Урок русского языка в 3 классе по теме « Собственные и нарицательные имена существительные»
Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 27 Нейжмак Н.В.
Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Все на месте, все в порядке: Книга, ручки и тетрадки?
17 января.
Кла …. ная р … бота.
а
сс
ЗАГАДКА: Как большая кошка он Грациозен и умён. Но не любит разных игр Полосатый грозный...
Чистописание
Словарная работа
т е традь
тракт о р
тр а мвай
т о варищ
т о пор
Т_традь, тракт ор, тр мвай, т__варищ, т пор.
Затрещали, на, сороки, макушке, сосны, старой
1. Составьте предложение
2. Разберите по членам предложения
3. Составьте схему предложения
4. Укажите части речи
Повторение об имени существительном
Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
ПРИЗНАКИ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
- Род
- Одушевленное и неодушевленное
ПОСТОЯННЫЕ
НЕПОСТОЯННЫЕ
ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
.город
.страна
.планета
.Сальск
.Россия
.Земля
нарицательные
СОБСТВЕННЫЕ
ТЕМА УРОКА:
ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
СОБСТВЕННЫЕ И
НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ
Цели урока:
и нарицательных именах
существительных;
- закрепить умения распознавать
собственные и нарицательные имена существительные
ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ -
СОБСТВЕННЫЕ
Собственное — это моё.
У животных– клички.
У человека это имя.
Шарик
Жучка
Марина Ирина
У города, реки– название.
Москва
Киев
Волга
Днепр
А остальные слова - нарицательные:
город, река, собака, девочка.
РУБРИКА «ДАВАЙ ПОДУМАЕМ»
ИЗМЕНЯЮТСЯ ЛИ ПО ЧИСЛАМ НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ
И СОБСТВЕННЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ?
СТОЛЫ
СОБАКИ
ДЕВОЧКИ
СТОЛ
СОБАКА
ДЕВОЧКА
НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
ИЗМЕНЯЮТСЯ ПО ЧИСЛАМ.
ВЫВОД:
СОБСТВЕННЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
Москва
?
Россия
?
Пушкин
?
СОБСТВЕННЫЕ ИМЕНА
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
НЕ ИЗМЕНЯЮТСЯ ПО ЧИСЛАМ.
ВЫВОД:
Рассмотри пары слов. Почему
одинаковые слова записаны по-разному?
Дружок- дружок
Серёжка- серёжка
Роза-роза
РАБОТА
В УЧЕБНИКЕ
С. 15 правило
Упр. 23
Вывод:
Имена собственные пишутся с заглавной буквы:
Москва, Волга, Россия, Иван, Зорька, Байкал, Алиса, Эльбрус.
.
Имена существительные
собственные
нарицательные
Роза
роза
.
Мы подарили Розе – розы.
Шарик поймал воздушный шарик .
Работа в парах «Лови ошибку»
- УЛЕТЕЛ ОРЁЛ ЗА ГОРОД ОРЁЛ.
- ИВАН БЛИНОВ СЪЕЛ МНОГО БЛИНОВ.
- НЕ БОЙСЯ МОРОЗОВ, СЕРЁЖА МОРОЗОВ.
- ХОРОШИ ГРУШИ В КОРЗИНЕ У ГРУШИ.
- КОЛЯ АРБУЗОВ КУПИЛ ШЕСТЬ АРБУЗОВ.
- НАША ПОЛЯ ВЕРНУЛАСЬ С ПОЛЯ .
Что нового мы узнали на уроке?
- Какие существительные называются собственными?
- С какой буквы они пишутся?
- Какие имена собственные заключаются в кавычки?
- Какие существительные называются нарицательными?
Выводы, заключения
- Использование ИКТ на уроке позволяет увеличить количество прорабатываемого материала;
- у учащихся активизирует процессы внимания, памяти, восприятия и воображения;
- создаёт положительную атмосферу на уроке.