kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 3 классе (по программе Перспектива)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка во 2 классе

Тема: «Имена существительные собственные и нарицательные»

Задачи  урока:

  • Ознакомить   с новыми терминами -  существительные собственные и нарицательные;  использовать  в речи собственные и нарицательные имена существительные;  
  • Развивать  умения различать смысловые значения слов и правильно  употреблять  заглавные и строчные буквы при написании имен существительных;
  • Воспитывать интерес учащихся к русскому языку; развивать   навыки работы в группах, в парах.

Оборудование:

-компьютер, мультимедийный проектор, экран;

-презентация;

-раздаточный материал для:

  • -  групповой работы (таблицы),
  • -  индивидуальной (конверты);

               - аппликация для рефлексии;

               -учебник «Русский язык», 2 кл. Л.Ф. Климанова,Т.В.Бабушкина

                                              Ход урока

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята!

А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё на месте, всё ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

Учитель: Ребята, какое у вас настроение?

- Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее

2. Словарно–орфографическая работа.    (слайд № 1)

- Найдите в этой записи два слова из словаря (корова, собака). (Открываются рисунки)                                                           (слайд № 2)

- В чем смысловое сходство слов корова и собака? (Домашние животные).

- Что вы еще можете сказать о данных словах? (На доске открываются таблички с этими словами.                             (слайд № 3)

(В этих словах три слога, ударение падает на второй слог, безударная гласная «о»).

  • Запишите в тетрадь слова «корова, собака». Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную «о».

3.Актуализация знаний.

  • Много ли у нас коров? Ко всем  подходит это слово?
  • А много ли у нас собак? К ним тоже подходит это слово!
  • Возьмите листочек, прочитайте слова. Почему одни и те же слова написаны с заглавной буквы, а другие со строчной?

Поля-поля, Лев-лев, Зорька-зорька, Серёжка-серёжка, Груша-груша, Шарик-шарик, Скворцов-скворцов

  • Из этих слов подберите клички животным (корова, собака).

  - Как пишутся клички животных?

Все клички до одной       

Пишут с буквы прописной.                           (слайд № 4)

-  Припишите к словам корова, собака подходящую   кличку.

Учитель

-Что мы знаем о том как оформляется предложение?

-А бывают ли случаи, когда в середине предложения слова пишутся с заглавной буквы?

-Прочитайте предложения, записанные двумя учениками. Кто из них прав?

   Я люблю читать сказки Александра пушкина.

   Я люблю читать сказки александра Пушкина.

-Что вы можете сказать?(ФАМИЛИЯ ИМЯ)

А ещё в каких словах мы пишем заглавные буквы?

Ответы учащихся

Ещё с заглавной буквы пишутся:

  • Имена, фамилии, отчества
  • Имена  сказочных героев
  • Названия  областей, городов, рек, морей, океанов, гор…,

     то есть  географические  названия

а) Работа в группах с таблицей

 Учитель

Распределите  слова по этим группам.

1.

Имена, фамилии, отчества

2.

Имена сказочных героев

3.

географические названия

4.

             Слова для справок: Белово , Пушкин Александр Сергеевич, Корней 

            Иванович Чуковский, Буратино,  Незнайка, Иванов Михаил, Москва, Золушка,  

            берёза, сирень, дуб, река, Петрова Мария, Кемерово, Томь.

   б) Фронтальный опрос учащихся.

Учитель.

Какие слова остались не вставленными в таблицу у 1 группы? 2 группы? 3 группы? Давайте соберём их в отдельный 4 столбик.    (слайд № 5)

 Внимательно ещё раз рассмотрите таблицу и скажите, чем отличаются слова  трёх первых столбиков от слов 4 столбика?

Ответы учащихся.

 Написанием.

Учитель.
А ещё можно найти отличия?

Какое общее название можно дать словам с заглавной буквы?

Учитель.

В русском языке для обозначения этих существительных давно придуманы специальные термины. Это - имена существительные собственные и нарицательные.                  (Чтение детьми на слайде № 6  правила)

«Собственные имена существительные выделяют предмет из числа одинаковых и пишутся всегда с заглавной буквы, а нарицательные имена существительные называют предметы в числе одинаковых и пишутся со строчной буквы».

Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше букв – подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги,
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им бить и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города!
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой – уважения знак!

Учебник стр.15 ВЫВОД

4.Постановка темы урока

   Попробуйте назвать тему нашего урока (Тема урока: «Имена существительные собственные и нарицательные»)              (Слайд №7)

 Физкультминутка.

- Я буду читать стихотворение. Если прозвучит слово, которое пишется со строчной  буквы, вам надо присесть. Если услышите слово, которое пишется с заглавной буквы, надо хлопнуть в ладоши над головой.

Кошка Пушинка,
Смешинка собака,
Крикун петух,
Козёл Бодун,
Тишка воробей,
Поросёнок Гришка,
Красивая синичка.
Как напишешь клички? 

5. Постановка проблемы

 Сегодня утром я встретила почтальона. Ему нужно отправить письмо. Но почтальон никак не может понять, куда и кому адресовано письмо, потому что  на конверте вот такая запись:                                             (слайд № 8)

КУДА: орел,

ул. зелёная, 5

КОМУ: мишкиной соне.

- Почему почтальон не может понять адрес? (Почтальону непонятно: Орел – это город или птица, Зелёная – это улица или цвет, Мишкина Соня – это фамилия и имя).

- Так почему же запутался почтальон? (Отправитель не знает, какие слова надо писать с заглавной буквы.)

- Объясните почтальону, как пишутся имена собственные?

- Расскажите, какие имена собственные пишутся с заглавной буквы?

 Перед Вами лежат конверты. Подпишите их так, чтобы почтальону было понятно, куда отправить письмо. Проверьте, верно ли вы подписали конверты.                                                                                      ( слайд №9)

Раз автор письма не знает правила употребления большой буквы, наверное, и письмо его понять сложно. Давайте попробуем разобраться. (слайд № 10)

Здравствуй, соня! Привет тебе из сибири!  Живу я хорошо. Я очень рад. Ведь теперь у меня есть дружок ! Я очень люблю с ним играть. Твой брат лев.

Дети читают и исправляют ошибки.                                        (на доске)

6. Создание проблемной ситуации

Как бы вы написали слово дружок в  предложении?

Ответы учащихся.

Учитель.

Правильно думают все! Получается, что одно  слово можно написать и со строчной (маленькой) и с заглавной буквы? Наверное, есть причина разного написания  одного и того же слова!

Учитель

 Нам надо выяснить, от чего зависит разное написание одного и того же слова.

7.  Совместное «открытие»  новых знаний.

       Обсуждение - фронтальный опрос

Учитель.

Что имели в виду, дети, которые написали слово с заглавной буквы?

Ответы учащихся

Кличку животного- имя собственное.

Учитель.

А что имели в виду те, которые написали  со строчной (маленькой)?

Ответы учащихся

Приветливое, ласковое обращение к другу, товарищу  - имя нарицательное.

Учитель.

Чем отличаются эти слова?

Ответы учащихся 

Смыслом, обозначением, значением.

Учитель.

Вы все правы! А ещё точнее -  эти слова отличаются лексическим значением

Физкультминутка для глаз                                                     (слайд 12)

8.  Первичное закрепление новой темы.

Работа по учебнику

Стр.15 упр.15

-На какие группы мы можем разделить эти слова?

9.  Рефлексия.

Учитель.

Покажите, пожалуйста, карточки с вопросительным  знаком те, кто не понял новую тему.

Учитель.

А теперь сравните своё настроение с рисунками. Если урок вам понравился и вы довольны своей работой, дорисуйте  солнечный лучик, если вы собою недовольны  - то капельку дождя.

10. Домашнее задание (творческое, дифференцированное) ( слайд № 13)

Задание по выбору:

  • Выучить правило стр.15.
  • Придумать сказку о большой букве.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 3 классе (по программе Перспектива) »

ГРФКОРОВАЖДРЛОПВЖИСОБАКАХЧК

ГРФКОРОВАЖДРЛОПВЖИСОБАКАХЧК

/ к о рова

/

к о рова

/ с о бака

/

с о бака

Все клички до одной  Пишут с буквы прописной.

Все клички до одной

Пишут с буквы прописной.

Я люблю читать сказки Александра пушкина. Я люблю читать сказки Александра Пушкина. Я люблю читать сказки Александра  Пушкина. Я люблю читать сказки александра Пушкина.

Я люблю читать сказки Александра пушкина.

Я люблю читать сказки Александра Пушкина.

Я люблю читать сказки Александра Пушкина.

Я люблю читать сказки александра Пушкина.

Имена, фамилии, отчества Имена сказочных героев Названия областей, городов, рек, морей, океанов, гор…, то есть географические названия

Имена, фамилии, отчества

Имена

сказочных героев

Названия областей, городов, рек, морей, океанов, гор…,

то есть географические названия

1. Имена, фамилии, отчества   2. Имена сказочных героев     3. географические названия 4.         Имена нарицательные Имена собственные   Пушкин Александр Сергеевич Буратино Белово  берёза   Корней Иванович Чуковский   Москва  Незнайка  сирень   дуб Иванов Михаил Кемерово  Золушка Томск  река    Петрова Мария

1.

Имена, фамилии, отчества

 

2.

Имена сказочных героев

 

 

3.

географические названия

4.

 

 

 

 

Имена нарицательные

Имена собственные

  Пушкин Александр Сергеевич

Буратино

Белово

берёза

  Корней

Иванович Чуковский

  Москва 

Незнайка 

сирень

  дуб

Иванов Михаил

Кемерово 

Золушка

Томск 

река 

  Петрова Мария

орёл, ул.  зелёная, дом 5 Орел, ул. Зелёная, дом 5 КУДА :   мишкиной соне . Мишкиной Соне . КОМУ:

орёл,

ул. зелёная, дом 5

Орел,

ул. Зелёная, дом 5

КУДА :

мишкиной соне .

Мишкиной Соне .

КОМУ:


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка в 3 классе (по программе Перспектива)

Автор: Желнова Ольга Александровна

Дата: 25.10.2014

Номер свидетельства: 122401

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Конспект урока русского языка по программе «Перспектива» "звук и буква й", 2 класс"
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-proghrammie-pierspiektiva-zvuk-i-bukva-i-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "253895"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447679568"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Разработка урока по русскому языку в 3 классе на тему «Понятие о местоимении. Личные местоимения»"
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka_uroka_po_russkomu_iazyku_v_3_klasse_na_temu_poniatie_o_mestoimenii_li"
    ["file_id"] => string(6) "525363"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1572720007"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Cтатья "Формирование коммуникативных УУД   на уроках русского языка в начальной школе на примере УМК «Перспектива»" "
    ["seo_title"] => string(122) "ctat-ia-formirovaniie-kommunikativnykh-uud-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-nachal-noi-shkolie-na-primierie-umk-pierspiektiva"
    ["file_id"] => string(6) "102953"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402560914"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Статья : Использование новых технологии на уроках русского языка и литературы."
    ["seo_title"] => string(74) "statiaispolzovaniienovykhtiekhnologhiinaurokakhrusskoghoiazykailitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "289780"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454859136"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "План урока русского языка по теме "Изменение глаголов прошедшего времени по родам""
    ["seo_title"] => string(96) "plan-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-izmienieniie-ghlagholov-proshiedshiegho-vriemieni-po-rodam"
    ["file_id"] => string(6) "256616"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448189834"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства