Презентация к уроку русского языка в 6 классе на тему "Имя существительное"
Презентация к уроку русского языка в 6 классе на тему "Имя существительное"
Презентация содежит и теретические сведения, и задания практической направленности.
Вопросы для изучения: Имя существительное как часть речи; собственные и нарицательные имена существительные; одушевлённые и неодушевлённые имена существительные; категория рода; средства выражения значений рода; распределение существительных по родам; род несклоняемых существительных; род аббревиатур. Колебания в роде имён существительных; существительные общего рода; правописание суффиксов чик, щик.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Автор – Бределева Елена Михайловна, учитель русского языка МБОУ «Верховажская средняя школа им. Я.Я.Кремлёва»
Вопросы для изучения:
Имя существительное как часть речи
Собственные и нарицательные имена существительные
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
Категория рода
Средства выражения значений рода
Распределение существительных по родам
Род несклоняемых существительных
Род аббревиатур. Колебания в роде имён существительных
Существительные общего рода
Правописание суффиксов чик, щик
Имя существительное — это самостоятельная часть речи, обозначающая предмет . Отвечает на вопросы: кто? или что?
Учёные установили, что имя существительное – самая многочисленная часть речи по количеству слов. Около 40% всех слов в русском языке – имена существительные.
Имя существительное служит для
обозначения:
Конкретных предметов окружающей действительности: тайга, океан, лайнер, айсберг, якорь
Живых существ: птица, медведь, человек, Лёша, пассажир
Фактов, событий и явлений: утро, отпуск, каникулы, спектакль, облачность .
Качеств, свойств, действий и состояний: смелость, доброта, отдых, чтение, уборка, молотьба
собственные: Менделеев, Волга, Екатеринбург
нарицательные: учёный, река, город
конкретные: девочка, леопард, подснежник
неконкретные: смелость, ячмень, листва
одушевлённые: журавли, кот, школьник
неодушевлённые: лиственница, дивизия, камень
Одушевлённые имена существительные отвечают на вопроскто?
Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопросчто?
К существительным собственным принадлежат не только имена, отчества, фамилии людей, географические названия, названия литературных произведений, но и названия исторических событий, названия картин, кинофильмов, спектаклей, названия предприятий, клички животных.
Имена собственные пишутся с большой буквы. Заглавия книг, названия журналов, газет, картин, кинофильмов, спектаклей, заводов, фабрик, кораблей и т.д. не только пишутся с большой буквы, но и заключаются в кавычки.
Например:
Б айкал (собств.)
К уликовская битва (собств. наименов.)
Газета «И звестия » (название газеты)
В русском языке выделяют следующие виды грамматического рода:
Мужской род
Женский род
Средний род
Общий род
Мужской род
Он мой
картофель
путь
рояль
дядя
рельс
Женский род
Она моя
книга
память
ручка
девочка
романтика
Средний род
Оно моё
окно
полотно
яблоко
повидло
училище
Общий род
В русском языке особое место занимают так называемые существительные общего рода .
Выделяют три группы существительных общего рода:
1. Склоняемые нарицательные существительные с окончанием -а (-я), по значению они являются качественной характеристикой лица:
2. Существительные общего рода, называющие уменьшит ельные имена мальчиков и девочек:
Саша, Женя, Валя.
3. Несклоняемые фамилии иноязычного происхождения, оканчивающиеся на гласную:
Рабле, Дюма, Донецетти, Верди,
а также фамилии славянского происхождения, оканчивающиеся на гласные и согласные звуки:
Шевченко, Дурново, Черных.
Род несклоняемых существительных
Род несклоняемых существительных может определяться семантически (значением) или синтаксически — формами согласуемого слова.
К среднему роду относятся
К мужскому роду относятся
1. Существительные, называющие лиц мужского пола, а также лиц по профессии, должности безотносительно к полу: месье, падре, маэстро, буржуа, атташе, протеже, конферансье, кутюрье.
2. Большинство слов, являющиеся наименованиями животных.
Род несклоняемых существительных , обозначающих географические наименования и названия органов печати, определяется по роду соответствующего нарицательного существительного: бурная Миссисипи (река) — ж. р., полноводное Онтарио (озеро) — ср. р., солнечный Баку (город) — м. р., красивый Тбилиси (город) — м. р., сообщила «Таймс» (газета) — ж. р.
фламинго, какаду, пони, кенгуру
3. Некоторые неодушевлённые существительные: кофе, сирокко, эсперанто, хинди.
К женскому роду относятся
1. Слова, обозначающие лиц женского пола: мадам, мадмуазель, леди.
2. Некоторые неодушевлённые существительные.
кольраби
салями
авеню
цеце (искл., ж. р., муха)
Род аббревиатур
Род несклоняемых аббревиатур обычно соответствует роду главного слова того словосочетания, которое положено в основу аббревиатуры:
МГУ объявил (университет — м. р.)
ВЛКСМ распался (союз — м. р.)
ВДНХ открылась (выставка — ж. р.)
Антидиктант:
1
Среди предложенных слов есть слова, написанные правильно, а есть с ошибками. Вам нужно найти, исправить ошибки и объяснить орфограммы.
Выполни задание в тетради, а затем проверь себя!
Сложение, нет времяни, прекосаюсь, грузщик, на станцие, горошек, растелешь .
Проверь себя!
Антидиктант:
1
Проверка
Сложение, нет времени, прикасаюсь, грузчик, на станции, горошек, расстелешь .
Выпишите только те слова, которые являются существительными.
Правописание суффиксов существительных –ЧИК- и –ЩИК-Перед вами смешной, но «коварный» рассказ. Попробуйте в нем справиться с написанием суффиксов –чик-, -щик-.
Однажды развед…ик получил ответственное задание: внедриться в группу опасных заговор…иков и узнать об их тайных планах. Много сил, мужества и времени пришлось затратить ему для выполнения задания: он побывал и бетон…иком, и камен…иком, и свар…иком, и экскаватор…иком, и водопровод…иком, и паркет…иком, и электросвар…иком, и даже кровель…иком, когда выяснилось, что заговор…ики были просто строителями, а в их тайные планы входило строительство новой школы.
Проверь себя!
Проверка
7
Однажды развед ч ик получил ответственное задание: внедриться в группу опасных заговор щ иков и узнать об их тайных планах. Много сил, мужества и времени пришлось затратить ему для выполнения задания: он побывал и бетон щ иком, и камен щ иком, и свар щ иком, и экскаватор щ иком, и водопровод ч иком, и паркет ч иком, и электросвар щ иком, и даже кровель щ иком, когда выяснилось, что заговор щ ики были просто строителями, а в их тайные планы входило строительство новой школы.
http://www.goldrussian.ru/sushhestvitelnoe/ теория