Тема: Использование нетрадиционных приёмов изображения в продуктивной деятельности детей дошкольного возраста.
План
- Изобразительное творчество дошкольников.
- ТРИЗ в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.
- Изобразительное творчество дошкольников.
В наше время, полное технических изысканий, требуются специалисты в разных областях, способные не только принимать важные умные решения, но и часто экстраординарные, необычные. Некоторые личности наделены такими способностями от природы, а некоторых, а их большинство, нужно обучать, развивая их творческий потенциал.
Основные задачи развития творческих способностей:
- Воспитать качества творческой личности. К качествам творческой личности, в отличие от традиционных психологических теорий, в ТРИЗ относят:
- наличие новой или недостигнутой значительной общественно полезной достойной цели (или системы целей);
- наличие программы (или пакета программ) достижения поставленной цели и контроля за выполнением этих программ
- желание и осуществление огромного объема работы по выполнению намеченных планов;
- владение техникой решения задач, которые встречаются на пути к цели;
- способность отстаивать свои идеи, выносить общественное непризнание, непонимание выбранного пути, умение «держать удар», верность цели;
- соответствие достигнутых результатов (или соответствие их масштаба) поставленной цели.
- Формировать навыки творческой работы, включающей следующие компоненты:
§ развитие воображения,
§ оригинальности мышления,
§ способности ребенка приспосабливаться к неожиданным изменениям ситуации, умения рассуждать и делать выводы,
§ находчивости, внимательности и сообразительности;
Этому способствуют технологии ТРИЗ.
Методы и приёмы ТРИЗ охватывают множество областей учебной и воспитательной деятельности. Не обошли они стороной и изобразительное творчество. Есть методы и приёмы, прочно вошедшие в структуру занятий и планирование по изобразительной деятельности, а есть такие, которыми мы можем при необходимости разнообразить детскую деятельность.
ТРИЗ — теория решения изобретательских задач (в технической области).
Автор ТРИЗ — Генрих Саулович Альтшуллер (15.10.1926 - 24.09.1998).
Работа над ТРИЗ была начата Г. С. Альтшуллером и его коллегами в 1946 году. Появление ТРИЗ было вызвано потребностью ускорить изобретательский процесс. Целью ТРИЗ является улучшение качества и увеличение уровня (технических) изобретений. В результате своего развития ТРИЗ вышла за рамки решения изобретательских задач в технической области, и сегодня используется также в нетехнических областях (бизнес, искусство, литература, педагогика, политика и др.).
Цель введения методов и приёмов ТРИЗ в изобразительную деятельность детей: воспитать творческую, эстетически развитую личность, способную к самовыражению через различные формы изобразительной деятельности; обеспечить детям ситуацию успеха.
Некоторые нетрадиционные методики рисования можно осваивать уже с годовалыми малышами. Но обычно творческие эксперименты начинают с детьми от трех лет.
· рисование пальчиками (пальчиковая живопись);
· рисование ладошками (отпечатки ладошек);
· оттиски и отпечатки (отпечатки листьев);
· тычок жесткой полусухой кистью;
· рисование ватными палочками;
· пуантилизм (фр. Pointillisme, буквально «точечность») — стиль письма в живописи, использующий чистые, не смешиваемые на палитре краски, наносимые мелкими мазками прямоугольной или круглой формы в расчете на их оптическое смешение в глазу зрителя, в отличие от смешения красок на палитре. Оптическое смешение трех основных цветов (красный, синий, желтый) и пар дополнительных цветов (красный — зеленый, синий — оранжевый, желтый — фиолетовый) дает значительно большую яркость, чем механическая смесь пигментов. Смешение цветов с образованием оттенков происходит на этапе восприятия картины зрителем с дальнего расстояния или в уменьшенном виде. Основоположником стиля явился Жорж Сера.
· рисование восковыми мелками + акварель;
· рисование парафиновой свечой + акварель;
· рисование сыпучими материалами (песок, крупы);
· аппликация сыпучими материалами (крупы, подкрашенный песок);
· кляксография обычная;
· кляксография с трубочкой (выдувание);
· кляксография – монотипия (предметная и пейзажная). С помощью предметной монотипии можно изобразить необычным способом симметричный предмет (бабочку, жука, цветок). Пейзажная монотипия открывает возможность рисовать природу и получать оттиск в зеркальном отображении (как в воде). Отпечаток получается только один. Отсюда и название – монотипия (от греческого monos – один, единый и typos – отпечаток). С помощью рисования техникой «монотопия» получаются идеально симметричные предметы или великолепные пейзажи. Лист бумаги складываем пополам по вертикали, чтобы появилась линия сгиба, и разворачиваем. На правой половине листа рисуем правую половину бабочки. Затем левую половину листа смачиваем водой с помощью широкой кисти, лист опять складывается по линии сгиба, прижимаем для получения отпечатка. На развернутом листе появляется целая бабочка. Предметной монотипией можно изобразить ската, жука, паука, осьминога, цветок в горшке, мячик, солнце и другие симметричные предметы. Если надо изобразить пейзаж, то лист кладется вертикально, складывается пополам. На верхней части рисуется пейзаж. Затем нижняя часть листа смачивается, складывается и распрямляется. Исходный пейзаж можно опять оживить красками. Перед складыванием, если рисунок уже подсох, его следует быстро оживить красками.
· рисование (печать) по трафарету;
· пластилинография;
· штамповка – в качестве исходного материала для штамповки при помощи печать-клише обычно используют деревяшку, чтобы её было удобно взять в руку. Одна сторона делается ровной, т.к. на неё наклеивают картон, а на картон — узоры. Они (узоры) могут быть из бумаги, из веревки, из старого ластика, из корнеплодов... Окунаем в краску и штампуем узоры на бумаге или на ткани. Так можно украсить косынку, футболку, салфетку или носовой платок. Сюжеты разнообразны: цветы, листья, птицы, животные, фигурки, ваше имя.
· рисование мятой бумагой;
· рисование по мятой бумаге.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.