"Развитие творческих способностей учащихсяв урочной и внеурочной деятельности"
"Развитие творческих способностей учащихсяв урочной и внеурочной деятельности"
Развитие творческих способностей - один из способов мотивации учащихся в процессе обучения.
Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую "изюминку" в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда
Деятельный метод обучения – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Основная особенность деятельностного подхода заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Таким образом, полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными.
Цель: освоить новые формы и методы работы развития творческих способностей, реализовывать деятельный подход в обучении, способствующий успешному обучению младших школьников, повысить уровень обученности учащихся и развитие их творческих способностей через внедрение в учебный процесс инновационных педагогических технологий, формировать желания и умения учиться, потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Задачи:
Повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий.
Внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации учащихся.
Использование технологии проектной деятельности с целью формирования УУД.
Воспитание патриотических чувств, приобщение к национальной культуре и традициям, воспитание нравственных и духовных качеств личности;
Разработка учебных, научно – методических и дидактических материалов.
Развитию творческих способностей учащихся в урочной и внеурочной деятельности способствует использование мною разнообразных технологий: информационных, сотрудничества, индивидуализации и дифференциации обучения, личностно-ориентированных, здоровьесберегающих, ТРИЗ-технологии, INTEL – технологии, групповых технологий. Приёмы и методы дифференциации и индивидуализации на различных этапах урока позволяют мне полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные качества ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей младших школьников. Применяю такие средства дифференциации: а) разработка заданий различной трудности и объема; б) разная мера помощи учителя учащимся при выполнении учебных заданий; в) вариативность темпа освоения учебного материала; г) индивидуальные и дифференцированные домашние задания.
А также традиционные и нетрадиционные формы проведения урока, уроки с применением информационных технологий, занимательные задания, соревнования, уроки развития речи, физкультминутки с использованием скороговорок, песенок, стихов, внеклассные мероприятия, часы общения и многое-многое другое.
Моих учащихся заинтересовала такая форма организации занятий, как творческие мастерские. Занятия проводятся в группах. В работе мастерских принимают участие и родители. В процессе обучения ребята разрабатывают и оформляют проекты разной степени сложности. В качестве инструмента используется компьютер, который за счет широких возможностей современного программного и аппаратного обеспечения, расширяет границы творческой деятельности. Работа в мастерских построена таким образом, чтобы учащиеся разработали, оформили и получили готовый продукт. На занятиях мастерской «Что за моей дверью?» ребята изучают мир их окружающий, происходит формирование надпредметных умений и навыков. Занимаясь проектами, учащиеся проявляют самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результатом которой является создание какого-либо продукта.
Вся работа проводится в несколько этапов, которые тщательно планируются и продумываются.
Кроме того, с целью развития творческих способностей учащихся организована издательская деятельность в классе. Ребята сами заинтересовались и вывели меня на такую работу, когда занимались учебным исследованием. На базе кабинета информатики было решено проводить оформление газеты «Самая «классная» классная газета». Никто из ребят не остался в стороне, каждый нашел своё дело. Сегодня выпускаются приложения, подбираются фотографии, собирается необходимая информация об интересных событиях, датах жизни и многом другом, как учениками, так и их родителями. В дальнейшем создается и выпускается бюллетень, который с удовольствием читают все. В результате такой деятельности школьники изучают различные прикладные пакеты, приобретают навыки работы с клавиатурой, принтером, а некоторые и со сканером. Получают практический результат своей деятельности – приложения и бюллетень.
Тематика мастерских подобрана таким образом, чтобы занятия были интересны и полезны как детям, так и родителям, стимулировали активную познавательную деятельность, раскрывали творческий потенциал личности.
Все работы представляются широкой аудитории зрителей: проводятся практические конференции для учащихся, совместные заседания (родители – учащиеся – педагоги),
Практика моей работы убедила, что "творческие мастерские" проектной и издательской деятельности, сочинения сказок, моделирования и так далее ребятам нравятся, здесь им предоставляется возможность создать что-то свое и проявить себя, свою фантазию, инициативу; у всех получается разный результат, и обсуждение работ всегда проходит по-деловому и интересно. Заключительный этап занятий - рефлексия - обращает ученика к его мыслям и чувствам; это для учащихся ново и тоже интересно. Я же считаю, что это звено, связывающее все предметы начальных классов и психологию.
Как организовать коллективную проектную деятельность учащихся в рамках предмета геометрия?
Учащиеся организуются в группы для работы над учебным материалом. Основной принцип деления по направлениям прикладных видов деятельности. Речь идет о детях более старшего возраста, когда уже имеются основные навыки владения различными видами.
Каждый ученик (или несколько учеников) имеет одно задание, являющееся под заданием какой-либо большой темы, над которой работает вся группа. В роли отдельного задания может выступать один из этапов выполнения творческого проекта или разработкой отдельных моментов технологической карты одновременно могут заниматься несколько учащихся. Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого в выполнении общего задания.
При этом выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется всей группой. Затем каждый ученик обучает остальных членов группы всему новому, что узнал сам.
Учитель контролирует не только успешность выполнения задания, но и характер общения между собой, способ оказания помощи друг другу. Отчитываются по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. При этом изделие может выполнятся одно на всех или у каждого изделие индивидуальное при коллективной исследовательской разработке теоретической части творческого проекта.
На основе дискуссии и обсуждения в группе составляется общий доклад, который и подлежит презентации на уроке перед всем классом.
Папка, содержащая творческий отчет при выполнении самостоятельных изделий у каждого индивидуальная, при выполнении общей практической работы может быть совместная.
Одна из опасностей, которая поджидает педагога, если коллективный творческий проект превращается в реферат. Чтобы этого избежать, сложность выполняемого изделия и объем исследовательской работы должны быть прямо пропорциональны количеству участников творческого проекта.
Самое сложное при введении в учебный процесс исследовательских проектов – организация этой деятельности, а особенно – подготовительный этап. Учителю при планировании на учебный год предстоит выделить ведущую тему или несколько тем, которые будут «вынесены на проектирование». Далее необходимо сформулировать определенное количество как индивидуальных, так и групповых тем, работа по которым потребует усвоения учащимися необходимых по программе знаний и формирования необходимого опыта.
^ Основные требования к использованию метода проектов:
Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного поиска для ее решения.
Практическая, теоретическая, познавательная значимость для предлагаемых результатов.
Самостоятельная деятельность учащихся.
Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
Определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования методов «мозговой атаки», «круглого стола»);
Выдвижение гипотезы их решения;
Обсуждение способов оформления конечных результатов (претензий, защиты, творческих отчетов и т.д.);
Сбор, систематизация и анализ полученных данных; подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
Выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Литература:
И. Е. Берлянд. Учебная деятельность в школе развивающего обучения и в школе диалога культур // Дискурс. 1997. № 3-4.
Батракова, С. Н. Педагогическое общение как диалог в культуре / С. Н. Батракова. - 2002, № 4.
С. Ю. Курганов Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М., 1989.
А.К. Маркова «Формирование мотивации учения в школьном возрасте» М., 1988г.
Г.К. Селевко «Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса» М., 1998г.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Развитие творческих способностей учащихсяв урочной и внеурочной деятельности"»
Филиал «Вечкенинская средняя общеобразовательная школа»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Парапинская средняя общеобразовательная школа»
Подготовила: Латаева Н.Н.
Вечкенино 2022г.
Развитие творческих способностей - один из способов мотивации учащихся в процессе обучения.
Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую "изюминку" в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда
Деятельный метод обучения – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Основная особенность деятельностного подхода заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Таким образом, полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными.
Цель: освоить новые формы и методы работы развития творческих способностей, реализовывать деятельный подход в обучении, способствующий успешному обучению младших школьников, повысить уровень обученности учащихся и развитие их творческих способностей через внедрение в учебный процесс инновационных педагогических технологий, формировать желания и умения учиться, потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Задачи:
Повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий.
Внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации учащихся.
Использование технологии проектной деятельности с целью формирования УУД.
Воспитание патриотических чувств, приобщение к национальной культуре и традициям, воспитание нравственных и духовных качеств личности;
Разработка учебных, научно – методических и дидактических материалов.
Развитию творческих способностей учащихся в урочной и внеурочной деятельности способствует использование мною разнообразных технологий: информационных, сотрудничества, индивидуализации и дифференциации обучения, личностно-ориентированных, здоровьесберегающих, ТРИЗ-технологии, INTEL – технологии, групповых технологий. Приёмы и методы дифференциации и индивидуализации на различных этапах урока позволяют мне полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные качества ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей младших школьников. Применяю такие средства дифференциации: а) разработка заданий различной трудности и объема; б) разная мера помощи учителя учащимся при выполнении учебных заданий; в) вариативность темпа освоения учебного материала; г) индивидуальные и дифференцированные домашние задания.
А также традиционные и нетрадиционные формы проведения урока, уроки с применением информационных технологий, занимательные задания, соревнования, уроки развития речи, физкультминутки с использованием скороговорок, песенок, стихов, внеклассные мероприятия, часы общения и многое-многое другое.
Моих учащихся заинтересовала такая форма организации занятий, как творческие мастерские. Занятия проводятся в группах. В работе мастерских принимают участие и родители. В процессе обучения ребята разрабатывают и оформляют проекты разной степени сложности. В качестве инструмента используется компьютер, который за счет широких возможностей современного программного и аппаратного обеспечения, расширяет границы творческой деятельности. Работа в мастерских построена таким образом, чтобы учащиеся разработали, оформили и получили готовый продукт. На занятиях мастерской «Что за моей дверью?» ребята изучают мир их окружающий, происходит формирование надпредметных умений и навыков. Занимаясь проектами, учащиеся проявляют самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результатом которой является создание какого-либо продукта.
Вся работа проводится в несколько этапов, которые тщательно планируются и продумываются.
Кроме того, с целью развития творческих способностей учащихся организована издательская деятельность в классе. Ребята сами заинтересовались и вывели меня на такую работу, когда занимались учебным исследованием. На базе кабинета информатики было решено проводить оформление газеты «Самая «классная» классная газета». Никто из ребят не остался в стороне, каждый нашел своё дело. Сегодня выпускаются приложения, подбираются фотографии, собирается необходимая информация об интересных событиях, датах жизни и многом другом, как учениками, так и их родителями. В дальнейшем создается и выпускается бюллетень, который с удовольствием читают все. В результате такой деятельности школьники изучают различные прикладные пакеты, приобретают навыки работы с клавиатурой, принтером, а некоторые и со сканером. Получают практический результат своей деятельности – приложения и бюллетень.
Тематика мастерских подобрана таким образом, чтобы занятия были интересны и полезны как детям, так и родителям, стимулировали активную познавательную деятельность, раскрывали творческий потенциал личности.
Все работы представляются широкой аудитории зрителей: проводятся практические конференции для учащихся, совместные заседания (родители – учащиеся – педагоги),
Практика моей работы убедила, что "творческие мастерские" проектной и издательской деятельности, сочинения сказок, моделирования и так далее ребятам нравятся, здесь им предоставляется возможность создать что-то свое и проявить себя, свою фантазию, инициативу; у всех получается разный результат, и обсуждение работ всегда проходит по-деловому и интересно. Заключительный этап занятий - рефлексия - обращает ученика к его мыслям и чувствам; это для учащихся ново и тоже интересно. Я же считаю, что это звено, связывающее все предметы начальных классов и психологию.
Как организовать коллективную проектную деятельность учащихся в рамках предмета геометрия?
Учащиеся организуются в группы для работы над учебным материалом. Основной принцип деления по направлениям прикладных видов деятельности. Речь идет о детях более старшего возраста, когда уже имеются основные навыки владения различными видами.
Каждый ученик (или несколько учеников) имеет одно задание, являющееся под заданием какой-либо большой темы, над которой работает вся группа. В роли отдельного задания может выступать один из этапов выполнения творческого проекта или разработкой отдельных моментов технологической карты одновременно могут заниматься несколько учащихся. Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого в выполнении общего задания.
При этом выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется всей группой. Затем каждый ученик обучает остальных членов группы всему новому, что узнал сам.
Учитель контролирует не только успешность выполнения задания, но и характер общения между собой, способ оказания помощи друг другу. Отчитываются по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. При этом изделие может выполнятся одно на всех или у каждого изделие индивидуальное при коллективной исследовательской разработке теоретической части творческого проекта.
На основе дискуссии и обсуждения в группе составляется общий доклад, который и подлежит презентации на уроке перед всем классом.
Папка, содержащая творческий отчет при выполнении самостоятельных изделий у каждого индивидуальная, при выполнении общей практической работы может быть совместная.
Одна из опасностей, которая поджидает педагога, если коллективный творческий проект превращается в реферат. Чтобы этого избежать, сложность выполняемого изделия и объем исследовательской работы должны быть прямо пропорциональны количеству участников творческого проекта.
Самое сложное при введении в учебный процесс исследовательских проектов – организация этой деятельности, а особенно – подготовительный этап. Учителю при планировании на учебный год предстоит выделить ведущую тему или несколько тем, которые будут «вынесены на проектирование». Далее необходимо сформулировать определенное количество как индивидуальных, так и групповых тем, работа по которым потребует усвоения учащимися необходимых по программе знаний и формирования необходимого опыта.
^ Основные требования к использованию метода проектов:
Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного поиска для ее решения.
Практическая, теоретическая, познавательная значимость для предлагаемых результатов.
Самостоятельная деятельность учащихся.
Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
Определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования методов «мозговой атаки», «круглого стола»);
Выдвижение гипотезы их решения;
Обсуждение способов оформления конечных результатов (претензий, защиты, творческих отчетов и т.д.);
Сбор, систематизация и анализ полученных данных; подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
Выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Литература:
И. Е. Берлянд. Учебная деятельность в школе развивающего обучения и в школе диалога культур // Дискурс. 1997. № 3-4.
Батракова, С. Н. Педагогическое общение как диалог в культуре / С. Н. Батракова. - 2002, № 4.
С. Ю. Курганов Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М., 1989.
А.К. Маркова «Формирование мотивации учения в школьном возрасте» М., 1988г.
Г.К. Селевко «Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса» М., 1998г.