kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация на тему: "Развитие критического мышления младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация раскрывает понятие "критическое мышление"; знакомит с аспектами его развития в младшем школьном возрасте. Отражает 6 основных стратегий успешного его развития и дают важные рекомендации по дальнейшей работе. Автор приводит примеры конкретных заданий по таким предметам начальной школы, как познание мира, литературное чтпение, русский язык и математика.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: "Развитие критического мышления младших школьников" »

ТЕМА: «РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ». Выполнила: Лотова Е.И.

ТЕМА: «РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ».

Выполнила: Лотова Е.И.

СУЩЕСТВУЕТ 6 СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. СТРАТЕГИИ – РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ. УЧАЩИМСЯ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ ПРАВИЛА УЧАСТИЯ В ДИСКУССИИ, Т.К. ТАКИЕ УРОКИ ПОСТРОЕНЫ НА ДИСКУССИИ: Умейте слушать друг друга; Говорить должен кто-то один; Говорить по существу; Необходимо делиться мыслями; Необходимо щадить чувства других; Недопустимость умаления достоинства; Уважительное отношение ко всем без исключения. Выступление учащихся называется пресс-релиз.

СУЩЕСТВУЕТ 6 СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. СТРАТЕГИИ – РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ. УЧАЩИМСЯ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ ПРАВИЛА УЧАСТИЯ В ДИСКУССИИ, Т.К. ТАКИЕ УРОКИ ПОСТРОЕНЫ НА ДИСКУССИИ:

  • Умейте слушать друг друга;
  • Говорить должен кто-то один;
  • Говорить по существу;
  • Необходимо делиться мыслями;
  • Необходимо щадить чувства других;
  • Недопустимость умаления достоинства;
  • Уважительное отношение ко всем без исключения.

Выступление учащихся называется пресс-релиз.

Что такое критическое мышление (КМ) – это сложный мыслительный процесс, который начинается с получения информации и заканчивается принятием решения.  КМ имеет 3 аспекта: Получение информации; Осмысление значения, стратегия поиска ответов; Рациональное принятие решения.  КМ – идеи, понимание смысла этих идей, скептический подход к ним, сопоставление с различными взглядами, доказывая и утверждая правильность своего решения.

Что такое критическое мышление (КМ) – это сложный мыслительный процесс, который начинается с получения информации и заканчивается принятием решения.

КМ имеет 3 аспекта:

  • Получение информации;
  • Осмысление значения, стратегия поиска ответов;
  • Рациональное принятие решения.

КМ – идеи, понимание смысла этих идей, скептический подход к ним, сопоставление с различными взглядами, доказывая и утверждая правильность своего решения.

Что необходимо для учащихся? Учащиеся должны иметь способность анализировать информацию, принимать решения, т.е. что является важным, а что нет. Структура урока должна быть четкой, систематической для того, чтобы учащиеся могли понимать, что от них требуется и применять знания на практике.  Вывод: КМ – результат хорошо спланированного урока, процесс которого благоприятствует развитию КМ.  Ученик должен уметь:

Что необходимо для учащихся? Учащиеся должны иметь способность анализировать информацию, принимать решения, т.е. что является важным, а что нет. Структура урока должна быть четкой, систематической для того, чтобы учащиеся могли понимать, что от них требуется и применять знания на практике.

Вывод: КМ – результат хорошо спланированного урока, процесс которого благоприятствует развитию КМ.

Ученик должен уметь:

  • Мыслить критически, т.е. быть любознательным.
  • Принимать за себя ответственность за собственное обучение (непассивное усвоение знаний, а активное, почти самостоятельное).
  • Работа в сотрудничестве с другими (уметь слушать).
  • Проявлять постоянный интерес к процессу познания (развивать привычку любознательности, выполнять дело осмысленно).
Учитель должен: 1. Создавать атмосферу в классе открытого и ответственного взаимодействия. 2. Использовать структуру преподавания, чтобы содействовать КМ и независимому обучению, значит стремиться к такой модели обучения и преподавания, которую можно сформировать как 3 стадии: Эвокэйшен – создание интереса через опыт своих знаний по данной теме, через говорение. Реализэйшен – поиск ответов из опыта собственных знаний, мотивация к исследованию неизвестного, метод выращивания знаний. Рефлекшен – рефлексия, обмен полученными знаниями, итог. 3. Использовать эффективные техники обучения согласно учебной программы. 4. Быть готовым принимать изменения в уроке. 5. Быть открытым, делиться опытом с другими.

Учитель должен:

1. Создавать атмосферу в классе открытого и ответственного взаимодействия.

2. Использовать структуру преподавания, чтобы содействовать КМ и независимому обучению, значит стремиться к такой модели обучения и преподавания, которую можно сформировать как 3 стадии:

  • Эвокэйшен – создание интереса через опыт своих знаний по данной теме, через говорение.
  • Реализэйшен – поиск ответов из опыта собственных знаний, мотивация к исследованию неизвестного, метод выращивания знаний.
  • Рефлекшен – рефлексия, обмен полученными знаниями, итог.

3. Использовать эффективные техники обучения согласно учебной программы.

4. Быть готовым принимать изменения в уроке.

5. Быть открытым, делиться опытом с другими.

1 СТРАТЕГИЯ.  КЛАСТЕР – СТРАТЕГИЯ, КОТОРАЯ ИСПОЛЬЗУЕТ СХЕМОТЕХНИКУ.

1 СТРАТЕГИЯ. КЛАСТЕР – СТРАТЕГИЯ, КОТОРАЯ ИСПОЛЬЗУЕТ СХЕМОТЕХНИКУ.

2 СТРАТЕГИЯ.  КАРТА ПОМЕТОК НАПРАВЛЕННОГО ЧТЕНИЯ. Знаю тему урока . (V) Новая для меня информация (+) Морские черепахи. Вес более 682 кг. Появились 1000 лет назад. Плачет, чистит глаза от песка. Удерживает вес 3 человек. Увеличивает свое тело. Не знаю или не соответствует моим знаниям информация (-) Это меня удивляет (?) Плавают спящими большую часть времени, а не спят на дне моря. Откладывает 150 штук яиц за 20 минут.

2 СТРАТЕГИЯ. КАРТА ПОМЕТОК НАПРАВЛЕННОГО ЧТЕНИЯ.

Знаю тему урока . (V)

Новая для меня информация (+)

Морские черепахи.

Вес более 682 кг. Появились 1000 лет назад. Плачет, чистит глаза от песка. Удерживает вес 3 человек. Увеличивает свое тело.

Не знаю или не соответствует моим знаниям информация (-)

Это меня удивляет (?)

Плавают спящими большую часть времени, а не спят на дне моря.

Откладывает 150 штук яиц за 20 минут.

1 этап – запишите все, что вы знаете о морских черепахах, т.е. идет мозговая атака. Учащиеся записывают свою информацию. Например, живут в морских водах, размножаются яйцами на берегу, цвет темно-серый, мясо используется в пищу.  2 этап – мониторинг процесса понимания. Учитель раздает каждому ученику тексты для обработки. Надо отметить каждый абзац пометками. Работа эта индивидуальная. ( V) – это я уже знаю. (+) – новая информация. (-) – не соответствует моим знаниям. (?) – это меня удивляет.  3 этап – короткие фразы по тексту записать в таблицу.  4 этап – спор по поводу разногласий. Поиск дополнительных источников информации. Определяется, где было согласие во мнениях. Обсуждаются разногласия, разрешились ли они после чтения статьи или нужны дополнительный источники информации.

1 этап – запишите все, что вы знаете о морских черепахах, т.е. идет мозговая атака. Учащиеся записывают свою информацию. Например, живут в морских водах, размножаются яйцами на берегу, цвет темно-серый, мясо используется в пищу.

2 этап – мониторинг процесса понимания. Учитель раздает каждому ученику тексты для обработки. Надо отметить каждый абзац пометками. Работа эта индивидуальная.

( V) – это я уже знаю.

(+) – новая информация.

(-) – не соответствует моим знаниям.

(?) – это меня удивляет.

3 этап – короткие фразы по тексту записать в таблицу.

4 этап – спор по поводу разногласий.

Поиск дополнительных источников информации. Определяется, где было согласие во мнениях. Обсуждаются разногласия, разрешились ли они после чтения статьи или нужны дополнительный источники информации.

Джудит Ренни сказал: « Учащимся необходимо рассказывать друг другу и всему миру о том, что они знают для того, чтобы понять, что они знают. Посредством этого они будут учиться и познавать мир, как они его представляют.»  Учащиеся, мыслящие критически, спрашивают себя:

Джудит Ренни сказал: « Учащимся необходимо рассказывать друг другу и всему миру о том, что они знают для того, чтобы понять, что они знают. Посредством этого они будут учиться и познавать мир, как они его представляют.»

Учащиеся, мыслящие критически, спрашивают себя:

  • Что я думаю об этом?
  • Как полученная информация соотносится с тем, что я уже знаю?
  • Что я уже могу сделать по – другому, имея новую информацию?
  • Как меняются мои представления посредством новых идей?
3 СТРАТЕГИЯ. ПЯТИСТИШИЕ.  Необходимо научить выстраивать алгоритм, который состоит из:

3 СТРАТЕГИЯ.

ПЯТИСТИШИЕ.

Необходимо научить выстраивать алгоритм, который состоит из:

  • Названия – имя существительное (одно слово).
  • Описания – имя прилагательное (два слова).
  • Действия – глагол (три слова).
  • Чувства – четыре слова.
  • Подтверждения сущности – слово-синоним (одно слово).
НАПРИМЕР: УРОК ПОЗНАНИЯ МИРА 1 слово – имя существительное. 2 слова – имя прилагательное. 3 слова – глагол, причастие, деепричастие. 4 слова – отношение. 5 слово – синоним. Вулкан.  Красный, жаркий. Извержение из недр.  Естественный горн для огня. Ад. 1 слово – имя существительное. 2 слова – имя прилагательное. 3 слова – глагол, причастие, деепричастие. 4 слова – отношение. 5 слово – синоним. Хищник. Неустрашимый, сильный. Живущий в джунглях. Властный, настоящий хозяин джунглей. Сила.

НАПРИМЕР: УРОК ПОЗНАНИЯ МИРА

1 слово – имя существительное.

2 слова – имя прилагательное.

3 слова – глагол, причастие, деепричастие.

4 слова – отношение.

5 слово – синоним.

Вулкан.

Красный, жаркий.

Извержение из недр.

Естественный горн для огня.

Ад.

1 слово – имя существительное.

2 слова – имя прилагательное.

3 слова – глагол, причастие, деепричастие.

4 слова – отношение.

5 слово – синоним.

Хищник.

Неустрашимый, сильный.

Живущий в джунглях.

Властный, настоящий хозяин джунглей.

Сила.

ПЯТИСТИШИЕ: Выражение индивидуальности. Побуждение к творчеству. Развитие коммуникативности. Применимо на всех уроках. Конкретность мышления. Более точное словоупотребление, локализм, концентрация мысли. Выбор главного. Развитие философского мышления. Самовыражение учащихся. Пятистишье – как диагностика. Как оценочная система.  Заставляет мыслить творчески, подбирать словарный запас, умение выразить суть, синтез (т.е. выбор главного).

