. Активные технологии в развитии творчества младшего школьника.
Цель: уметь жить, уметь работать, уметь жить вместе, уметь учиться.
Задачи: чётко продумывать организацию деятельности обучаемых в процессе овладения знаниями, приобретения новых навыков; работать над развитием памяти, мышления, творческих способностей; воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.
Наше время - это время перемен. Сейчас Казахстану нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
С недавнего времени в школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить различными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными уроками, с использованием активных технологий имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду.
Опыт школьных преподавателей и исследования педагогов - новаторов показали, что нетрадиционные формы проведения уроков поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию учения. Одним из важных приемов создания положительной мотивации учения, на наш взгляд, служит работа с использованием активных методов обучения.
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.
Активные методы обучения подразделяются на методы начала урока, выяснения целей, ожиданий, опасений, презентации учебного материала, организации самостоятельной работы, релаксации, подведения итогов. Каждый из этих методов позволяет эффективно решать конкретные задачи того или иного этапа урока.
Активные формы обучения отнесены к классу образовательных технологий, обозначенных как технологии модернизации обучения на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.
Активные формы обучения включают в себя следующие технологии: технология проблемного обучения, технология проектного обучения, технология развития «критического мышления», игровые технологии, интерактивные технологии.
Существуют следующие отличительные особенности активного обучения:
- принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания;
- достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной мере устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия);
- самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых.
С использованием активных технологий мною были разработаны и проведены уроки. По литературе: Урок-путешествие (интегрированный: казахский язык и литература) " Родные просторы"- урок проходил в фойе, на уроке были использованы инсценировка встречи гостей, викторина, исполнение казахского танца, айтыс акынов, чтение стихов М. Алимбаева, К. Ибраева, А. Асылбекова и т.д.
Урок-капустник "Поэтический родник"- урок проходил в актовом зале, где учащиеся самостоятельно готовили краткую биографию и отрывок наизусть для защиты выступления. По русскому языку такие уроки, как: "В гостях у слова" – в коридоре на стеклянной стене были развешаны буквы по алфавиту, под каждой буквой учащиеся прикрепляли названия профессий, которым подробно в разброс зачитывали с энциклопедии значение слова данной профессии, составляли словосочетания, предложения, а затем работали над их разбором. Профессии находили при выполнении домашнего задания заранее из доступных источников (словари В. Даля и С. Ожегова, интернет). Урок-соревнование "Имя прилагательное" во время урока были использованы ребусы, анаграммы, кроссворды. По математике: урок-практикум" Круг. Окружность " – с помощью игры Кошки-мышки изучали тему: Точки, принадлежащие и не принадлежащие фигуре. По познанию мира: уроки-проекты "Растительный и животный мир Казахстана"- на вводном уроке по данной теме ученики были распределены по группам и на последующих уроках, каждая группа готовила коллаж и интересные факты из жизни растений и животных поля, леса, водоёма, степи. Урок-погружение " Родственные отношения" - это совместная активная работа учителя и учащихся, наполненная конкретным, реальным содержанием и смыслом по составлению древа семьи.
Нурмагамбетова Диана защищала проект " Что посеяно на полях родного села" и среди учащихся 2-9 классов заняла 2 место. В течение всего учебного года регулярно уроки проходили с использованием интерактивной доски.
Наблюдения за деятельностью учащихся я фиксировала, насколько они самостоятельны, проявляют ли интерес, любознательность, активность при изучении материала, как относятся к учебной деятельности, какие мотивы ими управляют. Осознают ли учащиеся цели и задачи урока, как проявляются психические познавательные процессы, внутренняя мотивация, интеллектуальные чувства, стремление понять и запомнить, доведение начатого до конца, поиск путей решения, стремление найти новые способы решения.