Современное образование сегодня находится в процессе модернизации. Один из её этапов – это внедрение ФГОС начального общего образования второго поколения, где одной из ведущих является концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Слайд2
В связи с этим в учебных планах появляются новые предметы, призванные по-новому посмотреть на некоторые вопросы образования и воспитания. Таким предметом стал курс ОРКСЭ.(6 модулей. В нашей школе выбрали ОПК)
Целью курса является Слайд 3. формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Данный курс интегрирует знания из разных областей: истории Отечества, филологии, географии и др. Он проводится не с целью возврата церковного обучения, а как элемент культуры, воспитывающий, формирующий духовность, и что самое важное в воспитательном процессе сформировать достойного гражданина РФ, соблюдающего конституцию и законы страны, уважающего права и свободы других граждан, готового к межкультурному диалогу.
Слайд 4.
Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. На какой же идеал ориентирует нас Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности?
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации-
Слайд 5.
Общие задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся на уровне начального общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.
Слайд 6.
3 ГОДА НАЗАД при подготовке к учебным занятиям я поняла, что очень важно найти ту струнку души ребёнка, чтобы вызвать не только интерес к предмету, но и побудить в нём душевные размышления и сопереживания. Значит, традиционного преподавания предмета будет недостаточно. Поэтому необходимо разнообразить уроки и строить их с опорой на современные образовательные технологии. Среди них особо актуальны те, которые позволяют реализовать деятельностный подход к обучению (исследование, различные виды проектов, мозговой штурм, анализ жизненных ситуаций, игровые технологии, дискуссии и др.).
А это требовало овладения интерактивными методами обучения и использования ПК, информационными технологиями, работой с интерактивной доской.
Слайд7
В основе проектных технологий лежит активная познавательная деятельность учащихся, способствующая развитию коммуникативных компетенций, исследовательских и творческих способностей, умения ориентироваться в информационном пространстве, интегрировать и обобщать информацию из различных источников. В процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий в рамках проекта учащиеся приучаются к самоорганизации, самоанализу, формируются навыки самообразования
Слайд 8.
По доминирующей деятельности выделяют следующие виды проектов
Исследовательские-напоминающие научное исследование. Они предполагают выбор темы, связанной с решением творческой, исследовательской проблемы с характерными для любой научной работы методами исследования (определение задач исследования, выдвижение гипотезы, ее последующая проверка);
Прикладные-– нацеленные на получение конкретного результата деятельности;
Информационные -– нацеленные на сбор и анализ информации о каком-либо явлении или объекте для представления классу
Игровые - направленные на реконструкцию или моделирование социальных или деловых ситуаций.
Проекты могут быть как индивидуальные, так и коллективные (групповые, общешкольные т.д.) Особое значение в работе над проектами имеют междисциплинарные связи: ОРКСЭ и «Литературное чтение», ОРКСЭ и «Окружающий мир», проекты по краеведению.
Слайд 9
Школьные дисциплины, в том числе и ОРКСЭ, уже своим содержанием закладывают основы научного знания:
-содержание учебных пособий представляет собой адаптированный на определенный возраст учащихся научный текст, в них раскрывается понятийная основа предмета – язык базовой науки, ставятся проблемные вопросы, приводятся аргументы и обоснования. Осваивая содержание и способы познавательной деятельности учащиеся знакомятся с методами исторического исследования.
Интерактивные технологии
Эти технологии предполагают взаимодействие учителя и учащихся в процессе познавательной деятельности («inter» - взаимный, «act» - действие). Такое взаимодействие формирует навыки сотрудничества, кооперации. К интерактивным формам работы можно отнести коллективный способ обучения, парные и групповые формы работы и различные технологии (например, модульная, диалоговая, проектная и др.).
Игровые технологии
Игра – один из основных видов деятельности учащихся. Игры в обучении предполагают деятельность, направленную на воссоздание и усвоение социального опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Ролевая игра способствует отработке правил и моделей поведения, школьники приобретают знания об общественных нормах, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе.
Деловая игра – это моделирование различных социальных ситуаций, цель которых – обучение принятию решения.
Слайд10
Информационно-коммуникационные технологии
Курс ОРКСЭ обеспечен в достаточной мере мультимедийными средствами обучения, что позволяет организовать изучение курса на современном уровне в интересной и увлекательной для учащихся форме. Компьютерное сопровождение преподавания курса позволяет одновременно использовать разноплановую информацию: тексты, аудио, видеоматериалы, презентации. Использование различных форм наглядности, музыкальное сопровождение усиливает эмоциональный фон занятий, вызывают интерес у учащихся, усиливает мотивационные установки к изучению курса.
Использование ИКТ представляет более широкие возможности для повышения эффективности преподавания курса. Это….
Слайд11
Для наиболее полного формирования активного, творческого, самостоятельного, высоконравственного человека помогает мне в работе методы и приёмы технологии критического мышления.
Данная технология отличается от традиционной, меняются роли педагогов и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Роль учителя в основном координирующая. При проведении занятий по данному курсу наиболее удачным, на мой взгляд, будет выбор технологии критического мышления. Тут необходимо проявлять творчество при подготовке к учебным занятиям, а для этого использовать кроссворды, презентации к урокам, ресурсы интернета, где вы сможете найти необходимые песни, репродукции
Слайд 12
Считаю, что наиболее полно сформировать активного, самостоятельного, творческого, духовно-нравственного человека помогает использование педагогом технологии развивающего обучения. При планировании и проведении учебных занятий по курсу ОРКСЭ советую использовать следующие принципы развивающего обучения, а также определённые формы и методы учебной деятельности:…1. Принцип самостоятельной деятельности:
• Самостоятельная постановка УЗ урока;
• Технология проблемного обучения;
• Тестовый контроль;
• Метод неоконченных предложений;
• Самостоятельная работа с первоисточниками.
2. Принцип индивидуальности:
• уровневая дифференциация;
• работа на различных уровнях обучения:
а) репродуктивном (задания воспроизводящего характера, меловые рисунки, карточки-подсказки, ОС);
б) продуктивном (метод постановки целей, метод логических цепочек, метод логических схем, метод причинно-следственных связей)
в) творческом (метод классификации, метод проектов, метод систематизации, метод проведения изысканий).
3. Принцип креативности (творчества):
1. Виды творческих заданий:
• художественно-графические задания (моделирование, рисунки, диафильмы);
• письменные задания (мини-сочинения, творческие рассказы);
• устные задания (метод персонификации, драматизация, погружение в эпоху, рассказ от первого лица).
Использование данных форм, метод, приёмов педагогической деятельности позволяет не только решать приоритетные направления современного образования, но и воспитывать у учащихся чувства патриотизма, толерантности, любви к своей Родине, к культуре и религии своего народа.
СЛАЙД 13
Также в рамках курса рассматриваются и непосредственно связанные с ним семейные ценности, которые закладывают основу для формирования нравственных идеалов, принятых в обществе, чувство гордости за свою Родину, свой народ.
Сотрудничество семьи и школы – необходимое условие для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка.
Без взаимодействия с семьей, общности с родителями, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху.
Курс ОРКСЭ, как показывает практика, успешно реализует личностные результаты основной общеобразовательной программы, в том числе и в сфере духовно-нравственного развития.
Это проявляется в формировании:
- основ российской гражданской идентичности, начиная с первой темы курса единой для всех модулей – «Россия наша Родина»;
- ценностей многонационального российского общества (это первая часть каждого модуля, с 1 по 18 уроки, которая заканчивается обобщением с непосредственным участием родителей, привлекаемых в процессе изучения всего учебного материала модулей);
- гуманистических ценностей, их взаимосвязей на основе материала внутри модуля, посвященного конкретным вопросам изучения культур во взаимосвязи со своей национальной и этнической принадлежностью;
- толерантного отношения к культуре, истории и традициям других народов в рамках общечеловеческих ценностей;
- уважительного отношения к Российской многонациональной культуре, путем формирования, в том числе, и эстетических, духовно-нравственных потребностей и установок
Слайд 15
Безотметочная система не сковывает ребят. Они рассуждают, доказывают, не боятся ошибиться. Дети задают вопросы, самостоятельно ищут на них ответ. Но и сам фактор отсутствия оценочной системы в курсе даёт возможность увидеть каждого ребёнка под другим углом зрения. Это даёт возможность общаться с ребёнком без учёта решения каких-то учебных задач. Ребята любят работать с книгой. Они с увлечением рассматривают иллюстрации, читают тексты, рассказывают своим товарищам, что интересного узнали по какому-то вопросу.
В завершении хочу сказать, введение данного курса в общеобразовательную программу является целесообразным. Хочется верить, что эти уроки добра, понимания, общения сдвинут с места стену равнодушия, непонимания. Как учитель я осознаю, какая ответственность ложится на меня в преподавании этого курса
Слайд 16.
Главным результатом на уроках ОПК, заключается в усвоении школьниками вечных ценностей: милосердия, сострадания, стремления к добру. Бог пожелал, чтобы человек был счастлив только в нравственной системе ценностей. И если владея этими ценностями, учащиеся будут способны различать добро и зло, то сильной будет личность, сильным будет общество и сильным будет государство ".
Убеждена, что учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», призван сыграть огромную роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, в формировании достойных граждан нашей страны. Такие занятия добра, понимания, общения сдвинут с места стену равнодушия, невежества, непонимания.