ПЯТИСТИШИЕ:

  • Выражение индивидуальности.
  • Побуждение к творчеству.
  • Развитие коммуникативности.
  • Применимо на всех уроках.
  • Конкретность мышления. Более точное словоупотребление, локализм, концентрация мысли.
  • Выбор главного.
  • Развитие философского мышления.
  • Самовыражение учащихся.
  • Пятистишье – как диагностика.
  • Как оценочная система.

Заставляет мыслить творчески, подбирать словарный запас, умение выразить суть, синтез (т.е. выбор главного).

4 СТРАТЕГИЯ «КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ».  Учащиеся составляют рассказ, используя ключевые слова (урок-рассказывания по литературе). Например: учащимся предложены ключевые слова: тюленевая шкура, морской берег, закрытый сундучок.  Примерный рассказ: однажды мы отправились отдыхать на море. Там мы купались, загорали, грелись под лучами солнышка на морском берегу . Но к вечеру стало холодать, и мы хотели оправиться домой. Вдруг я нашла закрытый сундучок . К нашему удивлению, открыв сундучок, мы достали из него тюленевую шкуру , которая нас согрела.  Развивает речь, творчество, воображение, индивидуальность.

4 СТРАТЕГИЯ «КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ».

Учащиеся составляют рассказ, используя ключевые слова (урок-рассказывания по литературе). Например: учащимся предложены ключевые слова: тюленевая шкура, морской берег, закрытый сундучок.

Примерный рассказ: однажды мы отправились отдыхать на море. Там мы купались, загорали, грелись под лучами солнышка на морском берегу . Но к вечеру стало холодать, и мы хотели оправиться домой. Вдруг я нашла закрытый сундучок . К нашему удивлению, открыв сундучок, мы достали из него тюленевую шкуру , которая нас согрела.

Развивает речь, творчество, воображение, индивидуальность.

5 СТРАТЕГИЯ «ДНЕВНИКА ДВОЙНОЙ ЗАПИСИ».  Учащиеся записывают в таблицу свои мысли, о чем может быть, по их нению, этот рассказ (подбор выражений), не читая его. Например: сказка «Три сестры». Младшая – падчерица Злая мачеха О несправедливости А другие могут записать: О дружбе сестер Их приключения О взаимопомощи  Затем читают текст и сравнивают свой текст с текстом автора, отмечая в таблицу. Совпало Не совпало

5 СТРАТЕГИЯ «ДНЕВНИКА ДВОЙНОЙ ЗАПИСИ».

Учащиеся записывают в таблицу свои мысли, о чем может быть, по их нению, этот рассказ (подбор выражений), не читая его.

Например: сказка «Три сестры».

  • Младшая – падчерица
  • Злая мачеха
  • О несправедливости

А другие могут записать:

  • О дружбе сестер
  • Их приключения
  • О взаимопомощи

Затем читают текст и сравнивают свой текст с текстом автора, отмечая в таблицу.

Совпало

Не совпало

6 СТРАТЕГИЯ «ДИСКУССИОННАЯ КАРТА».  ЦЕЛЬ: НАУЧИТЬ АРГУМЕНТИРОВАНО ОТСТАИВАТЬ СВОЮ ПОЗИЦИЮ. НАПРИМЕР: СКАЗКА «ПРИКЛЮЧЕНИЯ БУРАТИНО». ВОПРОС: БЫЛО БЫ ЛУЧШЕ, ЕСЛИ БЫ БУРАТИНО НА 5 ЗОЛОТЫХ, КОТОРЫЕ ДАЛ ЕМУ ПАПА КАРЛО, КУПИЛ БЫ БУКВАРЬ ИЛИ ВСЕ ЖЕ ПОТРАТИЛ ИХ НА БИЛЕТ В ТЕАТР. Да (лучше) Пошел в школу. Не встретился с отрицательными героями. Не огорчил отца. Не попал в неприятные ситуации. Нет (не лучше)

6 СТРАТЕГИЯ «ДИСКУССИОННАЯ КАРТА». ЦЕЛЬ: НАУЧИТЬ АРГУМЕНТИРОВАНО ОТСТАИВАТЬ СВОЮ ПОЗИЦИЮ. НАПРИМЕР: СКАЗКА «ПРИКЛЮЧЕНИЯ БУРАТИНО». ВОПРОС: БЫЛО БЫ ЛУЧШЕ, ЕСЛИ БЫ БУРАТИНО НА 5 ЗОЛОТЫХ, КОТОРЫЕ ДАЛ ЕМУ ПАПА КАРЛО, КУПИЛ БЫ БУКВАРЬ ИЛИ ВСЕ ЖЕ ПОТРАТИЛ ИХ НА БИЛЕТ В ТЕАТР.

Да (лучше)

  • Пошел в школу.
  • Не встретился с отрицательными героями.
  • Не огорчил отца.
  • Не попал в неприятные ситуации.

Нет (не лучше)

  • Не помог куклам обрести свободу.
  • Не узнал тайну золотого ключика.
  • Не обрел настоящих друзей (Мальвина, Пьеро, Артемон)
7 СТРАТЕГИЯ: ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА В ГРУППАХ, ВЫБОР И ВЫСТУПЛЕНИЕ СПИКЕРА.  Например: урок познания мира. Тема: «Осенние изменения в окружающем мире». 1 группа: изменения в живой природе с приходом осени. 2 группа: изменения в неживой природе с приходом осени. 3 группа: труд людей осенью.

7 СТРАТЕГИЯ: ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА В ГРУППАХ, ВЫБОР И ВЫСТУПЛЕНИЕ СПИКЕРА.

Например: урок познания мира. Тема: «Осенние изменения в окружающем мире».

1 группа: изменения в живой природе с приходом осени.

2 группа: изменения в неживой природе с приходом осени.

3 группа: труд людей осенью.

РЕФЛЕКСИЯ:  КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ (КМ) – процесс интеграционных идей и способность мыслить творчески, создавая собственные концепции и высказывания. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!!!

РЕФЛЕКСИЯ:

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ (КМ) – процесс интеграционных идей и способность мыслить творчески, создавая собственные концепции и высказывания.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!!!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Презентация на тему: "Развитие критического мышления младших школьников"

Автор: Лотова Елена Ивановна

Дата: 02.02.2015

Номер свидетельства: 165801

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(254) "отчет по самообразованию"Развитие познавательных возможностей младших школьников на основе проектной деятельности по окружающему миру" "
    ["seo_title"] => string(155) "otchiet-po-samoobrazovaniiu-razvitiie-poznavatiel-nykh-vozmozhnostiei-mladshikh-shkol-nikov-na-osnovie-proiektnoi-dieiatiel-nosti-po-okruzhaiushchiemu-miru"
    ["file_id"] => string(6) "131196"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416098502"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(226) "Презентация урока педагогики "Коррекция поведения младших школьников" с использованием технологии критического мышления "
    ["seo_title"] => string(143) "priezientatsiia-uroka-piedaghoghiki-korriektsiia-poviedieniia-mladshikh-shkol-nikov-s-ispol-zovaniiem-tiekhnologhii-kritichieskogho-myshlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "113817"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411056658"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Презентация на тему: Духовно - нравственное воспитание младших школьников на уроках ОРКСЭ"
    ["seo_title"] => string(88) "priezientatsiianatiemudukhovnonravstviennoievospitaniiemladshikhshkolnikovnaurokakhorkse"
    ["file_id"] => string(6) "305834"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1457991909"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "«Активные технологии в развитии  творчества младшего школьника» "
    ["seo_title"] => string(70) "aktivnyie-tiekhnologhii-v-razvitii-tvorchiestva-mladshiegho-shkol-nika"
    ["file_id"] => string(6) "181807"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1425397644"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Презентация по математике в 4 "Б" классе "
    ["seo_title"] => string(45) "priezientatsiia-po-matiematikie-v-4-b-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "215867"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1432811023"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства