здоровьесберегающие технологии;
- технология развивающего обучения
- технологии проектной деятельности;
- информационно-коммуникационные технологии;
- личностно-ориентированные технологии;
- технология портфолио дошкольника и воспитателя;
- игровая технология;
- технология «ТРИЗ» и др.
Это у нас воспроизведение видеороликов через проектор или компьютер, то есть, чтобы ребенок наглядно видел тот или иной материал. Прослушать аудио-материалы, то есть песни, через компьютер тоже. В будущем планирую в своей работе использовать новые программы и технологии в различных видах музыкальной деятельности.
Содержание работы.
Использование информационно – коммуникативной технологии на музыкальных занятиях позволяет оживить совместные образовательные отношения с детьми, расширяет возможность в преподнесении материала.
Такие занятия усиливает интерес к музыке, усиливают познавательный интерес к музыке, тем самым занятия становятся более гармоничными.
Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством нескольких видов музыкальной деятельности: слушания музыки, пения, музыкально - ритмических движений, музыкально - дидактических игр, игры на детских музыкальных инструментах. Средства новых информационных технологий я включаю в несколько видов музыкальной деятельности:
В разделе «Слушание музыки» - используются компьютерные презентации позволяющие обогатить процесс эмоционально – образного познания ребенка, вызывая желание неоднократно слушать музыкальное произведение.
В разделе «Пение» - певческие навыки усваиваются в процессе разучивания песен (игра со звуками своего голоса, интонациями речи).
В разделе «Музыкально - ритмические упражнения» - процесс разучивания танцев с использованием учебных видеороликов становится увлекательным и интересным для ребенка.
В разделе «Музыкально – дидактические игры» - применение озвученных презентаций («Добрый мастер», «Лесной оркестр», «Чей домик», «Угадай мелодию и настроение», «Яблонька» и т. д.) помогают ребенку сначала узнать задание, а потом проверить правильность выполнения его. ??? Использование ИКТ позволяет ярко и понятно донести до ребенка информацию.
Формированию основам музыкальной культуры дошкольников, накопление опыта музыкального восприятия способствует технология развития восприятия музыки О. П. Радыновой. Алгоритм применения технологии в практической деятельности:
Этапы:
1-й этап: установка на слушание (беседа о муз.произведении, знакомство с автором, названием);
2-й этап: исполнение музыкального произведения педагогом или слушание в аудиозаписи;
3-й этап: определение эмоционально – образного содержания музыки («Какие чувства передает музыка?»);
4-й этап: выделение черт программности и изобразительности при их наличии («О чем рассказывает музыка?»)
5-й этап: определение выразительных средств, с помощью которых создан музыкальный образ («Как рассказывает музыка?»);
Причём эти этапы могут наслаиваться друг на друга на каждом последующем занятии. Первый этап является стержневым.
6-й этап: Сочетание восприятия музыки с практическими и творческими действиями, помогающими дошкольнику выразить во внешних проявлениях свои переживания, глубже прочувствовать характер музыки, активно переживать свои впечатления.
Использование на занятиях технологию формирования двигательных умений А. И. Бурениной предполагает вариативные игровые формы организации педагогического процесса на основе сотрудничества ребёнка и взрослого и включает следующие этапы:
1-й этап: подражание детей образцу исполнения движений педагогом («вовлекающий показ»)
2-й этап: развитие умения самостоятельно исполнять отдельные движения, упражнения и целые композиции. (Используются приёмы: показ исполнения ребёнком, показ условными жестами и мимикой, словесные указания, «провокации», т. е. специальные ошибки педагога для активизации внимания детей).
3-й этап: творческое самовыражение.
(Формирование умения самостоятельно подбирать и комбинировать знакомые движения и придумывать собственные, оригинальные).
Вывод: Использование современных образовательных технологий, несомненно, дали положительный результат. У детей появилось желание заниматься музыкальной деятельностью, причем не только петь, танцевать, но и слушать музыкальные произведения.
Музыка - это величайшее утешение: оно освежает сердце и дарует ему мир.
Мартин Лютер
Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему. Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного.
Платон.
Человек не может по настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим.
Чарльз Диккенс
Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов.
Творческих Вам успехов!
В настоящее время расширение информационного пространства – основная тенденция общественного развития, которая соответствует социальному заказу. Использование ИКТ (информационно-компьютерных технологий) на музыкальных занятиях и развлечениях в ДОУ отвечает данным требованиям.
Перспективы использования информационных технологий на музыкальных занятиях в ДОУ очень разнообразны и безграничны. За ними - будущее.
Цель: Создание условий и системы работы с использованием ИКТ для оптимального развития познавательных и творческих способностей дошкольников.
Новые технологии позволяют создать условия для выявления и развития способностей каждого ребенка, для активизации познавательной и творческой деятельности. Помогает решить проблему мотивации. Одна из форм использования ИКТ в работе музыкального руководителя – это непосредственная образовательная деятельность педагога с детьми (индивидуальная и групповая).
Рассмотрим возможности использования презентаций по некоторым видам музыкальной деятельности:
- Музыкально – дидактические игры, продемонстрированные в виде презентаций позволяют в доступной, привлекательной форме развивать тембровый, динамический слух, чувство ритма, характера музыкального произведения. («Кто в тереме живет?», «Угадай на чем играю»)
- В разделе «Игра на детских музыкальных инструментах» используются презентации – для знакомства с музыкальными инструментами и спецификой их звучания.
Благодаря включению ИКТ в занятие повышается познавательная активность детей, внимательность, эмоциональная отзывчивость, мотивация к узнаванию нового. Педагог находится в постоянном контакте с детьми, выполняет задания вместе с ними и не отвлекается на рисование, расстановку иллюстраций, переключение музыки. Это делает процесс обучения не только интересным, разнообразным, но и более динамичным.
Таким образом, компьютерные технологии с успехом используются практически во всех формах и видах музыкальной деятельности и в сочетании с непосредственным общением ребенка с взрослым приносят большую пользу, вызывая детский интерес, удивление, восторг, доставляя радость при встрече с музыкой.