Урок русского языка во 2 классе
Тема: «Имена существительные собственные и нарицательные»
Задачи урока:
- Ознакомить с новыми терминами - существительные собственные и нарицательные; использовать в речи собственные и нарицательные имена существительные;
- Развивать умения различать смысловые значения слов и правильно употреблять заглавные и строчные буквы при написании имен существительных;
- Воспитывать интерес учащихся к русскому языку; развивать навыки работы в группах, в парах.
Оборудование:
-компьютер, мультимедийный проектор, экран;
-презентация;
-раздаточный материал для:
- - групповой работы (таблицы),
- - индивидуальной (конверты);
- аппликация для рефлексии;
-учебник «Русский язык», 2 кл. Л.Ф. Климанова,Т.В.Бабушкина
Ход урока
I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята!
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё на месте, всё ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Учитель: Ребята, какое у вас настроение?
- Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее
2. Словарно–орфографическая работа. (слайд № 1)
- Найдите в этой записи два слова из словаря (корова, собака). (Открываются рисунки) (слайд № 2)
- В чем смысловое сходство слов корова и собака? (Домашние животные).
- Что вы еще можете сказать о данных словах? (На доске открываются таблички с этими словами. (слайд № 3)
(В этих словах три слога, ударение падает на второй слог, безударная гласная «о»).
- Запишите в тетрадь слова «корова, собака». Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную «о».
3.Актуализация знаний.
- Много ли у нас коров? Ко всем подходит это слово?
- А много ли у нас собак? К ним тоже подходит это слово!
- Возьмите листочек, прочитайте слова. Почему одни и те же слова написаны с заглавной буквы, а другие со строчной?
Поля-поля, Лев-лев, Зорька-зорька, Серёжка-серёжка, Груша-груша, Шарик-шарик, Скворцов-скворцов
- Из этих слов подберите клички животным (корова, собака).
- Как пишутся клички животных?
Все клички до одной
Пишут с буквы прописной. (слайд № 4)
- Припишите к словам корова, собака подходящую кличку.
Учитель
-Что мы знаем о том как оформляется предложение?
-А бывают ли случаи, когда в середине предложения слова пишутся с заглавной буквы?
-Прочитайте предложения, записанные двумя учениками. Кто из них прав?
Я люблю читать сказки Александра пушкина.
Я люблю читать сказки александра Пушкина.
-Что вы можете сказать?(ФАМИЛИЯ ИМЯ)
А ещё в каких словах мы пишем заглавные буквы?
Ответы учащихся
Ещё с заглавной буквы пишутся:
- Имена, фамилии, отчества
- Имена сказочных героев
- Названия областей, городов, рек, морей, океанов, гор…,
то есть географические названия
а) Работа в группах с таблицей
Учитель
Распределите слова по этим группам.
1.
Имена, фамилии, отчества
2.
Имена сказочных героев
3.
географические названия
4.
Слова для справок: Белово , Пушкин Александр Сергеевич, Корней
Иванович Чуковский, Буратино, Незнайка, Иванов Михаил, Москва, Золушка,
берёза, сирень, дуб, река, Петрова Мария, Кемерово, Томь.
б) Фронтальный опрос учащихся.
Учитель.
Какие слова остались не вставленными в таблицу у 1 группы? 2 группы? 3 группы? Давайте соберём их в отдельный 4 столбик. (слайд № 5)
Внимательно ещё раз рассмотрите таблицу и скажите, чем отличаются слова трёх первых столбиков от слов 4 столбика?
Ответы учащихся.
Написанием.
Учитель.
А ещё можно найти отличия?
Какое общее название можно дать словам с заглавной буквы?
Учитель.
В русском языке для обозначения этих существительных давно придуманы специальные термины. Это - имена существительные собственные и нарицательные. (Чтение детьми на слайде № 6 правила)
«Собственные имена существительные выделяют предмет из числа одинаковых и пишутся всегда с заглавной буквы, а нарицательные имена существительные называют предметы в числе одинаковых и пишутся со строчной буквы».
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше букв – подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги,
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им бить и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города!
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой – уважения знак!
Учебник стр.15 ВЫВОД
4.Постановка темы урока
Попробуйте назвать тему нашего урока (Тема урока: «Имена существительные собственные и нарицательные») (Слайд №7)
Физкультминутка.
- Я буду читать стихотворение. Если прозвучит слово, которое пишется со строчной буквы, вам надо присесть. Если услышите слово, которое пишется с заглавной буквы, надо хлопнуть в ладоши над головой.
Кошка Пушинка,
Смешинка собака,
Крикун петух,
Козёл Бодун,
Тишка воробей,
Поросёнок Гришка,
Красивая синичка.
Как напишешь клички?
5. Постановка проблемы
Сегодня утром я встретила почтальона. Ему нужно отправить письмо. Но почтальон никак не может понять, куда и кому адресовано письмо, потому что на конверте вот такая запись: (слайд № 8)
КУДА: орел,
ул. зелёная, 5
КОМУ: мишкиной соне.
- Почему почтальон не может понять адрес? (Почтальону непонятно: Орел – это город или птица, Зелёная – это улица или цвет, Мишкина Соня – это фамилия и имя).
- Так почему же запутался почтальон? (Отправитель не знает, какие слова надо писать с заглавной буквы.)
- Объясните почтальону, как пишутся имена собственные?
- Расскажите, какие имена собственные пишутся с заглавной буквы?
Перед Вами лежат конверты. Подпишите их так, чтобы почтальону было понятно, куда отправить письмо. Проверьте, верно ли вы подписали конверты. ( слайд №9)
Раз автор письма не знает правила употребления большой буквы, наверное, и письмо его понять сложно. Давайте попробуем разобраться. (слайд № 10)
Здравствуй, соня! Привет тебе из сибири! Живу я хорошо. Я очень рад. Ведь теперь у меня есть дружок ! Я очень люблю с ним играть. Твой брат лев.
Дети читают и исправляют ошибки. (на доске)
6. Создание проблемной ситуации
Как бы вы написали слово дружок в предложении?
Ответы учащихся.
Учитель.
Правильно думают все! Получается, что одно слово можно написать и со строчной (маленькой) и с заглавной буквы? Наверное, есть причина разного написания одного и того же слова!
Учитель
Нам надо выяснить, от чего зависит разное написание одного и того же слова.
7. Совместное «открытие» новых знаний.
Обсуждение - фронтальный опрос
Учитель.
Что имели в виду, дети, которые написали слово с заглавной буквы?
Ответы учащихся
Кличку животного- имя собственное.
Учитель.
А что имели в виду те, которые написали со строчной (маленькой)?
Ответы учащихся
Приветливое, ласковое обращение к другу, товарищу - имя нарицательное.
Учитель.
Чем отличаются эти слова?
Ответы учащихся
Смыслом, обозначением, значением.
Учитель.
Вы все правы! А ещё точнее - эти слова отличаются лексическим значением
Физкультминутка для глаз (слайд 12)
8. Первичное закрепление новой темы.
Работа по учебнику
Стр.15 упр.15
-На какие группы мы можем разделить эти слова?
9. Рефлексия.
Учитель.
Покажите, пожалуйста, карточки с вопросительным знаком те, кто не понял новую тему.
Учитель.
А теперь сравните своё настроение с рисунками. Если урок вам понравился и вы довольны своей работой, дорисуйте солнечный лучик, если вы собою недовольны - то капельку дождя.
10. Домашнее задание (творческое, дифференцированное) ( слайд № 13)
Задание по выбору:
- Выучить правило стр.15.
- Придумать сказку о большой букве.