kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация на тему: Духовно - нравственное воспитание младших школьников на уроках ОРКСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Современное образование сегодня находится в процессе модернизации. Один из её этапов – это внедрение ФГОС начального общего образования второго поколения, где одной из ведущих является концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

 Слайд2

В связи с этим в учебных планах появляются новые предметы, призванные по-новому посмотреть на некоторые вопросы образования и воспитания. Таким предметом стал курс ОРКСЭ.(6 модулей. В нашей школе выбрали ОПК)

 Целью курса  является Слайд 3.  формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании  и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Данный курс интегрирует знания из разных областей: истории Отечества, филологии, географии  и др. Он проводится не с целью возврата церковного обучения, а как элемент культуры, воспитывающий, формирующий духовность, и что самое важное в воспитательном процессе сформировать достойного гражданина РФ, соблюдающего конституцию и законы страны, уважающего права и свободы других граждан, готового к межкультурному диалогу.

 Слайд 4.

         Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. На какой же идеал ориентирует нас Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности?

         Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации-

Слайд 5.

     Общие задачи духовно­-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся на уровне начального общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно­-нравственного развития личности гражданина России.

Слайд 6.

3 ГОДА НАЗАД при подготовке к учебным занятиям я поняла, что очень важно найти ту струнку души ребёнка, чтобы вызвать не только интерес к предмету, но и побудить в нём душевные размышления и сопереживания. Значит, традиционного преподавания предмета будет недостаточно. Поэтому необходимо разнообразить уроки и  строить  их с опорой на современные образовательные технологии. Среди них особо актуальны те, которые позволяют реализовать деятельностный подход к обучению (исследование, различные виды проектов, мозговой штурм, анализ жизненных ситуаций, игровые технологии, дискуссии и др.).

А это требовало  овладения интерактивными методами обучения  и использования ПК, информационными технологиями, работой с интерактивной доской.

Слайд7

  В   основе  проектных технологий лежит активная познавательная деятельность учащихся, способствующая развитию коммуникативных компетенций, исследовательских и творческих способностей, умения ориентироваться в ин­формационном пространстве, интегрировать и обобщать информацию из различных источников. В процессе плани­рования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий в рамках проекта учащиеся приучаются к самоорганизации, самоанализу, формируются навыки самообразования

Слайд 8.

По доминирующей деятельности выделяют следующие виды проектов

Исследовательские-напоминающие научное исследование. Они предполагают выбор темы, связанной с решением творческой, исследовательской проблемы с характерными для любой научной работы методами исследования (определение  задач исследования, выдвижение гипотезы, ее последующая проверка);

Прикладные-– нацеленные на получение конкретного результата деятельности;

Информационные -– нацеленные на сбор и анализ информации о каком-либо явлении или объекте для представления классу

Игровые  -  направленные на реконструкцию или моделирование социальных или деловых ситуаций.

Проекты могут быть как индивидуальные, так и коллективные (групповые, общешкольные  т.д.) Особое значение в работе над проектами имеют междисциплинарные связи: ОРКСЭ и «Литературное чтение», ОРКСЭ и «Окружающий мир»,  проекты по краеведению.

Слайд 9

Школьные дисциплины, в том числе и ОРКСЭ, уже своим содержанием закладывают основы научного знания:

-содержание учебных пособий представляет собой адаптированный на определенный возраст учащихся научный текст, в них раскрывается понятийная основа предмета – язык базовой науки, ставятся проблемные вопросы, приводятся аргументы и обоснования. Осваивая содержание и способы познавательной деятельности   учащиеся  знакомятся с методами исторического исследования.

Интерактивные технологии

Эти   технологии предполагают взаимодействие учителя и учащихся в процессе познавательной деятельности («inter» - взаимный, «act» - действие). Такое взаимодействие формирует навыки сотрудничества, кооперации. К интерактивным формам работы можно отнести  коллективный способ обучения, парные и групповые формы работы и различные технологии (например, модульная, диалоговая, проектная и др.).

         Игровые технологии

Игра – один из основных видов деятельности учащихся. Игры в обучении предполагают деятельность, направленную на воссоздание и усвоение  социального опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Ролевая игра способствует отработке правил и моделей поведения, школьники приобретают  знания об общественных нормах,  о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе. 

Деловая игра это моделирование различных социальных ситуаций, цель которых – обучение принятию решения. 

Слайд10

Информационно-коммуникационные технологии

Курс ОРКСЭ обеспечен в достаточной мере мультимедийными средствами обучения, что позволяет организовать изучение курса на современном уровне в интересной и увлекательной для учащихся форме. Компьютерное сопровождение преподавания курса позволяет одновременно использовать разноплановую информацию: тексты,  аудио, видеоматериалы, презентации. Использование различных форм наглядности, музыкальное сопровождение усиливает эмоциональный фон занятий, вызывают интерес у учащихся, усиливает   мотивационные установки к изучению курса.

Использование ИКТ представляет более широкие возможности  для повышения эффективности   преподавания курса. Это….

Слайд11

Для наиболее полного формирования активного, творческого, самостоятельного, высоконравственного человека помогает мне в работе методы и приёмы технологии критического мышления.

Данная технология отличается от традиционной, меняются роли педагогов и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Роль учителя в основном координирующая. При проведении занятий по данному курсу наиболее удачным, на мой взгляд, будет выбор технологии критического мышления. Тут необходимо проявлять творчество при подготовке к учебным занятиям, а для этого использовать кроссворды, презентации к урокам, ресурсы интернета, где вы сможете найти необходимые песни, репродукции

Слайд 12

Считаю, что наиболее полно сформировать активного, самостоятельного, творческого, духовно-нравственного человека помогает использование педагогом технологии развивающего обучения. При планировании и проведении учебных занятий по курсу ОРКСЭ советую использовать следующие принципы развивающего обучения, а также определённые формы и методы учебной деятельности:…1. Принцип самостоятельной деятельности:
• Самостоятельная постановка УЗ урока;
• Технология проблемного обучения;
• Тестовый контроль;
• Метод неоконченных предложений;
• Самостоятельная работа с первоисточниками.

2. Принцип индивидуальности:
• уровневая дифференциация;
• работа на различных уровнях обучения:
а) репродуктивном (задания воспроизводящего характера, меловые рисунки, карточки-подсказки, ОС);
б) продуктивном (метод постановки целей, метод логических цепочек, метод логических схем, метод причинно-следственных связей)
в) творческом (метод классификации, метод проектов, метод систематизации, метод проведения изысканий).

3. Принцип креативности (творчества):
1. Виды творческих заданий:
• художественно-графические задания (моделирование, рисунки, диафильмы);
• письменные задания (мини-сочинения, творческие рассказы);
• устные задания (метод персонификации, драматизация, погружение в эпоху, рассказ от первого лица).
Использование данных форм, метод, приёмов педагогической деятельности позволяет  не только решать приоритетные направления современного образования, но и воспитывать у учащихся чувства патриотизма, толерантности, любви к своей Родине, к культуре и религии своего народа.

СЛАЙД 13

Также в рамках курса рассматриваются и непосредственно связанные с ним семейные ценности, которые закладывают основу для формирования нравственных идеалов, принятых в обществе, чувство гордости за свою Родину, свой народ.
Сотрудничество семьи и школы – необходимое условие для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка.

Без взаимодействия с семьей, общности с родителями, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху.

Курс ОРКСЭ, как показывает практика, успешно реализует личностные результаты основной общеобразовательной программы, в том числе и в сфере духовно-нравственного развития.

Это проявляется в формировании:

  • основ российской гражданской идентичности, начиная с первой темы курса единой для всех модулей – «Россия наша Родина»;
  • ценностей многонационального российского общества (это первая часть каждого модуля, с 1 по 18 уроки, которая заканчивается обобщением с непосредственным участием родителей, привлекаемых в процессе изучения всего учебного материала модулей);
  • гуманистических ценностей, их взаимосвязей на основе материала внутри модуля, посвященного конкретным вопросам изучения культур во взаимосвязи со своей национальной и этнической принадлежностью;
  • толерантного отношения к культуре, истории и традициям других народов в рамках общечеловеческих ценностей;
  • уважительного отношения к Российской многонациональной культуре, путем формирования, в том числе, и эстетических, духовно-нравственных потребностей и установок

Слайд 15

Безотметочная  система не сковывает ребят. Они рассуждают, доказывают, не боятся ошибиться. Дети задают вопросы, самостоятельно ищут на них ответ. Но и сам фактор отсутствия оценочной системы в курсе даёт возможность увидеть каждого ребёнка под другим углом зрения. Это даёт возможность общаться с ребёнком без учёта решения каких-то учебных задач. Ребята любят работать с книгой. Они с увлечением рассматривают иллюстрации, читают тексты, рассказывают своим товарищам, что интересного узнали по какому-то вопросу.

В завершении хочу сказать, введение данного курса в общеобразовательную программу является целесообразным. Хочется верить, что эти уроки добра, понимания, общения сдвинут с места стену равнодушия, непонимания. Как учитель я осознаю, какая ответственность ложится на меня в преподавании этого курса

 

Слайд 16.

         Главным результатом на уроках ОПК, заключается в усвоении школьниками вечных ценностей: милосердия, сострадания, стремления к добру. Бог пожелал, чтобы человек был счастлив только в нравственной системе ценностей. И если владея этими ценностями, учащиеся будут способны различать добро и зло, то сильной будет личность, сильным будет общество и сильным будет государство ".

        Убеждена, что учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», призван сыграть огромную роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, в формировании достойных граждан нашей страны. Такие занятия добра, понимания, общения сдвинут с места стену равнодушия, невежества, непонимания.

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: Духовно - нравственное воспитание младших школьников на уроках ОРКСЭ»

Духовно- нравственное воспитание младших школьников на уроках ОРКСЭ Подготовила: учитель начальных классов МБОУ Ульяновской СШ Лазарева И.А .

Духовно- нравственное воспитание младших школьников на уроках ОРКСЭ

Подготовила: учитель начальных классов

МБОУ Ульяновской СШ Лазарева И.А .

Нормативно-правовая  основа программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Нормативно-правовая основа программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

  • Закон РФ «Об образовании»
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Цель духовно-нравственного развития   в современной школе - развитие представлений ребенка о возможных способах толерантного взаимодействия с окружающим миром, об уникальных особенностях мира вещей, природы и людей Задачи:

Цель духовно-нравственного развития

в современной школе - развитие представлений ребенка о возможных способах толерантного взаимодействия с окружающим миром, об уникальных особенностях мира вещей, природы и людей

Задачи:

  • развивать педагогические технологии, раскрывающие ресурсы   личности всех участников педагогического процесса (ребенок,  родители, педагоги) и формирующие положительную мотивацию на   духовно – нравственное и социокультурное обновление;
  • выйти на новое понимание качества образования, включающего не только усвоение содержания, но и развитие духовности,    коммуникативности  и управленческих умений, формирование    мотивации и опыта социокультурного обновления.
Национальный воспитательный идеал  Высоконравственный, творческий,  компетентный гражданин России,  принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны,  укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации .

Национальный воспитательный идеал

Высоконравственный, творческий,

компетентный гражданин России,

принимающий судьбу Отечества

как свою личную,

осознающий ответственность

за настоящее и будущее своей страны,

укоренённый в духовных и культурных традициях

многонационального народа Российской Федерации .

Основные направления и ценностные основы духовно­-нравственного развития и воспитания учащихся:   1. Гражданско-патриотическое воспитание  2. Нравственное и духовное воспитание  3. Здоровьесберегающее воспитание  4. Интеллектуальное воспитание  5. Воспитание семейных ценностей  6. Социокультурное и медиакультурное воспитание  7. Культуротворческое и эстетическое воспитание  8. Правовое воспитание и культура безопасности  9. . Воспитание положительного отношения к труду и творчеству 10. Формирование коммуникативной культуры  11. Экологическое воспитание

Основные направления и ценностные основы

духовно­-нравственного развития и воспитания учащихся:

1. Гражданско-патриотическое воспитание

2. Нравственное и духовное воспитание

3. Здоровьесберегающее воспитание

4. Интеллектуальное воспитание

5. Воспитание семейных ценностей

6. Социокультурное и медиакультурное воспитание

7. Культуротворческое и эстетическое воспитание

8. Правовое воспитание и культура безопасности

9. . Воспитание положительного отношения к труду и творчеству

10. Формирование коммуникативной культуры

11. Экологическое воспитание

Современные образовательные технологии применяемые на уроках ОРКСЭ: технологию критического мышления, проектной и исследовательской деятельности  технологии развивающего обучения проблемное и интерактивное обучение организация дискуссионного обучения технологию конструирования игровые технологии познавательного конфликта сказкотерапия

Современные образовательные технологии применяемые на уроках ОРКСЭ:

  • технологию критического мышления,
  • проектной и исследовательской деятельности
  • технологии развивающего обучения
  • проблемное и интерактивное обучение
  • организация дискуссионного обучения
  • технологию конструирования
  • игровые технологии
  • познавательного конфликта
  • сказкотерапия

Отличительные черты проектной технологии :  - целеполагание, которое предполагает исследование проблемы и разработку конкретного продукта;  - практическая или теоретическая значимость предполагаемых результатов;  - ориентация на самостоятельную деятельность (индивидуальная, парная, групповая) учащихся;  - деятельностный подход;  - сотрудничество учителя и ученика, а также учащихся друг с другом (групповой проект);  - возможность работать в индивидуальном темпе;  - формирование жизненно важных компетенций

Отличительные черты проектной технологии : - целеполагание, которое предполагает исследование проблемы и разработку конкретного продукта; - практическая или теоретическая значимость предполагаемых результатов; - ориентация на самостоятельную деятельность (индивидуальная, парная, групповая) учащихся; - деятельностный подход; - сотрудничество учителя и ученика, а также учащихся друг с другом (групповой проект); - возможность работать в индивидуальном темпе; - формирование жизненно важных компетенций

Виды проектной деятельности      — исследовательские — прикладные — информационные — ролевые и игровые

Виды проектной деятельности

— исследовательские

— прикладные

— информационные

— ролевые и игровые

Примерная тематика проектов и исследований школьников по ОРКСЭ

Примерная тематика проектов и исследований школьников по ОРКСЭ

  • Памятники духовной культуры в нашей области
  • Добро и зло в сказках народов, проживающих в вашей местности
  • Ду х овно-нравственные ценности в пословицах народов России
  • Дружба начинается с улыбки
  • Красота общения: этикет в жизни людей родного города.
  • Кто такой друг?
  • Наши бабушки
  • Национальные костюмы народов России
  • Национальные традиции в нашей семье
  • Памятники духовной культуры в моем городе
  • Правила гостеприимства народов России
  • Религиозные праздники в нашей республике.
  • Наша семья в годы Великой Отечественной войны
  • Традиции и ценности моей семьи
Использование ИКТ

Использование ИКТ

  • использование разноплановой наглядности - картины, портреты, фотографии, карты;
  • активизация познавательной деятельности учащихся через использование активных и интерактивных форм деятельности;
  • создание информационной базы по курсу для организации самостоятельной исследовательской и проектной деятельности учащихся;
  • организация проверки знаний учащихся и самоконтроля;
  • организация проектной и исследовательской деятельности и т.д.
Технологии критического мышления   вырабатывают у учащихся надпредметные умения:

Технологии критического мышления вырабатывают у учащихся надпредметные умения:

  • умение работать в группе;
  • умение графически оформить текстовый материал;
  • умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию;
  • умение распределить информацию по степени новизны и значимости;
  • умение обобщить полученные знания;
  • формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.
Технологии развивающего обучения

Технологии развивающего обучения

  • Принцип самостоятельной деятельности
  • Принцип индивидуальности
  • Принцип креативности (творчества):
Курс ОРКСЭ, как показывает практика, успешно реализует личностные результаты основной общеобразовательной программы, в том числе и в сфере духовно-нравственного развития . Это проявляется в формировании :

Курс ОРКСЭ, как показывает практика, успешно реализует личностные результаты основной общеобразовательной программы, в том числе и в сфере духовно-нравственного развития . Это проявляется в формировании :

  • основ российской гражданской идентичности, начиная с первой темы курса единой для всех модулей – «Россия наша Родина»;
  • ценностей многонационального российского общества ;
  • гуманистических ценностей, их взаимосвязей на основе материала внутри модуля, посвященного конкретным вопросам изучения культур во взаимосвязи со своей национальной и этнической принадлежностью;
  • толерантного отношения к культуре, истории и традициям других народов в рамках общечеловеческих ценностей;
  • уважительного отношения к Российской многонациональной культуре, путем формирования, в том числе, и эстетических, духовно-нравственных потребностей и установок.
Мы строим культуру мира. Мы больше получим, чем отдадим, если будем чаще вспоминать про то, что нас соединяет, про то, что человек становится Человеком только благодаря другому человеку.

Мы строим культуру мира.

Мы больше получим, чем отдадим, если будем чаще вспоминать про то, что нас соединяет, про то, что человек становится Человеком только благодаря другому человеку.

КУРС «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» КАК ОДИН ИЗ МЕХАНИЗМОВ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ   Освоение школьниками курса должно обеспечить

КУРС «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» КАК ОДИН ИЗ МЕХАНИЗМОВ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

Освоение школьниками курса должно обеспечить

  • понимание значения нравственности, морали
  • формирование представлений об основах религиозных культур и светской этики
  • формирование уважительного отношения к различным традициям
  • укрепление преемственности поколений
Наша земля – это место, где мы можем любить друг друга, соблюдать традиции и продолжать историю Планеты .

Наша земля – это место, где мы можем любить друг друга, соблюдать традиции и продолжать историю Планеты .

Душою красивы и очень добры,   Талантом сильны вы и сердцем щедры.   Все ваши идеи, мечты о прекрасном,   Уроки, затеи не будут напрасны!   Вы к детям дорогу сумели найти,   Пусть ждут вас успехи на этом пути!

Душою красивы и очень добры,  Талантом сильны вы и сердцем щедры.  Все ваши идеи, мечты о прекрасном,  Уроки, затеи не будут напрасны!  Вы к детям дорогу сумели найти,  Пусть ждут вас успехи на этом пути!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Лазарева Ирина Александровна

Дата: 15.03.2016

Номер свидетельства: 305834

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках и во внеурочное время."
    ["seo_title"] => string(79) "dukhovnonravstviennoievospitaniieuchashchikhsianaurokakhivovnieurochnoievriemia"
    ["file_id"] => string(6) "331379"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1464612669"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(220) "Презентация на тему: Духовно - нравственное воспитание младших школьников на уроках ОРКСЭ. Уроки православной культуры."
    ["seo_title"] => string(80) "priezientatsiia_na_tiemu_dukhovno_nravstviennoie_vospitaniie_mladshikh_shkol_nik"
    ["file_id"] => string(6) "380669"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1484689555"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль светская этика. "
    ["seo_title"] => string(52) "rabochaia-proghramma-po-orkse-modul-svietskaia-etika"
    ["file_id"] => string(6) "133443"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416505911"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства