Презентация на тему: "Развитие критического мышления младших школьников"
Презентация на тему: "Развитие критического мышления младших школьников"
Данная презентация раскрывает понятие "критическое мышление"; знакомит с аспектами его развития в младшем школьном возрасте. Отражает 6 основных стратегий успешного его развития и дают важные рекомендации по дальнейшей работе. Автор приводит примеры конкретных заданий по таким предметам начальной школы, как познание мира, литературное чтпение, русский язык и математика.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: "Развитие критического мышления младших школьников" »
ТЕМА: «РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ».
Выполнила: Лотова Е.И.
СУЩЕСТВУЕТ 6 СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. СТРАТЕГИИ – РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ. УЧАЩИМСЯ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ ПРАВИЛА УЧАСТИЯ В ДИСКУССИИ, Т.К. ТАКИЕ УРОКИ ПОСТРОЕНЫ НА ДИСКУССИИ:
Умейте слушать друг друга;
Говорить должен кто-то один;
Говорить по существу;
Необходимо делиться мыслями;
Необходимо щадить чувства других;
Недопустимость умаления достоинства;
Уважительное отношение ко всем без исключения.
Выступление учащихся называется пресс-релиз.
Что такое критическое мышление (КМ) – это сложный мыслительный процесс, который начинается с получения информации и заканчивается принятием решения.
КМ имеет 3 аспекта:
Получение информации;
Осмысление значения, стратегия поиска ответов;
Рациональное принятие решения.
КМ – идеи, понимание смысла этих идей, скептический подход к ним, сопоставление с различными взглядами, доказывая и утверждая правильность своего решения.
Что необходимо для учащихся? Учащиеся должны иметь способность анализировать информацию, принимать решения, т.е. что является важным, а что нет. Структура урока должна быть четкой, систематической для того, чтобы учащиеся могли понимать, что от них требуется и применять знания на практике.
Вывод: КМ – результат хорошо спланированного урока, процесс которого благоприятствует развитию КМ.
Ученик должен уметь:
Мыслить критически, т.е. быть любознательным.
Принимать за себя ответственность за собственное обучение (непассивное усвоение знаний, а активное, почти самостоятельное).
Работа в сотрудничестве с другими (уметь слушать).
Проявлять постоянный интерес к процессу познания (развивать привычку любознательности, выполнять дело осмысленно).
Учитель должен:
1. Создавать атмосферу в классе открытого и ответственного взаимодействия.
2. Использовать структуру преподавания, чтобы содействовать КМ и независимому обучению, значит стремиться к такой модели обучения и преподавания, которую можно сформировать как 3 стадии:
Эвокэйшен – создание интереса через опыт своих знаний по данной теме, через говорение.
Реализэйшен – поиск ответов из опыта собственных знаний, мотивация к исследованию неизвестного, метод выращивания знаний.
Рефлекшен – рефлексия, обмен полученными знаниями, итог.
3. Использовать эффективные техники обучения согласно учебной программы.
4. Быть готовым принимать изменения в уроке.
5. Быть открытым, делиться опытом с другими.
1 СТРАТЕГИЯ. КЛАСТЕР – СТРАТЕГИЯ, КОТОРАЯ ИСПОЛЬЗУЕТ СХЕМОТЕХНИКУ.
2 СТРАТЕГИЯ. КАРТА ПОМЕТОК НАПРАВЛЕННОГО ЧТЕНИЯ.
Знаю тему урока .(V)
Новая для меня информация (+)
Морские черепахи.
Вес более 682 кг. Появились 1000 лет назад. Плачет, чистит глаза от песка. Удерживает вес 3 человек. Увеличивает свое тело.
Не знаю или не соответствует моим знаниям информация (-)
Это меня удивляет (?)
Плавают спящими большую часть времени, а не спят на дне моря.
Откладывает 150 штук яиц за 20 минут.
1 этап – запишите все, что вы знаете о морских черепахах, т.е. идет мозговая атака. Учащиеся записывают свою информацию. Например, живут в морских водах, размножаются яйцами на берегу, цвет темно-серый, мясо используется в пищу.
2 этап – мониторинг процесса понимания. Учитель раздает каждому ученику тексты для обработки. Надо отметить каждый абзац пометками. Работа эта индивидуальная.
( V) – это я уже знаю.
(+) – новая информация.
(-) – не соответствует моим знаниям.
(?) – это меня удивляет.
3 этап – короткие фразы по тексту записать в таблицу.
4 этап – спор по поводу разногласий.
Поиск дополнительных источников информации. Определяется, где было согласие во мнениях. Обсуждаются разногласия, разрешились ли они после чтения статьи или нужны дополнительный источники информации.
Джудит Ренни сказал: « Учащимся необходимо рассказывать друг другу и всему миру о том, что они знают для того, чтобы понять, что они знают. Посредством этого они будут учиться и познавать мир, как они его представляют.»
Учащиеся, мыслящие критически, спрашивают себя:
Что я думаю об этом?
Как полученная информация соотносится с тем, что я уже знаю?
Что я уже могу сделать по – другому, имея новую информацию?
Как меняются мои представления посредством новых идей?
3 СТРАТЕГИЯ.
ПЯТИСТИШИЕ.
Необходимо научить выстраивать алгоритм, который состоит из:
Учащиеся составляют рассказ, используя ключевые слова (урок-рассказывания по литературе). Например: учащимся предложены ключевые слова: тюленевая шкура, морской берег, закрытый сундучок.
Примерный рассказ: однажды мы отправились отдыхать на море. Там мы купались, загорали, грелись под лучами солнышка на морском берегу . Но к вечеру стало холодать, и мы хотели оправиться домой. Вдруг я нашла закрытый сундучок . К нашему удивлению, открыв сундучок, мы достали из него тюленевую шкуру , которая нас согрела.
Учащиеся записывают в таблицу свои мысли, о чем может быть, по их нению, этот рассказ (подбор выражений), не читая его.
Например: сказка «Три сестры».
Младшая – падчерица
Злая мачеха
О несправедливости
А другие могут записать:
О дружбе сестер
Их приключения
О взаимопомощи
Затем читают текст и сравнивают свой текст с текстом автора, отмечая в таблицу.
Совпало
Не совпало
6 СТРАТЕГИЯ «ДИСКУССИОННАЯ КАРТА». ЦЕЛЬ: НАУЧИТЬ АРГУМЕНТИРОВАНО ОТСТАИВАТЬ СВОЮ ПОЗИЦИЮ. НАПРИМЕР: СКАЗКА «ПРИКЛЮЧЕНИЯ БУРАТИНО». ВОПРОС: БЫЛО БЫ ЛУЧШЕ, ЕСЛИ БЫ БУРАТИНО НА 5 ЗОЛОТЫХ, КОТОРЫЕ ДАЛ ЕМУ ПАПА КАРЛО, КУПИЛ БЫ БУКВАРЬ ИЛИ ВСЕ ЖЕ ПОТРАТИЛ ИХ НА БИЛЕТ В ТЕАТР.
Да (лучше)
Пошел в школу.
Не встретился с отрицательными героями.
Не огорчил отца.
Не попал в неприятные ситуации.
Нет (не лучше)
Не помог куклам обрести свободу.
Не узнал тайну золотого ключика.
Не обрел настоящих друзей (Мальвина, Пьеро, Артемон)
7 СТРАТЕГИЯ: ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА В ГРУППАХ, ВЫБОР И ВЫСТУПЛЕНИЕ СПИКЕРА.
Например: урок познания мира. Тема: «Осенние изменения в окружающем мире».
1 группа: изменения в живой природе с приходом осени.
2 группа: изменения в неживой природе с приходом осени.
3 группа: труд людей осенью.
РЕФЛЕКСИЯ:
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ (КМ) – процесс интеграционных идей и способность мыслить творчески, создавая собственные концепции и высказывания.